УДК 35+330.322

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МФЦ И ИНВЕСТОРА В ОТНОШЕНИЯХ АРЕНДЫ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Ахметзянова Карина Альбертовна
Башкирский государственный университет

Аннотация
В современных условиях Многофункциональные центры по оказанию государственных и муниципальных услуг (МФЦ) являются посредниками между органами власти и населением, а также юридическими лицами муниципальных образований. В настоящей статье автор описывает интересы как Многофункциональных центров, так и самих органов власти в рамках различных сфер взаимодействия, в том числе и в отношениях аренды муниципальной собственности. Рассматриваются понятия «муниципальная собственность», «аренда муниципальной собственности» и др. Автор раскрывает сущность системы взаимодействия МФЦ и инвесторов в отношениях аренды муниципального имущества.

Ключевые слова: аренда муниципального имущества, государственное и муниципальное управление, государственные и муниципальные услуги, инвестиционный климат, муниципальная собственность, МФЦ, управление муниципальной собственностью


MFC-INVESTOR INTERACTION IN RELATIONS RENT OF MUNICIPAL PROPERTY

Ahmetzyanova Karina Albertovna
Bashkir State University

Abstract
In modern conditions, Multifunctional centers for rendering state and municipal services (MFCs) are intermediaries between authorities and the population, as well as legal entities of municipal entities. In this article, the author describes the interests of both the Multifunctional Centers and the authorities themselves in the framework of various spheres of interaction, including in the relations of renting municipal property. The notions "municipal property", "rent of municipal property", etc. are considered. The author reveals the essence of the system of interaction between the MFC and investors in the relations of renting municipal property.

Keywords: investment climate, lease of municipal property, management of municipal property, MFC, municipal property, state and municipal management, state and municipal services


Рубрика: Право

Библиографическая ссылка на статью:
Ахметзянова К.А. Взаимодействие МФЦ и инвестора в отношениях аренды муниципальной собственности // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/04/23612 (дата обращения: 27.05.2017).

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что МФЦ в настоящее время находятся в процессе становления и развития, поэтому в ходе взаимодействия с инвесторами в отношениях аренды муниципальной собственности возникают трудности, вызванные особенностями заключения договоров аренды муниципального имущества и отсутствием квалифицированных специалистов в данной области [14, с. 35].

По мнению некоторых исследователей МФЦ не обеспечены необходимым количеством квалифицированных специалистов, имеющих профильное образование. Именно поэтому вопросам получения профильного образования и повышения уровня квалификации специалистов в области оказания муниципальных услуг должно уделяться пристальное внимание [11, с. 25].

МФЦ уполномочены организовать предоставление государственных и муниципальных услуг. Если органу местной власти или инвестору необходимо зарегистрировать права на объект недвижимости или получить сведения из ЕГРН, то следует обратиться в МФЦ. Росреестр теперь обязан предоставлять эти услуги через МФЦ по принципу одного окна. Однако те, кто желает получить в пользование земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, уже не могут подавать заявки на участие в торгах через МФЦ. Орган, ответственный за управление имуществом, должен сам принимать документы от заявителей [2].

Деятельность центров осуществляется на основе Федерального закона от 27.07.2010 г. №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Новые нормы закона в сфере предоставления услуг нередко противоречат введенным ранее. В результате возникают проблемы в работе органов местного самоуправления. Вызывает интерес мнение А.М. Молокотина, который рекомендует разработать стандарты услуг муниципальных образований. По его мнению, это поможет привести услуги разных учреждений к единому формату [10, с.4].

Новые нормы закона в сфере предоставления услуг нередко противоречат введенным ранее. В результате возникают проблемы в работе органов местного самоуправления. Вызывает интерес мнение Молокотина А.М., который рекомендует разработать стандарты услуг муниципальных образований. По его мнению, это поможет привести услуги разных учреждений к единому формату [10, с.4].

В качестве основных целей создания МФЦ можно назвать следующие. В первую очередь – это повышение качества и доступности государственных услуг и снижение издержек бизнеса на преодоление административных барьеров. Немаловажны такие цели как повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти и межведомственной координации, а также открытости и прозрачности для общества [13, с.49]. На сегодняшний день МФЦ созданы и функционируют уже во всех субъектах России.

Например, в Башкортостане создано Республиканское государственное автономное учреждение Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (РГАУ МФЦ) с 2011 года на основании Распоряжения Правительства РБ №1060-р от 17.08.2011 года.

Свою деятельность РГАУ МФЦ осуществляет в соответствии с требованиями доступности и комфортности для получателей государственных и муниципальных услуг, установленными Правилами организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг. МФЦ Республики Башкортостан предоставляет 588 видов различных муниципальных и государственных услуг, по таким важным направлениям как: предпринимательство, социальное обеспечение, услуги в сфере гражданско-правового статуса, земельно-имущественные отношения. В межведомственном взаимодействии участвуют 59 органов власти и организаций.

Такое важное и актуальное направление как аренда муниципального имущества, на практике осуществляется, в большинстве случаев, в рамках обычной аренды. Хотя на уровне муниципалитетов в регионах допустимы разные подходы к вопросу взаимодействия с инвесторами [12, с. 71]. Очень важно, чтобы должные действия органов власти не противоречили законодательству, которое регулирует отношения государственных и муниципальных институтов с предприятиями муниципального образования.

Основной правовой акт, определяющий порядок аренды муниципального имущества – это Федеральный закон от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» [3, с. 8].

Согласно его положениям, если собственность не закреплена в форме хозяйственного владения за тем или иным субъектом на уровне местной власти, то она может предоставляться предпринимателям на конкурсной основе или путем проведения аукциона. Подобная процедура проводится, если имущество принадлежит муниципальному унитарному предприятию. При этом не важно, находится оно в хозяйственном управлении или же в оперативном.

Есть случаи, когда аренда муниципального имущества допускается только по факту проведения конкурса. Приказ ФАС – ведомства, которое отвечает за взаимодействие органов власти и бизнеса, содержит положения, в соответствии с которыми такие процедуры и организуются. Приказ содержит список видов имущества, которое может быть сдано в аренду только путем проведения электронных торгов. Приказ ФАС дополняют нормативные акты органов муниципальной власти.

В качестве основной особенности проведения конкурсов, предметом которых является заключение договоров аренды муниципального имущества, следует назвать то, что вся информация по этим мероприятиям публикуется в сети Интернет на сайте torgi.ru, который находится в ведении Министерства экономического развития.

Согласно ст.17 ФЗ №135 встречаются ситуации, когда проведение конкурсов необязательно. Это случаи, когда аренда муниципального имущества осуществляется без конкурса путем установления различных преференций муниципальными органами власти. Иногда бывают ситуации, когда конкурс проводится в соответствии с федеральным законом №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 года [4, с. 12]. Также конкурс необязательно проводить, если договор аренды имущества заключается на срок, не более 30 дней в течение полугода. При этом не допускается заключение договоров между муниципальными органами власти и одним и тем же контрагентом повторно, после того как контракт в рамках установленного периода будет выполнен.

В некоторых случаях, конкурс, предметом которого является предоставление в аренду муниципального имущества, не проводится, если он подразумевает – продление действующих контрактов между инвесторами и муниципальными органами.

Конкурс не проводят в случаях, когда права на муниципальное имущество предоставляются инвесторам по международным договорам, которые подписаны Российской Федерацией, межправительственным соглашениям и Федеральным законам, в силу которых устанавливается особый порядок пользования собственностью. [5, с. 22]

Таким образом, на практике инвесторы могут получать в аренду муниципальное имущество путем проведения торгов в виде конкурсов или аукционов или заключают договоры аренды без проведения таковых. Особенностью проведения конкурсов является то, что конкуренты не знают подробности заявок, поскольку заявки участников подаются в закрытом виде.

В свою очередь особенностью проведения аукциона является то, что муниципалитет может определить для себя выгодный вариант путем проведения публичных торгов, то есть участники аукциона на заключение договора аренды муниципального имущества знают, что предлагает конкурент и могут сделать собственнику имущества более выгодное предложение.

Муниципальному органу, владеющему имуществом необходимо создать специальную комиссию, основные функции которой включают в себя работу с конвертами, содержащими предложения от участников конкурса, установление круга лиц, которые имеют доступ к информации о мероприятии, исследование конкурентных преимуществ и других особенностей каждой рассматриваемой заявки, определение победивших участников конкурса или аукциона.

Также обращение инвестора в МФЦ может быть вызвано необходимостью регистрации прав на недвижимое имущество согласно ст. 4 и 26 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, так как государственной регистрации подлежат ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, в том числе право аренды недвижимого имущества, если иное не установлено законодательством нашей страны.

Основная цель федерального закона №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 года состоит в оптимизации процессов государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества [9, с.11].

На практике вызывает проблемы тот факт, что для регистрации прав на недвижимость характерно обилие различных подзаконных актов. Закон о регистрации должен был эту проблему решить, закрепив в своем тексте правила из многих подзаконных актов. Тем не менее, для реализации нового закона уже принято более 30 подзаконных актов.

Важной новеллой вышеуказанного закона является то, что сведения в ЕГРН теперь будут храниться постоянно. В законе прямо указано, что их уничтожение и изъятие не допускаются (п. 6 ст. 7 Закона о регистрации). В случае изменения сведений, содержащихся в ЕГРН, ранее внесенные сведения сохраняются. Теперь в едином реестре будет сформирована история каждого объекта недвижимости. А это позволит стабилизировать оборот объектов недвижимости в целом и государственной и муниципальной недвижимости, в частности [6, с.81].

Вызывает интерес и тот факт, что вместо свидетельств все регистрационные действия теперь будет подтверждать выписка из ЕГРН (п. 1 ст. 28 Закона о регистрации). Помимо этого регистрация договоров и сделок станет удостоверяться специальной надписью, в которой будет содержаться информация о том, что, кем и когда зарегистрировано и какой присвоен регистрационный номер. Это очень важно, поскольку инвестор может получить полную информацию об интересующем его объекте недвижимости, находящемся в муниципальной или государственной собственности.

Пунктом 2 статьи 651 ГК РФ устанавливается, что договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит общегосударственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации [1].

Стороны договора – инвестор либо муниципалитет – подают заявление о государственной регистрации права аренды недвижимого имущества в МФЦ. В случаях, когда в аренду сдается земельный участок (участок недр) или его часть, то к договору аренды прилагается план земельного участка с указанием его части, которая сдается в аренду.

Если же в аренду сдают помещения, сооружение, здание, в них или части помещений, то к договору аренды недвижимого имущества прилагают поэтажные проекты сооружения, постройки здания, на которых обозначают сдаваемые в аренду помещения с указанием размера арендуемой площади.

Таким образом, заключение договора аренды муниципального имущества имеет ряд особенностей. Именно поэтому, обратившись в МФЦ инвесторы должны быть уверены, что получат необходимую и достоверную информацию об интересующем их объекте муниципального имущества в рамках действующего российского законодательства. В связи с тем, что МФЦ осуществляют свою деятельность непродолжительное время, они укомплектованы недостаточным количеством квалифицированных специалистов в области оказания муниципальных услуг. Именно поэтому сотрудникам МФЦ необходимо регулярно повышать свою квалификацию и тем самым повышать уровень оказания муниципальных услуг и престиж своей организации перед инвесторами.


Библиографический список
  1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994г. №51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 05.12.1994. – №3301.
  2. Федеральный закон №131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 06.10.2003. – №40. – Ст.3822.
  3. Федеральный закон РФ №135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. – 31.07.2006. – №31. – Ст. 3434.
  4. Федеральный закон РФ №44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в ред. от 22.02.2017 года) // Собрание законодательства РФ. – 08.04.2013. – №14. – Ст. 1652.
  5. Ахунов Р.Р. Качество инвестиций как фактор повышения воспроизводственного потенциала и конкурентоспособности регионов / К.Н. Юсупов, А.В. Янгиров и др. // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. – 2015. – №1. – с.19-28.
  6. Ахунов Р.Р. Национальная экономика: учебное пособие / К.Н. Юсупов, А.В. Янгиров, А.А. Ахунов и др. – Уфа: БашГУ, 2015. – 284с.
  7. Боровская М.А. Управление муниципальной собственностью в системе региональной экономики: теоретико-правовой аспект. – Таганрог: Вестник, 2012. – С. 33 -37.
  8. Дорофеев А.Н. Заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на новый срок // Молодой ученый. – 2016. – №10. – С. 8-10.
  9. Круглова О.И. Новый закон о регистрации недвижимости. Обошлось без революции // Корпоративный юрист. – 2017. – №2.- С.10-12.
  10. Молокотин А.М. Услуги муниципальных учреждений по Закону №210-ФЗ: проблемы и практика// Практика муниципального управления. – 2016. – №8. – С.4-7.
  11. Рабцевич А.А. Возможности работодателей и государства в инновационном ориентировании рынка труда // Актуальные вопросы научной и научно-педагогической деятельности молодых ученых: сборник научных трудов Всероссийской заочной научно-практической конференции, 20 октября 2014г. – М.: ИИУ МГОУ, 2015. – С.96-106.
  12. Рабцевич А.А. Инвестиционное обеспечение инновационной ориентации работодателей региона // Управление стратегическим потенциалом регионов России: методология, теория, практика: сборник научных трудов Всероссийской научной конференции, 16-18 апреля 2014г. Ч.2. – Волгоград: ИУНЛ ВолгГТУ, 2014. – С.70-72.
  13. Салемгареев А.А. Федеральные трансферты и эффективность экономической политики регионов // Интернет-журнал Науковедение. – 2016. – Т.8. – №6. – с.49.
  14. Токтамышева Ю.С. Социально-экономическое положение Республики Башкортостан в условиях неопределенности: монография / Ю.С. Токтамышева, Р.И. Рафиков, Р.А. Уразаев, А.Д. Мухаметова и др. – Уфа: БашГУ, 2016. – 186с.


Все статьи автора «Ахметзянова Карина Альбертовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: