РАЗВИТИЕ ПРИНЦИПОВ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

Белогруд Игорь Николаевич
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Аннотация
Принципы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний имеют ряд особенностей. Широкое отражение в нормах закона получил принцип гарантированности прав застрахованных на обеспечение по страхованию. Остальные принципы, закрепленные в законе, связаны с этим принципом как с центральным, определяющим подход к организации возмещения вреда пострадавшим от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Ключевые слова: несчастные случаи на производстве, принципы социального страхования, профессиональные заболевания.


DEVELOPMENT OF THE PRINCIPLES OF SOCIAL INSURANCE

Belogrud Igor Nikolaevich
Finance University under the Government of the Russian Federation

Abstract
The principles of compulsory social insurance against accidents at work and occupational diseases have a number of peculiarities. A broad reflection in the norms of the law was the principle of guaranteeing the rights of the insured to provide insurance coverage. The rest of the principles enshrined in the law relate to this principle as a central one, determining the approach to the organization of compensation for harm suffered by accidents at work and occupational diseases.

Рубрика: Право

Библиографическая ссылка на статью:
Белогруд И.Н. Развитие принципов социального страхования // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/04/23436 (дата обращения: 22.02.2024).

Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в современном виде возникло в России в конце ХХ века под влиянием стремительно менявшихся экономических и социально-политических факторов. Во второй половине 80-х – начале 90-х годов руководство страны провозгласило курс на либерализацию экономики. В стране возникла практика частного предпринимательства, появились новые отношения между работником и работодателем. Открылась необходимость введения новых форм регулирования трудовых отношений, а также правоотношений, возникавших вследствие несчастного случая на производстве и профзаболевания. Государство признало свои трудности по обеспечению прав граждан, закрепленных в Конституции Российской Федерации.

Трудности заключались прежде всего в том, что с приходом в экономику рыночных отношений на смену плановому способу ведения хозяйства, перестала эффективно работать существовавшая в то время схема возмещения вреда пострадавшим от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний [1].

Практика показала, что частный предприниматель в погоне за сиюминутной прибылью зачастую не обеспечивает необходимый уровень безопасности производства, нарушает элементарные требования по соблюдению технологии производства и охраны труда. Более того, нецивилизованный предпринимательский риск и другие причины нередко приводили к тому, что производство останавливалось, предприятия закрывались, работники оказывались на улице наедине со своими проблемами [2].

Особенно остро происшедшие перемены отразились на тех слоях общества, способность которых добыть средства к существованию путем продажи своей собственной рабочей силы, была ограничена ввиду каких-либо обстоятельств. Среди таких слоев в первую очередь оказались работники, пострадавшие от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний [3].

Выплаты в счет возмещения причиненного им вреда было обязано производить предприятие. На практике же предприятие зачастую не выполняло свои обязательства, либо выполняло их не в полном объеме. Организационная и административная нестабильность в стране способствовали тому, что установленный порядок ликвидации предприятий не соблюдался повсеместно. А если предприятие закрывалось без соблюдения установленной процедуры, предусматривавшей, в частности, капитализацию средств на выплаты пострадавшим от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, то пострадавший оказывался без обеспечения [4].

Решение накопившихся проблем было найдено в виде создания системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В 1998 году в Российской Федерации принят закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Возмещение вреда от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний получило совершенно иную, чем ранее, правовую, экономическую и организационную основу. Вместо обязательственных отношений между работником, пострадавшим  от несчастного случая на производстве, введено страхование ответственности работодателя за причинение вреда на производстве.

До вступления в силу Федерального закона от 24 июля 1998 г. №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» отношения по возмещению вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей, регулировались Гражданским кодексом Российской Федерации, Правилами возмещения работодателями вреда, причиненного работникам, утвержденными Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 декабря 1992 года №4214-1 (далее – Правила 1992 года) и другими нормативными актами.

Правила 1992 года по своей сути являлись нормативным документом, обеспечивающим реализацию механизма возмещения вреда, основанного на соответствующей части общегражданского законодательства. Они несли в себе принципы, закрепленные в Гражданском кодексе:

  • возложение обязанности по возмещению вреда, причиненного  жизни и здоровью работника на работодателя;
  • полнота объема возмещения работодателем вреда, причиненного жизни или здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей;
  • ответственность за вину;
  • презумпция вины, согласно которой работодатель – причинитель вреда освобождается от обязанности возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине;
  • обязанность работодателя в случае причинения вреда от несчастного случая на производстве доказать наличие непреодолимой силы или умысла потерпевшего, если таковые имели место;

Федеральный закон от 24 июля 1998 года №125-ФЗ в значительной мере воспринял нормы главы 59 части 2 Гражданского кодекса РФ в вопросах регулирования отношений по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина при исполнении договорных обязательств. Это касается, в частности, правовых норм, регулирующих следующие вопросы:

  • определения размера утраченного заработка,
  • объема и характера возмещения вреда и дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших,
  • круга лиц, имеющих право на возмещение вреда в случае смерти кормильца,
  • увеличения размеров возмещения при повышении стоимости жизни,
  • возможности предоставления дополнительного страхования за счет собственных средств субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

С введением в действие Федерального закона от 24 июля 1998 г. №125-ФЗ возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей  по трудовому договору получило характер социальной защиты застрахованных в виде предоставления в полном объеме   видов обеспечения по страхованию, предусмотренных законом. В то же время в законе прямо указано, что он не ограничивает права застрахованных на возмещение вреда, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации в части, превышающей обеспечение по страхованию, осуществляемое в соответствии с законом [5,6].

Законом впервые введены понятия экономической заинтересованности  страхователей в снижении профессионального риска, предусмотрено обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

С введением в действие Федерального закона от 24 июля 1998 года №125-ФЗ гражданско-правовые отношения по возмещению вреда в случаях, подпадающих под юрисдикцию закона, приобретают черты, свойственные для публично-правовых отношений. Частично это происходит ввиду того, что обязанность по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного возлагается в соответствии с законом не на причинителя вреда, как это предусмотрено в гражданском законодательстве, в том числе и в Правилах 1992 года, а на страховщика. В качестве страховщика законом определен государственный внебюджетный фонд – Фонд социального страхования Российской Федерации. Таким образом, страховщик выступает в роли нового субъекта правовых отношений, которого ранее не существовало в данной сфере права. Кроме того, закон гарантирует реализацию прав застрахованных на обеспечение по страхованию вне зависимости от экономического состояния причинителя вреда или каких-либо других причин, связанных с его платежеспособностью и возможностью своевременно и в полном объеме исполнять свои обязательства.

Таким образом, с  вступлением в силу Федерального закона  от 24 июля 1998 года утратили силу отдельные принципы возмещения вреда, закрепленные в гражданском праве:

  • обязанность производить возмещение причиненного вреда перешла от работодателя, как причинителя вреда, к страховщику;
  • презумпция вины работодателя как причинителя вреда потеряла смысл в связи с тем, что закон вывел вопрос о возмещении вреда пострадавшим от несчастного случая на производстве из зависимости от наличия вины работодателя.

Под правовым принципом в теории права понимают руководящую идею, которая выражает сущность, основные свойства и общую направленность развития правовых норм в пределах всей системы права либо отдельных ее частей или институтов. Принципы, закрепленные в законодательстве, отличаются от правовых норм непосредственно тем, что принципы права, устанавливая общее правило на основе руководящей идеи, не содержат признаков правовой нормы, не регулируют конкретные правоотношения между субъектами права.

Принципы определяют сущность и содержание не только действующих норм, но и показывают векторные тенденции развития законодательства. Именно в соответствии со смысловым наполнением принципов происходит толкование конкретных норм, особенно в том случае, если в них имеются какие-либо противоречия. Первичность значения правового принципа перед нормой права проявляется и постольку, поскольку правовой принцип находит отражение в норме, а норма права, в свою очередь не может не соответствовать правовому принципу [7].

Более того, в среде ученых сформировалось убеждение, высказанное, в частности профессором К.Н. Гусовым и М.О. Буяновой, что закрепление правовых принципов в нормах права – это то, к чему должна стремиться правовая система цивилизованного государства.

В  науке права социального обеспечения различные авторы неодинаково формулируют принципы, на которых строится данная отрасль права. Обобщив результаты, полученные такими учеными-исследователями права социального обеспечения, как Мачульская Е.Е., Тучкова Э.Г., Захаров М.Л. и др., можно выделить следующие принципы [7,8]:

  • всеобщность;
  • осуществление обеспечения как за счет страховых платежей, так за счет средств бюджета;
  • дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств;
  • обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума;
  • гарантированность социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми;
  • многообразие видов обеспечения;
  • участие общественных представителей, выражающих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав.

Данные  принципы права социального обеспечения, как уже говорилось выше, являются продуктом исследовательской работы многих ученых. Они не имеют законодательно закрепленной формы. Часть этих принципов была реализована при разработке законов об отдельных составляющих системы обязательного социального страхования. Заслуживает внимания пример, когда правовые принципы конкретно и четко определены в Федеральном законе от 16 июля 1999 г. №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» и в Федеральном законе от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ.

Федеральный закон от 16 июля 1999 г. №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» по своей сути является рамочным, концептуальным. В статье 4 указанного закона закреплены принципы обязательного  социального страхования, в том числе:

  • устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования ;
  • всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих прав и социальных гарантий;
  • государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;
  • государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
  • паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;
  • обязательность уплаты страхователями страховых взносов;
  • ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;
  • обеспечение надзора и общественного контроля;
  • автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

Очевидно, что не все принципы, обозначенные в науке права социального обеспечения нашли отражение в законе об основах обязательного социального страхования. Это объясняется, в частности, тем, что законодательство об обязательном социальном страховании составляет часть права социального обеспечения, имеющую свои, характерные только для нее, особенности [7,9].

В свою очередь, законодательство об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является в некотором роде производной от той части правового поля, которое регулирует обязательное социальное страхование в целом. Соответственно, и правовые принципы, закрепленные в Федеральном законе от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ, сохраняя связь с правовыми принципами обязательного социального страхования, имеют свои характерные особенности.

Итак, статья 4 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ определяет следующие основные принципы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний:

  • гарантированность права застрахованных на обеспечение по страхованию;
  • экономическая заинтересованность субъектов страхования в улучшении условий и повышении безопасности труда, снижении производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
  • обязательность регистрации в качестве страхователей всех лиц, нанимающих (привлекающих к труду) работников, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • обязательность уплаты страхователями страховых взносов;
  • дифференцированность страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска.

Отметим  особенности принципов обязательного  социального страхования от   несчастных   случаев   на   производстве  и  профессиональных    заболеваний.

Как ранее было отмечено, принципы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний имеют ряд особенностей, важнейшей из которых, по нашему мнению, является их глубокая и многосторонняя взаимосвязь. Например, принцип гарантированности прав застрахованных на обеспечение по страхованию, исходящий непосредственно из конституционного права граждан на обеспечение по страхованию, по своему смысловому наполнению полностью соответствует принципу, закрепленному в Федеральном законе от 16 июля 1999 г. №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования».

В содержании этого принципа нетрудно видеть и связь с принципом обязательности уплаты страхователями страховых взносов, а также с принципом  дифференцированности страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска. В то же время названный принцип дифференцированности страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска, наряду с принципом экономической заинтересованности страхователей в улучшении условий труда, снижении производственного травматизма, являются совершенно специфическими, присущими исключительно обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний [10].

Как было отмечено выше, сам по себе принцип права не имеет функции непосредственного правового регулирования. Эту функциональную правовую нагрузку несут на себе правовые нормы, являющиеся, по сути, продолжением принципов. В этом смысле законодательство об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не является исключением. Не будет лишним отметить, что законодатель предусмотрел определенный срок продолжительностью около полутора лет с момента принятия закона об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний до введения его в действие для разработки механизмов, обеспечивающих его функционирование, для подготовки всех участников этого вида обязательного социального страхования к его осуществлению. Следует отметить, что часть норм, регулирующих правоотношения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве нашли непосредственное отражение в указанном законе. Другая часть норм, не менее важных для обеспечения работоспособности закона, была принята уже в период после вступления его в силу в период реализации закона на практике.

Широкое отражение в нормах закона получил принцип гарантированности прав застрахованных на обеспечение по страхованию. По своему значения это, безусловно, главный, ведущий принцип обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Совершенно очевидно, что все остальные принципы, закрепленные в законе, неразрывно связаны с этим принципом как с центральным, определяющим подход к организации возмещения вреда пострадавшим от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний [7,11,12].

Содержание принципа гарантированности прав застрахованных раскрывается в первую очередь в норме Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ, определяющей круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболеваний к которым относятся:

  • физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем;
  • физические лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду страхователем;
  • физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, предметом которого являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа, подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если в соответствии с указанными договорами заказчик обязан уплачивать страховщику страховые взносы.

Необходимо отметить, что действие настоящего Федерального закона распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

Обеспечение пострадавших осуществляется страховщиком в виде пособия по временной нетрудоспособности, назначаемого в связи со страховым случаем.

Пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием выплачивалось пострадавшему в размере 100% его среднего месячного заработка (дохода) за весь период нетрудоспособности до его выздоровления или установления учреждением медико-социальной экспертизы стойкой утраты профессиональной трудоспособности [13,14].

Однако, с  2013 г. действует ограничение размера пособия, выплачиваемого застрахованному лицу в связи с несчастным случаем на производстве или профзаболеванием. Соответствующие дополнения внесены в статью 9 Федерального закона от 24.07.1998г. № 125-ФЗ. Так, пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что максимальный размер пособия в связи с несчастным случаем на производстве или профзаболеванием не может превышать четырехкратного максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного пунктом 12 статьи 12 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ.

В 2013 году максимальный размер ежемесячной страховой выплаты составлял 58 970 рублей (Федеральный закон от 03.12.2012 № 219-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»), а значит, максимальный размер пособия – 235 880 рублей.

В 2014 году максимальный размер ежемесячной страховой выплаты составлял 61 920 рублей (Федеральный закон от 02.12.2013 № 322-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»), а значит, максимальный размер пособия – 247 680 рублей.

В 2015 году максимальный размер ежемесячной страховой выплаты составил 65 330 рублей (Федеральный закон от 01.12.2014 № 386-ФЗ О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», а значит, максимальный размер пособия составляет  261 320 рублей.

Таким образом, если пособие в связи с несчастным случаем на производстве или профзаболеванием, исчисленное из среднего заработка работника, будет больше установленного максимального, то оно выплачивается исходя из максимального размера. В данном случае размер дневного пособия определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 9 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ. Для этого максимальный размер пособия в связи с несчастным случаем на производстве или профзаболеванием делится на число календарных дней месяца, на который приходится нетрудоспособность. Размер пособия, подлежащего выплате, определяется путем умножения дневного пособия на число дней временной нетрудоспособности в каждом календарном месяце.

Кроме того, согласно Федеральному закону от 05.04.2013 № 36-ФЗ «О внесении изменений в статью 9 Федерального закона “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и статью 1 Федерального закона “Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством”  внесены изменения в часть 2 статьи 1 Федерального закона от 29.12.2006г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Федеральный закон от 29.12.2006г. № 255-ФЗ). Положения статей 8 и 9 указанного Федерального закона от 29.12.2006г. № 255-ФЗ нужно учитывать при расчете пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профзаболеванием. Соответственно, размер пособия может быть снижен при нарушении застрахованным лицом предписанного врачом режима, неявки на осмотр в назначенный срок, а также если заболевание или травма наступили вследствие алкогольного, наркотического, токсического опьянения (статья 8 Федерального закона от 29.12.2006г. № 255-ФЗ). В случаях, установленных статьей 9 Федерального закона от 29.12.2006г. № 255-ФЗ, работодатель вправе отказать в назначении работнику пособия за определенные периоды либо не выплачивать пособие вообще.

Единовременные и ежемесячные страховые выплаты назначаются, если по заключению учреждения медико-социальной экспертизы застрахованный работник в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания полностью или частично утратил профессиональную трудоспособность, либо могут быть назначены лицам, имеющим право на получение таких выплат в случае смерти застрахованного.

Размер единовременной страховой выплаты устанавливается в соответствии со степенью утраты профессиональной трудоспособности застрахованного лица, установленной учреждением медико-социальной экспертизы.

Размер ежемесячной страховой выплаты, которая компенсирует застрахованному заработок, утраченный в связи с трудовым увечьем (профессиональным заболеванием), определяется как доля среднего месячного заработка застрахованного, исчисленная в соответствии со степенью утраты им профессиональной трудоспособности.

Размер ежемесячной страховой выплаты индексируется с учетом уровня инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на соответствующий финансовый год [15].

Коэффициент индексации ежемесячной страховой выплаты и ее периодичность определяются Правительством Российской Федерации.

Максимальный размер единовременной страховой выплаты и максимальный размер ежемесячной страховой выплаты устанавливаются федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на соответствующий финансовый год.

Назначение обеспечения по страхованию, согласно пункту 4 статьи 15 Федерального закона от 24 июля 1998 г. №125-ФЗ, производится страховщиком на основании заявления застрахованного и представляемых страхователем документов, в том числе акта о несчастном случае на производстве или акта о случае профессионального заболевания. Таким образом,  реализация установленного законом принципа гарантированности права застрахованного на обеспечение по страхованию теснейшим образом связана с механизмом расследования несчастного случая.

Расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний являются важнейшими условиями реализации установленного законом принципа гарантированности права застрахованных на обеспечение по страхованию. Согласно статье 7 Федерального закона от 24 июля 1998 г. №125-ФЗ право застрахованного на обеспечение по страхованию возникает со дня наступления страхового случая. Страховой случай, согласно статье 3 указанного закона, это подтвержденный в установленном порядке факт повреждения здоровья или смерти застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, который влечет возникновение обязательства страховщика осуществлять обеспечение по страхованию.

Понятие несчастного случая на производстве дается в законе как событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом от 24 июля 1998 г. №125-ФЗ случаях как на территории страхователя, так и за ее пределами либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном страхователем, и которое повлекло необходимость перевода застрахованного на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть.

Профессиональное заболевание – это хроническое или острое заболевание застрахованного, являющееся результатом воздействия на него вредного (вредных) производственного (производственных) фактора (факторов) и повлекшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности и (или) его смерть [16] .

В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 17 Федерального закона от 24 июля 1998 г. №125-ФЗ обязанность расследовать несчастный случай в установленном порядке возложена на страхователя. Порядок расследования несчастных случаев на производстве и оформления материалов расследования регламентируются Трудовым кодексом Российской Федерации, Положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденным Постановлением Минтруда России от 24.10.2002 № 73,  а профессиональных заболеваний – Положением о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. №967.

Одним из важных механизмов реализации принципа гарантированности права застрахованных на обеспечение по страхованию является предусмотренная законом обязанность страхователя – юридического лица внести страховщику капитализированные платежи для обеспечения финансирования предусмотренных законом страховых выплат пострадавшим от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на будущее время в случае ликвидации страхователя. В соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица есть прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей к другим лицам. В этом случае требования кредиторов удовлетворяются в порядке очередности, установленной в статье 64 ГК РФ.  Требования, связанные с ответственностью за вред, причиненный жизни и здоровью граждан, удовлетворяются в первую очередь путем капитализации соответствующих платежей. Порядок внесения капитализированных платежей в Фонд социального страхования Российской Федерации при ликвидации юридических лиц – страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2000 г. № 863 [17,18].

Суммы платежей, подлежащих капитализации, рассчитывает исполнительный орган Фонда по Методике расчета размера капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц – страхователей (далее – Методика расчета платежей), утвержденной постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации  от 30 июля 2001 г. № 72. Данная Методика расчета платежей рассчитана на обеспечение выплат по ежемесячным страховым платежам  пострадавшим, их медицинскую и профессиональную реабилитацию, ежемесячные страховые выплаты лицам, имеющим право на их получение в случаев смерти застрахованного лица в результате наступления страхового случая. Согласно Методике расчета платежей страховые платежи определяются по каждому получателю обеспечения  раздельно, включая и все дополнительные расходы на реабилитацию пострадавшего. Затем подсчитывается общая сумма.

В соответствии с постановлением Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 30 ноября 2006 года произошел перевод требований Фонда социального  страхования Российской Федерации из первой очереди в третью, что отрицательно сказалось на поступлении капитализированных платежей в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Реализация принципа экономической заинтересованности субъектов страхования в улучшении условий и повышении безопасности труда, снижении производственного травматизма и профессиональной заболеваемости осуществляется через нормы, содержащиеся непосредственно в тексте Федерального закона от 24 июля 1998 г. №125-ФЗ с использованием правовых механизмов, разработанных и утвержденных Правительством Российской Федерации и Фондом социального страхования Российской Федерации.

Экономическая заинтересованность страхователей выражается, прежде всего, в снижении финансового обременения путем предоставления скидок к страховому тарифу. Статьей 22 Федерального закона от 24 июля 1998 г. №125-ФЗ установлено, что страховщик имеет право установить страхователю скидку или надбавку к страховому тарифу. Правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний были установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2012 № 524.

Скидки и надбавки устанавливаются страхователю на следующий финансовый год.

Размер скидки и надбавки рассчитывается страховщиком в соответствии с методикой расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденной приказом Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации от 01.08.2012 г. № 39н.

При наличии в предшествующем финансовом году страхового случая со смертельным исходом, произошедшего не по вине третьих лиц, страхователю на очередной финансовый год скидка не устанавливается.

Скидки и надбавки определяются с учетом состояния охраны труда на основании сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда и сведений о проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах по состоянию на 1 января текущего календарного года [19,20].

Сведения о результатах проведения специальной оценки условий труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах отражаются страхователем в отчетности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, представляемой страховщику по месту регистрации страхователя по форме 4-ФСС в таблице 10  «Сведения о  результатах проведенной  специальной оценки условий труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников на начало года».


Библиографический список
  1. Баранников А.А., Белогруд И.Н., Белых С.В., Бессонова А.А., Внуковская Т.Н., Дыха М.В., Кривошапова С.В., Лазарев В.А., Лялина Ж.И., Михайлушкин П.В., Оболенская Ю.А., Салтыков М.А., Рубинштейн Е.Д., Терский М.В., Тульцов А.А., Тульцова И.В., Яковлева Е.Н., Яшалова Н.Н. /Экономика:мировой исторический опыт и современные проблемы. / Монография / Ставрополь, 2012.
  2. Анненкова Н.В., Мужичкова Ю.Е., Камнева Е.В. Психологические компоненты личной социальной ответственности / В сборнике: Актуальные проблемы социальной и экономической психологии: методология, теория, практика Сборник научных статей. Ответственный редактор А.Н. Лебедев. Москва, 2014. С. 4-11.
  3. Роик В.Д. Эволюция форм социальной защиты и формирование элементов социального страхования/ Роик В.Д. // Вестник государственного социального страхования. – 2004 г. – №8. – С. 8-10.
  4. Белогруд И.Н., Игнатова О.В., Краснова Н.А., Мартов С.Н., Михейкина Л.А., Петрухина Е.В., Сибирская Е.В., Строева О.А., Шаркова А.В. /Инновационное развитие: микро -, мезо – и макро – уровень. / Орел, 2014
  5. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
  6. Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
  7. Буянова М.О. Право социального обеспечения России: Учебник/. Буянова М.О.,  Гусов К.Н. и др. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 488 с.
  8. Васьбиева Д.Г., Борисова О.В., Литвинов А.Н., Кузовлева И.Ю., Строева О.А., Сибирская Е.В., Мартов С.Н., Белогруд И.Н., Галилова Р.И., Мирошниченко Н.А., Башкатова Т.А., Рыбина З.В. / Экономическое развитие: теория, методология и практика / Коллективная монография / Орел, 2014.
  9. Субочева А.О., Рязанцева М.В., Кокорева Ю.А. Некоторые проблемы и тенденции российского рынка труда./  В сборнике: Перспективы развития науки и образования сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Тамбов, 2014. С. 122-123.
  10. Федеральный закон от 16 июля 1999 г. №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»
  11. Белогруд И.Н. Трудные времена требуют совершенствования механизмов социальной поддержки населения / Инновационная наука. 2015. № 7-1 (7). С. 83-85
  12. Белогруд И.Н., Овешникова Л.В., Симонова Е.В., Квак А.А., Цвырко А.А., Иващенко Т.Н., Шинкарева Л.И., Сухорукова Н.В., Кузовлева И.Ю., Волкова А.В., Лаврикова Н.И., Полякова О.И., Жигун Л.А., Рязанцева М.В., Субочева А.О. /Инновационное развитие национальной экономики. /коллективная монография под общ. ред. О.А. Строевой. Орёл, 2015.
  13. Сибирская Е.В., Шманев С.В., Белогруд И.Н., Аперьян В.Е., Симонова Е.В., Овешникова Л.В., Величко Н.Ю., Айба И.А., Бассова Л.А., Мартиросян А.А., Глоян Р.Р., Минасян С.Д., Яковлева-Чернышева А.Ю., Симавонян А.А., Беляева Е.В., Осадчая Н.Н., Плахова М.В.  Современные проблемы экономики и менеджмента. /Орел, 2015
  14. Семенихин В.В. Больничные и иные пособия по социальному страхованию. Регистрация страхователей и определение класса риска, в том числе по результатам аттестации / Семенихин В.В. //Налоги. – 2013. – № 17. – С. 17-19
  15. Анненкова Н.В., Белогруд И.Н., Буянова С.М., Гагарина М.А., Камнева Е.В., Коробанова Ж.В., Крылов А.Ю., Лебедев А.Н., Мужичкова Ю.Е., Полевая М.В. Психолого – экономические механизмы социальной ответственности российского бизнеса./ Москва, 2015
  16. Кохова И.В., Маслова В.М., Мостова В.Д., Петроченко Н.П., Смирнова М.Е., Сорокина М.Е., Сухова Л.С. /Экономика и социология труда: теория и практика/ Учебник для бакалавров / Москва, 2015. Сер. 58 Бакалавр. Академический курс (1-е изд.)
  17. Абрамов В.Л., Белогруд И.Н., Тепляков А.Ю. Тенденции развития предприятий с государственным участием в глобальной экономике. / Гуманитарные научные исследования. 2016. № 9 (61). С. 267-270.
  18. Кохова И.В., Петроченко Н.П., Белогруд И.Н. Особенности управленческого учета персонала в период экономической нестабильности / Современные аспекты экономики. 2016. № 7-8 (227-228). С. 52-54
  19. Бутов А.Ю., Белогруд И.Н., Пряжников Н.С., Ясин М.И., Корецкая И.А., Дебердеева Н.А., Махаури М.М., Михайловский М.Н., Хамматова Р.С., Сердакова К.Г., Максатова Д.М., Овсяник О.А., Геращенко А.Л., Буянов В.И., Михайлина Е.В., Валишин Е.Н., Торубарова Ю.С., Сахарова Н.В., Васякин Б.С., Пожарская Е.Л. и др.  Социальное и профессиональное самоопределение личности в гуманитарном и экономическом образовании: перспективы и развитие. / Коллективная монография / Коллектив авторов. Москва, 2015.
  20. Жигун Л.А. Условия привлечения и закрепления специалистов в инновационно  – ориентированных организациях России /Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. 2014. Т. 3. № 6. С. 49-53.


Все статьи автора «Белогруд Игорь Николаевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: