УДК 33

ПРИМЕНЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ ДЛЯ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ (МСП)

Сорокина Лариса Николаевна1, Мельникова Анна Александровна2
1Российский университет дружбы народов, к.э.н., доцент кафедры бухгалтерского учета, аудита и статистики
2Российский университет дружбы народов, магистрант по специальности «Экономика»

Аннотация
В статье рассматривается применение международных стандартов финансовой отчетности для организаций малого и среднего бизнеса (МСП), а также их преимущества и недостатки в настоящее время.

Ключевые слова: международные стандарты финансовой отчетности, МСП, МСФО, организации малого и среднего бизнеса, преимущества и недостатки


APPLICATION OF INTERNATIONAL STANDARDS FOR FINANCIAL REPORTING FOR SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTERPRISES (SMES)

Sorokina Larisa Nikolaevna1, Melnikova Anna Alexandrovna2
1Peoples' Friendship University of Russia, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Chair of Accounting, Audit and Statistics
2Peoples' Friendship University of Russia, Master of Science in Economics

Abstract
The article discusses the application of international financial reporting standards for small and medium-sized businesses (SMEs), as well as their advantages and disadvantages at the present time.

Keywords: advantages and disadvantages, IFRS, international financial reporting standards, SMEs


Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Сорокина Л.Н., Мельникова А.А. Применение международных стандартов финансовой отчетности для малых и средних предприятий (МСП) // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/04/23429 (дата обращения: 27.05.2017).

В экономике многих стран мира большую роль играют и занимают предприятия малого и среднего бизнеса, и в настоящее время в современной системе хозяйствования наблюдается увеличение доли данных предприятий. Доля малого бизнеса в валовом внутреннем продукте развитых стран составляет порядка 50 %, в Китае – более 60 %, в Японии и Германии превышает 95 %, в Российской Федерации – пока не превышает 17 % – согласно данным главы Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации.

Развитие данного сектора экономики в нашей стране является перспективным и приоритетным по причине того, что предприятия малого и среднего бизнеса:

  1. Оперативно реагируют на изменения рыночной конъюнктуры и обладают хорошей мобильность;
  2. Увеличивают занятость населения;
  3. При минимальном использовании средств предприятий имеют высокую скорость оборота ресурсов.

Критерии малого предпринимательства определены Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ. Основные из них:

  1. Среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год до ста человек;
  2. Предельные значения дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год  800 млн. рублей (Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»).

В соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» малые предприятия могут вести упрощенный учет и  составлять упрощенную отчетность, но только в том случае они не подлежат обязательному аудиту. Критерии обязательного аудита определены Федеральным законом “Об аудиторской деятельности” от 30.12.2008 « 307-ФЗ:

  1. Если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;
  2. Если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;
  3. Если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);
  4. Если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;
  5. Если организация представляет и (или) раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Вопрос о необходимости в составлении отчетности по международным стандартам в отношении малого бизнеса стоит только относительно тех предприятий, которые должны проводить обязательный аудит и составлять консолидированную отчетность. Консолидированная финансовая отчетность составляется в соответствии с МСФО. Эти требования отражены в Федеральном законе от 27.07.2010 № 208-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О консолидированной финансовой отчетности», который распространяется на организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список. В противном случае законодательная необходимость составления отчетности по МСФО отсутствует [5].

Эффективность принятия управленческих решений во многом определяется достоверностью информации о результатах деятельности организаций [4]. Отчетность в соответствии с МСФО отражает стоимость активов по справедливой стоимости, что является объективной (достоверной) информацией для пользователя. Для подготовки отчетности с полным комплектом требований по международным стандартам финансовой отчетности организациям необходимо затратить довольно много сил и времени и для облегчения этой задачи был разработан отдельный стандарт «Международные стандарты финансовой отчетности для предприятий малого и среднего бизнеса». Руководствуясь пунктом 1.2 этого стандарта, компании, не обязанные представлять свою финансовую отчетность широкому кругу пользователей и выпускающие финансовую отчетность общего назначения для нужд внешних пользователей, могут составлять отчетность по упрощенной схеме [1]. Представление финансовой отчетности широкому кругу пользователей подразумевает, что на открытом рынке обращаются долевые или долговые инструменты организации, ноу предприятий МСБ отсутствует такая обязанность.

Финансовая отчетность общего назначения направлена на удовлетворение информационных потребностей акционеров, кредиторов, работников и общества в целом, то есть общих информационных потребностей широкого круга пользователей. Если же отчетность предназначена для использования только владельцами или для использования налоговыми органами, то она не является финансовой отчетностью общего назначения, поэтому согласно стандарту, «непубличность» компании является основополагающим критерием отнесения ее к субъектам малого и среднего предпринимательства.

С учетом практики в других странах Министерство финансов Российской Федерации сделало выводы о нецелесообразности обязательного внедрения МСФО, но, несмотря на такое решение, документ представляется весьма полезным и возможен для добровольного применения. Польза и актуальность составления отчетности по международным стандартам определяется следующим:

  1. Необходимость единого понимания финансовой информации и определение, и составление отчетности с использованием единых подходов. Целью  отчетности является обеспечение пользователей надежной, необходимой, понятной и уместной информацией о финансовом состоянии предприятия.
  2. Международные стандарты финансовой отчетности для компаний малого и среднего бизнеса определенно меньше полного комплекта и прост для понимания, так как исключены требования, не относящиеся к малым и средним предприятиям, упрощены методы учета в части признания и оценки активов, доходов и расходов, капитала и обязательств, ограничена область выбора учетной политики.
  3. Малые и средние организации не имеют необходимости представления расчетов и раскрытий, имеющих небольшую ценность для пользователей отчетности и требующих больших трудозатрат, что является значительным плюсом.

Организационный комитет международного конкурса IFRS PROFESSIONAL в сфере МСФО «Перспективы и практика применения МСФО в России» провел исследование среди которого приняли участие 28% компаний-респондентов крупного, 32%  малого и 40% среднего бизнеса [2].На вопрос, о том составляется ли отчетность вашей компании по МСФО, мнения распределились следующим образом (Рис. 1.Составление отчетности по МСФО.):

 

Рис. 1. Составление отчетности по МСФО.

Несмотря  на все приведенные выше пользу и плюсы у стандарта для малого и среднего бизнеса имеются противники. Европейская консультативная группа по финансовой отчетности приняла довольно критическую позицию, хотя изначально именно она инициировала скорейший выпуск МСФО для предприятий. По ее мнению, в стандарте для малых и средних предприятий должно содержаться больше упрощенных правил, а также необходимо решить, как вслед за полным комплектом МСФО вносить изменения в упрощенный вариант МСФО для малого и среднего бизнеса. Эксперты в области МСФО скептически к стандарту, так как, учитывая малую долю упрощений, установленных в стандарте, сферу применения для него найти достаточно проблематично.

Взвесив все за и против, при принятии решения о внедрении данного стандарта финансовой отчетности следует принимать также во внимание, что стандарт может быть полезен компаниям, заинтересованным в получении банковских кредитов, а также тем, которые планируют составлять отчетность по международным стандартам в соответствии с полным комплектом МСФО в будущем. Основной причиной применения МСФО российскими компаниями является возможность сотрудничества с иностранными компаниями, выход на мировые рынки финансирования, повышение качества отчетности. Отчетность, составленная по международным стандартам, может служить и для повышения эффективности принятия управленческих решений, так как такая отчетность отражает объективную, своевременную и полную информацию о состоянии компании.


Библиографический список
  1. http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31318725 – Международный Стандарт Финансовой Отчетности для предприятий малого и среднего бизнеса.
  2. http://ifrs-mag.ru/ – Электронное издание, выпускаемое в рамках информационной поддержки международного конкурса IFRS PROFESSIONAL.
  3. http://arhcity.ru/data/228/Gossovet.doc – Доклад Государственного совета Российской Федерации «О мерах по развитию малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
  4. Лариончикова В.Н. Отчет для директора: выручка/Актуальные проблемы экономики, учета, аудита и анализа в современных условиях: сборник Межвузовской конференции научных работ студентов, аспирантов и профессорско-преподавательского состава по итогам Межвузовской научно-практической конференции 20 января 2017 г., г.Москва. – М.: Издательство «Научный консультант», 2017 г.
  5. Нгуен Х.Ф., Доан Х.Л., Сорокина Л.Н. Сравнительный анализ МСФО 7 «Отчет о движении денежных средств» и ПБУ 23/11 «Отчет о движении денежных средств» // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/10/17158 (дата обращения: 23.11.2016).
  6. Астахов А.А., Мельникова А.А. Преимущества и применение международных стандартов финансовой отчетности для малого и среднего бизнеса / /Инновационные технологии научного развития. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2015. Издательство: Общество с ограниченной ответственностью “Аэтерна” (Уфа)


Все статьи автора «Мельникова Анна Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: