УДК 378:371

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СО ШКОЛАМИ – ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА К ПРОФОРИЕНТАЦИИ

Сидоренко Юлия Андреевна1, Жолобова Ирина Константиновна2
1Ростовский государственный медицинский университет, кандидат медицинских наук, доцент кафедры гигиены
2Ростовский государственный медицинский университет, ассистент кафедры истории и философии

Аннотация
Статья посвящена анализу эффективности внедрения сетевых моделей образования, включающих учебную, воспитательную и научную деятельность, основанных на интеграции старшей ступени школы с учреждениями среднего и высшего профессионального образования, нивелирующих существующие различия и противоречия в формах и методах ведения образовательного процесса в средней школе и вузе.

Ключевые слова: единый методический патронаж, контроль и управление процессом., преемственность ступеней образовательного процесса, профессиональная ориентация, сетевая модель образования


INTERACTION WITH SCHOOLS AS ONE OF THE DIRECTIONS OF AN INTEGRATED AP-PROACH TO CAREER GUIDANCE

Sidorenko Yuliya Andreevna1, Zholobova Irina Konstantinovna2
1Rostov State Medical University, candidate of medical sciences, associate professor of the department of hygiene
2Rostov State Medical University, teaching assistant of the department of history and philosophy

Abstract
The article presents the efficiency analysis of implementation of the network models of education including academic, educational and scientific activities, based on integration of the senior step of school with organizations of an average and the higher education leveling the existing distinctions and contradictions in forms and methods of conducting educational process at high school and higher education institution.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Сидоренко Ю.А., Жолобова И.К. Взаимодействие со школами - одно из направлений комплексного подхода к профориентации // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/04/23361 (дата обращения: 18.04.2017).

Проблема развития многоуровневого профессионального образования стимулирует вузы активизировать поиск и отработку путей взаимодействия с другими видами учебных заведений, в том числе с общеобразовательными школами. Это особенно актуально в контексте вопросов, связанных с формированием системы профессиональной ориентации и отслеживания достижений учащихся [1].

Необходимо создание сетевых моделей образования, в частности профильного, которые основаны на интеграции старшей ступени школы с учреждениями среднего и высшего профессионального образования. Объединяя под единым методическим патронажем образовательные учреждения разного уровня, такие сетевые конгломераты обеспечат единые подходы ко всем составляющим процесса образования: учебной, научной и воспитательной деятельности.

Данная система позволяет не только выявить особенности каждого старшеклассника и порекомендовать ему выбор определенной профессии, но и эффективно отслеживать динамику его достижений при обучении на разных ступенях образовательного процесса, своевременно вносить коррективы в структуру и содержание образовательного процесса.

В работе Центра довузовского образования Ростовского государственного медицинского университета (Центра) много внимания уделяется повышению уровня базовой подготовки потенциальных абитуриентов еще на этапе их обучения в школе [2; 3; 4].

Формы, методики и характер работы многообразны, учитывают последние тенденции в системе образования [5; 6; 7], но цель единая – ранняя профессиональная ориентация и отслеживание уровня подготовки абитуриентов для проведения объективного «отбора в студенты».

Таким образом решается как минимум две проблемы:

- обеспечение конкурентноспособного контингента учащихся в вуз;

- корректировка и совершенствование образовательного процесса в довузовской системе образования.

Опыт работы Центра показывает, что отсутствие такой сетевой интеграции с учетом существования различий и противоречий в формах и методах ведения образовательного процесса в средней школе и вузе, приводят к умственным и психологическим перегрузкам учащихся, ухудшающим состояние здоровья подростков, проблемам адаптации выпускника школы к системе высшего образования [8; 9; 10; 11]. При этом Центром также проводятся мероприятия, ориентированные на профилактику и предупреждение девиантного, в первую очередь зависимого и агрессивного поведения в молодёжной среде [12; 13; 14].

Важную роль во взаимодействии с учреждениями разного уровня образования Центр отводит вопросам воспитательной направленности и научной деятельности [15; 16; 17]. Результаты этой комплексной работы получают представление на научно-практических конференциях вуза, в системе дополнительного образования и других уровней, публикуются в печати.

Работа системы, созданной Центром, бесспорно, направлена на обеспечение поступления в РостГМУ, она исключает недостоверность, несвоевременность получения школьником информации о структуре и содержании профессионального образования, о различных аспектах будущей профессиональной деятельности и востребованности профессии на рынке труда.

В целях контроля и управления сетевым процессом Центр использует систему педагогического сопровождения и анкетирования, которая основывается на использовании как традиционных, так и нетрадиционных методов, анализа краткосрочных и отсроченных результатов обучения. Одним из стабильных отсроченных результатов качества функционирования довузовской образовательной системы является показатель числа поступивших в РостГМУ выпускников Центра – около 80 % (процент отчисления – 0%). Эти студенты оказываются более подготовленными и быстрее адаптируются к условиям высшей школы, отличаются высокими показателями успеваемости.

Взаимообогащение довузовского и школьного образовательного процесса дают новый импульс к повышению эффективности профессиональной ориентации и адаптации старшеклассников. Данная сетевая модель обеспечивает преемственность всех ступеней образовательного процесса.


Библиографический список
  1. Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А. Профессиональное самоопределение в системе непрерывного довузовского образования // В сборнике: НАУКА СЕГОДНЯ: ФАКТЫ, ТЕНДЕНЦИИ, ПРОГНОЗЫ материалы международной научно-практической конференции: в 2 частях. – Научный центр «Диспут». – Вологда, 2016. – С. 142-145.
  2. Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А. Инновационные подходы к довузовскому образованию // В сборнике: НАУКА СЕГОДНЯ: ГЛОБАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ И МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ материалы международной научно-практической конференции. – Научный центр «Диспут». – Вологда, 2016. – С. 170-172.
  3. Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А., Аветисян З.Е. Психолого-педагогическое сопровождение в рамках довузовского образования // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 5 (61). – С. 398-400.
  4. Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А. Центры довузовского образования связующее звено непрерывного образовательного процесса // Гуманитарные научные исследования. – 2016. – № 5 (57). – С. 78-80.
  5. Агеева Н.А. Ценностные детерминанты ученого в контексте инновационной деятельности // Universum: Общественные науки. – 2014. – № 7 (8). – С. 5.
  6. Агеева Н.А. Социальное воспитание как ведущий фактор всестороннего развития личности детей и молодежи // Гуманитарные научные исследования. – 2015. – № 2 (42). – С. 162-170.
  7. Агеева Н.А. Проблема субъектности в контексте научно-технологического развития // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 4-4 (48). – С. 85-93.
  8. Аветисян З.Е., Максимов О.Л., Сидоренко Ю.А., Добаева Н.М., Смольянинова Л.П. Особенности взаимосвязи психофизиологических и биохимических показателей студентов с уровнем вегетативной регуляции организма // Профилактическая и клиническая медицина – 2014. – №2(51). – С.36-40.
  9. Егорова Н.А., Жижин К.С., Квасов А.Р., Степаненко А.Ф., Сидоренко Ю.А. Медико-биологические проблемы верификации прогноза высокого уровня умственной работоспособности студентов // Успехи современного естествознания. – 2004. – № 8. – С. 42.
  10. Сидоренко Ю.А., Жолобова И.К. Проблема обеспеченности школ медицинским персоналом // Современные научные исследования и инновации. – 2017. – № 2. – С. 650-653.
  11. Харламов Е.В., Сидоренко Ю.А., Сависько А. А. Проблема адаптации к учебной нагрузке в системе непрерывного образования // Электронный научно-образовательный вестник Здоровье и образование в ХХI веке. – 2011. – Т. 13. – № 10. – С. 481-482.
  12. Буркина Л.С., Петренко Р.А., Петренко Е.А., Жолобова И.К. Социальная девиантность как культур-антропологический феномен. Ростов-на-Дону, 2013.
  13. Вигель Н.Л. Толерантность как общечеловеческая ценность // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2015. – № 2 (81). – С. 34-37.
  14. Жолобова И.К. К методологии определения понятий насилие, агрессия и жестокость в отношении человека // Гуманитарные и социальные науки. – 2014. – № 2. – С. 210-214.
  15. Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А., Аветисян З.Е. Духовность – основа формирования профессиональных качеств врача // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 3 (59). – С. 729-731.
  16. Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А. Формирование мотивации к здоровому образу жизни в системе непрерывного довузовского образования // В сборнике: НАУКА СЕГОДНЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ материалы международной научно-практической конференции: в 2 частях. – Научный центр «Диспут». – Вологда, 2016. – С. 88-90.
  17. Мкртумян Р.Г., Ишихов Ю.А., Горбунова М.О., Додохова М.А., Иванова Л.Н. Воспитательная работа на кафедре химии фармацевтического факультета // В сборнике: Химия: достижения и перспективы. Сборник научных статей по материалам I региональной студенческой научно-практической конференции Южного федерального округа. Под редакцией М.О. Горбуновой, Е.М. Баян. – 2016. – С. 239-240.


Все статьи автора «Жолобова Ирина Константиновна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация