Проблема развития многоуровневого профессионального образования стимулирует вузы активизировать поиск и отработку путей взаимодействия с другими видами учебных заведений, в том числе с общеобразовательными школами. Это особенно актуально в контексте вопросов, связанных с формированием системы профессиональной ориентации и отслеживания достижений учащихся [1].
Необходимо создание сетевых моделей образования, в частности профильного, которые основаны на интеграции старшей ступени школы с учреждениями среднего и высшего профессионального образования. Объединяя под единым методическим патронажем образовательные учреждения разного уровня, такие сетевые конгломераты обеспечат единые подходы ко всем составляющим процесса образования: учебной, научной и воспитательной деятельности.
Данная система позволяет не только выявить особенности каждого старшеклассника и порекомендовать ему выбор определенной профессии, но и эффективно отслеживать динамику его достижений при обучении на разных ступенях образовательного процесса, своевременно вносить коррективы в структуру и содержание образовательного процесса.
В работе Центра довузовского образования Ростовского государственного медицинского университета (Центра) много внимания уделяется повышению уровня базовой подготовки потенциальных абитуриентов еще на этапе их обучения в школе [2; 3; 4].
Формы, методики и характер работы многообразны, учитывают последние тенденции в системе образования [5; 6; 7], но цель единая – ранняя профессиональная ориентация и отслеживание уровня подготовки абитуриентов для проведения объективного «отбора в студенты».
Таким образом решается как минимум две проблемы:
- обеспечение конкурентноспособного контингента учащихся в вуз;
- корректировка и совершенствование образовательного процесса в довузовской системе образования.
Опыт работы Центра показывает, что отсутствие такой сетевой интеграции с учетом существования различий и противоречий в формах и методах ведения образовательного процесса в средней школе и вузе, приводят к умственным и психологическим перегрузкам учащихся, ухудшающим состояние здоровья подростков, проблемам адаптации выпускника школы к системе высшего образования [8; 9; 10; 11]. При этом Центром также проводятся мероприятия, ориентированные на профилактику и предупреждение девиантного, в первую очередь зависимого и агрессивного поведения в молодёжной среде [12; 13; 14].
Важную роль во взаимодействии с учреждениями разного уровня образования Центр отводит вопросам воспитательной направленности и научной деятельности [15; 16; 17]. Результаты этой комплексной работы получают представление на научно-практических конференциях вуза, в системе дополнительного образования и других уровней, публикуются в печати.
Работа системы, созданной Центром, бесспорно, направлена на обеспечение поступления в РостГМУ, она исключает недостоверность, несвоевременность получения школьником информации о структуре и содержании профессионального образования, о различных аспектах будущей профессиональной деятельности и востребованности профессии на рынке труда.
В целях контроля и управления сетевым процессом Центр использует систему педагогического сопровождения и анкетирования, которая основывается на использовании как традиционных, так и нетрадиционных методов, анализа краткосрочных и отсроченных результатов обучения. Одним из стабильных отсроченных результатов качества функционирования довузовской образовательной системы является показатель числа поступивших в РостГМУ выпускников Центра – около 80 % (процент отчисления – 0%). Эти студенты оказываются более подготовленными и быстрее адаптируются к условиям высшей школы, отличаются высокими показателями успеваемости.
Взаимообогащение довузовского и школьного образовательного процесса дают новый импульс к повышению эффективности профессиональной ориентации и адаптации старшеклассников. Данная сетевая модель обеспечивает преемственность всех ступеней образовательного процесса.
Библиографический список
- Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А. Профессиональное самоопределение в системе непрерывного довузовского образования // В сборнике: НАУКА СЕГОДНЯ: ФАКТЫ, ТЕНДЕНЦИИ, ПРОГНОЗЫ материалы международной научно-практической конференции: в 2 частях. – Научный центр «Диспут». – Вологда, 2016. – С. 142-145.
- Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А. Инновационные подходы к довузовскому образованию // В сборнике: НАУКА СЕГОДНЯ: ГЛОБАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ И МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ материалы международной научно-практической конференции. – Научный центр «Диспут». – Вологда, 2016. – С. 170-172.
- Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А., Аветисян З.Е. Психолого-педагогическое сопровождение в рамках довузовского образования // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 5 (61). – С. 398-400.
- Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А. Центры довузовского образования связующее звено непрерывного образовательного процесса // Гуманитарные научные исследования. – 2016. – № 5 (57). – С. 78-80.
- Агеева Н.А. Ценностные детерминанты ученого в контексте инновационной деятельности // Universum: Общественные науки. – 2014. – № 7 (8). – С. 5.
- Агеева Н.А. Социальное воспитание как ведущий фактор всестороннего развития личности детей и молодежи // Гуманитарные научные исследования. – 2015. – № 2 (42). – С. 162-170.
- Агеева Н.А. Проблема субъектности в контексте научно-технологического развития // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 4-4 (48). – С. 85-93.
- Аветисян З.Е., Максимов О.Л., Сидоренко Ю.А., Добаева Н.М., Смольянинова Л.П. Особенности взаимосвязи психофизиологических и биохимических показателей студентов с уровнем вегетативной регуляции организма // Профилактическая и клиническая медицина – 2014. – №2(51). – С.36-40.
- Егорова Н.А., Жижин К.С., Квасов А.Р., Степаненко А.Ф., Сидоренко Ю.А. Медико-биологические проблемы верификации прогноза высокого уровня умственной работоспособности студентов // Успехи современного естествознания. – 2004. – № 8. – С. 42.
- Сидоренко Ю.А., Жолобова И.К. Проблема обеспеченности школ медицинским персоналом // Современные научные исследования и инновации. – 2017. – № 2. – С. 650-653.
- Харламов Е.В., Сидоренко Ю.А., Сависько А. А. Проблема адаптации к учебной нагрузке в системе непрерывного образования // Электронный научно-образовательный вестник Здоровье и образование в ХХI веке. – 2011. – Т. 13. – № 10. – С. 481-482.
- Буркина Л.С., Петренко Р.А., Петренко Е.А., Жолобова И.К. Социальная девиантность как культур-антропологический феномен. Ростов-на-Дону, 2013.
- Вигель Н.Л. Толерантность как общечеловеческая ценность // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2015. – № 2 (81). – С. 34-37.
- Жолобова И.К. К методологии определения понятий насилие, агрессия и жестокость в отношении человека // Гуманитарные и социальные науки. – 2014. – № 2. – С. 210-214.
- Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А., Аветисян З.Е. Духовность – основа формирования профессиональных качеств врача // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 3 (59). – С. 729-731.
- Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А. Формирование мотивации к здоровому образу жизни в системе непрерывного довузовского образования // В сборнике: НАУКА СЕГОДНЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ материалы международной научно-практической конференции: в 2 частях. – Научный центр «Диспут». – Вологда, 2016. – С. 88-90.
- Мкртумян Р.Г., Ишихов Ю.А., Горбунова М.О., Додохова М.А., Иванова Л.Н. Воспитательная работа на кафедре химии фармацевтического факультета // В сборнике: Химия: достижения и перспективы. Сборник научных статей по материалам I региональной студенческой научно-практической конференции Южного федерального округа. Под редакцией М.О. Горбуновой, Е.М. Баян. – 2016. – С. 239-240.