УДК 376

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ В ИСПРАВЛЕНИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ

Попова Анастасия Сергеевна1, Веникова Мария Юрьевна2, Шутова Юлия Геннадьевна3, Иванова Дарина Сергеевна4, Булганина Светлана Викторовна5
1ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), студент
2ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), студент
3ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), студент
4ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), студент
5ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), кандидат технических наук, доцент

Аннотация
В статье рассмотрены основные причины нарушения речи детей.

Ключевые слова: логопедические центры, Педагогические инновации


PEDAGOGICAL INNOVATIONS IN CORRECTING SPEECH DISORDERS OF CHILDREN

Popova Anastasia Sergeevna1, Venikova Maria Yuryevna2, Shutova Julia Gennadievna3, Ivanova Darina Sergeevna4, Bulganina Svetlana Viktorovna5
1Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin (Mininsky University), student
2Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin (Mininsky University), student
3Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin (Mininsky University), student
4Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin (Mininsky University), student
5Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin (Mininsky University), candidate of technical sciences, associate professor

Abstract
The article describes the main causes of speech disorders of children.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Попова А.С., Веникова М.Ю., Шутова Ю.Г., Иванова Д.С., Булганина С.В. Педагогические инновации в исправлении нарушений речи детей // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/04/23256 (дата обращения: 29.04.2017).

В настоящее время в Нижнем Новгороде работает множество частных логопедов и логопедических центров, но выявления проблем недостатков речи и их устранения является актуальным. Эффективная коррекционная работа по устранению речевых расстройств у детей является важным  направлением работы современных специалистов, при этом причину нарушений речи ребёнка должен определять врач. Проведенное ранее авторами социологическое исследование показало, что значение логопедических центров в развитии детей велико [1]. Они позволяют решать различного рода нарушения речи с помощью не только традиционных способов, но и интересных для ребёнка программ [2, 3]. Рассмотрим основные причины  нарушения речи детей и виды дефектов и проанализируем методики их устранения.

Авторами рассматривались следующие возможные причины [4]:

  • Вредные привычки и негативные факторы в процессе беременности или родов;
  • Недостаток достаточного внимания к ребенку (в данном пункте речь идет не только о занятиях родителей и ребёнка по исправлению речи, но и об общении в целом);
  • Перинатальная энцефалопатия. Является распространенным диагнозом, объединяет различные поражения мозга в процессе беременности и после родов. Таким детям необходим квалифицированный специалист, но в то же время этот диагноз не говорит о неполноценности ребенка.
  • Частые болезни, инфекции, а также травмы до 3 лет.
  • Снижение качества слуха.
  • Наследственность.
  • Особенности в анатомии челюстно-лицевого аппарата.
  • Сосание пальца.

Проанализируем виды дефектов речи. В логопедии выделяют два основных типа нормально-развивающихся детей: дети-говоруны и дети-молчуны. Дети первого типа являются очень активными, они проявляют интерес к окружающему миру. Такие дети любознательны, они задают много вопросов  и любят сами что-то рассказывать, а также легко осваиваются в новой обстановке. Дети-молчуны более замкнуты. Новый коллектив требует для них постепенной адаптации. Такие дети могут начать говорить поздно, но в большинстве случаев практически сразу без дефектов. Малышам второго типа важно, чтобы их внимательно слушали и понимали, поэтому родителям следует проявлять должное внимание и реагировать на вопросы ребёнка. В случае, когда ребёнок к 2-3 годам, так и не начал говорить, необходимо обратиться к специалисту.

В процессе исследования были рассмотрены следующие диагнозы:

1. Дислалия. Является достаточно распространенным недостатком речи детей.  Суть его заключается в дефектном произношении некоторых звуков при хорошем словарном запасе и правильном согласовании слов и предложений.

2. Мутизм. Ребёнок совсем не разговаривает вследствие психологической травмы.  Делится на два типа:
1) общий (ребенок не говорит);
2) избирательный (малыш протестует против каких-либо обстоятельств).

3. Заикание. Заключается в нарушении темпа, ритма и плавности речи. Они могут быть вызваны судорогами мышц лицевого аппарата. Заикание возникает в возрасте до 2-3 лет. Симптомами являются: прерывистая речь (вынужденные остановки в речи), повторение или добавление отдельных звуков. Для того чтобы предотвратить заикание у малыша следует:

  • Контролировать свою речь, говорить с малышом чётко, правильно и отчётливо.
  • Ограничить контакт малыша с заикающимися детьми.
  • Избегать скандалов и конфликтов при ребёнке.
  • Избегать опережения в развитии ребёнка.
  • Очень важно избегать как психологических так и физиологических травм.
  • Не запугивать малыша страшными сказками.
  • Не оставлять в ребёнка в тёмном месте в качестве наказания.

4. Ринолалия. Вызывает нарушения тембра голоса, вследствие  анатомических дефектов речевого аппарата.

5. Дизартрия. Суть данного диагноза состоит в нарушении произношения всех групп звуков. Вызваны данные нарушения недостаточной работой нервов, связывающих речевой аппарат с центральной нервной системой. Симптомами дизартрии являются нарушение ритма, интонации и темпа речи.

6. Алалия. Данный диагноз подразумевает полное или частичное отсутствие речи у детей в возрасте до 3-5 лет. Заболевание чаще всего обусловлено нарушениями в развитии левого полушария коры головного мозга. Оно может наступить как во внутриутробном, так и раннем развитии малыша.
Алалия делится на два вида:
1) моторная  (малыш понимает речь, но не воспроизводит её);
2) сенсорная  ( малыш не понимает чужую речь, но способен повторять чужие слова)

7. Общее недоразвитие речи. Данное заболевание подразумевает нарушение формирования всех компонентов речевой системы. Ошибки как в звукопроизношении так и в грамотности использования слов. Признаки данного нарушения речи:

  • Маленький словарный запас;
  • Трудности в словообразовании
  • Изменение слов;
  • Несвязная речь.

8. Детский аутизм. Данное состояние характеризуется переживаниями и отстранением от внешнего вида ребёнка. При аутизме отсутствуют речь, а также элементарные бытовые навыки. Выделяют признаки детского аутизма:

  • Лёгкая возбуждаемость.
  • Агрессия.
  • Зацикливание.
  • Отсутствие стремления общения со взрослыми.
  • Страхи.

Проведем анализ признаков нарушений речи детей. Для того чтобы вовремя обратиться к врачу необходимо рассмотреть ряд симптомов, которые могут предшествовать, нарушениям речи в развитии детей. В исследовании были рассмотрены основные симптомы:

1 месяц: Перед кормлением ребенок не воспроизводит никаких звуков (чаще всего плач).

4  месяц: Малыш не улыбается в ответ.

5 месяц: Игнорирование музыки ребёнком.

7 месяцев: Ребёнок не распознаёт голоса родных.

9 месяцев: Малыш не может повторять звуки и слоги.

10 месяцев: Ребёнок  не машет головой в знак отрицания.

1 год:  Малыш не может произносить слова и не выполняет простейшие действия.

2 года: Неспособность произносить простейшие слова,  не узнавание родственников на фото.

2,5 года: Не различает  понятия «большой» и «маленький».

3 года: Способность пересказать короткие рассказы.

4 года: Ребёнок не знает названия цветов, не может рассказать ни одного стихотворения.

Логопедическое обследование. Для того чтобы определить уровень речевого развития ребёнка необходимо провести логопедическое обследование.  В современном мире возросло количество детей с минимальными нарушениями мозговых функций, которые приводят не только к речевым дисфункциям, но и к коммуникативным и эмоциональным расстройствам. Исследование таких детей вызывает трудности в диагностике.

В логопедических центрах проводят диагностические исследования, которые позволяют, определять нарушения или не сформирование функциональных систем.

Комплексные методы диагностики позволяют выявить нарушения и отклонения:

  • Внимания.
  • Устной речи.
  • Письменной речи.
  • Памяти.
  • Пространственного воображения.
  • Особенностей процессов восприятия ребёнка.
  • Мышления.

Обследование включает в себя два этапа:

1 этап:«Общее исследование» Данный этап включает в себя проверку памяти, мышления, внимания и счёта.

2 этап: «Речевое исследование» Данный этап включает в себя обследование устной речи, письма и чтения.В лого-центрах проводятся комплексные обследования. Они охватывают как речевые, так и неречевые способности детей. Обследования позволяют провести качественную функциональную диагностику.

В логопедическое обследование входит:

  • Диагностика (1 час).
  • Беседа с родителями.
  • Составление заключения.

Проводится обследование состояния речи ребенка по следующим направлениям:

  • связная речь
  • произносительная сторона
  • фонематические процессы
  • мелкая моторика рук
  • словарь
  • грамматический строй речи
  • артикуляционная моторика (подвижность органов речи)

Перед тем как начать обследование специалист предлагает заполнить анкету. В анкете указываются особенности развития ребёнка. Полученные данные помогают выявить причину нарушений и построить план проведения профилактики или лечения заболевания. Разработанная программа учитывает речевые, возрастные и индивидуальные особенности ребёнка.

Проведем анализ педагогических инновации в исправлении нарушений речи детей [5]:
1) Арт-терапия.  Данный метод коррекции осуществляется посредством творческой деятельности детей. Данный метод является актуальным, в отличие от направлений в которых используется вербальное общение. В большинстве случаев дети воздерживаются в вербализации своих переживаний, поэтому выражение своих мыслей в творчестве является более естественным. Особенно этот метод подходит для детей с речевыми нарушениями, так как они более спонтанны и они менее способны вербализировать свои действия и поступки.

2) Песочная терапия. Не секрет, что песок имеет свойство просачиваться сквозь пальцы и уносить вместе с собой негативные эмоции. Поэтому данный вид деятельности хорошо подходит для детей с психологическими нарушениями и переживаниями. Освобождение от них происходит на подсознательном уровне и способствует освобождению и более быстрому исправлению речевых ошибок детей.

3) Телесно-ориентированные  техники. К данной технике относится расслабление и напряжение разных частей тела. Этот метод способствует нормализации гипертонуса и гипотонуса мышц. Использование упражнений для релаксации способствует  расслаблению ребёнка. Активно используются дыхательные упражнения, которые улучшают ритмику организма.

4) Мнемотехника.Данный метод подразумевает активное запоминание информации. Всё услышанное дети схематично зарисовывают.

5) Компьютерные технологии. Один из эффективных методов обучения, применяемых в логопедии. Перед логопедом, помимо основной задачи (исправления дефектов речи) ставятся еще две: обучение ребёнка пользоваться компьютером, а также применить технологии на практике.

6) Музыкотерапия. Спокойная музыка положительно действует на детей в процессе занятий. Она способна успокаивать нервную систему и приводить в равновесие процессы возбуждения и торможения.

Таким образом, использование творческих подходов дает возможность  вовлечь ребенка в игру, при этом направленную на корректировку нарушений речи.


Библиографический список
  1. Попова А.С., Булганина С.В. Роль и значение логопедических центров в развитии детей  // В сборнике: Инновационные технологии управленияСборник статей по материалам III Всероссийской научно-практической конференции. 2016. С. 307-309.
  2. Курмаева В.Ш.Суслова Н.М.Польшина М.А.Логопедическая работа в системе обучения детей с речевыми нарушениями//Педагогический опыт: теория, методика, практика. 2014. № 1 (1). С. 38-41.
  3. Булганина С.В.Тюмина Н.С.Погодина Т.В. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий учащихся//Наука, техника и образование. 2015. № 9 (15). С. 75-77.
  4. Суслова Н.М.Польшина М.А. Введение в логопедию//Оренбург, 2016.
  5. Прохорова М.П. Механизмы и формы реализации инновационных программ педагогической подготовки//Мир науки. 2015. № 3. С. 42.


Все статьи автора «Булганина Светлана Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация