УДК 339.13

МОБИЛЬНАЯ КОММЕРЦИЯ КАК ТРЕНД ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ

Зипунникова Есения Павловна1, Морозова Анастасия Алексеевна1
1Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, студентка Высшей школы внутренней и внешней торговли

Аннотация
В статье рассмотрены тенденции развития электронной коммерции. Проанализирована доля рынка занимаемого мобильной коммерцией. Выявлена закономерность развития рынка мобильной коммерции за счет проведения маркетингового исследования. Продемонстрирована зависимость рынка мобильной коммерции от половозрастной группы и уровня дохода населения. Выделены возможные положительные эффекты от развития рынка мобильной коммерции, как для продавцов, так и для покупателей.

Ключевые слова: Интернет-торговля, маркетинговые исследования, мобильная коммерция, мобильные устройства, электронная коммерция


M-COMMERCE AS A TREND OF E-COMMERCE

Zipunnikova Eseniya Pavlovna1, Morozova Anastasia Alekseevna1
1Peter the Great St.Petersburg Polytechnic University, student of Higher school of domestic and foreign trade

Abstract
In the article discussed development trends of e-commerce. Analyzed market share occupied by m-commerce. Revealed a pattern of market development of e-commerce by conducting marketing research. Demonstrated the dependence of m-commerce market from sex-age groups and income level of population. Highlighted possible positive effects from the development of the m-commerce market for sellers and for buyers.

Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Зипунникова Е.П., Морозова А.А. Мобильная коммерция как тренд интернет-торговли // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/02/20648 (дата обращения: 29.04.2017).

На современном этапе развития общества информационные технологии все больше и больше проникают во все сферы жизни человека. Так, например, за 2015 год количество онлайн-пользователей в России выросло почти на 4 млн. человек и остановилось на отметке в 84 млн., что составляет 70,4% взрослого населения России. Прогнозы на последующие годы предполагают лишь положительную динамику до значения в 100 миллионов интернет-пользователей.[1]

В своем выступлении директор РАЭК Сергей Плуготоренко заявил, что к 2020 году уровень проникновения Интернета в России составит от 76% до 85%, чему способствует использование различных мобильных устройств, таких как планшетные компьютеры и смартфоны. Степень проникновения Интернета со смартфонов оценивается в 37,2%.[2]

Доля покупок, совершаемых в Интернете, неумолимо растет. Объем внутрироссийских онлайн-продаж в 2015 году составил 650 млрд руб., т.е. с учетом поправки на инфляцию отмечается прирост в 3%.[3, c.12] Несмотря на падение реальных доходов граждан почти на 7% вследствие инфляции, количество покупок, совершаемых онлайн, продолжает расти. Чаще всего приобретается электроника и бытовая техника (32,3%), одежда (23,4%) и обувь (11,6%).[4]

Сегодня можно выделить m-commerce, т.е. торговлю с помощью мобильных устройств, в отдельный сегмент e-commerce, так как большая часть экономически активного населения имеет смартфоны и планшеты. Это удобно: человек больше не привязан ни к рабочему месту, ни к проводному интернету. Это позволяет совершать покупки «на ходу». По данным Criteo, доля покупок с мобильных устройств составила 23%, из них 53% были совершены через смартфон.[5] Огромную роль в продажах играет спонтанность. По данным Google, 81% покупателей делают незапланированные покупки через смартфон.[6]

В России m-commerce только развивается, поскольку пользователь еще не адаптировался к новой модели взаимоотношений между покупателем и продавцом. Также многие люди не доверяют интернет-магазинам в принципе. Некоторые готовы заказывать, но оплачивать только при получении. Многие отечественные интернет-магазины сталкиваются с проблемой выработки имиджа перед покупателями, то есть сформированного представления целевой аудитории о деятельности и успехах предприятия (фирмы, компании), которое оказывает постоянное и динамичное влияние на взаимоотношение предприятия (фирмы, компании) с его реальными и потенциальными клиентами, его конкурентоспособность, финансовые результаты и контакты с государственными учреждениями.[7, с.175]

Наблюдается тенденция роста количество онлайн заказов, выполняемых с мобильных устройств, сопровождаемых увеличением объема применения мобильных приложений в мобильной коммерции. В России почти 30% опрошенных когда-либо совершали покупки в интернете со смартфона.[8] В среднем на заказы с мобильных устройств приходится около 15% всех покупок россиян в интернете – за 2015 г. эта доля выросла более чем в полтора раза, подсчитал партнер DataInsight Федор Вирин. Всего россияне купили 27 миллионов девайсов и это, конечно же, не могло не отразиться на онлайн-покупках, их число выросло в разы.[9]

Для наиболее детального исследования ситуации на рынке было принято решение провести маркетинговое исследование. Учитывая, что при проведении классического исследования данные могут быть учтены не полностью и картина, сформированная по результатам исследования может оказаться недостоверной, что приведет к неправильным выводам, было принято решение о проведение маркетингового исследования в сети интернет.[10, с. 172]

Объектом маркетингового исследования потребительского поведения в Интернете в основном являются студенты и выпускники высших учебных заведений (мужчины и женщины в возрасте 18+ лет.) проживающие на территории Российской Федерации.

Для формировании выборки исследования использована неслучайная квотная выборка объемом 285 человек, из генеральной совокупности в 500 респондентов, что является достаточным, если исходить из 5%-ной точности и величины риска 0,95 (при требуемом объеме выборки в 222).[11, С.123]

В ходе исследования было выяснено, что 78,1% опрошенных имеют опыт совершения заказов с помощью мобильных устройств, что безусловно подтверждает наличие тренда мобильной коммерции. Данная тенденция присуща преимущественно к поколению в возрасте до 25 лет, что обусловлено высокой степенью проникновения мобильного интернета именно в данной возрастной группе. Гендерный признак оказывает незначительное влияние на использование услуг мобильной коммерции: 74,85% и 83,82% опрошенных женщин и мужчин соответственно совершают заказы с помощью мобильных устройств.

При этом стоит отметить тот факт, что наибольшее участие в совершении мобильных покупок принимают респонденты, у которых уровень дохода в семье на одного человека приближен к среднему по России. 42,7% участников опроса совершают мобильные заказы, доход в семье которых превышает 20 тысяч рублей на человека.

Развитие мобильной коммерции позволяет привлекать фирме большее число потребителей за счет того, что она идет в ногу с требованиями покупателей и предлагает удобный способ выбора и оплаты. Данные факторы безусловно будут способствовать повышению уровня продаж. При этом развитие мобильной коммерции имеет положительный эффект и для покупателя, который может совершить покупку в наиболее удобный для него момент, выбрав из множества предложений самое оптимальное для него.


Библиографический список
  1. Проникновение Интернета в России: Итоги 2015 года. URL: http://www.shopolog.ru/news/proniknovenie-interneta-v-rossii-itogi-2015-goda/ (дата обращения: 10.02.2017 г.)
  2. Рухнули с дуба: В 2016 году в России будет 100 миллионов интернет-пользователей. URL: https://therunet.com/news/1358 (дата обращения: 09.02.2017 г.)
  3. Божук С.Г., Краснов А.С. Развитие методов маркетинговых исследований поведения потребителей в виртуальной среде. Практический маркетинг. 2016. № 12-1 (2381). С. 11-16.
  4. Интернет-торговля в России. Итоги I квартала 2016 года. URL: http://www.akit.ru/wp-content/uploads/2016/05/E-commerce_1Q2016-FINAL.pdf (дата обращения: 10.02.2017 г.)
  5. Criteo. State of Mobile Commerce. URL: http://www.criteo.com/media/2513/criteo-state-of-mobile-commerce-report-q2-2015-a4-digital.pdf (дата обращения: 11.02.2017 г.)
  6. Mobify. 50 Must-Know Mobile Commerce Statistics and Facts. URL: http://resources.mobify.com/50-mobile-commerce-stats.html (дата обращения: 09.02.2017 г.)
  7. Краснова С.А., Краснов А.С. Бренд-имидж, как инструмент дифференцирующего позиционирования ВУЗа на рынке образовательных услуг. Информационные технологии и системы: управление, экономика, транспорт, право. 2015. № 2 (16). С. 175-177.
  8. Развитие Интернета и его значение. URL: http://www.bizhit.ru/ (дата обращения: 11.02.2017 г.)
  9. Worldwide Quarterly Mobile Phone Tracker. URL: https://www.idc.com/tracker/showproductinfo.jsp?prod_id=37 (дата обращения: 10.02.2017 г.)
  10. Краснов А.С. Особенности проведения маркетинговых исследований в сети Интернет. Информационные технологии и системы: управление, экономика, транспорт, право. 2015. № 2 (16). С. 172-174.
  11. В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. Методы социологического исследования. Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 768 c.


Все статьи автора «Зипунникова Есения Павловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация