АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Захарова Ольга Олеговна
Челябинский государственный педагогический университет
аспирант Кафедры педагогики и психологии

Аннотация
Автор статьи обозначает актуальность формирования межкультурных ценностных ориентаций у современных школьников и отмечает важность предмета «иностранный язык» в данном процессе. Для достижения обозначенной цели автором выделяются направления систематической работы, даётся их характеристика, а также раскрываются их некоторые методологические аспекты.

Ключевые слова: активные методы обучения, иностранный язык, межкультурные ценности, межкультурные ценностные ориентации, межкультурный диалог, познавательный интерес, рефлексия, эмпатия


ASPECTS OF PUPILS` INTERCULTURAL VALUE ORIENTATIONS FORMATION IN THE PROCESS OF FOREIGN LANGUAGES TEACHING

Zakharova Olga Olegovna
Chelyabinsk State Pedagogical University
post-graduate student, Chair of pedagogy and psychology

Abstract
The author of the article outlines the problem of the formation of intercultural value orientations among pupils and notes the role of foreign languages in the process. To solve the problem the directions of systematic work are discovered and characterized by the author. Several methodological aspects of the question are disclosed as well.

Keywords: active methods of teaching, cognition interest, empathy, foreign language, intercultural dialogue, intercultural value orientations, intercultural values, reflection


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Захарова О.О. Аспекты формирования межкультурных ценностных ориентаций школьников при обучении иностранному языку // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/02/14129 (дата обращения: 26.02.2024).

Жизнь в глобальном мире, характеризующаяся процессами интеграции, миграции, культурной диверсификации, нестабильностью в межнациональных отношениях, вносит  значительные коррективы в «портрет» выпускника школы. Знание основ культурного наследия народов России и человечества, сформированность ценностно-смысловых установок выдвигаются среди требований к выпускнику основной общеобразовательной школы. Одним из личностных результатов освоения основной образовательной программы выделяется «формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания» [1]. Человечество (мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество) обозначается одной из базовых национальных ценностей в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России [2, с. 19].

Таким образом, современная личность должна знать особенности родной, национальных культур, культур глобального мира и их представителей, с пониманием относиться к многообразию мира, быть готовой вести диалог на основе равноправия и толерантности, принимать уважение к достоинству личности вне зависимости от её культурной и национальной принадлежности как руководящий принцип деятельности. Данные характеристики составляют суть межкультурных ценностных ориентаций, понимаемых нами как направленность личности на межкультурные ценности, квинтэссенцией которых является равноправие, межкультурный диалог и взаимоуважение.

Современная образовательная практика показывает, что на данный момент в школах не уделяется должного внимания проблеме формирования у учащихся межкультурных ценностных ориентаций, несмотря на её актуальность. Вместе с тем, предмет «иностранный язык» обладает огромным потенциалом для решения данного вопроса.

Отметим, что в педагогике накоплен значительный опыт решения вопросов соизучения языка и культуры, формирования у школьников социокультурной компетенции (В.Г. Апальков, И.Л. Бим, Н.Д. Гальскова, В.В. Сафонова, П.В. Сысоев и др.), понимание роли учителя иностранного языка как транслятора иноязычной культуры очевидно в современной науке. Тем не менее, знакомство ученика с иными культурами на уроке иностранного языка в большинстве случаев сводится лишь к предоставлению ему лингвострановедческого материала, что, в свою очередь, недостаточно для формирования у учащегося межкультурных ценностных ориентаций. Анализ исследований проблемы формирования ценностных ориентаций (Н.А. Асташовой, Е.В. Бондаревской, А.В. Кирьяковой и др.) указывает на комплексный и устойчивый характер данного педагогического явления. Мы рассматриваем межкультурные ценностные ориентации как комплексное образование, включающее знание, отношение и готовность к деятельности, утверждающей межкультурные ценности.

В соответствии с этим выделим основные направления деятельности педагога, нацеленные на обеспечение интериоризации межкультурных ценностей учащимися:

  1. стимулирование познавательного интереса учащегося посредством адекватного предоставления знаний о межкультурном разнообразии, о родной культуре, культуре стран изучаемых языков и стран всего мира;
  2. формирование положительного отношения к межкультурным ценностям;
  3. активное включение учащихся в участие в межкультурном диалоге.

Характеризуя первое направление, отметим, что процесс стимулирования познавательного интереса проходит в три этапа. На первом – ученик осваивает знания. Межкультурные ценности предъявляются учителем, при этом важна творческая и нестандартная подача материала. Как отмечают Б.А. Жекибаева, Ш.К. Тулеубаева,  непонимание или отсутствие интереса к какой-то отдельно взятой теме может быть перенесено на всю иноязычную культуру в целом [3, с. 17]. Поэтому педагогом большое внимание должно уделяться именно на первичную подачу лингвострановедческого материала. Например, при первом знакомстве с предметом «иностранный язык» с учениками можно провести разминку, предложив им поприветствовать друг друга разными способами, как это делают представители разных культур: пожать руки, обнюхать друг друга, сложить ладони вместе на уровне груди и поклониться и т.д. Таким нестандартным образом учитель напоминает о многообразии мира и необходимости уважительного отношения к чужой культуре.

Вторым этапом стимулирования познавательного интереса является закрепление его устойчивого характера. Это достигается не только расширением объёма изучаемого межкультурного материала, но и использованием активных методов обучения (игровых, ролевых, ситуативных игр, тренингов и т.д.), что способствует осмысленности обучения и включению учащегося в межкультурный диалог на уровне личностной активности.

На третьем этапе своего развития познавательный интерес переходит в общую направленность личности. В работе с учащимися, чей познавательный интерес к межкультурным ценностям достиг этого уровня, учителю иностранного языка следует поощрять самостоятельную работу, выступая фасилитатором в данном процессе. Отличным средством организации работы здесь служит Интернет. Опираясь на перечисленные М.Н. Евстигнеевым, П.В Сысоевым современные учебные Интернет ресурсы и на опыт их применения в обучении английскому языку подростков и старшеклассников, отметим эффективность использования следующих из них: хотлист (список сайтов по теме), мултимедиа скрэпбук (список ссылок на мультимедийные источники), трежа хант (список ссылок на различные файлы и вопросов по их содержанию), сабджект сэмпла (список ссылок на разные файлы, вопросы по теме, предполагающие также и обсуждение проблем), веб-квест (Интернет-проект) [4].

Второе направление, выделенное нами, связано с осуществлением оценки межкультурных ценностей учащимся, которая должна носить рефлексивно-эмпатийный характер.  Отметим, что инокультурная рефлексия подразумевает саморефлексию, т.е. «обдумывание того, как возникают собственные мнения и оценочные суждения, а также признание того, что представитель иноязычной культуры несёт с собой такое же приемлемое мировосприятие» [5, 298 с.].  Межкультурная эмпатия рассматривается нами как «переживание чувств представителей иных культур и направление к действиям в этом отношении» [6, 113 с.]. На основе приведённых определений мы понимаем под рефлексивно-эмпатийной оценкой процесс определения характеристик межкультурных ценностей как основ межкультурного диалога посредством идентификации себя с представителями иных культур.

К эффективным формам организации процесса рефлексивно-эмпатийной оценки учащихся отнесём индивидуальную и групповую работу; к методам – дискуссии, межкультурные тренинги, беседы; к приёмам – «незаконченные предложения», «синквейн», «плюс, минус, интересно», «комплимент», ведение межкультурного дневника, «акрослово», «пожелание» и т.д. Среди перечисленных элементов предлагаемого методического материала особо выделим ведение межкультурного дневника, который рассматривается нами как основное средство осуществления инокультурной рефлексии и развития межкультурной эмпатии учащихся. Младшим школьникам можно предложить вести такой дневник на русском языке, средним и старшим – на иностранном. Учащиеся собирают в дневник факты о разных культурах и записывают своё отношение к ним.

Рефлексивно-эмпатийной оценке межкультурных ценностей способствуют также рефлексивные тренинги, имитационные и ситуативные игры, межкультурные этюды, позволяющие учащимся поставить себя на место представителя иной культуры и понять его.

Третьим направлением работы учителя иностранных языков по формированию межкультурных ценностных ориентаций у учащихся является их активное включение в межкультурный диалог. В соответствии с Белой книгой Совета Европы, межкультурный диалог имеет целью развитие более глубокого понимания различного мировоззрения и поведения, повышение уровня сотрудничества и вовлеченности, создание условий для развития личности, а также продвижение толерантности и уважения к другому [7, с. 17]. Участие в межкультурном диалоге требует длительной подготовки, ведь помимо языковых существуют и культурные барьеры между людьми, вступающими в диалог. В соответствии с Е.А. Зыряновой, «способность обучаемого к диалогу предполагает принятие им диалога как особой ситуации общения, требующей адекватного поведения, соблюдения некоторых правил, ибо диалог подразумевает умение воспринимать чужую и порождать собственную речь в процессе учебной коммуникации» [8].

Выбор методического обеспечения для достижения данной цели определяется при учёте возраста учащихся, уровня владения иностранным языком, а также степени готовности к межкультурному диалогу. Данный вид готовности учитель может определить методом наблюдений, анализа анкетирования и бесед с учащимися. В зависимости от приведённых факторов учитель далее определяет уровень (классный, школьный, национальный, международный), формат (дистанционный, очный), форму (конференция, экскурсия, фестиваль и т.д.) осуществления межкультурного диалога.

Как показывает опыт, наиболее актуальным методом для решения данной задачи является проектная работа. В начальной школе возможно выполнение проектных работ, связанных с познанием национальных культур РФ.  С подростками и старшеклассниками  – выполнение работ, требующих соответствующего знания иностранного языка и культуры, умения анализировать и сравнивать различные культуры и их ценности. Успешным является ежегодное участие школьников в международных проектах iEARN, международных конкурсах по иностранным языкам компании Relod, а также в школьных проектах. Например, проекты «Школьная межкультурная ярмарка», «Межкультурный потрет класса», «Сказки народов мира» и др. позволяют не только привлечь внимание большого количества учащихся к вопросу межкультурных ценностей, но и включить их в участие в межкультурном диалоге.

Подготовка школьников к ведению конструктивного межкультурного диалога должна осуществляться как в процессе урочной, так и внеурочной работы. Например, проведение специального факультативного курса как формы внеурочной работы в данном направлении решает следующие задачи:

  1. знакомство учащихся с национальными характерами, традициями, обычаями представителей стран изучаемого языка, а также других стран;
  2. знакомство учащихся со стратегиями ведения успешного межкультурного диалога;
  3. ориентировка учащихся в рефлексивно-эмпатийной оценке межкультурных ценностей;
  4. практика участия учащихся в межкультурном диалоге.

Таким образом, предмет «иностранный язык» представлен богатым содержанием, разнообразием форм, методов и приёмов для формирования у учащихся разных ступеней обучения межкультурных ценностных ориентаций. Систематическая работа педагога по выделенным направлениям способствует достижению наилучших результатов.


Библиографический список
  1. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. URL: http://fgosreestr.ru/wp-content/uploads/2015/06/primernaja-osnovnaja-obrazovatelnaja-programma-osnovogo-obshchego-obrazovanija.pdf (дата обращения: 5.02.2016).
  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. – М.: Просвещение, 2009.- 24 с.
  3. Жекибаева Б.А., Тулеубаева Ш.К. Формирование познавательного интереса школьников средствами иностранного языка // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – №3-1. – С. 15-17.
  4. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Современные учебные Интернет-ресурсы в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. – 2008.- №6. – С. 2-9.
  5. Быстрай Е.Б. Формирование опыта межкультурной компетентности будущего учителя в педагогическом взаимодействии: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01/ Быстрай Елена Борисовна. – Оренбург, 2006. – 506 с.
  6. Захарова О.О. Развитие межкультурной эмпатии у подростков // Вестник ТГПУ. – 2014. – №6 (147). – С. 112-116.
  7. Белая книга по межкультурному диалогу «Жить вместе в равном достоинстве». URL: https://rm.coe.int/CoERMPublicCommonSearchServices/DisplayDCTMContent?documentId=09000016802f5bf2 (дата обращения: 20.01.2016).
  8. Зырянова Е.А. Включение в образовательный процесс межкультурного диалога как одно из основных педагогических условий формирования умений речевого этикета младших школьников // Наука и современность. – 2011. – №8-1. – С. 240-244.


Все статьи автора «Захарова Ольга Олеговна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: