СИМВОЛИЧЕСКИЙ КАПИТАЛ В УПРАВЛЕНИИ СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Волынкин Павел Сергеевич
Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина РАНХ и ГС при Президенте РФ
студент бакалавриата "Менеджмент", г. Саратов

Аннотация
Исследовано место символического капитала в управлении современной организацией. Выявлена проблема потери доверия внутри коллектива и к руководителям как проблема управления организацией, возникающая в результате социального безразличия со стороны и руководства, и сотрудников коллектива. Предложена «монеточная модель» управления символическим капиталом, способствующая решению указанной проблемы. Сделан вывод о том, что символический капитал как стратегия накопления доверия позволяет оптимизировать процессы управления и повысить производительность труда персонала и престиж организации. Работа выполнена под научным руководством Марины Владимировны Демидовой - кандидата философских наук, доцента Поволжского института управления имени П.А. Столыпина (филиала РАНХ и ГС при Президенте РФ).

Ключевые слова: доверие., организации, П.Бурдьё, производительность труда, символический капитал, социальный менеджмент, управление, управление персоналом


SYMBOLIC CAPITAL IN MANAGING THE MODERN ORGANIZATION: PROBLEMS AND SOLUTIONS

Volynkin Pavel Sergeevich
Stolypin Volga Region Institute of Administration Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
Student Bachelor "Management", Saratov

Abstract
The place of symbolic capital in the management of the modern organization. The problem of the loss of trust within the team and to the leaders as a problem of management of the organization arising from the social indifference on the part of both the management and the staff team. The proposed "monetica model" the management of symbolic capital, promoting the solution of this problem. It is concluded that the symbolic capital as a strategy of accumulation of trust allows to optimize management processes and enhance the staff productivity and the prestige of the organization. The work is done with the help of the scientific advisor M. V. Demidova – PhD, a candidate of Philosophical Sciences, the associate Professor of Stolypin Volga Region Institute of Administration (a branch of RANEPA).

Keywords: Bourdieu, management, organizations, personnel management, productivity, social management, symbolic capital, trust


Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Волынкин П.С. Символический капитал в управлении современной организацией: проблемы и решения // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/12/18573 (дата обращения: 22.02.2024).

В современном мире, такие понятия, как социальная устойчивость или социальное благополучие становятся всё более актуальными, так как способность чувствовать себя социально обеспеченным даёт возможность человеку комфортно осуществлять собственную деятельность. Ни для кого не секрет, что в современных организациях положение социального комфорта персонала находится далеко не в лучшей позиции. Денежные и иные материальные мотиваторы персонала отводят социальные аспекты трудовых отношений на задний план. А как мы все знаем и как нам показала школа человеческих отношений ещё в начале двадцатого века, использование односторонней денежной и бонусной политики, отнюдь не решает проблемы управления в организациях. Тем более, нашим объектом являются современные организации, деятельность большинства из которых относится к сфере услуг, где социальный аспект или же социальные коммуникации являются составной частью организации коллектива и перебои в социальных отношениях или же недостающие элементы этой системы, которую её формируют, могут привести к проблемам. Организация будет вынуждена исправлять эти проблемы вместо того, чтобы заниматься своей прямой деятельностью.

Одной из основных проблем в управлении современными организациями считаем социальное безразличие со стороны и руководства, и сотрудников коллектива, приводящее к тому, что у персонала в целом или у отдельного работника, не возникает чувство принадлежности к коллективу компании. Это тормозит личностный потенциал человека и приводит к потере доверия внутри коллектива и к руководителям. В результате возможно падение производительности труда персонала и ухудшение престижа организации [1-3].

Насколько просты и очевидны эти проблемы, которые ещё 50 лет назад были актуальны, настолько они постоянно встречаются и не всегда решаются. Достаточно уже было разработано методик, инструментов, систем, но какой-то единой, как показала практика, –  не существует. Всё же, для каждой проблемы будь она социальная, чисто организационная, финансовая или же какая–то другая, рационально используется тот метод, система или же инструмент, которые по максимуму нейтрализуют текущую проблему.

Исходя из нашей проблемы потери доверия в социальном аспекте управления организацией, считаем её эффективным решением применение руководителями стратегии символического капитала. Родоначальник понятия «символический капитал» – Пьер Бурдьё, определял его как «капитал чести и престижа, который производит институт клиентелы» [4, с. 231]. Так же П. Бурдье отметил, что это любой вид капитала (социального, экономического и культурного), имеющий особое признание внутри социального формирования. Наиболее распространённым определением интересующего нас понятия, данного П. Бурдьё, является определение, согласно которому символический капитал – это «кредит доверия, который облегчает любой акт социального обмена и об экономической выгодности которого принято молчать» [4, с. 230].

По отношению к изучаемой теме, символический капитал – это определённый кредит доверия, который накапливается в процессе социальных отношений организации. Наличие такого рода капитала способствует минимизации некоторых социальных проблем организации. С уверенностью можно утверждать, что ситуация, в которой у сотрудников возникает чувство неуверенности в словах, в методах и в политике управления со стороны руководителей, не способствует формированию символического капитала в организации. Персонал не видит этой основы социально-доверительного момента. То есть, отсутствие кредита доверия ведёт не только к проблемам, которые мы с формулировали выше, но и чревато полным отрешением персонала от действий со стороны руководителей.

Помимо самой важности символического капитала для организации, у него есть ещё своего рода временной период внедрения, в который этот капитал должен быть осуществлён до момента потери и неспособности воспринимать персоналом серьёзность доверительных отношений со стороны руководства. Символический капитал – это накопительный капитал. А накопление – это временной процесс, он не может формироваться сразу. Со стороны менеджмента – это стратегический накопитель. Руководитель должен формировать и налаживать этот процесс накопления доверительной атмосферы с самого начала, тем самым позволяя понять персоналу, что они должны подчиняться руководителю и его указания не должны оспариваться или вводить в сомнения.

Кроме того, что символический капитал определяется как кредит доверия, у него есть ещё ответвления в определении. Символический капитал – это также кредит чести, престижа. То есть сам символический капитал охватывает как руководителей (как мы уже выяснили), так и персонал. Помимо кредита доверия, руководители также дают возможность зарабатывать персоналу свой престиж в организации, репутацию. Ну а сам персонал при всех возможных способах проявляет себя и зарабатывает этот символический капитал, выраженный в собственном престиже внутри организации. Желание сотрудников иметь престиж в организационном окружении способствует увеличению их интенсивности в работе, раскрытию собственного потенциала и тем самым росту производительности труда.

С целью изучения информационного ландшафта символического капитала, М.В. Демидовой была создана теория символического капитализма, сформулированы концепции, принципы и главное, модели управления символическим капиталом [5-20]. Предложенные М.В. Демидовой модели управления символическим капиталом, имеют очень широкий спектр и прежде всего, направлены на управление социальными структурами, улучшение социального климата или же корректировки организационных и общественных ситуаций. В этой части статьи рассмотрим некоторые из данных моделей и проследим их возможную адаптацию и применение в организации для поддержания социального благополучия или же для поддержания накопителя доверия (символического капитала) внутри предприятия.

Наиболее эффективной из предложенных М.В. Демидовой моделей управления символическим капиталом для современных социальных систем считаем правовую модель. Тут всё просто и лаконично. Это система очень распространена и встречается во многих теориях и системах. Правовая модель управления является одной из ключевых в организационных и общественных направлениях деятельности, ведь главный её показатель – это соответствие деятельности персонала государственно-правовым нормам. То есть накопление идёт со стороны реакции сотрудников на соблюдение этих правил. Всё хотят работать в комфорте и иметь равные, ЗАКОНОМ прописанные права. Правда, встречаются организации, где правовая модель работает не чётко и не полным ходом. Но наше изучение направлено на более ответственные фирмы и предприятия, в которых такое встречается редко. «Оценка уровня доверия осуществляется, исходя из соответствия субъекта и объекта управления нормам права. Недостатком данной модели может быть излишняя формализация действий, доходящая даже до их симуляции, осуществляемой ради соответствия формально-правовым нормам» [14, с. 71].

Следующая, предложенная М.В. Демидовой и интересующая нас модель управления символическим капиталом – синергическая. Понятие «синергия» имеет обширный поток определений и ответвлений в различные науки. Тут очень важно понять направленность её свойств в «сотрудничестве» с символическим капиталом. В рамках данной модели деятельность сотрудников (работников) представляется в качестве самоорганизирующейся системы. А сам руководитель выступает в роли корректора и редактора самостоятельности персонала, что позволяет удовлетворить обе стороны – и управляющую, и управляемую. Персонал (работники) чувствуют комфорт и свободу действий и уверены в своей роли элемента развития организации. Когда нет нагнетающего настроя от руководителя, персонал чувствует способность справляться с работой без постоянного контроля, что увеличивает доверительные связи внутри коллектива. То есть, и персонал получает свой символический капитал, выраженный в признательности и ценности своей роли, и руководитель получает свой капитал доверия. А корректируя этот процесс невидимой рукой, он минимизирует риск от самодеятельности сотрудников.

К числу разработанных М.В. Демидовой моделей управления символическим капиталом можем добавить свою – монеточную модель, нацеленную на создание социально-организационного настроя персонала. Её суть сводится к следующему. Одна сторона этой монеты предназначена для того, чтобы внести спор или разногласия между работниками, то есть, подходя со стороны намеренного использования этой модели создать искусственный конфликт, для того, чтобы в определённый момент вмешался руководитель и смог предотвратить накипающую бурю среди сотрудников. Это сторона модели работает для руководителя, ведь когда он находит общие точки соприкосновения, давая нужный совет каждому из участников конфликта, доверие со стороны работников увеличивается. При этом руководитель закрепляется в глазах персонала как внимательный и заинтересованный в создании положительной атмосферы внутри коллектива, что в итоге идёт в зачёт к накоплению доверительного актива руководителя, то есть его символического капитала. В этом проявляется особенность “монеты”. Ведь орёл – это искусственный конфликт, решка – решение. Наличие такой модельной монеты поможет руководителю в определённых случаях создать эффект доверия. Ну а сотрудники (работники) даже и не знают о существовании такой хитрости. Риск данной модели управления символическим капиталом возможен, если сотрудники узнают правду. В этом случае кредит доверия руководителя может не только уменьшиться, но и вовсе исчезнуть у персонала [21].  Данная модель относится исключительно к арсеналу руководителей.

Символический капитал – это понятие, сформированное из знаний социологии, психологии и философии. Оно охватывает мышление, души и впоследствии выплёскивается в социум. Символический капитал, также актуален и для социального менеджмента, что показывает его разносторонние функции. Но главное преимущество данного термина в том, что с его помощью можно, как определить проблему, так и сформировать план по её решению и выбору лучшей перспективы развития социума на микро-, и макроуровнях.

Таким образом, символический капитал как стратегия накопления доверия позволяет оптимизировать процессы управления и повысить производительность труда персонала и престиж организации.


Библиографический список
  1. Еникеева Л. А., Кузьмина С. Н. Реформирование системы нематериального стимулирования персонала социально-культурной сферы // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. 2016. Т. 5. № 4. – С. 23-29.
  2. Шевченко А. А. Общественная мораль и коллективное действие // Учёные записки Забайкальского государственного университета. Серия: Философия, социология, культурология, социальная работа. 2016. Т. 11. № 3. – С. 49-55.
  3. Орлов Л. Ф., Орлова Е. А. Социально-психологические детерминанты экономического поведения населения в условиях модернизации российской экономики // Учёные записки Российского государственного социального университета. 2014. № 1(123). – С. 86-89.
  4. Бурдье П. Практический смысл. Спб., 2001.
  5. Демидова М. В.  «Символический капитал»: социально-философский анализ // Социология, политология, философия и история в современном мире.  Изд-во «СибАК». Новосибирск, 2012. – С. 64-70.
  6. Демидова М. В.  Социально-философское обоснование теории символического капитализма // Философия права. 2015. № 4 (71). – С. 20-23.
  7. Демидова М. В.  Единицы измерения и ликвидность символического капитала: социально-философский подход // Вестник Поволжской академии государственной службы. Саратов. 2014. № 2 (41). – С. 117-124.
  8. Демидова М. В.  «Символический капитал» П. Бурдье и «капитал» К. Маркса // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2014. № 11. – С. 27-32.
  9. Демидова М. В.  Социальная стратификация в условиях символического капитализма: философский подход // Известия Томского политехнического университета. Серия: Социально-гуманитарные технологии. 2014. Т. 325. № 6. – С. 75-80.
  10. Демидова М. В. Социальные риски в условиях символического капитализма: философия и методология исследования // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2014. № 5 (44). – С. 87-92.
  11. Демидова М. В. Философия управления. Саратов, 2013.
  12. Демидова М. В. Философия управления символическим капиталом: социальный аспект // Европейский журнал социальных наук. М., 2013. № 2 (30). – С. 33-40.
  13. Демидова М. В. Социально-философские аспекты управления символическим капиталом // Инновации в науке. № 16-2. Изд-во «СибАК». Новосибирск, 2013. – С. 15-25.
  14. Демидова М. В. Модели управления символическим капиталом // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2015. № 1 (46).  – С. 91-98.
  15. Демидова М. В. Модель рекурсивного управления символическим капиталом как профилактика коррупции в социально-экономических системах: философско-правовые аспекты // Современные научные исследования и инновации. М., 2015. № 8-2 (52). – С. 67-73.
  16. Рязанов А. В., Демидова М. В. Модели дискурсивного и рекурсивного управления символическим капиталом в социально-экономических системах // Вестник Поволжского института управления. Саратов. 2015. № 4 (49). – С. 96-104.
  17. Демидова М. В. Социальные лифты эпохи символического капитализма: философия и методология исследования // Вестник ПАГС. 2015. № 6 (51). – С. 169-174.
  18. Демидова М. В. Национальное самосознание граждан России в условиях символического капитализма // Система ценностей современного общества. Новосибирск, 2014. № 34. – С. 182-192.
  19. Демидова М. В. Национальное самосознание граждан Российской Федерации в условиях символического капитализма: минимизация рисков // Инновации в науке. № 33. Изд-во «СибАК». Новосибирск, 2014. – С.108-124.
  20. Демидова М. В. Символическая власть и правящая элита: социально-философский анализ // Инновации в науке. № 14-2. Изд-во «СибАК». Новосибирск, 2012. – С. 6-15.
  21. Шо Р. Б. Ключи к доверию в организации. Результативность, порядочность, проявление заботы. М., 2000. – 272 с.


Все статьи автора «Демидова Марина Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: