К настоящему времени актуальным и популярным направлением в теоритической социологии является понятие социальный капитал. Большинство социальных исследований, так или иначе, затрагивают данную тему [1-3], но само понятие далеко не новое и было определено еще в 1983 г. и наиболее известными исследователями в этом вопросе являются Пьер Бурдьё, Роберт Патнэм, Джеймс Коулман [4]. Несмотря на популярность и развитие до сих пор нет единого определения понятию социальный капитал, т.к. оно применяется и в экономике, и в политике, и в социологии. Однако существует то, в чем сходятся все исследователи – это то, что социальный капитал является элементом, главным образом, дополняющим человеческий капитал.
Человеческий капитал безграничен – он включает в себя способности, знания, умения, совершенствование, улучшение качества и условий жизни и т.д. [5-7]. Социальный капитал – это связи между людьми, основанные на доверии, уважении, толерантности. И, пожалуй, целевым звеном в этих связях является стремление к улучшению и создания блага. Способов и технологий формирования социального капитала множество [8-10], но, следует помнить, что такой капитал не является материальным активом, это общественное благо.
Социальный капитал в свою очередь разделяется на структурный (институты, правила) и познавательный, познаваемый (отношение, доверие, взаимоуважение). С одной стороны они могут быть взаимосвязаны, а с другой являются независимой единицей. В зависимости от вида социальный капитал имеет несколько уровней:
- Микроуровень – для структурного вида это международные сети внутри фирм; для познаваемого – ценности внутри компании, основанные на доверии.
- Макроуровень – для структурного разделения – это институты на государственном уровне; для познаваемого вида – это все общепринятые нормы, стандарты и принципы поведения и, безусловно, доверие.
- Мезоуровень – для структурного капитала – это различные общественные организации, палаты; для познавательного – это всё те же общественные нормы и доверие, но к оценивающему фактору также добавляются личные качества и ценности.
Каждый уровень не может существовать без взаимосвязи с другим, они тем самым дополняют и представляют социальный капитал полноценным понятием. Но, независимо от уровня, социальный капитал имеет общую и одну из главных его составляющих – это доверие. Все связи в социальном капитале должны быть построены на доверии. Доверие – фундамент социального капитала, который собирается «по кирпичикам». Для России, к сожалению, построение социального капитала является трудным процессом, т.к. согласно мировому опросу только 23% жителей готовы и способны доверять другим [11]. Кроме того, социальный капитал всё же имеет несколько недостатков:
- Люди становятся более закрытыми, образуя ячейку общества, организацию, в которую попасть довольно тяжело.
- Сплоченность может влиять на человека, как на индивида, тормозить его развитие в виду того, что необходимо действовать согласно общепринятым ценностям и нормам.
- Неравенство социального капитала подталкивает к погоне за наработкой связей и отношений, а порой это губит человека, не принося должных и качественных связей, отношений.
Поэтому нужно стараться приумножать социальный капитал за счет доверительных отношений, поддержки, правильных личных ценностей. Следует помнить, что доверие не купить, не получить силой и необходимо беречь каждую крупицу заработанного доверия. А сформированный социальный капитал дополняет человеческий капитал и тогда каждый человек в обществе становится личностью, организация становятся самостоятельной единицей.
Библиографический список
- Akcomak S. Bridges in social capital: A review of the definitions and the social capital of social capital researchers. // MERIT Working papers. – 2009. – Vol. 2.
- Bourdieu P. The forms of capital», in Richardson // Handbook of Theory and Research for the Sociology of Education, Greenwood Press. – 1986. – pp. 311-356.
- Взаимосвязь социального капитала и корпоративной культуры предпринимательских организаций / Бажин А.С., Овчинников А.С., Светайло Р.В. // Гуманитарные и социальные науки. – 2015. – № 3. – С. 281-289.
- Воронкова О.В. Концепция культурного капитала // Наука и бизнес: пути развития. – 2015. – №5. – С. 122-124.
- Социальный капитал [Электронный ресурс] // Википедия : свободная энцикл. – Электрон. дан. – [Б. м.], 2016. – URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Социальный_капитал (дата обращения: 10.12.2016).
- Человеческий_капитал [Электронный ресурс] // Википедия : свободная энцикл. – Электрон. дан. – [Б. м.], 2016. – URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Человеческий_капитал (дата обращения: 08.12.2016).
- Ермоленко Ал. А., Ермоленко Ан. А. Человеческий капитал // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. – 2010. – № 1. – 10 с.
- Найденова Л. И., Романовский Г. Б. Формирование социального капитала в условиях социально-экономической дифференциации российских регионов // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2012. – № 1 (21). – С. 136-142.
- Технология формирования человеческого капитала [Электронный ресурс]. – URL: http://www.studfiles.ru/preview/5368896/page:7/ (дата обращения 17.12.2016).
- Гольцова П.А., Лоева Я.А. Онлайновый нетворкинг как технология формирования социального капитала // ИННОВАТИКА-2015 сборник материалов XI Международной школы-конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Под ред. А.Н. Солдатова, С.Л. Минькова. – 2015. – С. 544-547.
- Леонид Полищук, Ринат Меняшев Миф о социальном капитале России. [Электронный ресурс] // Forbes, 2010. – URL: http://www.forbes.ru/-column/54307-mif-o-sotsialnom-kapitale-rossii (дата обращения 1.11.2016).