ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫХ ПРОГРАММ

Шипова Алина Валерьевна
Московский педагогический государственный университет
кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологической антропологии

Аннотация
В статье представлены основные требования к разработке и составлению психокоррекционных программ для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Анализируются этапы реализации психокоррекционных программ. Обсуждаются вопросы отбора методов и форм психокоррекционной работы.

Ключевые слова: лица с ограниченными возможностями здоровья, программы коррекции, психологическая коррекция, требования к разработке программ.


REQUIREMENTS TO DEVELOPMENT OF PSYCHOCORRECTIONAL PROGRAMS

Shipova Alina Valeryevna
Moscow State Pedagogical University
PhD in Рedagogical sciences, associate professor of departments of psychological anthropology

Abstract
The main requirements to development and drawing up psychocorrectional programs for persons with limited opportunities of health are presented in article. Stages of implementation of psychocorrectional programs are analyzed. Questions of selection of methods and forms of psychocorrectional work are discussed.

Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Шипова А.В. Требования к разработке психокоррекционных программ // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/12/17988 (дата обращения: 21.02.2024).

Обучение студентов-специальных психологов в вузе предполагает овладение профессиональными компетенциями в области планирования и реализации психокоррекционных программ для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Овладение умениями и навыками разработки психокоррекционных программ является необходимым для прохождения психолого-педагогической практики в учреждениях для обучающихся по адаптированным образовательным программам [1], подготовки курсовой и выпускной квалификационной работы [2].

Составление психокоррекционных программ опирается на ряд принципов единства коррекции и диагностики, системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;  учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента, активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе и др.

При разработке психокоррекционной программы необходимо  четко формулировать цель коррекционной работы; определить систему задач, конкретизирующих  поставленную цель;   продумать стратегию и тактику проведения коррекционной работы;  определить формы работы (индивидуальная, групповая или смешанная); подобрать методики и техники коррекционной работы; определить общее время реализации всей коррекционной программы; определить частоту необходимых встреч (ежедневно, раз в неделю, два раза в неделю, один раз в две недели);  учесть факторы, способствующие повышению эффективности психологической коррекции (ожидания клиента, значение для клиента освобождения от возникших проблем, характер проблем, готовность клиента к сотрудничеству, ожидания психолога, осуществляющего коррекционные мероприятия, профессиональный и личностный опыт психолога, специфическое воздействие конкретных методов исследования, например, директивной психокоррекции); определить длительность каждого коррекционного занятия (от 10-15 мин в начале коррекционной программы до 1,5-2 часов на заключительном этапе); разработать коррекционную программу и определить содержание коррекционных занятий; планировать формы участия третьих  лиц в работе с семьей – подключение родственников, значимых взрослых и т.д.); подготовить необходимый материал и оборудование.

I. На ориентирующе-целевом и ценностно-установочном этапе необходим овладеть соответствующим понятийным аппаратом, ознакомиться с психолого-педагогическими характеристиками детей с нарушениями развития, классификациями различных видов коррекции, принципами составления коррекционных программ, уметь выяснять позицию психолога и клиента.

II. На содержательном этапе анализируются различные подходы к психокоррекционной работе: классический психоанализ З. Фрейда, аналитическая индивидуальная психокоррекция А. Адлера, клиент-центрированный подход К. Роджерса, логотерапия В. Франкла и др. Владение этими знаниями дает возможность выбирать методологическую основу коррекционной и психотерапевтической работы с учащимися, имеющими нарушения в развитии. Не менее важна работа с родителями этих детей, которые при рождении ребенка с ограниченными возможностями здоровья испытывают сильное потрясение и в дальнейшем продолжают чувствовать социальный дискомфорт и свою ущербность. Психокоррекционная работа с ребенком при участии семьи позволяет исправить нарушения взаимодействия с социумом, улучшить внутрисемейные взаимоотношения, изменить неверные представления о возможностях его лечения и воспитания.

Особое внимание следует обратить на выбор времени проведения коррекционных мероприятий: от сверхкороткой коррекции (в течение одного урока, направленной на разрешение изолированных проблем и конфликтов), короткой (в течение нескольких уроков, запускающей процесс изменений), до длительной (в течение одной-двух четвертей, ориентированной на личностное содержание проблем) и сверхдлительной (затрагивает несколько учебных лет и предполагает работу с сознательной и бессознательной сферами). Отмечается, что работа с детьми, имеющими различные нарушения психического развития, имеют свою специфику (например, олигофрены обнаруживают в основном невысокую степень внушаемости – суггестии, что тесно связано со степенью выраженности умственной отсталости, хотя среди них есть и сомнамбулы, легко впадающие в состояние транса, что значительно усложняет проведение коррекционных программ).

Необходимо избрать адекватные проблеме симптоматическую (коррекция симптомов, последствий нарушений) и каузальную (причинную) виды коррекции и соответствующие формы работы с клиентом (индивидуальную или групповую), характер корригирующих воздействий (директивный или недирективный), масштабы решаемых задач (общие, частные и специальные).

В содержательном плане демонстрируются также возможности различных видов коррекции, широко используемые в школьной практике: психокоррекция познавательной сферы, аффективно-волевой серы, поведенческих аспектов и личности в целом, коррекция межличностных и внутригрупповых отношений (семейных, коллективных, детско-родительских и т.д.).

III. На операционально-деятельностном этапе отрабатываются приемы и методы проведения коррекционной работы и составляются коррекционные программы. Большое внимание уделяется обыгрыванию коррекционных ситуаций, основными элементами которых являются: клиент, психолог (психокорректор), психологическая теория, набор процедур (техник, методов) и социально-психологические отношения между клиентом и психологом.

Технология коррекционного воздействия на детей с проблемами в развитии представляет из себя систему психологических методов, направленных и однозначно определяющих положительную динамику в развитии нетипичного ребенка. На данном этапе очень важно правильно выбрать методы психокоррекции (игровая коррекция, арттерапия, музыкотерапия, библиотерапия, сказкотерапия, куклотерапия, психогимнастика, использование метафор, гиперкомпенсация, свободные ассоциации и др.) [4]. Важнейшее место на данном этапе отводится составлению психокоррекционных программ, в которых предусматриваются: четкая постановка целей, определение круга задач, выбор стратегии и тактики коррекционной работы, определение ее форм, отбор методик и техник, длительность проведения, выбор и описание содержания занятий, формы участия близкого окружения, критерии контроля динамики изменения личности учащихся, необходимое оборудование. Следует учитывать, что игровая коррекция применима для детей с социальным инфантилизмом, фобическими реакциями, нарушениями поведения и вредными привычками; арттерапия – для выхода агрессивности и негативных чувств у детей с актуальным стрессом, депрессиями, снижением эмоционального тонуса, наличием конфликтов в межличностных отношениях, с фобическими реакциями, низкой самооценкой; музыкотерапия – в коррекции двигательных и речевых расстройств, эмоциональных отклонений и отклонений в поведении, библиотерапия -  в целях нормализации или оптимизации психического состояния клиента, разрешения конфликта; танцевальная терапия – для подростков с комплексом неполноценности в отношении своей внешности и эмоциональными расстройствами; сочинение историй и сказок – для предотвращения внутреннего беспокойства и снятия невротических реакций; куклотерапия – как метод коррекции дезадаптивного поведения, направленный против демонстративных оппозиционных поведенческих реакций школьников; психогимнастика – для коррекции познавательной и эмоционально-волевой сферы посредством «языка тела», методика семейного созвездия (Адлер А.) и дерефлексии (Франкл В.) в целях оптимизации детско-родительских отношений в семьях, где воспитываются дети с проблемами в развитии.

IV. На контрольно-результативном этапе подводятся итоги проведения разработанных автором программ и оцениваются результаты по субъективно переживаемым клиентами изменениям во внутреннем мире, по объективно регистрируемым (учителем, родителями, психологом) параметрам в поведенческой и личностной сферах, а также по степени устойчивость изменений.

В случае слабой результативности программы должны пересматриваться, корректироваться, вноситься дополнения с учетом особенностей личности клиента. После завершения коррекционной программы очень важно поддерживать связь с детьми, с которыми проводилась психокоррекционная работа, с целью выяснения особенностей их поведения, мониторинга учебных достижений и выявления прежних или возникновения новых проблем в общении, поведении, развитии.


Библиографический список
  1. Специальная психология: программы практик для бакалавров / Кухарчук О.В., Шипова Л.В. Учебно-методическое пособие / Саратов, 2015.
  2. Курсовая работа по специальной психологии / Кухарчук О.В., Шипова Л.В., Шипова А.В. Учебно-методическое пособие / Саратов, 2011.
  3. Осипова А.А. Общая психокоррекция: учеб. пособие для студентов вузов. М.: ТЦ «Сфера». 2014. 512 с.
  4. Булатова О.В. Требования к составлению психокоррекционных программ // Вестник Югорского государственного университета. 2014. № 1(32) С. 18-23.


Все статьи автора «Шипова Алина Валерьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: