Обучение студентов-специальных психологов в вузе предполагает овладение профессиональными компетенциями в области планирования и реализации психокоррекционных программ для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Овладение умениями и навыками разработки психокоррекционных программ является необходимым для прохождения психолого-педагогической практики в учреждениях для обучающихся по адаптированным образовательным программам [1], подготовки курсовой и выпускной квалификационной работы [2].
Составление психокоррекционных программ опирается на ряд принципов единства коррекции и диагностики, системности коррекционных, профилактических и развивающих задач; учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента, активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе и др.
При разработке психокоррекционной программы необходимо четко формулировать цель коррекционной работы; определить систему задач, конкретизирующих поставленную цель; продумать стратегию и тактику проведения коррекционной работы; определить формы работы (индивидуальная, групповая или смешанная); подобрать методики и техники коррекционной работы; определить общее время реализации всей коррекционной программы; определить частоту необходимых встреч (ежедневно, раз в неделю, два раза в неделю, один раз в две недели); учесть факторы, способствующие повышению эффективности психологической коррекции (ожидания клиента, значение для клиента освобождения от возникших проблем, характер проблем, готовность клиента к сотрудничеству, ожидания психолога, осуществляющего коррекционные мероприятия, профессиональный и личностный опыт психолога, специфическое воздействие конкретных методов исследования, например, директивной психокоррекции); определить длительность каждого коррекционного занятия (от 10-15 мин в начале коррекционной программы до 1,5-2 часов на заключительном этапе); разработать коррекционную программу и определить содержание коррекционных занятий; планировать формы участия третьих лиц в работе с семьей – подключение родственников, значимых взрослых и т.д.); подготовить необходимый материал и оборудование.
I. На ориентирующе-целевом и ценностно-установочном этапе необходим овладеть соответствующим понятийным аппаратом, ознакомиться с психолого-педагогическими характеристиками детей с нарушениями развития, классификациями различных видов коррекции, принципами составления коррекционных программ, уметь выяснять позицию психолога и клиента.
II. На содержательном этапе анализируются различные подходы к психокоррекционной работе: классический психоанализ З. Фрейда, аналитическая индивидуальная психокоррекция А. Адлера, клиент-центрированный подход К. Роджерса, логотерапия В. Франкла и др. Владение этими знаниями дает возможность выбирать методологическую основу коррекционной и психотерапевтической работы с учащимися, имеющими нарушения в развитии. Не менее важна работа с родителями этих детей, которые при рождении ребенка с ограниченными возможностями здоровья испытывают сильное потрясение и в дальнейшем продолжают чувствовать социальный дискомфорт и свою ущербность. Психокоррекционная работа с ребенком при участии семьи позволяет исправить нарушения взаимодействия с социумом, улучшить внутрисемейные взаимоотношения, изменить неверные представления о возможностях его лечения и воспитания.
Особое внимание следует обратить на выбор времени проведения коррекционных мероприятий: от сверхкороткой коррекции (в течение одного урока, направленной на разрешение изолированных проблем и конфликтов), короткой (в течение нескольких уроков, запускающей процесс изменений), до длительной (в течение одной-двух четвертей, ориентированной на личностное содержание проблем) и сверхдлительной (затрагивает несколько учебных лет и предполагает работу с сознательной и бессознательной сферами). Отмечается, что работа с детьми, имеющими различные нарушения психического развития, имеют свою специфику (например, олигофрены обнаруживают в основном невысокую степень внушаемости – суггестии, что тесно связано со степенью выраженности умственной отсталости, хотя среди них есть и сомнамбулы, легко впадающие в состояние транса, что значительно усложняет проведение коррекционных программ).
Необходимо избрать адекватные проблеме симптоматическую (коррекция симптомов, последствий нарушений) и каузальную (причинную) виды коррекции и соответствующие формы работы с клиентом (индивидуальную или групповую), характер корригирующих воздействий (директивный или недирективный), масштабы решаемых задач (общие, частные и специальные).
В содержательном плане демонстрируются также возможности различных видов коррекции, широко используемые в школьной практике: психокоррекция познавательной сферы, аффективно-волевой серы, поведенческих аспектов и личности в целом, коррекция межличностных и внутригрупповых отношений (семейных, коллективных, детско-родительских и т.д.).
III. На операционально-деятельностном этапе отрабатываются приемы и методы проведения коррекционной работы и составляются коррекционные программы. Большое внимание уделяется обыгрыванию коррекционных ситуаций, основными элементами которых являются: клиент, психолог (психокорректор), психологическая теория, набор процедур (техник, методов) и социально-психологические отношения между клиентом и психологом.
Технология коррекционного воздействия на детей с проблемами в развитии представляет из себя систему психологических методов, направленных и однозначно определяющих положительную динамику в развитии нетипичного ребенка. На данном этапе очень важно правильно выбрать методы психокоррекции (игровая коррекция, арттерапия, музыкотерапия, библиотерапия, сказкотерапия, куклотерапия, психогимнастика, использование метафор, гиперкомпенсация, свободные ассоциации и др.) [4]. Важнейшее место на данном этапе отводится составлению психокоррекционных программ, в которых предусматриваются: четкая постановка целей, определение круга задач, выбор стратегии и тактики коррекционной работы, определение ее форм, отбор методик и техник, длительность проведения, выбор и описание содержания занятий, формы участия близкого окружения, критерии контроля динамики изменения личности учащихся, необходимое оборудование. Следует учитывать, что игровая коррекция применима для детей с социальным инфантилизмом, фобическими реакциями, нарушениями поведения и вредными привычками; арттерапия – для выхода агрессивности и негативных чувств у детей с актуальным стрессом, депрессиями, снижением эмоционального тонуса, наличием конфликтов в межличностных отношениях, с фобическими реакциями, низкой самооценкой; музыкотерапия – в коррекции двигательных и речевых расстройств, эмоциональных отклонений и отклонений в поведении, библиотерапия - в целях нормализации или оптимизации психического состояния клиента, разрешения конфликта; танцевальная терапия – для подростков с комплексом неполноценности в отношении своей внешности и эмоциональными расстройствами; сочинение историй и сказок – для предотвращения внутреннего беспокойства и снятия невротических реакций; куклотерапия – как метод коррекции дезадаптивного поведения, направленный против демонстративных оппозиционных поведенческих реакций школьников; психогимнастика – для коррекции познавательной и эмоционально-волевой сферы посредством «языка тела», методика семейного созвездия (Адлер А.) и дерефлексии (Франкл В.) в целях оптимизации детско-родительских отношений в семьях, где воспитываются дети с проблемами в развитии.
IV. На контрольно-результативном этапе подводятся итоги проведения разработанных автором программ и оцениваются результаты по субъективно переживаемым клиентами изменениям во внутреннем мире, по объективно регистрируемым (учителем, родителями, психологом) параметрам в поведенческой и личностной сферах, а также по степени устойчивость изменений.
В случае слабой результативности программы должны пересматриваться, корректироваться, вноситься дополнения с учетом особенностей личности клиента. После завершения коррекционной программы очень важно поддерживать связь с детьми, с которыми проводилась психокоррекционная работа, с целью выяснения особенностей их поведения, мониторинга учебных достижений и выявления прежних или возникновения новых проблем в общении, поведении, развитии.
Библиографический список
- Специальная психология: программы практик для бакалавров / Кухарчук О.В., Шипова Л.В. Учебно-методическое пособие / Саратов, 2015.
- Курсовая работа по специальной психологии / Кухарчук О.В., Шипова Л.В., Шипова А.В. Учебно-методическое пособие / Саратов, 2011.
- Осипова А.А. Общая психокоррекция: учеб. пособие для студентов вузов. М.: ТЦ «Сфера». 2014. 512 с.
- Булатова О.В. Требования к составлению психокоррекционных программ // Вестник Югорского государственного университета. 2014. № 1(32) С. 18-23.