УДК 372.8

К ВОПРОСУ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ В СИСТЕМЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЕВРОПЕ (НА ПРИМЕРЕ УНИВЕРСИТЕТА ЛЮКСЕМБУРГ)

Канзюба Елена Анатольевна
Южный федеральный университет
преподаватель кафедры немецкой филологии

Аннотация
В статье рассматривается процесс подготовки лингвистов на факультете лингвистики университета княжества Люксембург, анализируется учебная программа подготовки бакалавров в сравнении с подготовкой данных специалистов в нашей стране.

Ключевые слова: бально-рейтинговая система обучения, гармонизация лингвистического образования, структурно-модульная система, учебные программы подготовки бакалавров


TO A QUESTION OF BACHELORS TRAINING IN THE SYSTEM OF LINGUISTIC EDUCATION IN EUROPE (ON THE EXAMPLE OF UNIVERSITY OF LUXEMBOURG)

Kanzyuba Elena Anatolevna
Southern Federal University
Lecturer of the Department of German Philology

Abstract
In the article we examine the training process of linguists at the faculty of linguistics at the university of the Principality of Luxembourg, is analyzed the program of bachelors training in comparison with training of these experts in our country.

Keywords: ECTS-system, process of harmonization of linguistic educational system, structural module system, training programs of bachelors


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Канзюба Е.А. К вопросу подготовки бакалавров в системе лингвистического образования в Европе (на примере университета Люксембург) // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/12/17890 (дата обращения: 27.05.2017).

Проблемы языкового образования в Европе представлены в научных исследованиях многих отечественных учёных таких как: Ирисханова К.М., Сычева А.В., Каримова Л.А., Полунина Е. А. [1,2,3,4]

И, вслед за ними, в своей статье мы хотели бы рассмотреть языковое образование в Люксембургском университете, которое представлено факультетом лингвистики и литературы, гуманитарных наук и педагогики. Факультет предлагает пройти обучение в рамках 4 программ бакалавриата, 13 программам магистратуры и продолжить обучение в аспирантуре факультета. В настоящий момент факультет является одним из самых многочисленных – на нём преподают более 400 научных сотрудников и обучаются 2,5 тысячи студентов.

Обучение на факультете ориентировано на особый культурный статус Люксембурга как мультиязыкового микрокосмоса и места взаимодействия различных языков и культур в центре Европы. Принимая во внимание этот факт, изучение языкам построено на принципе глобализации и сближения всего европейского пространства, но всё же факультет ориентируется на требования по изучению языка в немецкоязычных странах (Германии, Австрии и Швейцарии), предусматривая последующую учёбу в магистратуре за границей.

Курс бакалавриата по направлению «Лингвистика» предусматривает обучение студентов в течение 4 лет (8 полных семестров, один из которых является обязательным и проходит в зарубежном университете). [5] Для получения диплома бакалавра студенту необходимо набрать 240 зачётных единиц (кредитов). Первые 2 семестра являются обязательными для посещения и представляют собой курс лекций по дисциплинам, а начиная с 5 семестра лекции всё чаще заменяются семинарами. Студенты вправе самостоятельно выбирать часть дисциплин (курсы по выбору) и проектировать свою траекторию обучения, в соответствии с предлагаемым набором курсов и дисциплин. Для некоторых курсов предусмотрена тьюторское сопровождение, которое включает в себя  индивидуальное собеседование с каждым учащимся, выявление его предпочтений и склонностей, cоставление индивидуального плана обучения для каждого, поддержание связи с преподавателями, оперативное выяснение и разрешение всех спорных моментов, возникающих в ходе учебного процесса, поддержание переписки с учащимися, выяснение их затруднений, психологическая поддержка, контроль прохождения документации, сопровождающей учебу каждого студента. Каждый семестр завершается прохождением практики в школе, что позволяет применять полученные знания и умения в школьной среде, сформировать профессионально-значимые качества будущего специалиста.

Основной упор при подготовке бакалавра данного направления приходится на изучение языков, педагогики и дидактики, причём главное отличие европейского и российского образования в сфере преподавания заключается в том, что выпускник может преподавать дисциплины из несмежных областей знаний, как, например, немецкий язык и математику, либо английский язык и биологию, французский и географию. В то время как специалисты наших вузов получают узкую специализацию и преподают «близкие» дисциплины: русский язык – литература, биология – химия, немецкий – английский язык.

Преподавание построено на применении различных форм и методик обучения, оценивание полученных знаний зависит от учебных курсов и модулей и, может быть, как письменным экзаменом в конце семестра, так и семестровой работой (эссе, реферат, проект), а так же включает промежуточную аттестацию в виде тестов и устных опросов.

Теоретическая часть подготовки бакалавров основана на актуальных исследовательских работах из области педагогики и дидактики, студенты учатся критически думать и анализировать, строить свою модель преподавания на основе полученных теоретических знаниях, а так же вести исследовательскую деятельность и работать самостоятельно.

С 1 семестра начинается практика в начальной школе, к 3-4 семестру студенты готовы к самостоятельному преподаванию в средней школе, а концу обучения в бакалавриате – в старших классах. Первая практика в школе направлена на наблюдение за учебным процессом, сборе данных об учениках класса, их особенностях и проблемах в учебном процессе, критической оценке учебных мероприятий, а в последующем – подготовке собственных уроков и проведении мероприятий.

В течение 4 последних семестров студенты обучаются по 8 программам: языки, математика, природоведение, искусство и эстетика, а так же спортивное и игровое образование (подвижные игры, формирование здорового образа жизни).

В рамках данных дисциплин студент подготавливает и реализует индивидуальный проект, который тесно связан со школьной практикой. Например, разработка математический игр для детей или анализ дидактического материала, или практические проекты: организация и проведение выставки работ, сделанных руками детей или инсценировка театральной постановки в классе, т.е. подготовка направлена и на внеклассную деятельность учащихся. Все эти проекты разрабатываются совместно со школой, родителями и учреждениями культуры, принимая во внимание проблемы и потребности детей разных возрастов.

Важным документом, работа над которым ведётся в течение всей учёбы, является портфолио, которое включает в себя все проекты, над которым работал студент и отслеживает его профессиональное развитие, помогая становлению профессионализма начинающего учителя.

На последующих 3-4 семестрах вводятся новые дисциплины:

  1. Курс «Психология развития ребёнка и школьная психология» включает модуль «Социология и психология детского и подросткового возраста».
  2. Спецкурсы «Многоязычие и многоязыковое образование в контексте Люксембурга»; «Дидактика французского языка в начальной школе» и «Развитие компетенции чтения» включены в модуль «Языки».
  3. Дисциплины «Дети природа и техника», «Ребёнок и пространство: введение в дидактику географии», «Ребёнок, время и историческое пространство» объединены в модуль «Естественные и гуманитарные науки».

При условии посещения лекций и активного участия в семинарах и проектах студенты могут набрать до 30 кредитов, программа 2 семестра рассчитана на 280 учебных часов.

На этом заканчивается базовый курс обучения, после которого студенты получают специализации в области языков, естественных и гуманитарных науки, математики, эстетики и физической культуры.

На 3-4 курсе студенты продолжают проходить практику в школе (по 5 недель в каждом семестре) и работать над своим портфолио. На 3 курсе студенты должны сдать 2 обязательных курса (Cours Magistraux):

  • Поддерживающая педагогическая деятельность, направленная на детей с особыми образовательными потребностями (дефектология, специальная педагогика) – сдаётся на 5 семестре;
  • Развитие школы через метод проектного менеджмента: дорога к успешной школе – сдаётся на 5 семестре.

На 4 курсе обязательными для сдачи курсами являются:

  • Обучение на основе информационных технологий: планирование и проведение – 7 семестр;
  • Курс «Права детей»;
  • Законодательные основы школьного образования.

В течение 5-8 семестров студенты обучаются по 8 учебным программам (по выбору), которые выбираются самостоятельно и сдаются в том порядке, который удобен учащемся. Программы языкового и математического курса вариативны: 3 – языковых и 2 математические и по 1 – эстетика, естественные и гуманитарные науки и основы игрового, спортивного и здорового воспитания.

Курсы специализации организованны в соответствии с особенностями преподавания у различных возрастных групп (С1- до-начальная школа (обучение начинается с 4-х лет), С2- начальная, С3- средняя, старшая школа, С4- дети с ограниченными возможностями), позволяя интегрировать в образовательный процесс средства массовой информации и привлекать к совместной работе экспертов из школ и других образовательных учреждений.

Проанализировав ФГОС ВПО по направлению подготовки бакалавров 450302 «Лингвистика» профиль «Теория и методика преподавания современных языков и культур» [6] и учебные планы факультета лингвистики Люксембургского университета мы можем сделать следующий вывод, что гармонизация лингвистического образования чётко прослеживается в каждом из них (разделение учебного материала на модули, наличие обязательной и вариативной части, одинаковые оценочные средства, наличие зачётных единиц), но есть и свои различия, а именно: подготовка лингвистов в вузах нашей страны узкоспециализирована, т.е. курсы и дисциплины для обязательного изучения направлены на глубокое изучение предмета и являются смежными, в отличие от Люксембургского вуза, где будущего специалиста готовят к преподаванию не только нескольких иностранных языков, но и ,например, физической культуры, биологии или эстетики, химии и английского языка. То есть необходимо было бы отметить, что, несмотря на реформирование языкового образования в русле Болонского процесса, лингвистическое образование всё ещё носит «национальный» характер, привычный для данной страны.


Библиографический список
  1. Ирисханова К.М. «Российский Языковой Портфель» в контексте общеевропейского проекта Совета Европы \ Перспективы внедрения «Языкового Портфеля» в систему образования РФ. – М.: МГЛУ, 2000. – С. 58-60.
  2. Сычева А.В. Инновационный подход к повышению профессиональной квалификации лингвиста-преподавателя в рамках требований общеевропейских компетенций. Ставропольский гос.университет. Диссертация канд.пед.наук: 13.00.08. – Майкоп, 2004. – 192 стр.
  3. Каримова Л.А. Содержание и технологии обучения иностранным языкам в условиях модернизации высшей профессиональной школы на примере неязыковых вузов стран участниц Болонского процесса. Диссертация канд.пед.наук:13.00.08. –Казань, 2009, C.- 78.
  4. Полунина Е. А. Подготовка учителей в европейских странах. Национальные приоритеты и интеграция в контексте Болонского процесса“, Тула, 2006, C.- 35.
  5. Официальный сайт Люксембургского университета http://wwwen.uni.lu/formations/flshase/bachelor_en_cultures_europeennes_germanistik_academique/studium [Интернет источник. Дата последнего обращения 28.11.2016]
  6. ФГОС ВПО третьего поколения. URL:http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/450302_Lingvistika.pdf

 



Все статьи автора «Канзюба Елена Анатольевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: