Проблемы языкового образования в Европе представлены в научных исследованиях многих отечественных учёных таких как: Ирисханова К.М., Сычева А.В., Каримова Л.А., Полунина Е. А. [1,2,3,4]
И, вслед за ними, в своей статье мы хотели бы рассмотреть языковое образование в Люксембургском университете, которое представлено факультетом лингвистики и литературы, гуманитарных наук и педагогики. Факультет предлагает пройти обучение в рамках 4 программ бакалавриата, 13 программам магистратуры и продолжить обучение в аспирантуре факультета. В настоящий момент факультет является одним из самых многочисленных – на нём преподают более 400 научных сотрудников и обучаются 2,5 тысячи студентов.
Обучение на факультете ориентировано на особый культурный статус Люксембурга как мультиязыкового микрокосмоса и места взаимодействия различных языков и культур в центре Европы. Принимая во внимание этот факт, изучение языкам построено на принципе глобализации и сближения всего европейского пространства, но всё же факультет ориентируется на требования по изучению языка в немецкоязычных странах (Германии, Австрии и Швейцарии), предусматривая последующую учёбу в магистратуре за границей.
Курс бакалавриата по направлению «Лингвистика» предусматривает обучение студентов в течение 4 лет (8 полных семестров, один из которых является обязательным и проходит в зарубежном университете). [5] Для получения диплома бакалавра студенту необходимо набрать 240 зачётных единиц (кредитов). Первые 2 семестра являются обязательными для посещения и представляют собой курс лекций по дисциплинам, а начиная с 5 семестра лекции всё чаще заменяются семинарами. Студенты вправе самостоятельно выбирать часть дисциплин (курсы по выбору) и проектировать свою траекторию обучения, в соответствии с предлагаемым набором курсов и дисциплин. Для некоторых курсов предусмотрена тьюторское сопровождение, которое включает в себя индивидуальное собеседование с каждым учащимся, выявление его предпочтений и склонностей, cоставление индивидуального плана обучения для каждого, поддержание связи с преподавателями, оперативное выяснение и разрешение всех спорных моментов, возникающих в ходе учебного процесса, поддержание переписки с учащимися, выяснение их затруднений, психологическая поддержка, контроль прохождения документации, сопровождающей учебу каждого студента. Каждый семестр завершается прохождением практики в школе, что позволяет применять полученные знания и умения в школьной среде, сформировать профессионально-значимые качества будущего специалиста.
Основной упор при подготовке бакалавра данного направления приходится на изучение языков, педагогики и дидактики, причём главное отличие европейского и российского образования в сфере преподавания заключается в том, что выпускник может преподавать дисциплины из несмежных областей знаний, как, например, немецкий язык и математику, либо английский язык и биологию, французский и географию. В то время как специалисты наших вузов получают узкую специализацию и преподают «близкие» дисциплины: русский язык – литература, биология – химия, немецкий – английский язык.
Преподавание построено на применении различных форм и методик обучения, оценивание полученных знаний зависит от учебных курсов и модулей и, может быть, как письменным экзаменом в конце семестра, так и семестровой работой (эссе, реферат, проект), а так же включает промежуточную аттестацию в виде тестов и устных опросов.
Теоретическая часть подготовки бакалавров основана на актуальных исследовательских работах из области педагогики и дидактики, студенты учатся критически думать и анализировать, строить свою модель преподавания на основе полученных теоретических знаниях, а так же вести исследовательскую деятельность и работать самостоятельно.
С 1 семестра начинается практика в начальной школе, к 3-4 семестру студенты готовы к самостоятельному преподаванию в средней школе, а концу обучения в бакалавриате – в старших классах. Первая практика в школе направлена на наблюдение за учебным процессом, сборе данных об учениках класса, их особенностях и проблемах в учебном процессе, критической оценке учебных мероприятий, а в последующем – подготовке собственных уроков и проведении мероприятий.
В течение 4 последних семестров студенты обучаются по 8 программам: языки, математика, природоведение, искусство и эстетика, а так же спортивное и игровое образование (подвижные игры, формирование здорового образа жизни).
В рамках данных дисциплин студент подготавливает и реализует индивидуальный проект, который тесно связан со школьной практикой. Например, разработка математический игр для детей или анализ дидактического материала, или практические проекты: организация и проведение выставки работ, сделанных руками детей или инсценировка театральной постановки в классе, т.е. подготовка направлена и на внеклассную деятельность учащихся. Все эти проекты разрабатываются совместно со школой, родителями и учреждениями культуры, принимая во внимание проблемы и потребности детей разных возрастов.
Важным документом, работа над которым ведётся в течение всей учёбы, является портфолио, которое включает в себя все проекты, над которым работал студент и отслеживает его профессиональное развитие, помогая становлению профессионализма начинающего учителя.
На последующих 3-4 семестрах вводятся новые дисциплины:
- Курс «Психология развития ребёнка и школьная психология» включает модуль «Социология и психология детского и подросткового возраста».
- Спецкурсы «Многоязычие и многоязыковое образование в контексте Люксембурга»; «Дидактика французского языка в начальной школе» и «Развитие компетенции чтения» включены в модуль «Языки».
- Дисциплины «Дети природа и техника», «Ребёнок и пространство: введение в дидактику географии», «Ребёнок, время и историческое пространство» объединены в модуль «Естественные и гуманитарные науки».
При условии посещения лекций и активного участия в семинарах и проектах студенты могут набрать до 30 кредитов, программа 2 семестра рассчитана на 280 учебных часов.
На этом заканчивается базовый курс обучения, после которого студенты получают специализации в области языков, естественных и гуманитарных науки, математики, эстетики и физической культуры.
На 3-4 курсе студенты продолжают проходить практику в школе (по 5 недель в каждом семестре) и работать над своим портфолио. На 3 курсе студенты должны сдать 2 обязательных курса (Cours Magistraux):
- Поддерживающая педагогическая деятельность, направленная на детей с особыми образовательными потребностями (дефектология, специальная педагогика) – сдаётся на 5 семестре;
- Развитие школы через метод проектного менеджмента: дорога к успешной школе – сдаётся на 5 семестре.
На 4 курсе обязательными для сдачи курсами являются:
- Обучение на основе информационных технологий: планирование и проведение – 7 семестр;
- Курс «Права детей»;
- Законодательные основы школьного образования.
В течение 5-8 семестров студенты обучаются по 8 учебным программам (по выбору), которые выбираются самостоятельно и сдаются в том порядке, который удобен учащемся. Программы языкового и математического курса вариативны: 3 – языковых и 2 математические и по 1 – эстетика, естественные и гуманитарные науки и основы игрового, спортивного и здорового воспитания.
Курсы специализации организованны в соответствии с особенностями преподавания у различных возрастных групп (С1- до-начальная школа (обучение начинается с 4-х лет), С2- начальная, С3- средняя, старшая школа, С4- дети с ограниченными возможностями), позволяя интегрировать в образовательный процесс средства массовой информации и привлекать к совместной работе экспертов из школ и других образовательных учреждений.
Проанализировав ФГОС ВПО по направлению подготовки бакалавров 450302 «Лингвистика» профиль «Теория и методика преподавания современных языков и культур» [6] и учебные планы факультета лингвистики Люксембургского университета мы можем сделать следующий вывод, что гармонизация лингвистического образования чётко прослеживается в каждом из них (разделение учебного материала на модули, наличие обязательной и вариативной части, одинаковые оценочные средства, наличие зачётных единиц), но есть и свои различия, а именно: подготовка лингвистов в вузах нашей страны узкоспециализирована, т.е. курсы и дисциплины для обязательного изучения направлены на глубокое изучение предмета и являются смежными, в отличие от Люксембургского вуза, где будущего специалиста готовят к преподаванию не только нескольких иностранных языков, но и ,например, физической культуры, биологии или эстетики, химии и английского языка. То есть необходимо было бы отметить, что, несмотря на реформирование языкового образования в русле Болонского процесса, лингвистическое образование всё ещё носит «национальный» характер, привычный для данной страны.
Библиографический список
- Ирисханова К.М. «Российский Языковой Портфель» в контексте общеевропейского проекта Совета Европы \ Перспективы внедрения «Языкового Портфеля» в систему образования РФ. – М.: МГЛУ, 2000. – С. 58-60.
- Сычева А.В. Инновационный подход к повышению профессиональной квалификации лингвиста-преподавателя в рамках требований общеевропейских компетенций. Ставропольский гос.университет. Диссертация канд.пед.наук: 13.00.08. – Майкоп, 2004. – 192 стр.
- Каримова Л.А. Содержание и технологии обучения иностранным языкам в условиях модернизации высшей профессиональной школы на примере неязыковых вузов стран участниц Болонского процесса. Диссертация канд.пед.наук:13.00.08. –Казань, 2009, C.- 78.
- Полунина Е. А. Подготовка учителей в европейских странах. Национальные приоритеты и интеграция в контексте Болонского процесса“, Тула, 2006, C.- 35.
- Официальный сайт Люксембургского университета http://wwwen.uni.lu/formations/flshase/bachelor_en_cultures_europeennes_germanistik_academique/studium [Интернет источник. Дата последнего обращения 28.11.2016]
- ФГОС ВПО третьего поколения. URL:http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/450302_Lingvistika.pdf