ТЕОРИИ ЛИДЕРСТВА: ФОРМИРОВАНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ

Шаповалова Полина Валериевна
Дальневосточный федеральный университет
аспирант кафедры социальных наук

Аннотация
Данная статья посвящена пользе внедрения в высших учебных заведениях программ по подготовке лидеров. Приведены аргументы в защиту формирования лидерских организаций в вузе. Даны описания теорий лидерства. Описаны основные качества и компетенции лидера. А также указана польза курсов лидеров и их вред.

Ключевые слова: лидерство, обучение лидерству, теории лидерства, феномен лидерства


LEADERSHIP THEORIES: THE FORMATION OF LEADERSHIP SKILLS IN STUDENTS

Shapovalova Polina Valeryevna
Far Eastern Federal University
PhD student of Department of Social Sciences

Abstract
Given article is devoted the benefits of the introduction to higher education leadership training program. Arguments in favor of forming leadership organizations in the university. The descriptions of leadership theories. The basic quality of leadership and competence. And also contains benefit the leaders of the courses and their harm.

Keywords: leadership, leadership phenomenon, leadership training, theory of leadership


Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Шаповалова П.В. Теории лидерства: формирование лидерских качеств у студентов // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/11/17735 (дата обращения: 21.02.2024).

Термин «лидерство» прочно закрепился в современном языке. В нашей работе мы раскроем вопрос: насколько же важно быть лидером в современное время и определим категории (группы) теорий лидерства: от зарождения и до наших дней. А также, можно ли лидерство действительно считать феноменом. Поддается ли лидерство обучению.

Выпускник высшего учебного заведения, окончивший вуз в сложное для страны время (90-е годы) оказался, не смотря на диплом и прилежное обучение, ненужным обществу. Школьные, а позже и университетские догмы сводились к работе «под копирку», тотальному  послушанию и всеобщей одинаковости [1, c.2]. Геополитическая обстановка, ситуация в стране и всеобщее беспрерывное образование создало совершенно иной пласт работников, а именно – людей лидеров.

Любой уважающий себя вуз (тем более, международного уровня) должен стремиться не только сформировать  компетенции и развить умении по предметной деятельности студента, но и помочь учащимся еще в университете начать готовиться к непримиримой борьбе, которая ожидает его по окончании учебного заведения.

На втором десятилетии третьего тысячелетия многими российскими вузами была предложена поддержка инициативности студентов, помогающая развить в них качества, присущие лидеру, и, как следствие, сформировать в них уверенность  в себе и своих силах будущих сотрудников крупных корпораций, компаний, или же мелких офисов. Вузы стали отдавать часть полномочий студентам (организовались студенческие советы, профсоюзы, клубы и многое другое). В наше время человек воспринимается как творец: себя, своей жизни, своего окружения.

Существует множество мнений о том, кто такой лидер и кто вправе им называться. А главное – какими характеристиками они (лидеры) должны быть наделены.

С. Киркпатрик и Е. Лок  считают лидерами тех, у кого есть стимул к действию, подкрепленного энергичностью, инициативой, упорством; кто наделен мотивацией (персонализированной или социализированной), эквивалентом которой могут выступать стремление достичь цели, амбициозность; кто обладает ценностными ориентациями – честности и прямоты, знания дела; уверен в себе и эмоционально устойчив, ориентирован  на перспективу; стремится к познанию, способен упорядочить и интерпретировать поступающий объем новой информации [2, c.199].

Многие мировые компании заметили, что организация процветает в лидером и увядает с менеджером. Причина этого кроется в  том, что менеджер работает по принципу «потому что надо так, а никак иначе». В то время как лидер задается вопросом «что бы сделать для того, чтобы получилось лучше нынешнего». Лидер – новатор и энтузиаст, который создает цели и посылает пульс команде на их исполнение. Д. Кембелл (США, специалист в области менеджмента) писал, что лидерство – загадочное и ускользающее качество, существование которого легко признать, но трудно описать; а еще сложнее использовать на практике и данное качество невозможно создать в других. Последний пункт в высказывании Кембелла напрямую противоречит нашему исследованию.

Как говорилось ранее, лидер – некая путеводная звезда для группы единомышленников, и Н. Чити здесь добавляет, что основная задача лидера учиться самому, постоянно совершенствоваться, а главное – иметь истинное желание научить этому других.

Как лидерство зародилось, из чего оно сложилось и что понимать под этим словом – всё это раскрывают теории лидерства. Для удобства были разделены на группы [2, c.199].

Первая теория – теория великого человека. Основана на уверенности в том, что лидер – человек по природе наделенный качествами для исполнения своего предназначения, и заложено это в геноме человека. Это также противоречит концепции нашей работы. Согласно теории научить лидерству невозможно. Это – врожденный «дефект».  Английский антрополог Ф. Гальтон также придерживался идеи «врожденного» лидерства. Однако, связывал его больше со второй теорией.

Вторая теория: теория личностных качеств. Основана на уверенности в то, что лидер – человек обладающим неким набором характеристик, качеств и параметров. В 1940 г. К.Бэрд (американский психолог) составил свод из 79 качеств лидера, к основным он отнес такие, как: гибкость, дальновидность, стойкость, решительность, твердость, уверенность в своих силах, применение рисков, политическое чутье и многие другое.

Третья теория названа «поведенческой теорией». Здесь лидер рассматривался только в процессе своей работы, ситуативности, ответных реакций его и его коллег на различные раздражители.

Четвертая теория – вероятностная теория (она же ситуационная или ситуативная). Согласно этой теории, лидер «рождается» в тот момент, когда (как говорится) сходятся все звезды и вся вселенная соблаговолит этому: субъект (сам человек), место, время, обстоятельства – всё влияет на выявление лидера в любом из нас. Э.Хартли модифицировал эту теорию, и предположил, что человек, однажды приняв на себя роль лидера, будет делать это с особой частотой, поскольку в его сознании уже закрепилось поведение его, как лидера, и он снова возьмет на себя эту функцию [3 с. 164].

Пятая теория – теория группы. Лидер выбран из числа себе подобных, находится в центре, но власть держится при помощи управленческих и харизматических качеств. Здесь можно дополнить двумя стилями лидерства Финдлера: инструментальный лидер и эмоциональный лидер. Инструментальный ориентирован на задачу, ее достижение в лучшем варианте и на продуктивную, быструю, слаженную работу. Эмоциональный лидер – прямая противоположность вышеуказанному. Финдлер утверждает, что инструментальный лидер способен вывести свою команду к большим вершинам, нежели эмоциональный. Однако, не стоит забывать, что работая с людьми (в особенности волонтерами, социальными работниками) эмоциональный лидер, при грамотном подходе, способен достичь больших успехов в своем деле.

И шестая теории – современная теория лидерства. Здесь лидер – социальный субъект, создающий социальную или корпоративную культуру.

Как мы уже указывали в самом начале работы, вся деятельность вузов должна быть пронизана возможностями для подготовки лидеров не только в форме теории, но и практики: создание советов, клубов, автономных студенческих подразделений со своей иерархией, законами и правилами. Только так мы можем добиться на выходе правильного «продукта»: готового специалиста своего дела к межличностной, международной коммуникации, а также самих лидеров. Что же касается феномена лидерства, то его изучением занимается С.Р. Филонович, который утверждает что всё это – синтетическая природа: мы создаем тренинги личностного роста, лидерства, увеличиваем количество уверенных в себе людей [4, c.19]. Отчасти это дает положительный отклик  в виде открытости индивида, готовности к новому, неизведанному, но, стоит заменить, что это не панацея от неудовлетворенности карьерой, семьей, друзьями. Из всего вышесказанного делаем вывод: активные курсы (игры во взрослых управленцев) студентам необходимы, чтобы, как минимум, почувствовать себя в качестве части рабочей структуры, чтобы в будущем он смог перенести накопленный опыт на взрослую послевузовскую жизнь. В то же время курсы личностного роста для взрослых людей могут принести пользу только в том случае, если человек уже лидер (даже в маленькой области), но ему не хватает знаний. В ином случае, курсы бесполезны и способны еще больше затянуть человека в пучину личных терзаний неустроенности в жизни.


Библиографический список
  1. Алейников Н.Я. Учит ли вуз лидерству? // Мир транспорта. 2012. №6 (44). С. 170-175.
  2. Фонарев А.В. Воспитание лидерства: от основных теорий к практике // Альманах современной науки и образования. 2013. №3 (70). С. 198-201.
  3. Мокшанцев Р., Мокшанцева А. Социальная психология: учеб. пособие. М.: Сибирское соглашение; Инфра-М, 2007. 212 с.
  4. Филонович С. Р. Теории лидерства в менеджменте: история и перспективы // Российский журнал менеджмента. 2003. № 2. С. 3-24.


Все статьи автора «Шаповалова Полина Валериевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: