ПРОГНОЗИРОВАНИЕ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ

Антонова Елизавета Алексеевна
Белгородский Государственный Технологический Университет им. В. Г. Шухова

Аннотация
Прогнозирование в современной жизнедеятельности людей играет немаловажную роль. С помощью прогнозирования мы можем приблизительно рассчитать исход какой-либо ситуации. Даже в сфере управления персоналом важно знать, как рассчитать человеческие и иные ресурсы и вывести компанию на высокий уровень.

Ключевые слова: прогноз, прогнозирование, функция управления


FORECASTING AS A MANAGEMENT FUNCTION

Antonova Elizaveta Alekseevna
Belgorod Shukhov State Technological University

Abstract
Forecasting in modern life of people plays an important role. With prediction we can calculate the outcome of any situation. Even in the field of personnel management it is important to know how to calculate the human and other resources and take the company to a high level.

Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Антонова Е.А. Прогнозирование как функция управления // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/11/17704 (дата обращения: 22.02.2024).

Научный руководитель: к.э.н., доц. Всяких Ю.В.
Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова

В терминологии «прогноз» означает предсказание, предвидение. Само по себе прогнозирование – это процесс создания или составления прогноза развития определенных событий. В развитии современной науки управления персоналом данная функция очень важна для правильной расстановки приоритетов предприятия, установки целей и задач и способов их достижения, несмотря на возникающие перед работниками и организацией трудностями  и препятствиями. В современной науке управления персоналом существует большое количество методов прогнозирования (рис.1):

Но на практике чаще всего используются лишь некоторые из данных методик. В прогностике наиболее часто стал использоваться одним из первых методов – метод экстраполяции. Его суть заключается в построении динамических рядов показателей прогнозируемого процесса с возможно более ранней даты в прошлом и до даты упреждения прогнозов. Однако возможности экстраполяции в социальном прогнозировании часто бывают ограничены.

Достаточно широко в прогнозировании также используются экспертные методы – может быть и экспертная оценка. Количество экспертов выбирают с учетом динамики среднего линейного отклонения показателя от экспертной оценки. Именно поэтому, для обобщения используют среднеарифметическую взвешенную величину.

Метод Дельфи – одно из направлений метода экспертного оценивания. Получаемые с помощью данного метода прогнозы строятся на изучении и объективном познании объекта с учетом всех объективных мнений и взглядов опрашиваемых относительно подобного будущего.

Существует также несколько моделей в прогностике:

1) Графическая модель – представляет собой дерево целей или сетевой график.

2) Нормативная модель – для него применимы практически все методы, которые используются в поисковом прогнозировании. Как правило, данная модель одна из самых ненадежных и простых. Балансовый метод – это соотношение равенства, предполагающего собой разработку балансов. Используется, как правило, при финансовом прогнозировании.

Комплексное применение методов – это расчет доходов с помощью нормативного способа, а затем определение источников доходов. Суть метода оптимизации состоит в том, что в будущем люди выбирают  вероятным то, что наиболее для них оптимально. Анализ существующих социальных прогнозов позволяет нам утверждать, что большая часть из них все же оказалась несостоятельной. Во-первых, отсутствие комплексности прогнозов. Большинство прогнозов издавались изолировано от процессов, которые происходили или происходят в других сферах общественной жизни людей. Во-вторых, данные использованные методы отличались несовершенством. Практика и теория прогнозирования выявила огромное количество различного вида прогнозов.

Прогнозы, которые составляются с помощью описания изучаемого объекта, делятся на 2 вида [5].

– трендовый подход в прогнозировании предполагает экстраполяцию динамичного ряда, заранее выровненного; а прогнозные показатели определяются в результате линейной экстраполяции сложившихся в прошлом тенденций;

– факторный подход в прогнозировании – это предварительное выявление влияющих факторов на прогнозируемый показатель, их количественную оценку и построение экономико-математических моделей методом корреляции. Прогнозы, которые были составлены по способу формирования параметров процесса управления, делятся на 2 вида:

– ресурсный подход, который предполагает определение устойчивых тенденций и перенесение их на будущее;

– нормативный подход – заключается в умении специалиста по управлению находить количественные измерители величин, характеризующие поставленные цели: достижение определенной величины, величины не менее чем, в пределах и т.д.

Определяемые сроками прогнозы можно представить в виде нескольких групп (рис.2) [6]:

Виды прогнозирования

Срок, на который составлен прогноз

Примечание

Краткосрочные прогнозы На финансовый год Используются при оперативном (текущем) прогнозировании
Среднесрочные прогнозы На период от 3 до 5 лет Используются при разработке прогнозов социально-экономического развития, программ на краткосрочную перспективу
Долгосрочные прогнозы Раз в 5 лет на десятилетний период Используются при разработке концепций социально-экономического развития, прогнозов и программ на среднесрочную перспективу

Рис.2. Виды прогнозирования, их сроки и характеристика

Чтобы правильно использовать в управлении такую функцию, как прогнозирование, следует различать его виды: а) экономические прогнозы — носят только общий характер и служит для описания состояния экономики в целом по предприятию или по конкретным изделиям; б) прогнозы по развитию конкуренции — характеризуют практику конкурентов, а также их долю на рынке, возможную стратегию, для того, чтобы держаться на одном уровне или выше и т.п.; в) прогнозы по развитию технологий — они ориентируют пользователя относительно перспектив развития технологий; г) прогнозы состояния рынка – их используют для анализа рынка товаров; д) социальное прогнозирование — исследует вопросы, которые связанны с отношением людей к различным общественным явлениям.

Объектом прогнозирования является тот вид деятельности, который направлен на достижение крупных целей. Важное место на уровне государственной власти занимает прогнозно-аналитическая работа, например в управлении соц. сферой, демографические прогнозы. Здесь главная цель или задача нашего государства – это выявление национальных и региональных приоритетов и задач социально-экономического развития.

Прогнозирование — это очень сложный этап, который заключается в том, что строить прогнозы приходится очень часто в ситуации неопределенности. Поэтому,  представления о возможных вариантах исхода событий могут быть не полностью точными. Для этого, в процессе прогнозирования нужно учитывать достаточной большой объем любой существующей информации, которая используется.

Специалисту по персоналу приходится сталкиваться с некоторым рядом неопределенностей [4]. Условно их подразделяют на несколько групп, различаемых по характеристике и трудности в работе для менеджера:

1) смутности, которые связаны с природными факторами (погодные условия, аварии и т.п.)

2) неопределенности, которые связаны с ближайшим окружением организации (поведение покупателей и конкурентов, взаимосвязь с организациями – поставщиками).

3) и неопределенности, связанные с социальной, политической и экономической жизнью (политическая – смена власти, экономическая – резкие изменения, которые происходят в результате проводимой государством экономической политики, инфляция и т.д.).

Исходя из данных неопределенностей, менеджеры по персоналу используют прогнозирование для снижения риска непредвиденных ситуаций, повышения эффективности производства и персонала в дальнейшем, удержания организации «на волне» и поддержания конкурентоспособности  предприятия.

Таким образом, современная экономика требует составления планов и прогнозов для четкого протекания работы как кадров, таки производства в целом. Прогнозирование как функция управления представляет собой выбор удобной альтернативы текущего развития объекта управления  и его развития и перспектив.


Библиографический список
  1. Базаров Т.Ю. Управление персоналом. Практикум. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 240 c.
  2. Кибанов А.Я. Гагаринская Г.П., Калмыкова О.Ю., Мюллер Е.В. Управление персоналом. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. 239 c.
  3. Кнорринг  В. И. Теория, практика и искусство управления. 2-е изд-е, изм. и доп. М.: Изд-во НОРМА, 2001. 529 с.
  4. Смоленская О. А., Зыбцева С. Г. Роль профессиональных компетенций при трудоустройстве молодых специалистов в современных условиях : сб. материалов V Междунар. заоч. науч.-практ. конф. Белгород : Изд-во, 2013.  Ч. 2.  С. 194-199.
  5. Теория управления [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lib.sale/upravleniya-teoriya/teoriya-upravleniya-konspekt.html
  6. Яхонтова, Е.С. Стратегическое управление персоналом. М.: ИД Дело РАНХиГС, 2013. 388 с.


Все статьи автора «Антонова Елизавета Алексеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: