Научный руководитель: к.э.н., доц. Всяких Ю.В.
Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова
В терминологии «прогноз» означает предсказание, предвидение. Само по себе прогнозирование – это процесс создания или составления прогноза развития определенных событий. В развитии современной науки управления персоналом данная функция очень важна для правильной расстановки приоритетов предприятия, установки целей и задач и способов их достижения, несмотря на возникающие перед работниками и организацией трудностями и препятствиями. В современной науке управления персоналом существует большое количество методов прогнозирования (рис.1):
Но на практике чаще всего используются лишь некоторые из данных методик. В прогностике наиболее часто стал использоваться одним из первых методов – метод экстраполяции. Его суть заключается в построении динамических рядов показателей прогнозируемого процесса с возможно более ранней даты в прошлом и до даты упреждения прогнозов. Однако возможности экстраполяции в социальном прогнозировании часто бывают ограничены.
Достаточно широко в прогнозировании также используются экспертные методы – может быть и экспертная оценка. Количество экспертов выбирают с учетом динамики среднего линейного отклонения показателя от экспертной оценки. Именно поэтому, для обобщения используют среднеарифметическую взвешенную величину.
Метод Дельфи – одно из направлений метода экспертного оценивания. Получаемые с помощью данного метода прогнозы строятся на изучении и объективном познании объекта с учетом всех объективных мнений и взглядов опрашиваемых относительно подобного будущего.
Существует также несколько моделей в прогностике:
1) Графическая модель – представляет собой дерево целей или сетевой график.
2) Нормативная модель – для него применимы практически все методы, которые используются в поисковом прогнозировании. Как правило, данная модель одна из самых ненадежных и простых. Балансовый метод – это соотношение равенства, предполагающего собой разработку балансов. Используется, как правило, при финансовом прогнозировании.
Комплексное применение методов – это расчет доходов с помощью нормативного способа, а затем определение источников доходов. Суть метода оптимизации состоит в том, что в будущем люди выбирают вероятным то, что наиболее для них оптимально. Анализ существующих социальных прогнозов позволяет нам утверждать, что большая часть из них все же оказалась несостоятельной. Во-первых, отсутствие комплексности прогнозов. Большинство прогнозов издавались изолировано от процессов, которые происходили или происходят в других сферах общественной жизни людей. Во-вторых, данные использованные методы отличались несовершенством. Практика и теория прогнозирования выявила огромное количество различного вида прогнозов.
Прогнозы, которые составляются с помощью описания изучаемого объекта, делятся на 2 вида [5].
– трендовый подход в прогнозировании предполагает экстраполяцию динамичного ряда, заранее выровненного; а прогнозные показатели определяются в результате линейной экстраполяции сложившихся в прошлом тенденций;
– факторный подход в прогнозировании – это предварительное выявление влияющих факторов на прогнозируемый показатель, их количественную оценку и построение экономико-математических моделей методом корреляции. Прогнозы, которые были составлены по способу формирования параметров процесса управления, делятся на 2 вида:
– ресурсный подход, который предполагает определение устойчивых тенденций и перенесение их на будущее;
– нормативный подход – заключается в умении специалиста по управлению находить количественные измерители величин, характеризующие поставленные цели: достижение определенной величины, величины не менее чем, в пределах и т.д.
Определяемые сроками прогнозы можно представить в виде нескольких групп (рис.2) [6]:
Виды прогнозирования |
Срок, на который составлен прогноз |
Примечание |
Краткосрочные прогнозы | На финансовый год | Используются при оперативном (текущем) прогнозировании |
Среднесрочные прогнозы | На период от 3 до 5 лет | Используются при разработке прогнозов социально-экономического развития, программ на краткосрочную перспективу |
Долгосрочные прогнозы | Раз в 5 лет на десятилетний период | Используются при разработке концепций социально-экономического развития, прогнозов и программ на среднесрочную перспективу |
Рис.2. Виды прогнозирования, их сроки и характеристика
Чтобы правильно использовать в управлении такую функцию, как прогнозирование, следует различать его виды: а) экономические прогнозы — носят только общий характер и служит для описания состояния экономики в целом по предприятию или по конкретным изделиям; б) прогнозы по развитию конкуренции — характеризуют практику конкурентов, а также их долю на рынке, возможную стратегию, для того, чтобы держаться на одном уровне или выше и т.п.; в) прогнозы по развитию технологий — они ориентируют пользователя относительно перспектив развития технологий; г) прогнозы состояния рынка – их используют для анализа рынка товаров; д) социальное прогнозирование — исследует вопросы, которые связанны с отношением людей к различным общественным явлениям.
Объектом прогнозирования является тот вид деятельности, который направлен на достижение крупных целей. Важное место на уровне государственной власти занимает прогнозно-аналитическая работа, например в управлении соц. сферой, демографические прогнозы. Здесь главная цель или задача нашего государства – это выявление национальных и региональных приоритетов и задач социально-экономического развития.
Прогнозирование — это очень сложный этап, который заключается в том, что строить прогнозы приходится очень часто в ситуации неопределенности. Поэтому, представления о возможных вариантах исхода событий могут быть не полностью точными. Для этого, в процессе прогнозирования нужно учитывать достаточной большой объем любой существующей информации, которая используется.
Специалисту по персоналу приходится сталкиваться с некоторым рядом неопределенностей [4]. Условно их подразделяют на несколько групп, различаемых по характеристике и трудности в работе для менеджера:
1) смутности, которые связаны с природными факторами (погодные условия, аварии и т.п.)
2) неопределенности, которые связаны с ближайшим окружением организации (поведение покупателей и конкурентов, взаимосвязь с организациями – поставщиками).
3) и неопределенности, связанные с социальной, политической и экономической жизнью (политическая – смена власти, экономическая – резкие изменения, которые происходят в результате проводимой государством экономической политики, инфляция и т.д.).
Исходя из данных неопределенностей, менеджеры по персоналу используют прогнозирование для снижения риска непредвиденных ситуаций, повышения эффективности производства и персонала в дальнейшем, удержания организации «на волне» и поддержания конкурентоспособности предприятия.
Таким образом, современная экономика требует составления планов и прогнозов для четкого протекания работы как кадров, таки производства в целом. Прогнозирование как функция управления представляет собой выбор удобной альтернативы текущего развития объекта управления и его развития и перспектив.
Библиографический список
- Базаров Т.Ю. Управление персоналом. Практикум. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 240 c.
- Кибанов А.Я. Гагаринская Г.П., Калмыкова О.Ю., Мюллер Е.В. Управление персоналом. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. 239 c.
- Кнорринг В. И. Теория, практика и искусство управления. 2-е изд-е, изм. и доп. М.: Изд-во НОРМА, 2001. 529 с.
- Смоленская О. А., Зыбцева С. Г. Роль профессиональных компетенций при трудоустройстве молодых специалистов в современных условиях : сб. материалов V Междунар. заоч. науч.-практ. конф. Белгород : Изд-во, 2013. Ч. 2. С. 194-199.
- Теория управления [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lib.sale/upravleniya-teoriya/teoriya-upravleniya-konspekt.html
- Яхонтова, Е.С. Стратегическое управление персоналом. М.: ИД Дело РАНХиГС, 2013. 388 с.
Количество просмотров публикации: Please wait