УДК 334

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАРКЕТИНГОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ В ИНТЕРНЕТ-СРЕДЕ И ТРАДИЦИОННОМ БИЗНЕСЕ

Гуварьян Константин Александрович1, Гаврилова Ольга Михайловна1
1Кубанский государственный университет

Аннотация
Интернет-маркетинг дает возможность представителям бизнеса увеличить свою конкурентоспособность, путем уменьшения затрат на рекламные мероприятия. При этом организации имеют возможность постоянно отслеживать спрос и потребления на свои товары и услуги. В данной статье рассмотрены предпосылки возникновения Интернет-маркетинга, основополагающие компоненты комплекса интернет-маркетинга, представлена сравнительная характеристика Интернет-маркетинга и традиционного маркетинга, а также проведен анализ системы коммуникаций в виртуальной среде и оффлайновой реальности.

Ключевые слова: интернет маркетинг, маркетинговые коммуникации, традиционный маркетинг, электронная коммерция


COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF MARKETING COMMUNICATIONS IN THE INTERNET ENVIRONMENT AND THE TRADITIONAL BUSINESS

Guvaryan Konstantin Aleksandrovich1, Gavrilova Olga Mikhailovna1
1Kuban State University

Abstract
Internet marketing allows business representatives to increase their competitiveness, by reducing the cost of promotional activities. At the same time the organization have the ability to constantly monitor the demand and consumption of goods and services. This article describes the prerequisites of Internet marketing, the basic components of the complex Internet marketing provides a comparative characteristics of Internet marketing and traditional marketing, as well as an analysis of the communications system in a virtual environment and the offline reality.

Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Гуварьян К.А., Гаврилова О.М. Сравнительная характеристика маркетинговых коммуникаций в Интернет-среде и традиционном бизнесе // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/11/17628 (дата обращения: 25.11.2016).

Концепция представления различия между Интернет-маркетингом и традиционным маркетингом является принципиально важной в установлении правильного сочетания маркетинговых инструментов, которые соответствуют потребностям разного вида бизнеса [1].

Интернет-маркетинг подразумевает практическую деятельность по применению всех аспектов традиционного маркетинга в виртуальной среде по средствам Интернет, затрагивающую ключевые компоненты маркетинговой деятельности: цена, продукт, место продаж, продвижение (рис. 1).

Рисунок 1 – Использование Интернета в Интернет-маркетинге [2]

Основополагающие компоненты комплекса интернет-маркетинга:

1.    Товар – продукция или услуга, которую организация реализует с помощью сети Интернет. При этом организация конкурирует не только с другими сайтами, представленными в сети, но и традиционными магазинами. В этом случае продукция компании должна иметь хорошее качество.

2.    Цена – как правило цена на товары и услуги в сети Интернет ниже по сравнению с традиционным бизнесом за счет экономии издержек компании. Поэтому бизнес должен быть заинтересован в контроле цен по сравнению со своими конкурентами.

3.    Продвижение – комплекс мер по продвижению как сайта, так и товара в целом в сети Интернет.

4.    Место продаж – считается, что это точка продаж, то есть сайт организации. В этом случае, основную роль играет как качество обработки заявок с сайта, его графический дизайн, так и юзабилити сайта [3].

В научной литературе есть незначительные сходства и различия между двумя видами маркетинговой деятельности. Основным сходством традиционного маркетинга и интернет-маркетинга выступает набор инструментов, которые используются для привлечения потенциальных клиентов на услуги или продукты, продаваемые бизнесом. Если модели поведения потребителей недостаточно хорошо изучены и исследованы компанией любой вариант продвижения не будет работать эффективно.

С точки зрения общей эффективности, интернет-маркетинг имеет больше преимуществ по сравнению с традиционным маркетингом, но несмотря на это традиционный маркетинг также является важной частью деятельности современных компаний [4].

Представители бизнеса должны сделать выбор в пользу того маркетинга, который является наиболее эффективным для их бизнеса. Для этого необходимо: выбрать наиболее дешевую среду; выбрать стратегию, которая имеет наибольший охват; использовать платформу, которая дает бизнесу прямой ответ.

Американские ученые провели исследование в 2015 году по результатам которого выяснили, что затраты на интернет-маркетинг ниже, несмотря на это эффективность его использования выше, чем эффективность использования традиционного маркетинга (рис. 2).

Рисунок 2 – Затраты компании на привлечение 2000 клиентов, долл. США, 2015 г.

Одним из ключевых критериев оценки традиционного и интернет-маркетинга выступает – стоимость. По результатам исследования, представленном на рис.2 можем наблюдать разницу в стоимости между традиционным маркетингом и интернет-маркетингом. Это связано с тем, что традиционный маркетинг продвигает продукты компании с помощью рекламы на бумаге, рекламных щитах, на радио и др. Данная маркетинговая стратегия является наиболее затратной по сравнению с Интернет-маркетингом.

Интернет в качестве канала маркетинговых коммуникаций является частью так называемых «новых СМИ». Термин «новые СМИ» используется в целях разграничения традиционных способов доставки информации потребителям и методов, основанных на использовании новейших цифровых технологий [6].

Благодаря использованию интернет-маркетинга в деятельности компании, представители бизнеса могут измерять трафик своего сайта, количество посетителей, уровень участия аудитории в социальных сетях в отличии от традиционного маркетинга. Сравнительная характеристика традиционного маркетинга и Интернет маркетинга представлена в табл. 1.

Таблица 1 – Сравнительная характеристика Интернет-маркетинга и традиционного маркетинга [7]

Традиционный маркетинг

Интернет-маркетинг

Включает:

̶            печатные СМИ (объявления в газетах и журналах, информационные бюллетени, брошюры и другие печатные материалы);

̶            СМИ (ТВ и радио реклама);

̶            адресная почтовая рассылка (в том числе: открытки и каталоги);

̶            телемаркетинг.

Включает:

̶            веб-сайты;

̶            социальные сети (Одноклассники, Вконтакте, Facebook и др.);

̶            рекламные баннеры;

̶            объявления в поисковых системах (Google, Яндекс и др.)

̶            видео-маркетинг.

̶            опробованные методы с высокой вероятностью успеха;

̶            многолетние инициативы, которые понимает общественность;

̶            метрики для измерения успеха.

 ̶            экономически эффективные методы маркетинга;

̶            беспрецедентный охват аудитории;

̶            позволяет получить обратную связь от целевой аудитории.

 

В настоящее время специалисты выделяют три специфических особенности Интернет как одного из «новых СМИ» каналов: клиент является инициатором контакта с организацией; клиент самостоятельно находит интересующую его информацию; компания имеет широкие возможности для сбора и классификации информации о своей целевой аудитории [8].

В связи со спецификой Интернет как «нового СМИ», возникают существенные отличия в системе маркетинговых коммуникаций в виртуальной среде и традиционных маркетинговых каналов, применяемых в «оффлайновой реальности» (табл. 2).

Таблица 2 – Сравнительный анализ системы коммуникаций в виртуальной среде и оффлайновой реальности [9]

 

Параметры

Традиционный рынок

Интернет-рынок

Модель коммуникации

Один отправитель – много покупателей

Один отправитель – один получатель или много отправителей – много получателей

Способ получения информации потребителями

Компания информирует потребителей

Потребители сами находят интересующую их информацию

Концентрация на определённом целевом сегменте

Массовый маркетинг

Индивидуальный подход к каждому клиенту

Подход к брэндингу

Традиционный подход, невысокая степень участия потребителей

Высокая вовлеченность потребителей в процесс формирования бренда,

Позиция организации по отношению к потребителям

Со стороны предложения

Со стороны спроса

Вклад потребителей в создание продукта

Покупатель в качестве объекта приложения маркетинговых усилий

Покупатель в качестве партнера

Роль географических границ рынка

Высокая

Незначительная

В настоящее время, модель «один отправитель – много получателей» с своей деятельности применяют традиционные средства коммуникации (рис.3). Суть данной модели заключается в том, что организация выступает в роли единоличного отправителя маркетингового сообщения, а целевая аудитория представлена совокупностью потребителей.

Рисунок 3 – Схема модели коммуникаций «один отправитель – много покупателей» [10]

Модель «один отправитель – много получателей» наиболее часто встречается в рекламе, связях с общественностью и в стимулировании сбыта.

Модель «один отправитель – один получатель» позволяет организации предоставлять каждому отдельному клиенту индивидуальное маркетинговое сообщение.

Не все предпринимательские структуры, имеющие собственные сайты, используют данную модель. Существует большое количество «статичных» сайтов, которые размещают в Сети только набор сведений о себе, не принимая в расчет специфику используемого канала коммуникации (рис. 4).

Рисунок 4 – Схема коммуникационной модели «один отправитель − один получатель» [10]

Всемирная глобальная сеть Интернет предоставляет широкие возможности для использования модели «много отправителей – много получателей». Данная модель анализирует сеть Интернет в качестве равноправного участника процесса обмена информацией наравне с бизнесом и его клиентами (рис. 5).

 

Рисунок 5 – Схема коммуникационной модели «много отправителей – много получателей» [10]

Таким образом, интересы организаций и их целевых потребителей встречаются в виртуальном пространстве. Также весьма характерным для рассматриваемой модели является положение о том, что клиенты самостоятельно поставляют интерактивной среде различную информацию, которой могут воспользоваться как другие клиенты, так и компании. Следовательно, интернет-маркетинг позволяет использовать наиболее эффективные из существующих коммуникационных каналов с минимальными затратами.

Экономический кризис сказывается и на российском секторе интернет-маркетинга, а именно, на выборе покупателей и их предпочтениях.

Компаниям стало сложнее сбывать дорогостоящую брендовую продукцию. В 2016 году опрос пользователей торговой площадки показал, что для 64% посетителей сайтов компаний, цена является самым важным критерием выбора при совершении покупки.

Необходимо понимать, что клиенты ищут кроме низких цен. Чаще всего в качестве факторов в интернет-маркетинге выступают скидки и промокоды (рис. 6).

Рисунок 6 – Критерии выбора компании в интернет-маркетинге, 2014 г.

В настоящее время бренды отошли на третий план как в интернет-маркетинге, так и традиционном маркетинге. На первом месте для потребителя сейчас соотношение «цена-качество», причем для менее обеспеченной группы клиентов (с достатком ниже среднего уровня) в мотивации выбора превалирует цена.

Компании должны научиться думать о клиенте. Клиент становится мудрее. По статистике четыре клиента, которые не удовлетворены качеством товара или обслуживания могут сильно навредить репутации любой компании, имея только доступ в сеть Интернет [11].

В заключение необходимо отметить, что интернет-маркетинг – это активно и стремительно развивающийся сегмент современного рынка, который имеет значительный потенциал, который, безусловно, продолжит своё развитие, несмотря на все проблемы и трудности. В целом, развитие интернет-маркетинга будет способствовать развитию рынка почтовых и логистических услуг, платежной системы, а также инвестиций в экономику России.


Библиографический список
  1. Барченков И.В. Базовые элементы Интернет-маркетинга // Интернет-маркетинг // Издательство: Издательский дом «Гребенников». 2013. №3. С. 168-171
  2. Бенедичук А.Ю. Тенденции Интернет-маркетинга: социальное доказательство и персонализация // Интернет-маркетинг // Издательство: Издательский дом «Гребенников». 2013. №5. С. 314-322.
  3. Гладких М.А., Тинякова В.И. Особенности использования инструментов интернет-маркетинга в сфере кейтеринга // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития // Издательство: Общество с ограниченной ответственностью «Центр развития научного сотрудничества». 2013. №3. С. 47-51.
  4. Евтушенко Д.Д. Электронный бизнес, электронная коммерция, Интернет-торговля: сущность и взаимосвязь понятий // Бизнес Информ // Издательство: Научно-исследовательский центр индустриальных проблем развития НАН Украины. 2014. №8. С. 184-188.
  5. Еграшин А.В. Интернет-маркетинг: мифическое существо, пожирающее реальные средства // Маркетинг в России и за рубежом // Издательство: ООО «Финпресс». 2013. №3. С. 76-80.
  6. Квашнин В.И. Об условиях ведения международной электронной коммерции в России с использованием электронной цифровой подписи // Известия высших учебных заведений. Правоведение // Издательсво: Санкт-Петербургский государственный университет. 2009. № 5 (286). С. 112-120.
  7. Корнева Е.Ф. Морфологические способы образования неологизмов в английском языке (на материале терминологии маркетинга и интернет-маркетинга) // Вестник Московского государственного областного университета // Издательство: Московский государственный областной университет. 2013. №3. с. 48.
  8. Ладонина Л.Ю. Если мы не занимаемся Интернет-маркетинговом, то Интернет-маркетинг занимается нами // Интернет-маркетинг // Издательство: Издательский дом «Гребенников». 2007. №2. С. 66-74
  9. Овсянников А.А. Интернет-маркетинг в развитии территориального общественного самоуправления // Вестник ОРЕЛГИЭТ // Издательство: Орловский государственный университет экономики и торговли. 2012. № 4(22). С. 121-124.
  10. Панкина Т.В. Электронная коммерция и электронная торговля: подходы к классификации // Вестник российского экономического университета им. Плеханова // Издательство: Российский экономический университет Г.В. Плеханова. 2008. №5. С. 80-84.
  11. Сазонов С.П., Сизов В.Е., Подольский А.Н. Факторы формирования концепции интернет-маркетинга в современных условиях // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2014. № 17 (120). С. 64-70.


Все статьи автора «Гаврилова Ольга Михайловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация