СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СФЕРЫ ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВЕЗОК В РОССИИ

Трофимов Алексей Алексеевич
Уральский государственный экономический университет
студент

Аннотация
В статье рассматриваются вопросы, касающиеся сферы грузовых перевозок как вида деятельности. На этой основе выявляются факторы, тенденции грузовых перевозок в России и рассматриваются перспективы их развития.

Ключевые слова: грузовые перевозки, Ключевые слова: перевозки, транспорт


CURRENT STATE OF FREIGHT SERVICES IN RUSSIA

Trofimov Alexey Alexeevich
Ural state economic University
student

Abstract
The article deals with issues relating to the scope of freight transport as an activity. On this basis, identifies the factors of freight traffic trends in Russia and discusses the prospects of their development.

Keywords: freight transportation, transportation


Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Трофимов А.А. Современное состояние сферы грузовых перевезок в России // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/11/17469 (дата обращения: 21.02.2024).

Сфера перевозок является одной из базовых отраслей хозяйства, взаимодействующей практически со всеми отраслями экономики и общества. Перевозки грузов к местам производства и потребления, перевозки населения обеспечиваются транспортной инфраструктурой, развитие которой в настоящее время испытывает ряд проблем. Кроме того, в современных условиях социально-экономического развития России, в условиях введенных санкций необходимо определение потенциала грузовых перевозок страны.

В последнее время грузовой автомобильный транспорт становится самым популярным способом перевозки грузов. Автомобильным грузовым транспортом в Российской Федерации перевозится около 70% общего объема грузов, перевозимых всеми видами транспорта. В то же время в общем грузообороте всех видов транспорта доля автомобильного транспорта совсем небольшая. Это объясняется тем, что основная сфера деятельности грузового автомобильного транспорта – это доставка продукции в городах и подвоз-вывоз грузов в транспортных узлах железнодорожного и морского транспорта [1].

Автомобильный транспорт, который ряд ученых рассматривают как элемент транспортной инфраструктуры, играет неоправданно скромную роль в развитии крупных городов и регионов. Многие экономисты-теоретики и практики в современных условиях стали ставить пространственно-временную парадигму, как одну из определяющих развитие страны, однако местные власти не уделяют решению проблем автотранспорта должного внимания.

Показатели, отражающие грузооборот в зависимости от вида транспорта в России, представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Динамика грузооборота по видам транспорта за 2000-2013 годы [3]

(миллиардов тонно-километров)
2000 2005 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Транспорт – всего 3638 4676 4948 4446 4752 4915 5056 5084
в том числе:
железнодорожный1) 1373 1858 2116 1865 2011 2128 2222 2196
автомобильный 153 194 216 180 199 223 249 250
трубопроводный 1916 2474 2464 2246 2382 2422 2453 2513
морской2) 122 60 84 98 100 78 45 40
внутренний водный3) 71 87 64 53 54 59 81 80
воздушный4) 2,5 2,8 3,7 3,6 4,7 5,0 5,1 5,0

1) По данным ОАО “РЖД”.

2) С 2012г. – исключая перевозки судами смешанного (река-море) плавания.

3) С 2012г. – включая перевозки судами смешанного (река-море) плавания.

4) По данным Росавиации.

В кризисный период произошел спад по грузообороту, осуществляемому практически всеми видами транспорта, особенно большой спад был отмечен у железнодорожного и автомобильного видов транспорта: на 12% и 17% соответственно в 2009 году к уровню 2008 года. В настоящее время состояние грузооборота автотранспортного грузового и трубопроводного транспорта, как видно из таблицы, имеет положительную тенденцию к росту. В 1,4 раза произошло увеличение объема грузооборота по всем видам транспорта в 2013 году по сравнению с 2000 годом.

По данным Министерства транспорта Российской Федерации грузооборот транспорта за 2014 г. составил 5076,7 миллиарда тонно-километров (99,9% к уровню 2013г.), в том числе железнодорожного – 2298,6 (104,7%), автомобильного – 246,4 (98,5%), внутреннего водного – 72,2 (90,1%), морского – 31,5 (79,8%), воздушного – 5,2 (102,8%), трубопроводного – 2422,9 миллиарда тонно-километров (96,4%) [3, 4].

Рисунок 3 – Динамика грузооборота за 2010-1014 годы по видам транспорта [составлено по 3,5]

По динамике грузооборота за 2010-1014 годы по видам транспорта (рис.3) можно наглядно увидеть преобладание в структуре грузооборота двух видов транспорта: трубопроводного и железнодорожного.

По структуре грузовых перевозок ситуация в 2013 году с 2000 года не изменилась: преимущественно большие объемы грузооборота приходятся трубопроводный (49% в общем объеме грузооборота в 2013 году) и железнодорожный (43%) виды транспорта, но наблюдается снижение доли по этим видам транспорта.

Прогноз развития на 2020 и 2030 гг., по данным Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 г., показывает, что лидирующая позиция (около 70%) принадлежит автомобильным грузоперевозкам, в несколько раз меньше оценивается объем перевозок грузов железнодорожным и трубопроводным видами транспорта [6].

Грузооборот транспорта – это качественный показатель объема работы транспорта по перевозкам грузов в тонно-километрах. Общее количество грузов в тоннах, перевезенных транспортом, учитывается по видам транспорта, сообщения, ширине колеи, роду грузов, направлениям перевозок. Причем по всем видам транспорта общего пользования, кроме автомобильного, объем перевезенных грузов показан по моменту отправления. На автомобильном транспорте учет перевезенных грузов осуществляется по моменту прибытия [3].

Количественные показатели, отражающие объем перевозок грузов в зависимости от вида транспорта, представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Динамика перевозки грузов по видам транспорта за 2000-2013 годы [5]

(миллионов тонн)
2000 2005 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Транспорт – всего 7907 9167 9451 7470 7750 8337 8519 8264
в том числе:
железнодорожный1) 1047 1273 1304 1109 1312 1382 1421 1381
автомобильный 5878 6685 6893 5241 5236 5663 5841 5635
трубопроводный 829 1048 1067 985 1061 1131 1096 1095
морской2) 35 26 35 37 37 34 18 17
внутренний водный3) 117 134 151 97 102 126 141 135
воздушный4) 0,8 0,8 1,0 0,9 1,1 1,2 1,2 1,2

1) По данным ОАО “РЖД”.

2) С 2012г. – исключая перевозки судами смешанного (река-море) плавания.

3) С 2012г. – включая перевозки судами смешанного (река-море) плавания.

4) По данным Росавиации.

За период с 2000 по 2013 годы динамика перевозки грузов по всем видам транспорта улучшилась, в том числе по железнодорожному, трубопроводному и морскому транспорту. Объем перевозок грузов в 2013 году увеличился на 4,5% по сравнению с 2000 годом. Это связано с тем, что по данным видам транспорта контроль и поддержка государства были наибольшими. В кризисный период 2008 года произошел спад по перевозкам грузов автомобильным и железнодорожным транспортом.

Индексы перевозок грузов и грузооборота по видам транспорта представлены в таблице 3.

Таблица 3 – Индексы перевозок грузов и грузооборота по видам транспорта

(в процентах к предыдущему году) [3]

2000 2005 2010 2011 2012 2013
Перевезено грузов
Транспорт – всего 107,1 102,1 103,8 107,6 102,2 97,0
в том числе:
железнодорожный1) 110,5 104,3 118,3 105,3 102,9 97,2
автомобильный 107,1 101,8 99,9 108,1 103,1 96,5
трубопроводный – всего 103,4 102,3 107,8 106,5 97,0 99,9
в том числе:
газопроводный 102,5 101,9 111,8 103,5 97,5 99,3
нефтепроводный 104,5 102,8 103,6 110,6 96,2 100,2
нефтепродуктопроводный 110,7 102,1 108,7 96,3 100,1 103,4
морской 94,1 89,3 98,9 91,9 82,7 91,2
внутренний водный 113,6 99,4 105,7 123,2 101,8 96,0
воздушный2) 102,9 96,4 121,7 107,2 105,7 98,0
Грузооборот
Транспорт – всего 105,1 102,6 106,9 103,4 102,9 100,6
в том числе:
железнодорожный1) 114,0 103,1 107,8 105,8 104,4 98,8
автомобильный 109,1 106,3 110,7 111,8 111,7 100,5
трубопроводный – всего 100,7 102,5 106,1 101,7 101,3 102,4
в том числе:
газопроводный 98,1 101,6 112,1 103,4 97,2 101,8
нефтепроводный 104,7 103,7 99,7 99,8 106,4 102,6
нефтепродуктопроводный 112,3 101,2 108,3 97,5 95,1 116,5
морской 84,6 91,6 101,9 77,5 76,5 87,2
внутренний водный 107,6 94,3 102,4 109,6 104,0 99,2
воздушный2) 111,5 94,3 132,5 105,0 102,6 98,7


1)
 По данным ОАО «РЖД».

2) По данным Росавиации.

Наряду с умеренным улучшением показателей объемов грузовых перевозок наблюдается увеличение количества транспортных средств (табл.4).

Таблица 4 – Наличие транспортных средств (на конец года; тыс. штук) [5]

2009 2010 2011 2012 2013
Грузовые транспортные средства:
рабочий парк груженых железнодорожных вагонов (в среднем в сутки)1) 221 328 393 393 386
грузовые автомобили (включая пикапы и легковые фургоны) – всего 5323 5414 5545 5751 6050
в том числе:
в организациях всех видов экономической деятельности 712 683 661 664 665
в собственности граждан 2857 2950 3097 3273 3547
морские грузовые транспортные и нетранспортные суда (без грузопассажирских)2), шт. 2805 2723 2692 2704 2701
речные грузовые транспортные и нетранспортные суда (без грузопассажирских)3) 29,4 29,0 28,5 20,0 17,2
Пассажирские транспортные средства:
автобусы общего пользования4) 65 63 72 75 70
легковые автомобили – всего 33084 34354 36415 38792 41428
в том числе в собственности граждан 31341 32629 34624 36917 39243
трамвайные вагоны 9,0 8,8 8,6 8,4 8,3
троллейбусы 11,0 11,1 11,0 11,0 10,7
вагоны метрополитена 6,3 6,3 6,5 6,7 7,0
морские пассажирские и грузопассажирские транспортные суда2), шт. 60 56 58 56 56
речные пассажирские и грузопассажирские транспортные суда3) 2,1 2,1 2,1 1,4 1,3
Гражданские воздушные суда5) 6 6,0 6,2 6,2 6,6

1) По данным ОАО “РЖД”.

2) По данным Российского морского регистра судоходства.

3) До 2012г. – по данным Центрального управления государственного речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, с 2012г. – по данным Российского Речного Регистра.

4) По организациям автомобильного транспорта (без субъектов малого предпринимательства). С 2011г. – эксплуатационные автобусы (собственные, арендованные, приобретенные по договору лизинга и т.п.).

5) По данным Росавиации.

Следует отметить сокращение транспортных средств на морских и речных грузовых перевозках. Наличие грузового морского транспорта, существенно влияющего на международные торгово-транспортные отношения, в 2013 году с 2009 года сократилось на 3,7%. Количество грузовых судов внутреннего водного транспорта сократилось почти в 2 раза с 29,4 тыс.штук до 17,2 тыс.штук.

Перевозки грузов, выполненные на коммерческой основе (за плату) по заключенным договорам с предприятиями (организациями) – грузоотправителями (грузополучателями) или по их разовым заявкам, а также по заявкам отдельных граждан называются коммерческими перевозками.

В целом по России доля коммерческих перевозок грузов составляет примерно 30% от общего объема. По данным Министерства транспорта Российской Федерации объем коммерческих перевозок, выполняемых всеми видами транспорта (кроме трубопроводного) в 2014 году снизился на 2,9% по сравнению с уровнем 2013 года (табл.5).

Таблица 5 – Коммерческие перевозки грузов, млн тонн [7]

Январь- декабрь 2013 г. Январь- декабрь 2014 г. Январь-декабрь

2014 г. в % к январю-декабрю 2013 г.

Транспорт отраслей Минтранса России 3746,9 3640,1 97,1
железнодорожный общего пользования 1236,8 1226,9 99,2
промышленный железнодорожный 666,8 661,5 1} 99,2
автомобильный 1690,7 1616,5 95,6
морской 16,74 15,26 91,2
внутренний водный 134,86 118,93 88,2
воздушный 1,001 1,036 103,5

В целом, в ближайшие три года изменения в структуре грузовых перевозок будут связаны с увеличением доли автомобильного и внутреннего водного транспорта.

В соответствии с Концепцией социально – экономического развития страны особое внимание необходимо уделять опережающему развитию транспортного комплекса, играющего ключевую роль в снижении транспортных издержек в экономике, в обеспечении социальной стабильности и международной экономической интеграции. [3]

Основными целями развития транспортной отрасли, определенными Транспортной стратегией России являются:

– повышение доступности услуг транспортного комплекса для населения;

– повышение конкурентоспособности транспортной системы РФ и реализация транзитного потенциала страны;

– повышение безопасности и устойчивости транспортной системы.

Главными стратегическими направлениями развития грузовых перевозок, определенными Транспортной стратегией России, являются:

  • обеспечение доступности и качества транспортно-логистических услуг в области грузовых перевозок на уровне потребностей развития экономики страны;
  • создание приоритетных конкурентных условий для национальных перевозчиков и повышение их конкурентоспособности;
  • конкурентный уровень удельных транспортных издержек в конечной цене продукции;
  • повышение коммерческой скорости и ритмичности продвижения партий товаров;
  • подготовка к обеспечению перевозок высокотехнологичной продукции;
  • снижение уровней аварийности, рисков и угроз безопасности по видам транспорта.

Направления государственной политики в сфере грузовых перевозок (средне- и краткосрочные) определены Федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы России на 2010–2015 гг.».

Комплексное развитие крупных транспортных узлов, расположенных на международных транспортных коридорах (г. г. Москва, Санкт-Петербург, Казань, Волгоград, Самара, Нижний Новгород, Екатеринбург, Челябинск, Новосибирск, Иркутск, Якутск, Хабаровск), и транспортно-логистических центров обеспечит сбалансированное развитие транспорно-технологической инфраструктуры международных транспортных коридоров.

Объемы грузовых перевозок находятся в сильной зависимости от устойчивости отношений России со странами-партнерами по торгово-экономическому сотрудничеству. Размеры перевозок грузов зависят от объемов производства продукции, характера специализации предприятий и системы снабжения и сбыта продукции. Развитие перевозок зависит и от дорожных и технических условий эксплуатации транспорта. Кроме того,развитие того или иного вида транспорта, технология эксплуатации транспортных средств, сезонность работы сильно зависят от экономико-географических факторов: климатических условий, условий подстилающей поверхности, навигационных условий. Развитие транспортной инфраструктуры в целом зависит от уровня научно-технического развития страны.

Главными стратегическими направлениями развития грузовых перевозок, определенными Транспортной стратегией России, являются обеспечение доступности и качества транспортно-логистических услуг в области грузовых перевозок на уровне потребностей развития экономики страны; создание приоритетных конкурентных условий для национальных перевозчиков и повышение их конкурентоспособности; конкурентный уровень удельных транспортных издержек в конечной цене продукции; повышение коммерческой скорости и ритмичности продвижения партий товаров; подготовка к обеспечению перевозок высокотехнологичной продукции; снижение уровней аварийности, рисков и угроз безопасности по видам транспорта.

Направления государственной политики в сфере грузовых перевозок (средне- и краткосрочные): развитие международных транспортных коридоров, транспортно-технологической инфраструктуры, обновление парков транспортных средств.


Библиографический список
  1. Хегай, Ю.А. Состояние и перспективы развития грузовых автомобильных перевозок в Российской Федерации[Текст] //Теория и практика общественного развития. – 2014. – № 11. – С. 137-143.
  2. Благинин В.А. К ВОПРОСУ ОБ ЭЛЕМЕНТАХ СОВРЕМЕННОЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНА: РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2016. № 7 (89). С. 13.
  3. Российский статистический ежегодник2014г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru
  4. Министерство транспорта Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mintrans.ru
  5. Транспорт и связь в России, 2014г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru
  6. Прогноз долгосрочного развития Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]: Министерство экономического развития Российской Федерации – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru
  7. Автомобильные дороги Российской Федерации. Основная информационно-статистическая информация [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mintrans.ru
  8. Поздеева О.Г., Благинин В.А. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА В ГОРОДЕ (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД ЕКАТЕРИНБУРГ) //Мат. межд. конф “Cовременное состояние и приоритетные направления развития экономики” . 2014. С. 210-216.


Все статьи автора «Трофимов Алексей Алексеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: