Сфера перевозок является одной из базовых отраслей хозяйства, взаимодействующей практически со всеми отраслями экономики и общества. Перевозки грузов к местам производства и потребления, перевозки населения обеспечиваются транспортной инфраструктурой, развитие которой в настоящее время испытывает ряд проблем. Кроме того, в современных условиях социально-экономического развития России, в условиях введенных санкций необходимо определение потенциала грузовых перевозок страны.
В последнее время грузовой автомобильный транспорт становится самым популярным способом перевозки грузов. Автомобильным грузовым транспортом в Российской Федерации перевозится около 70% общего объема грузов, перевозимых всеми видами транспорта. В то же время в общем грузообороте всех видов транспорта доля автомобильного транспорта совсем небольшая. Это объясняется тем, что основная сфера деятельности грузового автомобильного транспорта – это доставка продукции в городах и подвоз-вывоз грузов в транспортных узлах железнодорожного и морского транспорта [1].
Автомобильный транспорт, который ряд ученых рассматривают как элемент транспортной инфраструктуры, играет неоправданно скромную роль в развитии крупных городов и регионов. Многие экономисты-теоретики и практики в современных условиях стали ставить пространственно-временную парадигму, как одну из определяющих развитие страны, однако местные власти не уделяют решению проблем автотранспорта должного внимания.
Показатели, отражающие грузооборот в зависимости от вида транспорта в России, представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Динамика грузооборота по видам транспорта за 2000-2013 годы [3]
(миллиардов тонно-километров) | ||||||||
2000 | 2005 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | |
Транспорт – всего | 3638 | 4676 | 4948 | 4446 | 4752 | 4915 | 5056 | 5084 |
в том числе: | ||||||||
железнодорожный1) | 1373 | 1858 | 2116 | 1865 | 2011 | 2128 | 2222 | 2196 |
автомобильный | 153 | 194 | 216 | 180 | 199 | 223 | 249 | 250 |
трубопроводный | 1916 | 2474 | 2464 | 2246 | 2382 | 2422 | 2453 | 2513 |
морской2) | 122 | 60 | 84 | 98 | 100 | 78 | 45 | 40 |
внутренний водный3) | 71 | 87 | 64 | 53 | 54 | 59 | 81 | 80 |
воздушный4) | 2,5 | 2,8 | 3,7 | 3,6 | 4,7 | 5,0 | 5,1 | 5,0 |
1) По данным ОАО “РЖД”.
2) С 2012г. – исключая перевозки судами смешанного (река-море) плавания.
3) С 2012г. – включая перевозки судами смешанного (река-море) плавания.
4) По данным Росавиации.
В кризисный период произошел спад по грузообороту, осуществляемому практически всеми видами транспорта, особенно большой спад был отмечен у железнодорожного и автомобильного видов транспорта: на 12% и 17% соответственно в 2009 году к уровню 2008 года. В настоящее время состояние грузооборота автотранспортного грузового и трубопроводного транспорта, как видно из таблицы, имеет положительную тенденцию к росту. В 1,4 раза произошло увеличение объема грузооборота по всем видам транспорта в 2013 году по сравнению с 2000 годом.
По данным Министерства транспорта Российской Федерации грузооборот транспорта за 2014 г. составил 5076,7 миллиарда тонно-километров (99,9% к уровню 2013г.), в том числе железнодорожного – 2298,6 (104,7%), автомобильного – 246,4 (98,5%), внутреннего водного – 72,2 (90,1%), морского – 31,5 (79,8%), воздушного – 5,2 (102,8%), трубопроводного – 2422,9 миллиарда тонно-километров (96,4%) [3, 4].
Рисунок 3 – Динамика грузооборота за 2010-1014 годы по видам транспорта [составлено по 3,5]
По динамике грузооборота за 2010-1014 годы по видам транспорта (рис.3) можно наглядно увидеть преобладание в структуре грузооборота двух видов транспорта: трубопроводного и железнодорожного.
По структуре грузовых перевозок ситуация в 2013 году с 2000 года не изменилась: преимущественно большие объемы грузооборота приходятся трубопроводный (49% в общем объеме грузооборота в 2013 году) и железнодорожный (43%) виды транспорта, но наблюдается снижение доли по этим видам транспорта.
Прогноз развития на 2020 и 2030 гг., по данным Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 г., показывает, что лидирующая позиция (около 70%) принадлежит автомобильным грузоперевозкам, в несколько раз меньше оценивается объем перевозок грузов железнодорожным и трубопроводным видами транспорта [6].
Грузооборот транспорта – это качественный показатель объема работы транспорта по перевозкам грузов в тонно-километрах. Общее количество грузов в тоннах, перевезенных транспортом, учитывается по видам транспорта, сообщения, ширине колеи, роду грузов, направлениям перевозок. Причем по всем видам транспорта общего пользования, кроме автомобильного, объем перевезенных грузов показан по моменту отправления. На автомобильном транспорте учет перевезенных грузов осуществляется по моменту прибытия [3].
Количественные показатели, отражающие объем перевозок грузов в зависимости от вида транспорта, представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Динамика перевозки грузов по видам транспорта за 2000-2013 годы [5]
(миллионов тонн) | ||||||||
2000 | 2005 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | |
Транспорт – всего | 7907 | 9167 | 9451 | 7470 | 7750 | 8337 | 8519 | 8264 |
в том числе: | ||||||||
железнодорожный1) | 1047 | 1273 | 1304 | 1109 | 1312 | 1382 | 1421 | 1381 |
автомобильный | 5878 | 6685 | 6893 | 5241 | 5236 | 5663 | 5841 | 5635 |
трубопроводный | 829 | 1048 | 1067 | 985 | 1061 | 1131 | 1096 | 1095 |
морской2) | 35 | 26 | 35 | 37 | 37 | 34 | 18 | 17 |
внутренний водный3) | 117 | 134 | 151 | 97 | 102 | 126 | 141 | 135 |
воздушный4) | 0,8 | 0,8 | 1,0 | 0,9 | 1,1 | 1,2 | 1,2 | 1,2 |
1) По данным ОАО “РЖД”.
2) С 2012г. – исключая перевозки судами смешанного (река-море) плавания.
3) С 2012г. – включая перевозки судами смешанного (река-море) плавания.
4) По данным Росавиации.
За период с 2000 по 2013 годы динамика перевозки грузов по всем видам транспорта улучшилась, в том числе по железнодорожному, трубопроводному и морскому транспорту. Объем перевозок грузов в 2013 году увеличился на 4,5% по сравнению с 2000 годом. Это связано с тем, что по данным видам транспорта контроль и поддержка государства были наибольшими. В кризисный период 2008 года произошел спад по перевозкам грузов автомобильным и железнодорожным транспортом.
Индексы перевозок грузов и грузооборота по видам транспорта представлены в таблице 3.
Таблица 3 – Индексы перевозок грузов и грузооборота по видам транспорта
(в процентах к предыдущему году) [3]
2000 | 2005 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | |
Перевезено грузов | ||||||
Транспорт – всего | 107,1 | 102,1 | 103,8 | 107,6 | 102,2 | 97,0 |
в том числе: | ||||||
железнодорожный1) | 110,5 | 104,3 | 118,3 | 105,3 | 102,9 | 97,2 |
автомобильный | 107,1 | 101,8 | 99,9 | 108,1 | 103,1 | 96,5 |
трубопроводный – всего | 103,4 | 102,3 | 107,8 | 106,5 | 97,0 | 99,9 |
в том числе: | ||||||
газопроводный | 102,5 | 101,9 | 111,8 | 103,5 | 97,5 | 99,3 |
нефтепроводный | 104,5 | 102,8 | 103,6 | 110,6 | 96,2 | 100,2 |
нефтепродуктопроводный | 110,7 | 102,1 | 108,7 | 96,3 | 100,1 | 103,4 |
морской | 94,1 | 89,3 | 98,9 | 91,9 | 82,7 | 91,2 |
внутренний водный | 113,6 | 99,4 | 105,7 | 123,2 | 101,8 | 96,0 |
воздушный2) | 102,9 | 96,4 | 121,7 | 107,2 | 105,7 | 98,0 |
Грузооборот | ||||||
Транспорт – всего | 105,1 | 102,6 | 106,9 | 103,4 | 102,9 | 100,6 |
в том числе: | ||||||
железнодорожный1) | 114,0 | 103,1 | 107,8 | 105,8 | 104,4 | 98,8 |
автомобильный | 109,1 | 106,3 | 110,7 | 111,8 | 111,7 | 100,5 |
трубопроводный – всего | 100,7 | 102,5 | 106,1 | 101,7 | 101,3 | 102,4 |
в том числе: | ||||||
газопроводный | 98,1 | 101,6 | 112,1 | 103,4 | 97,2 | 101,8 |
нефтепроводный | 104,7 | 103,7 | 99,7 | 99,8 | 106,4 | 102,6 |
нефтепродуктопроводный | 112,3 | 101,2 | 108,3 | 97,5 | 95,1 | 116,5 |
морской | 84,6 | 91,6 | 101,9 | 77,5 | 76,5 | 87,2 |
внутренний водный | 107,6 | 94,3 | 102,4 | 109,6 | 104,0 | 99,2 |
воздушный2) | 111,5 | 94,3 | 132,5 | 105,0 | 102,6 | 98,7 |
1) По данным ОАО «РЖД».
2) По данным Росавиации.
Наряду с умеренным улучшением показателей объемов грузовых перевозок наблюдается увеличение количества транспортных средств (табл.4).
Таблица 4 – Наличие транспортных средств (на конец года; тыс. штук) [5]
2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | |
Грузовые транспортные средства: | |||||
рабочий парк груженых железнодорожных вагонов (в среднем в сутки)1) | 221 | 328 | 393 | 393 | 386 |
грузовые автомобили (включая пикапы и легковые фургоны) – всего | 5323 | 5414 | 5545 | 5751 | 6050 |
в том числе: | |||||
в организациях всех видов экономической деятельности | 712 | 683 | 661 | 664 | 665 |
в собственности граждан | 2857 | 2950 | 3097 | 3273 | 3547 |
морские грузовые транспортные и нетранспортные суда (без грузопассажирских)2), шт. | 2805 | 2723 | 2692 | 2704 | 2701 |
речные грузовые транспортные и нетранспортные суда (без грузопассажирских)3) | 29,4 | 29,0 | 28,5 | 20,0 | 17,2 |
Пассажирские транспортные средства: | |||||
автобусы общего пользования4) | 65 | 63 | 72 | 75 | 70 |
легковые автомобили – всего | 33084 | 34354 | 36415 | 38792 | 41428 |
в том числе в собственности граждан | 31341 | 32629 | 34624 | 36917 | 39243 |
трамвайные вагоны | 9,0 | 8,8 | 8,6 | 8,4 | 8,3 |
троллейбусы | 11,0 | 11,1 | 11,0 | 11,0 | 10,7 |
вагоны метрополитена | 6,3 | 6,3 | 6,5 | 6,7 | 7,0 |
морские пассажирские и грузопассажирские транспортные суда2), шт. | 60 | 56 | 58 | 56 | 56 |
речные пассажирские и грузопассажирские транспортные суда3) | 2,1 | 2,1 | 2,1 | 1,4 | 1,3 |
Гражданские воздушные суда5) | 6 | 6,0 | 6,2 | 6,2 | 6,6 |
1) По данным ОАО “РЖД”.
2) По данным Российского морского регистра судоходства.
3) До 2012г. – по данным Центрального управления государственного речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, с 2012г. – по данным Российского Речного Регистра.
4) По организациям автомобильного транспорта (без субъектов малого предпринимательства). С 2011г. – эксплуатационные автобусы (собственные, арендованные, приобретенные по договору лизинга и т.п.).
5) По данным Росавиации.
Следует отметить сокращение транспортных средств на морских и речных грузовых перевозках. Наличие грузового морского транспорта, существенно влияющего на международные торгово-транспортные отношения, в 2013 году с 2009 года сократилось на 3,7%. Количество грузовых судов внутреннего водного транспорта сократилось почти в 2 раза с 29,4 тыс.штук до 17,2 тыс.штук.
Перевозки грузов, выполненные на коммерческой основе (за плату) по заключенным договорам с предприятиями (организациями) – грузоотправителями (грузополучателями) или по их разовым заявкам, а также по заявкам отдельных граждан называются коммерческими перевозками.
В целом по России доля коммерческих перевозок грузов составляет примерно 30% от общего объема. По данным Министерства транспорта Российской Федерации объем коммерческих перевозок, выполняемых всеми видами транспорта (кроме трубопроводного) в 2014 году снизился на 2,9% по сравнению с уровнем 2013 года (табл.5).
Таблица 5 – Коммерческие перевозки грузов, млн тонн [7]
Январь- декабрь 2013 г. | Январь- декабрь 2014 г. | Январь-декабрь
2014 г. в % к январю-декабрю 2013 г. |
|
Транспорт отраслей Минтранса России | 3746,9 | 3640,1 | 97,1 |
железнодорожный общего пользования | 1236,8 | 1226,9 | 99,2 |
промышленный железнодорожный | 666,8 | 661,5 1} | 99,2 |
автомобильный | 1690,7 | 1616,5 | 95,6 |
морской | 16,74 | 15,26 | 91,2 |
внутренний водный | 134,86 | 118,93 | 88,2 |
воздушный | 1,001 | 1,036 | 103,5 |
В целом, в ближайшие три года изменения в структуре грузовых перевозок будут связаны с увеличением доли автомобильного и внутреннего водного транспорта.
В соответствии с Концепцией социально – экономического развития страны особое внимание необходимо уделять опережающему развитию транспортного комплекса, играющего ключевую роль в снижении транспортных издержек в экономике, в обеспечении социальной стабильности и международной экономической интеграции. [3]
Основными целями развития транспортной отрасли, определенными Транспортной стратегией России являются:
– повышение доступности услуг транспортного комплекса для населения;
– повышение конкурентоспособности транспортной системы РФ и реализация транзитного потенциала страны;
– повышение безопасности и устойчивости транспортной системы.
Главными стратегическими направлениями развития грузовых перевозок, определенными Транспортной стратегией России, являются:
-
обеспечение доступности и качества транспортно-логистических услуг в области грузовых перевозок на уровне потребностей развития экономики страны;
-
создание приоритетных конкурентных условий для национальных перевозчиков и повышение их конкурентоспособности;
-
конкурентный уровень удельных транспортных издержек в конечной цене продукции;
-
повышение коммерческой скорости и ритмичности продвижения партий товаров;
-
подготовка к обеспечению перевозок высокотехнологичной продукции;
-
снижение уровней аварийности, рисков и угроз безопасности по видам транспорта.
Направления государственной политики в сфере грузовых перевозок (средне- и краткосрочные) определены Федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы России на 2010–2015 гг.».
Комплексное развитие крупных транспортных узлов, расположенных на международных транспортных коридорах (г. г. Москва, Санкт-Петербург, Казань, Волгоград, Самара, Нижний Новгород, Екатеринбург, Челябинск, Новосибирск, Иркутск, Якутск, Хабаровск), и транспортно-логистических центров обеспечит сбалансированное развитие транспорно-технологической инфраструктуры международных транспортных коридоров.
Объемы грузовых перевозок находятся в сильной зависимости от устойчивости отношений России со странами-партнерами по торгово-экономическому сотрудничеству. Размеры перевозок грузов зависят от объемов производства продукции, характера специализации предприятий и системы снабжения и сбыта продукции. Развитие перевозок зависит и от дорожных и технических условий эксплуатации транспорта. Кроме того,развитие того или иного вида транспорта, технология эксплуатации транспортных средств, сезонность работы сильно зависят от экономико-географических факторов: климатических условий, условий подстилающей поверхности, навигационных условий. Развитие транспортной инфраструктуры в целом зависит от уровня научно-технического развития страны.
Главными стратегическими направлениями развития грузовых перевозок, определенными Транспортной стратегией России, являются обеспечение доступности и качества транспортно-логистических услуг в области грузовых перевозок на уровне потребностей развития экономики страны; создание приоритетных конкурентных условий для национальных перевозчиков и повышение их конкурентоспособности; конкурентный уровень удельных транспортных издержек в конечной цене продукции; повышение коммерческой скорости и ритмичности продвижения партий товаров; подготовка к обеспечению перевозок высокотехнологичной продукции; снижение уровней аварийности, рисков и угроз безопасности по видам транспорта.
Направления государственной политики в сфере грузовых перевозок (средне- и краткосрочные): развитие международных транспортных коридоров, транспортно-технологической инфраструктуры, обновление парков транспортных средств.
Библиографический список
- Хегай, Ю.А. Состояние и перспективы развития грузовых автомобильных перевозок в Российской Федерации[Текст] //Теория и практика общественного развития. – 2014. – № 11. – С. 137-143.
- Благинин В.А. К ВОПРОСУ ОБ ЭЛЕМЕНТАХ СОВРЕМЕННОЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНА: РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2016. № 7 (89). С. 13.
- Российский статистический ежегодник2014г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru
- Министерство транспорта Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mintrans.ru
- Транспорт и связь в России, 2014г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru
- Прогноз долгосрочного развития Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]: Министерство экономического развития Российской Федерации – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru
- Автомобильные дороги Российской Федерации. Основная информационно-статистическая информация [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mintrans.ru
- Поздеева О.Г., Благинин В.А. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА В ГОРОДЕ (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД ЕКАТЕРИНБУРГ) //Мат. межд. конф “Cовременное состояние и приоритетные направления развития экономики” . 2014. С. 210-216.
Количество просмотров публикации: Please wait