УДК 37.01

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Удалов Денис Эдуардович1, Симонова Маргарита Михайловна2
1Московский государственный институт индустрии туризма имени Ю.А. Сенкевича, кандидат юридических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных и философских дисциплин
2Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, кандидат социологических наук, доцент кафедры управление персоналом и психология

Аннотация
В данной статье рассматривается система нормативно-правовых актов, регулирующих правоотношения в области получения высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации.

Ключевые слова: инвалидность, ограничение жизнедеятельности, право на образование, правовое регулирование


LEGAL REGULATION OF THE RIGHT TO EDUCATION OF DISABLED PERSONS AND PERSONS WITH DISABILITIES IN THE RUSSIAN FEDERATION

Udalov Denis Eduardovich1, Simonova Margaritay Mikhailovna2
1Moscow State Institute of Tourism Industry Y.A. Cenkevich, assistant professor of social and humanitarian and philosophical disciplines
2Financial University under the Government of the Russian Federation, PhD in Sociology, Associate Professor of Human Resource Management and Psychology

Abstract
In this article the system of the Russian normative legal acts regulating legal relationship in the field of receiving the higher education by disabled people and persons with limited opportunities of health is considered.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Удалов Д.Э., Симонова М.М. Нормативно-правовое регулирование права на образование инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/10/16998 (дата обращения: 09.12.2016).

Право на образование – одно из наиболее существенных, конституционных социальных прав человека; оно создает предпосылку для развития, как личности, так и общества [1].

К конституционным нормам, подтверждающим и закрепляющим право гражданина на образование следует отнести: часть 1 статьи 7 провозглашающей, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; части 2 статьи 19 государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств; статью 43 каждый имеет право на образование [2]. Государственные гарантии получения образования, предусмотренные в ст. 43 Конституции РФ, дополняются статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (в ред. от 03 июля 2016 г.) «Об образовании в Российской Федерации» [3]. В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование. В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровней и направленности в течение всей жизни.

Особенности правового положения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья закрепляются международными конвенциями и российскими нормативно-правовыми актами.

Международными актами, регулирующими права человека определяется, что не допускается дискриминация по отношению к различным категориям граждан, в частности дискриминация по отношению к инвалидам и другим маломобильным группам населения. «Декларация о правах инвалидов» провозглашена резолюцией 3447 Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1975 г. [4]. Специальным международным актом, закрепляющим правовой статус инвалида, является «Конвенция о правах инвалидов» заключена в г. Нью-Йорке 13 декабря 2006 г. В соответствии со ст. 1 Конвенции – цель ее принятия заключается в поощрении, защите и обеспечении полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также в поощрении уважения присущего им достоинства [5]. Россия подписала Конвенцию 24 сентября 2008 г. ратифицировала Федеральным законом от 03 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов». Конвенция вступила в силу для России 25 декабря 2012 г. [6].

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (в ред. от 29 декабря 2015 г.) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет правовой статус инвалида. Согласно ст. 1  инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. А под ограничением жизнедеятельности понимается – полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью [7].

К нормативно-правовым актам, регулирующим вопросы защиты прав инвалидов, и лиц с ограниченными возможностями здоровья относятся:

Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95 (в ред. от 10 августа 2016 г.) «О порядке и условиях признания лица инвалидом» [8].

Постановление Правительства РФ от 01 декабря 2015 г. № 1297 (в ред. от 25 мая 2016 г.) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 – 2020 годы» [9].

Нормативно-правовые акты, гарантирующие получение образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья можно классифицировать на:

нормативно-правовые акты, устанавливающие порядок организации и осуществления образовательной деятельности, содержащие раздел (Особенности организации образовательного процесса по образовательным программам для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья):

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 ноября 2013 г. № 1258 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам ординатуры» [10];

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 ноября 2013 г. № 1259 (в ред. от 05 апреля 2016 г.) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)» [10];

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. № 1367 (в ред. от 15 января 2015 г.) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» [11];

Также  хотелось бы выделить нормативно-правовые акты специально посвященные, регулированию вопросов организации образовательной деятельности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:   Законом  города  Москвы от 28 апреля 2010 г. № 16 (в ред. от 25 июня 2014 г.)  «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве»  [12];

Методические рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации от 08 апреля 2014 г. № АК-44/05вн «По организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса».

Все выше перечисленное, еще раз подчеркивает неукоснительное выполнение Конституции Российской Федерации, в частности по вопросам права на образования всех граждан Российской Федерации, акцентируя особое внимание на правовые гарантии права на образование инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (инклюзивное образование). Это также способствует повышению качества и гуманизации высшего образования.


Библиографический список
  1. Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. – М.: Проспект, 2013. – 256 с. С. 70.
  2. Российская газета. – 2009. – № 7.
  3. Российская газета. – 2012. – № 5976.
  4. Международные акты о правах человека. Сборник документов. – М.: Издательство НОРМА, 2000. – 784 с. С. 341-342.
  5. Собрание законодательства РФ. – 2013. – № 6. – Ст. 468.
  6. Собрание законодательства РФ. – 2012. – № 19. – Ст. 2280.
  7. Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 48. – Ст. 4563.
  8. Собрание законодательства РФ. – 2006. –№ 9. – Ст. 1018.
  9. Собрание законодательства РФ. – 2015. – № 49. – Ст. 6987.
  10. Российская газета. – 2014. – № 31.
  11. Российская газета. – 2014. – № 56.
  12. Вестник Мэра и Правительства Москвы. – 2010. – № 35


Все статьи автора «Флеров Олег Владиславович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация