Право на образование – одно из наиболее существенных, конституционных социальных прав человека; оно создает предпосылку для развития, как личности, так и общества [1].
К конституционным нормам, подтверждающим и закрепляющим право гражданина на образование следует отнести: часть 1 статьи 7 провозглашающей, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; части 2 статьи 19 государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств; статью 43 каждый имеет право на образование [2]. Государственные гарантии получения образования, предусмотренные в ст. 43 Конституции РФ, дополняются статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (в ред. от 03 июля 2016 г.) «Об образовании в Российской Федерации» [3]. В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование. В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровней и направленности в течение всей жизни.
Особенности правового положения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья закрепляются международными конвенциями и российскими нормативно-правовыми актами.
Международными актами, регулирующими права человека определяется, что не допускается дискриминация по отношению к различным категориям граждан, в частности дискриминация по отношению к инвалидам и другим маломобильным группам населения. «Декларация о правах инвалидов» провозглашена резолюцией 3447 Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1975 г. [4]. Специальным международным актом, закрепляющим правовой статус инвалида, является «Конвенция о правах инвалидов» заключена в г. Нью-Йорке 13 декабря 2006 г. В соответствии со ст. 1 Конвенции – цель ее принятия заключается в поощрении, защите и обеспечении полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также в поощрении уважения присущего им достоинства [5]. Россия подписала Конвенцию 24 сентября 2008 г. ратифицировала Федеральным законом от 03 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов». Конвенция вступила в силу для России 25 декабря 2012 г. [6].
Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (в ред. от 29 декабря 2015 г.) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет правовой статус инвалида. Согласно ст. 1 инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. А под ограничением жизнедеятельности понимается – полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью [7].
К нормативно-правовым актам, регулирующим вопросы защиты прав инвалидов, и лиц с ограниченными возможностями здоровья относятся:
Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95 (в ред. от 10 августа 2016 г.) «О порядке и условиях признания лица инвалидом» [8].
Постановление Правительства РФ от 01 декабря 2015 г. № 1297 (в ред. от 25 мая 2016 г.) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 – 2020 годы» [9].
Нормативно-правовые акты, гарантирующие получение образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья можно классифицировать на:
нормативно-правовые акты, устанавливающие порядок организации и осуществления образовательной деятельности, содержащие раздел (Особенности организации образовательного процесса по образовательным программам для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья):
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 ноября 2013 г. № 1258 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам ординатуры» [10];
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 ноября 2013 г. № 1259 (в ред. от 05 апреля 2016 г.) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)» [10];
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. № 1367 (в ред. от 15 января 2015 г.) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» [11];
Также хотелось бы выделить нормативно-правовые акты специально посвященные, регулированию вопросов организации образовательной деятельности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: Законом города Москвы от 28 апреля 2010 г. № 16 (в ред. от 25 июня 2014 г.) «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» [12];
Методические рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации от 08 апреля 2014 г. № АК-44/05вн «По организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса».
Все выше перечисленное, еще раз подчеркивает неукоснительное выполнение Конституции Российской Федерации, в частности по вопросам права на образования всех граждан Российской Федерации, акцентируя особое внимание на правовые гарантии права на образование инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (инклюзивное образование). Это также способствует повышению качества и гуманизации высшего образования.
Библиографический список
- Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. – М.: Проспект, 2013. – 256 с. С. 70.
- Российская газета. – 2009. – № 7.
- Российская газета. – 2012. – № 5976.
- Международные акты о правах человека. Сборник документов. – М.: Издательство НОРМА, 2000. – 784 с. С. 341-342.
- Собрание законодательства РФ. – 2013. – № 6. – Ст. 468.
- Собрание законодательства РФ. – 2012. – № 19. – Ст. 2280.
- Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 48. – Ст. 4563.
- Собрание законодательства РФ. – 2006. –№ 9. – Ст. 1018.
- Собрание законодательства РФ. – 2015. – № 49. – Ст. 6987.
- Российская газета. – 2014. – № 31.
- Российская газета. – 2014. – № 56.
- Вестник Мэра и Правительства Москвы. – 2010. – № 35