Соэцу (Мунэёси) Янаги (1889 – 1961) был философом и лидером движения мингэй в Японии. Японское слово мингэй буквально означает народное творчество, промыслы и ремёсла. В 1920х гг. С. Янаги создал теорию мингэй. [3] Это была одна из первых современных теорий изобразительного искусства в Японии. В 1930 году движение мингэй подняло общенациональную кампанию за возрождение народных ремёсел и промыслов. Участников этого движения объединяло совместное стремление к процветанию этнокультурного национализма. По своей сути теория мингэй состоит из идей по поводу критерия прекрасного. С. Янаги выработал концепцию, согласно которой высшая красота представлена в рукодельных произведениях народных ремёсел и промыслов, предназначенных для повседневного использования. Такие изделия изготавливались в ремесленных артелях, в которых каждый ремесленник лишён личного эго, обезличен и безвестен, свободен от одержимости богатством, и трудится лишь ради хлеба насущного.
С. Янаги родился в Токио в знатной и богатой семье. В его взглядах отразились столичная культура, знатное происхождение и сложная интеллектуальная полемика того времени о судьбах японской этнокультурной идентичности в условиях обуревающей вестернизации.
Жизнь С. Янаги можно разделить на четыре периода. Первый период – вестернизация. С. Янаги много читает и проникается западной наукой, философией, литературой и изобразительным искусством. Он обладал самыми современными знаниями, пришедшими с Запада, выписывал основные журналы по европейскому изобразительному искусству, в том числе “Студио”. В тот период наибольшим влиянием пользовалась постимпрессионистская концепция примитивного искусства. Опубликованная в 1911 году книга Л. Хинда о постимпрессионистах до такой степени взволновала С. Янаги, что он на протяжении целой недели каждый вечер обсуждал её со своими друзьями.
В 1912 году С. Янаги опубликовал статью под названием “Революция в изобразительном искусстве”, представлявшую собой краткое изложение книги Ф. Руллера, вышедшей в 1910 году под тем же названием. В 1913 С. Янаги перевёл на японский язык эссе Р. Фрая из каталога выставки “Мане и постимпрессионисты”, проходившей в галерее Графтон в Лондоне в 1910 году. Перевод опубликовал влиятельный японский журнал “Сиракаба”, ориентированный на западное изобразительное искусство и литературу. Основателем этого журнала был С. Янаги.
Кроме того, С. Янаги усвоил антирациональные идеи, на протяжении десятилетия интенсивно изучая различные направления мистицизма, включая христианскую мистику, суфизм, дзэн-буддизм, а также философию, прежде всего современные ему философские идеи У. Джеймса и А. Бергсона. С. Янаги был совершенно очарован У. Блейком, от которого он поначалу узнал благодаря Б. Личу. Вдохновлённый толстовскими идеями о возврате к простой жизни, С. Янаги создал своего рода колонию художников и писателей в сельском посёлке Абико, знаменитом своей лагуной.
Благодаря исследованиями мистицизма, С. Янаги заинтересовался европейским средневековым готическим и религиозным искусством. Он проникся эстетическими нарративами Средних веков, например, отношением к прекрасному как к гротеску. Он впитал в себя идею этнического искусства, акцентировавшую моральную и религиозную чистоту.
Во второй период жизни интересы С. Янаги переместились с Запада на Восток, свои глубокие познания в западном искусстве он стал прикладывать к искусству восточному. Он открыл для себя корейское искусство и выработал противоречивую теорию печальное красоты, согласно которой характерной особенностью корейского искусства является отражение печальное корейской истории. Эта печаль проявляется в форме сосудов, в изображениях летящих журавлей и облаков, ив и уток, в линиях и в белом цвете. Таково было его исследование этнического искусства к конкретном колониальном контексте – в 1910 году Корея стала колонией Японии.
Позже в Корее теория печальной красоты подверглась критике за колониальный эстетизм. Прикладные экзерсисы помогли С. Янаги выработать концепцию национальной и этнической идентичности в изобразительном искусстве с опорой на современное западное понятие нации. Вслед за корейским искусством, С. Янаги обратил взор на Японию, начав с буддистского религиозного искусства, прежде всего с деревянных изображений Будды мокудзикибуцу. Считается, что их автором является буддистский монах-пилигрим Сёнин Мокудзики (1718 – 1810). Изучая мокудзикибуцу, рассеянные по всей Японии, С. Янаги открыл для себя народное японское искусство. В 1925 году он впервые употребил в своих трудах выражение “природная и самобытная красота Японии” (коюна/докудзи-но нихон-но би) применительно к мокудзикибуцу.
Согласно легенде, С. Янаги придумал термин мингэй в 1925 году, когда путешествовал со своими друзьями гончарами Сёдзи Хамада и Кандзиро Каваи. Фактически, мингэй – это аббревиатура от минсютэки когэй, что означает народные ремёсла. Итак, движение мингэй началось в 1925 году. С. Янаги написал книгу “Сфера искусства” (когэй-но мити), ставшую Библией по теории мингэй, и в 1927 году утроил в Токио первую в Японии выставку народного искусства. В том же году он организовал гильдию ремесленников наподобие идеи У. Морриса о “Моррис и компания”, о чём речь впереди. В 1929 году его пригласил Гарвардский университет на год читать лекции о японском искусстве. Его серия лекций была озаглавлена “Критерий прекрасного в Японии”. В них С. Янаги выразил природную и самобытную красоту Японии и японского народного искусства, в них выкристаллизовалась его концепция национальной и этнической идентичности в изобразительном искусстве, которая мало-помалу складывалась в процессе его прежних занятий философией и корейским искусством. В теории мингэй стали обнаруживаться националистические аспекты, выходящие за рамки эстетической философии о народных ремёслах.
В 1934 году С. Янаги основал Ассоциацию японского народного искус-ства и стал выпускать новый журнал “Когэй” (народное творчество). Этот журнал выходил с 1931 по 1941 гг. ограниченным тиражом, печатался только на отборной японской бумаге, производимой вручную, а материал для обложки ткали и лакировали тоже только вручную. За всю историю японского книгопечатания это был образец красивейшей книгопечатной продукции. С. Янаги стремился реализовать книгоиздательские идеи У. Морриса, Т. Кобден-Сандерсона и Ж. Гролье при участии своих друзей Т. Ито, Б. Дзюгаку и К. Серидзава. [2] Необходимо пояснить, что Томас Джеймс Кобден-Сандерсон был книгоиздателем и основал издательство “Давз Пресс”, а Жан Гролье – коллекционер редких книг, разработчик золотого декора книжных переплётов.
В 1936 году С. Янаги открыл в Токио Музей народного творчества, который превратился в центр движения мингэй и остаётся таким и поныне. Создание музея было вдохновлено стокгольмским Нордиска мусеет в Скансене, основанным А. Хазелиусом ещё в 1873 году. С. Янаги активно колесил по всей Японии, изучал народные ремёсла и промыслы, пополнял музейную коллекцию, классифицировал, подготавливал к выставке и хранил экспонаты.
В третий период своей жизни с конца тридцатых по 1945 г. С. Янаги изучал народное искусство острова Окинава, японских айнов, народное искусство в японских колониях на острове Тайвань и в Манчжурии. Он повсюду старался применить свои познания в средневековом и в примитивном искусстве, и свой критерий прекрасного. Его политические взгляды приобретали всё большую однозначность, а его оценки народного искусства в японских колониях и выстроенная им аргументация в пользу японской природной и самобытной красоты гармонировала с ультранационалистической идеологией, регионализмом и паназианизмом, тесно связанными с японским империализмом.
На протяжении четвёртого и последнего периода своей жизни, последо-вавшего за второй мировой войной, С. Янаги близко сошёлся с исследователем буддизма Д. Судзуки. Теперь он разрабатывал теорию мингэй в соответствии с буддистской эстетикой. Начиналась теория мингэй в соответствии с положениями западного искусства, а завершалась с учётом буддистского искусства. С. Янаги отправился с лекциями по Европе и США, и произвёл сильное впечатление на участников международной конференции по народному гончарному и текстильному искусству в Дартингтон холле в 1952 году своими выступлениями “Буддистская идея прекрасного” и “Японское народное искусство”.
Гибридная природа теории мингэй становится очевидна при сравнении её с взглядами Д. Раскина и У. Морриса. С. Янаги упоминает их имена, но прежде всего акцентирует оригинальность теории мингэй, её независимость от каких-либо прецедентов. Претензии С. Янаги на оригинальную самобытность поддержаны многими японскими критиками, а до недавнего времени его взглядов никто серьёзно не исследовал. Тем не менее, утверждения С. Янаги необходимо тщательно проверить, прежде всего, в связи с японским культурным национализмом, который развился в девяностых годах XIX века и продолжает существовать и поныне, а, во-вторых, в контексте популярности Д. Раскина и У. Морриса в Японии начиная с 1880х гг. Прежде, чем С. Янаги в 1927 году опубликовал свою первую работу, посвящённую мингэй, в Японии вышли в свет не менее 102 публикаций, посвящённых Д. Раскину, и не менее 139 публикаций, посвящённых У. Моррису. В области изобразительного искусства и эстетики прежде С. Янаги стали широко известны ведущий критик Т. Ивамура и многогранный художник-декоратор и скульптор, последователь У. Морриса К. Томимото. Одной из первых заметных публикаций К. Томимото стала статья о У. Моррисе, вышедшая в 1912 г. В 1914 г. К. Томимото создал серию рисунков, идейно близких “Моррису и компании”. Позднее он принял участие в движении мингэй, одно время был близким другом С. Янаги, но его роль в формировании теории мингэй долгое время оставалась неоценённой. [5] Журналист К. Муробусэ опубликовал в 1920х гг. три книги, ставшие бестселлерами, в которых кратко сформулировал основные идеи современных мыслителей Запада, в первую очередь К. Маркса, Л. Н. Толстого, Д. Раскина и У. Морриса. Он также популяризовал идеи цехового социализма.
Двое японских критиков поставили под сомнение претензии С. Янаги на оригинальность. Это были исследователь У. Морриса Д. Оно и критик теории мингэй Н. Идэкава. Д. Оно утверждал, что, для того, чтобы полностью усвоить идеи У. Морриса, японцам необходимо критически отнестись к деятельности и к теориям С. Янаги. [4] Н. Идэкава утверждал, что теория мингэй – прямой потомок Д. Раскина и У. Морриса. [1]
Библиографический список
- Идэкава Н. Мингэй: рирон-но хокай-то ёсики-но тан. Токио: Синтёся, 1988.
- Макино К., Синагава С., Ито С. Нихон-дэ-но Морису Кэнкю Бункэн Мокуроку. Токио: Кэяки Бидзуцукан, 1991.
- Янаги С. Янаги Соэцу дзэнся. Токио: Тикума сёби, 1981. Т. 1. С. 567.
- Ono J., Kubo S. Wiriamu Morisu to Yanagi soetsu // Graphication, 1979. No. 12. P. 3.
- Yuko K. The Myth of Yanagi’s Originality: The Formation of Mingei Theory in its Social and Historical Context // Journal of Design History, 1994. No 4. Vo1 7. P. 247 – 266.