ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ МИНГЭЙ И ЯПОНСКАЯ ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

Ставропольский Юлий Владимирович
Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
кандидат социологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии

Аннотация
По своей сути теория мингэй состоит из идей по поводу критерия пре-красного. С. Янаги выработал концепцию, согласно которой высшая красота представлена в рукодельных произведениях народных ремёсел и промыслов, предназначенных для повседневного использования. Такие изделия изготавливались в ремесленных артелях, в которых каждый ремесленник лишён личного эго, обезличен и безвестен, свободен от одержимости богатством, и трудится лишь ради хлеба насущного.

Ключевые слова: искусство, народный, прекрасный, теория, фолк, Япония


THE MINGEI PHILOSOPHY OF CULTURE AND THE JAPANESE ETHNIC CULTURAL IDENTITY

Stavropolsky Yuliy Vladimirovich
Saratov State University named after N. G. Chernyshevsky
Ph. D. (Sociology), Associate Professor of the General & Social Psychology Department

Abstract
By its essence the mingei theory consists of ideas concerning a criterion of beautiful. S. Yanagi has worked out a concept according to which the highest beauty is represented in the hand-made products of the folk crafts designed for their daily applications. Such products have been produced by craftsmanship teams in which every craftsman is deprived of his personal ego, impersonal and unknown, free from being obsessed by wealth and works only for the sake of his daily bread.

Keywords: art, beautiful, Japan, theory


Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Ставропольский Ю.В. Философия культуры мингэй и японская этнокультурная идентичность // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/10/16948 (дата обращения: 23.02.2024).

Соэцу (Мунэёси) Янаги (1889 – 1961) был философом и лидером движения мингэй в Японии. Японское слово мингэй буквально означает народное творчество, промыслы и ремёсла. В 1920х гг. С. Янаги создал теорию мингэй. [3] Это была одна из первых современных теорий изобразительного искусства в Японии. В 1930 году движение мингэй подняло общенациональную кампанию за возрождение народных ремёсел и промыслов. Участников этого движения объединяло совместное стремление к процветанию этнокультурного национализма. По своей сути теория мингэй состоит из идей по поводу критерия прекрасного. С. Янаги выработал концепцию, согласно которой высшая красота представлена в рукодельных произведениях народных ремёсел и промыслов, предназначенных для повседневного использования. Такие изделия изготавливались в ремесленных артелях, в которых каждый ремесленник лишён личного эго, обезличен и безвестен, свободен от одержимости богатством, и трудится лишь ради хлеба насущного.
С. Янаги родился в Токио в знатной и богатой семье. В его взглядах отразились столичная культура, знатное происхождение и сложная интеллектуальная полемика того времени о судьбах японской этнокультурной идентичности в условиях обуревающей вестернизации.
Жизнь С. Янаги можно разделить на четыре периода. Первый период – вестернизация. С. Янаги много читает и проникается западной наукой, философией, литературой и изобразительным искусством. Он обладал самыми современными знаниями, пришедшими с Запада, выписывал основные журналы по европейскому изобразительному искусству, в том числе “Студио”. В тот период наибольшим влиянием пользовалась постимпрессионистская концепция примитивного искусства. Опубликованная в 1911 году книга Л. Хинда о постимпрессионистах до такой степени взволновала С. Янаги, что он на протяжении целой недели каждый вечер обсуждал её со своими друзьями.
В 1912 году С. Янаги опубликовал статью под названием “Революция в изобразительном искусстве”, представлявшую собой краткое изложение книги Ф. Руллера, вышедшей в 1910 году под тем же названием. В 1913 С. Янаги перевёл на японский язык эссе Р. Фрая из каталога выставки “Мане и постимпрессионисты”, проходившей в галерее Графтон в Лондоне в 1910 году. Перевод опубликовал влиятельный японский журнал “Сиракаба”, ориентированный на западное изобразительное искусство и литературу. Основателем этого журнала был С. Янаги.
Кроме того, С. Янаги усвоил антирациональные идеи, на протяжении десятилетия интенсивно изучая различные направления мистицизма, включая христианскую мистику, суфизм, дзэн-буддизм, а также философию, прежде всего современные ему философские идеи У. Джеймса и А. Бергсона. С. Янаги был совершенно очарован У. Блейком, от которого он поначалу узнал благодаря Б. Личу. Вдохновлённый толстовскими идеями о возврате к простой жизни, С. Янаги создал своего рода колонию художников и писателей в сельском посёлке Абико, знаменитом своей лагуной.
Благодаря исследованиями мистицизма, С. Янаги заинтересовался европейским средневековым готическим и религиозным искусством. Он проникся эстетическими нарративами Средних веков, например, отношением к прекрасному как к гротеску. Он впитал в себя идею этнического искусства, акцентировавшую моральную и религиозную чистоту.
Во второй период жизни интересы С. Янаги переместились с Запада на Восток, свои глубокие познания в западном искусстве он стал прикладывать к искусству восточному. Он открыл для себя корейское искусство и выработал противоречивую теорию печальное красоты, согласно которой характерной особенностью корейского искусства является отражение печальное корейской истории. Эта печаль проявляется в форме сосудов, в изображениях летящих журавлей и облаков, ив и уток, в линиях и в белом цвете. Таково было его исследование этнического искусства к конкретном колониальном контексте – в 1910 году Корея стала колонией Японии.
Позже в Корее теория печальной красоты подверглась критике за колониальный эстетизм. Прикладные экзерсисы помогли С. Янаги выработать концепцию национальной и этнической идентичности в изобразительном искусстве с опорой на современное западное понятие нации. Вслед за корейским искусством, С. Янаги обратил взор на Японию, начав с буддистского религиозного искусства, прежде всего с деревянных изображений Будды мокудзикибуцу. Считается, что их автором является буддистский монах-пилигрим Сёнин Мокудзики (1718 – 1810). Изучая мокудзикибуцу, рассеянные по всей Японии, С. Янаги открыл для себя народное японское искусство. В 1925 году он впервые употребил в своих трудах выражение “природная и самобытная красота Японии” (коюна/докудзи-но нихон-но би) применительно к мокудзикибуцу.
Согласно легенде, С. Янаги придумал термин мингэй в 1925 году, когда путешествовал со своими друзьями гончарами Сёдзи Хамада и Кандзиро Каваи. Фактически, мингэй – это аббревиатура от минсютэки когэй, что означает народные ремёсла. Итак, движение мингэй началось в 1925 году. С. Янаги написал книгу “Сфера искусства” (когэй-но мити), ставшую Библией по теории мингэй, и в 1927 году утроил в Токио первую в Японии выставку народного искусства. В том же году он организовал гильдию ремесленников наподобие идеи У. Морриса о “Моррис и компания”, о чём речь впереди. В 1929 году его пригласил Гарвардский университет на год читать лекции о японском искусстве. Его серия лекций была озаглавлена “Критерий прекрасного в Японии”. В них С. Янаги выразил природную и самобытную красоту Японии и японского народного искусства, в них выкристаллизовалась его концепция национальной и этнической идентичности в изобразительном искусстве, которая мало-помалу складывалась в процессе его прежних занятий философией и корейским искусством. В теории мингэй стали обнаруживаться националистические аспекты, выходящие за рамки эстетической философии о народных ремёслах.
В 1934 году С. Янаги основал Ассоциацию японского народного искус-ства и стал выпускать новый журнал “Когэй” (народное творчество). Этот журнал выходил с 1931 по 1941 гг. ограниченным тиражом, печатался только на отборной японской бумаге, производимой вручную, а материал для обложки ткали и лакировали тоже только вручную. За всю историю японского книгопечатания это был образец красивейшей книгопечатной продукции. С. Янаги стремился реализовать книгоиздательские идеи У. Морриса, Т. Кобден-Сандерсона и Ж. Гролье при участии своих друзей Т. Ито, Б. Дзюгаку и К. Серидзава. [2] Необходимо пояснить, что Томас Джеймс Кобден-Сандерсон был книгоиздателем и основал издательство “Давз Пресс”, а Жан Гролье – коллекционер редких книг, разработчик золотого декора книжных переплётов.
В 1936 году С. Янаги открыл в Токио Музей народного творчества, который превратился в центр движения мингэй и остаётся таким и поныне. Создание музея было вдохновлено стокгольмским Нордиска мусеет в Скансене, основанным А. Хазелиусом ещё в 1873 году. С. Янаги активно колесил по всей Японии, изучал народные ремёсла и промыслы, пополнял музейную коллекцию, классифицировал, подготавливал к выставке и хранил экспонаты.
В третий период своей жизни с конца тридцатых по 1945 г. С. Янаги изучал народное искусство острова Окинава, японских айнов, народное искусство в японских колониях на острове Тайвань и в Манчжурии. Он повсюду старался применить свои познания в средневековом и в примитивном искусстве, и свой критерий прекрасного. Его политические взгляды приобретали всё большую однозначность, а его оценки народного искусства в японских колониях и выстроенная им аргументация в пользу японской природной и самобытной красоты гармонировала с ультранационалистической идеологией, регионализмом и паназианизмом, тесно связанными с японским империализмом.
На протяжении четвёртого и последнего периода своей жизни, последо-вавшего за второй мировой войной, С. Янаги близко сошёлся с исследователем буддизма Д. Судзуки. Теперь он разрабатывал теорию мингэй в соответствии с буддистской эстетикой. Начиналась теория мингэй в соответствии с положениями западного искусства, а завершалась с учётом буддистского искусства. С. Янаги отправился с лекциями по Европе и США, и произвёл сильное впечатление на участников международной конференции по народному гончарному и текстильному искусству в Дартингтон холле в 1952 году своими выступлениями “Буддистская идея прекрасного” и “Японское народное искусство”.
Гибридная природа теории мингэй становится очевидна при сравнении её с взглядами Д. Раскина и У. Морриса. С. Янаги упоминает их имена, но прежде всего акцентирует оригинальность теории мингэй, её независимость от каких-либо прецедентов. Претензии С. Янаги на оригинальную самобытность поддержаны многими японскими критиками, а до недавнего времени его взглядов никто серьёзно не исследовал. Тем не менее, утверждения С. Янаги необходимо тщательно проверить, прежде всего, в связи с японским культурным национализмом, который развился в девяностых годах XIX века и продолжает существовать и поныне, а, во-вторых, в контексте популярности Д. Раскина и У. Морриса в Японии начиная с 1880х гг. Прежде, чем С. Янаги в 1927 году опубликовал свою первую работу, посвящённую мингэй, в Японии вышли в свет не менее 102 публикаций, посвящённых Д. Раскину, и не менее 139 публикаций, посвящённых У. Моррису. В области изобразительного искусства и эстетики прежде С. Янаги стали широко известны ведущий критик Т. Ивамура и многогранный художник-декоратор и скульптор, последователь У. Морриса К. Томимото. Одной из первых заметных публикаций К. Томимото стала статья о У. Моррисе, вышедшая в 1912 г. В 1914 г. К. Томимото создал серию рисунков, идейно близких “Моррису и компании”. Позднее он принял участие в движении мингэй, одно время был близким другом С. Янаги, но его роль в формировании теории мингэй долгое время оставалась неоценённой. [5] Журналист К. Муробусэ опубликовал в 1920х гг. три книги, ставшие бестселлерами, в которых кратко сформулировал основные идеи современных мыслителей Запада, в первую очередь К. Маркса, Л. Н. Толстого, Д. Раскина и У. Морриса. Он также популяризовал идеи цехового социализма.
Двое японских критиков поставили под сомнение претензии С. Янаги на оригинальность. Это были исследователь У. Морриса Д. Оно и критик теории мингэй Н. Идэкава. Д. Оно утверждал, что, для того, чтобы полностью усвоить идеи У. Морриса, японцам необходимо критически отнестись к деятельности и к теориям С. Янаги. [4] Н. Идэкава утверждал, что теория мингэй – прямой потомок Д. Раскина и У. Морриса. [1]


Библиографический список
  1. Идэкава Н. Мингэй: рирон-но хокай-то ёсики-но тан. Токио: Синтёся, 1988.
  2. Макино К., Синагава С., Ито С. Нихон-дэ-но Морису Кэнкю Бункэн Мокуроку. Токио: Кэяки Бидзуцукан, 1991.
  3. Янаги С. Янаги Соэцу дзэнся. Токио: Тикума сёби, 1981. Т. 1. С. 567.
  4. Ono J., Kubo S. Wiriamu Morisu to Yanagi soetsu // Graphication, 1979. No. 12. P. 3.
  5. Yuko K. The Myth of Yanagi’s Originality: The Formation of Mingei Theory in its Social and Historical Context // Journal of Design History, 1994. No 4. Vo1 7. P. 247 – 266.


Все статьи автора «Ставропольский Юлий Владимирович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: