УДК 336.1

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В РФ

Евдокимова Юлия Викторовна
Российский государственный социальный университет
кандидат философских наук, доцент

Аннотация
В статье приведена аргументация необходимости разработки целостной системы стратегического планирования в РФ, дан обзор основных подходов к формированию стратегий социально-экономического развития регионов. Рассмотрены цели, принципы, основные направления, структура стратегических планов субъектов РФ.

Ключевые слова: принципы разработки стратегий, социально-экономическое развитие, стратегическое планирование


FORMING OF SYSTEM OF STRATEGIC PLANNING IN THE RUSSIAN FEDERATION

Evdokimova Yulia Viktorovna
Russian state social university
candidate of philosophical sciences, associate professor

Abstract
In article the argumentation of need of development of complete system of strategic planning is provided in the Russian Federation, the overview of the main approaches to forming of strategy of social and economic development of regions is this. The purposes, the principles, the main directions, structure of strategic plans of territorial subjects of the Russian Federation are considered.Keywords: strategic planning, principles of development of strategy, social and economic development.

Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Евдокимова Ю.В. Формирование системы стратегического планирования в РФ // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/10/16791 (дата обращения: 24.11.2016).

Формирование системы стратегического планирования на государственном и муниципальном уровне является одним из приоритетных направлений развития экономики России. Преодоление кризисной ситуации, повышение конкурентоспособности российской экономики напрямую связано с разработкой  и последующей реализацией эффективных долгосрочных стратегий социально-экономического развития на государственном, региональном и муниципальном уровнях.  К участникам стратегического планирования на федеральном уровне отнесены Президент Российской Федерации; Федеральное Собрание Российской Федерации; Правительство Российской Федерации; Совет Безопасности Российской Федерации; Счетная палата Российской Федерации; Центральный банк Российской Федерации; федеральные органы исполнительной власти. На региональном уровне участниками стратегического планирования являются: законодательный  орган государственной власти субъекта РФ; руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ; высший исполнительный орган государственной власти региона; исполнительные органы государственной власти субъекта РФ и контрольно-счетный орган региона [1].

Разработке и реализации стратегических планов на уровне субъектов Российской Федерации отведено особое внимание. Высокая неравномерность экономического развития территорий определена обеспеченностью природными ресурсами, сложившейся инфраструктурой, климатическими условиями, менталитетом населения и иными объективными факторами. Совершенно  различные начальные условия рождают неоднородные подходы к  процессам планирования. Однако эффективность управления возможно оценить по сопоставимым характеристикам, поэтому столь важным является наличие унифицированного подхода к стратегическому планированию функционирования и развития регионов.

Основной целью стратегического планирования  является долгосрочное  (на срок не менее 6 лет) формирование приоритетов, целей и задач социально-экономического развития субъекта РФ и способов их реализации.          При этом  необходимыми являются следующие пошаговые действия в этом направлении:

-определение базовых социально-экономических  условий региона;

-выявление  его привлекательных возможностей, конкурентных преимуществ;

-установление перечня  основных проблем и ограничений развития конкретного субъекта РФ,

-формирование общей концепции развития;

-формирование  коммуникационных связей  между всеми субъектами регионального развития внутри  и за пределами региона.

Принципы, на основании которых базируется разработка стратегий, таковы:

-единство и целостность (методологии, иных документов стратегического планирования, форм отчетности и пр.);

-разграничение полномочий ;

-преемственность и непрерывность;

-сбалансированность (по приоритетам, целям, задачам, мероприятиям, показателям, финансовым и иным ресурсам и срокам реализации);

-результативность и эффективность;

-ответственность участников стратегического планирования;

-прозрачность стратегического планирования;

-реалистичность;

-ресурсная обеспеченность;

-измеримость целей;

-соответствие показателей Стратегии ее целям.

Структурная составляющая разрабатываемых стратегических планов, предусматривает регламентированный состав  данных планов. Вводная часть обязана учесть нормативно-правовую базу, на основании которой разрабатывается Стратегия, указать  цели и задачи разработки Стратегии,  а также ее роль в  других документах стратегического планирования субъекта РФ. Далее присутствует оценочный раздел, где дан анализ достижения ранее поставленных целей, внутренних и внешних условий,  возможных приоритетов и ограничений, возможностей социально-экономического развития субъекта РФ, а также раздел, содержащий приоритеты, цели и задачи социально-экономического развития субъекта Российской Федерации. Следующий раздел направлен на разработку сценариев  социально-экономического развития конкретного  региона и показателей достижения указанных целей. Отдельным разделом рассматриваются направления развития человеческого капитала и социальной сферы региона. Идущие далее разделы направлены на характеристику основных направлений экономического развития, научно-инновационной сферы, межрегиональных и внешнеэкономических связей, субъекта РФ. Отдельного внимания заслуживает раздел, характеризующий детализацию направлений, инструментов и механизмов реализация Стратегии [2].

Построение комплексной системы государственного стратегического планирования социального и экономического развития на государственном и муниципальном уровнях даст возможность  объединения множественных разрозненных аспектов планирования на всех уровнях власти в единую, эффективную систему управления.


Библиографический список
  1. Методические рекомендации по разработке стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, плана мероприятий по ее реализации, организации мониторинга и контроля реализации стратегии социально- экономического развития субъекта Российской Федерации (проект) // Официальный сайт Минэкономразвития РФ [Электронный ресурс].URL: http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/7a368328-efc9-43d8-a926-f80c1421c0c8/160701_%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8%20%D0%9C%D0%AD%D0%A0_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D1%8F%20%D1%81%D1%83%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B0_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82.pdf?MOD=AJPERES (дата обращения: 10.10.2016).
  2. Федеральный закон от 28.06.2014 г. N 172-ФЗ “О стратегическом планировании в Российской Федерации”


Все статьи автора «Евдокимова Юлия Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация