Формирование системы стратегического планирования на государственном и муниципальном уровне является одним из приоритетных направлений развития экономики России. Преодоление кризисной ситуации, повышение конкурентоспособности российской экономики напрямую связано с разработкой и последующей реализацией эффективных долгосрочных стратегий социально-экономического развития на государственном, региональном и муниципальном уровнях. К участникам стратегического планирования на федеральном уровне отнесены Президент Российской Федерации; Федеральное Собрание Российской Федерации; Правительство Российской Федерации; Совет Безопасности Российской Федерации; Счетная палата Российской Федерации; Центральный банк Российской Федерации; федеральные органы исполнительной власти. На региональном уровне участниками стратегического планирования являются: законодательный орган государственной власти субъекта РФ; руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ; высший исполнительный орган государственной власти региона; исполнительные органы государственной власти субъекта РФ и контрольно-счетный орган региона [1].
Разработке и реализации стратегических планов на уровне субъектов Российской Федерации отведено особое внимание. Высокая неравномерность экономического развития территорий определена обеспеченностью природными ресурсами, сложившейся инфраструктурой, климатическими условиями, менталитетом населения и иными объективными факторами. Совершенно различные начальные условия рождают неоднородные подходы к процессам планирования. Однако эффективность управления возможно оценить по сопоставимым характеристикам, поэтому столь важным является наличие унифицированного подхода к стратегическому планированию функционирования и развития регионов.
Основной целью стратегического планирования является долгосрочное (на срок не менее 6 лет) формирование приоритетов, целей и задач социально-экономического развития субъекта РФ и способов их реализации. При этом необходимыми являются следующие пошаговые действия в этом направлении:
-определение базовых социально-экономических условий региона;
-выявление его привлекательных возможностей, конкурентных преимуществ;
-установление перечня основных проблем и ограничений развития конкретного субъекта РФ,
-формирование общей концепции развития;
-формирование коммуникационных связей между всеми субъектами регионального развития внутри и за пределами региона.
Принципы, на основании которых базируется разработка стратегий, таковы:
-единство и целостность (методологии, иных документов стратегического планирования, форм отчетности и пр.);
-разграничение полномочий ;
-преемственность и непрерывность;
-сбалансированность (по приоритетам, целям, задачам, мероприятиям, показателям, финансовым и иным ресурсам и срокам реализации);
-результативность и эффективность;
-ответственность участников стратегического планирования;
-прозрачность стратегического планирования;
-реалистичность;
-ресурсная обеспеченность;
-измеримость целей;
-соответствие показателей Стратегии ее целям.
Структурная составляющая разрабатываемых стратегических планов, предусматривает регламентированный состав данных планов. Вводная часть обязана учесть нормативно-правовую базу, на основании которой разрабатывается Стратегия, указать цели и задачи разработки Стратегии, а также ее роль в других документах стратегического планирования субъекта РФ. Далее присутствует оценочный раздел, где дан анализ достижения ранее поставленных целей, внутренних и внешних условий, возможных приоритетов и ограничений, возможностей социально-экономического развития субъекта РФ, а также раздел, содержащий приоритеты, цели и задачи социально-экономического развития субъекта Российской Федерации. Следующий раздел направлен на разработку сценариев социально-экономического развития конкретного региона и показателей достижения указанных целей. Отдельным разделом рассматриваются направления развития человеческого капитала и социальной сферы региона. Идущие далее разделы направлены на характеристику основных направлений экономического развития, научно-инновационной сферы, межрегиональных и внешнеэкономических связей, субъекта РФ. Отдельного внимания заслуживает раздел, характеризующий детализацию направлений, инструментов и механизмов реализация Стратегии [2].
Построение комплексной системы государственного стратегического планирования социального и экономического развития на государственном и муниципальном уровнях даст возможность объединения множественных разрозненных аспектов планирования на всех уровнях власти в единую, эффективную систему управления.
Библиографический список
- Методические рекомендации по разработке стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, плана мероприятий по ее реализации, организации мониторинга и контроля реализации стратегии социально- экономического развития субъекта Российской Федерации (проект) // Официальный сайт Минэкономразвития РФ [Электронный ресурс].URL: http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/7a368328-efc9-43d8-a926-f80c1421c0c8/160701_%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8%20%D0%9C%D0%AD%D0%A0_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D1%8F%20%D1%81%D1%83%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B0_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82.pdf?MOD=AJPERES (дата обращения: 10.10.2016).
- Федеральный закон от 28.06.2014 г. N 172-ФЗ “О стратегическом планировании в Российской Федерации”