УДК 339.376

НАПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В СФЕРЕ УСЛУГ

Гудкова Ольга Владимировна1, Ермакова Людмила Владимировна2, Мельгуй Андрей Эдуардович3
1Филиал ОАНО ВО «Московский психолого-социальный университет» в г.Брянске, кандидат экономических наук
2ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского», кандидат экономических наук
3ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского», кандидат экономических наук

Аннотация
В статье рассматривается развитие малого бизнеса в сфере услуг и его инвестиционная привлекательность, трудности и перспективы становления малого бизнеса. Критические и положительные тенденции сложившейся ситуации с развитием малого бизнеса в России.

Ключевые слова: инновационная деятельность, инновационные процессы, малый бизнес, рынок услуг, товарный рынок, торговая организация


DIRECTIONS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESS IN THE SERVICE SECTOR

Gudkova Olga Vladimirovna1, Ermakova Lyudmila Vladimirovna2, Melgui Andrey Eduardovich3
1Branch of the Moscow Psychology-Social University in Bryansk, PhD in Economics
2Bryansk State University named after academician I. G. Petrovsky, PhD in Economics
3Bryansk State University named after academician I. G. Petrovsky, PhD in Economics

Abstract
The article discusses the development of small business in the service sector and its investment attractiveness, constraints and prospects for small business formation. Critical and positive trends of the situation with the development of small business in Russia.

Keywords: commodity market, innovation processes, innovative activity, services market, Small business, trade organization


Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Гудкова О.В., Ермакова Л.В., Мельгуй А.Э. Направления инновационного развития малого бизнеса в сфере услуг // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/10/16655 (дата обращения: 27.11.2016).

Экономическое формирование услуг в России – это неминуемый процесс, характерный для всех стран мира, который обусловлен развитием производительных сил, а также повышением эффективности материального производства и изменением системы общественных потребностей, которые на определенной ступени развития выходят за пределы, и удовлетворяют производством вещей. На данный момент в сфере услуг идут активные инновационные процессы, благодаря чему предприниматели получают более высокую прибыль, чем в торговле [7]. Невзирая на проблемы, которые существуют в данной сфере, развитие малого бизнеса в РФ имеет неплохие возможности, так как рыночные отношения требуют новых условий развития экономики, а государственная власть желает создать, подкрепленные соответствующей законодательной базой, благоприятные условия для улучшения среды предпринимательства. Как свидетельствуют статистические данные, в большинстве экономически развитых стран малый бизнес составляет более половины экономики страны, а отечественная экономика пока лишь стремится к таким показателям. Правительство Российской Федерации осуществляет дифференцированные меры поддержки для начинающих предпринимателей, принимает разные меры для содействия частным предпринимателям, желающим начать собственное дело. Осуществляется подготовка специальных региональных программ [8], сосредоточенных на поддержании малого бизнеса. Рынок услуг воспринимается в единстве с товарным рынком как одна из его вариаций, который зависит от общих законов рыночной экономики. Следовательно, рынку услуг характерны такие черты как высокий динамизм, территориальная сегментация и локальный характер, высокая скорость оборота капитала ввиду короткого производственного цикла [5], преимущество малых и средних предприятий. Специфика процесса оказания услуг связана с личным контактом производителя и потребителя, оригинальностью и неординарностью предоставляемых услуг и технологий во многих отраслях, неясностью результата во многих случаях при оказании услуг. Критерием перехода к постиндустриальному этапу развития, начиная со второй половины XX века, специалисты часто называют создание сервисной модели общества, которой соответствует главенствующая роль области услуг в государственном хозяйстве. Постиндустриальное общество можно назвать обществом, в экономике которого в результате научно-технической революции и значительного роста доходов населения сместился приоритет от успешного производства товаров к производству услуг, а господствующим производственным ресурсом становятся информация и знания. Постиндустриальная экономика содержит в себе новые, специфические категории: экономика знаний, сервисная, инновационная и информационная экономика. На смену индустриальному обществу экстенсивного типа приходит постиндустриальное информационно-сервисное общество интенсивного типа развития. Преобразование сферы услуг в доминирующий сектор региональной экономики по доле в валовом региональном продукте и численности занятых получило название сервисной концепции. В настоящее время в развитых странах до 80% валового национального продукта формируется в сфере услуг, где работает 4/5 всего активного населения. В России в сервисе занято примерно 60% населения, и создается более 50% ВНП.

Важной особенностью сервисной экономики является то, что она предполагает предоставление услуг, а значит и прямой контакт между работником и потребителем. Главным образом, изменяются условия производственной работы большинства сотрудников, требования к ним, а, следовательно, и методы организации труда и его оплаты [6].

В Российской Федерации эволюционирование сферы услуг осуществлялось замедленными темпами. Это обуславливается тем фактом, что сфере услуг уделялось значительно меньше внимания по сравнению с материальным производством. Проявлялось это в остаточном принципе ее финансирования. Таким образом, следует отметить, что в XXI веке сфера услуг формируется на совершенно других принципах и положительные тенденции отражаются в реальном осознании значения разных услуг, их важности для качества жизни населения и для всего общества в целом, а также для дальнейшего развития материального производства. Свойственная странам с развитой рыночной экономикой структура собственности складывается в настоящий момент времени и в России, включая и сферу услуг. Существенную роль в сервисных видах деятельности стали играть мелкие и средние представители бизнеса, более гибкие по своей природе, они ближе расположены к потребителям и могут более оперативно реагировать на их запросы и предпочтения. По различным видам платных услуг сформировалась достаточно острая конкурентная среда, результатом появления которой стал более широкий выбор качественных услуг для потребителя [4].

На данный момент времени значительное число отраслевых сфер услуг динамично вписываются в так называемую экономику знаний, улучшают инновационную деятельность. Экономика знаний – это та экономика, которая генерирует инновации, гарантирует бесперебойный процесс трансформации нового знания в технологии, услуги и товары. Для обеспечения этого необходим высокий уровень развития человеческого капитала, и вдобавок наличие национальной инновационной системы (НИС). Инновационная деятельность в сфере услуг включает сферу производства товаров, а также сферу их применения в целом, учитывает нестандартность некоторых категорий потребителей, а это, в конечном итоге, предполагает системный подход к этому процессу, который включает целенаправленность, прогнозирование, рациональность расходования всех типов ресурсов [9]. Принимая к сведению проявившиеся нюансы управления экономической системой, организационные особенности функционирования хозяйствующих субъектов и в целом сферы услуг можно определить и структуру инновационной деятельности в исследуемой сфере. Инновационная деятельность – это организационно-управленческая поддержка реализации всех в совокупности этапов цикла жизни продукта. Значение управления инновационной деятельностью возрастает и предполагает обеспечение маркетинговой поддержки инноваций, организацию инвестирования инновационной деятельности и стимулирование интереса персонала компании в создании инновационной среды на уровне хозяйственной деятельности предприятия. Все это реально воплотить в жизнь путем формирования научно-методологического и теоретического аргументирования внедрения инноваций и создания адекватной среды для нововведений.

Выделяются три группы изменений, которые происходят на предприятиях сферы услуг в результате внедрения инновационной деятельности:

1)  эндогенные (изменения, происходящие во внешней среде);

2)  экзогенные (связанные с внутренними потребностями предприятия в процессе его работы с преобразованием его функций при оказании услуг);

3)  рефлекторные (возникают вследствие функционирования предприятия во внешней среде и способствуют внутренним преобразованиям).

Данные изменения нацелены на обеспечение стойкой и постоянной хозяйственной деятельности. В случае если результат такой деятельности понимать как последовательную цепочку вновь формирующихся ценностей и нужд, то постепенно могут быть реализованы все предполагаемые виды изменений.

Зарубежная практика демонстрирует то, что малое предприятие весьма динамично и не претендует на колоссальные капитальные вложения. В момент проверки новой идеи многочисленные глобальные мировые корпорации на начальной стадии развития, обращались к малым фирмам. Собственно малый бизнес, в большинстве случаев, рискует внедрять в хозяйственную практику новые рисковые проекты. Весьма часто производитель экономического знания превращается в участника перевоплощения идеи в товар. Таким образом, в малом предпринимательстве достигается наикратчайший путь от инновационной идеи к серийному производству.

Переход отечественной экономики к регулируемым рыночным отношениям, оказание поддержки предпринимательству требуют форсированного создания сети малых предприятий, которые способны стимулировать структурные изменения в экономике, обеспечить свободу выбора и создание новых рабочих мест, быструю окупаемость вложений, своевременную реакцию на изменения потребительского спроса [11]. Негативным моментом является то, что начинающий предприниматель встречается с большим количеством проблем, связанных с широким спектром бюрократических преград при развитии своего бизнеса. Сфера услуг сталкивается с трудностями, характерными для большинства предпринимателей, работающих в сфере малого бизнеса:

1)  дефицит производственных площадей, которые могли быть использованы предприятиями сферы услуг;

2)  трудности в получении займов и кредитов по доступным процентным ставкам;

3)  сокращение количества квалифицированных кадров, в особенности рабочих специальностей (портные, закройщики, сапожники, специалисты по ремонту сложной техники);

4)  большое число проверок контролирующими органами федерального и регионального значения [1];

5)  низкое качество оказываемых услуг, причинами чего являются: устаревшее оборудование, низкая квалификация персонала и заработная плата; расслоение общества, не дающее возможности гражданам со средним и низким достатком пользоваться большинством видов услуг; дефицит в информированности населения о существующих в их регионе малых предприятиях и видах оказываемых услуг;

6)  большая налоговая нагрузка на торговую организацию [2].

Впрочем, важно обозначить спорность сложившейся в отечественной экономике ситуации и уточнить, что в сфере услуг, наряду с критическими тенденциями, стали складываться и положительные, к которым можно отнести:

1)  повышение уровня значимости сферы услуг в экономической политике государства, а не только в сознании общества, что сопровождается увеличением субсидий, выданных на поддержку малого бизнеса;

2)  в сфере услуг ведущую роль стали играть мелкие и средние предприятия, по своей природе являющиеся наиболее гибкими, то есть способные более широко учитывать требования потребителей, стремящихся к индивидуализации своих потребностей;

3)  формирование системы широкого индивидуального выбора предлагаемых услуг: в современных условиях малые предприятия вынуждены увеличивать ассортиментную линейку предлагаемых услуг, а это зачастую приводит к расширению сферы бизнеса;

4)  по многим видам услуг сформирована оппонентская среда.

Таким образом, спрос на качественные и нацеленные на индивидуального потребителя бытовые услуги по мере насыщения рынка товарами, постоянно растет. Во многих развитых странах сфера услуг опережает производственную сферу по темпам роста и расширению ассортимента предлагаемых услуг, а также по уровню адаптации к потребностям рынка. У российского рынка бытового обслуживания в целом создана устойчивая и постоянно расширяющая категория потребителей, поэтому сохраняются шансы для последующего развития. Отечественному рынку присуща быстрая оборачиваемость оборотных средств и высокая рентабельность предлагаемого продукта. Повышается роль своевременного реагирования предприятия на изменения внешней среды.

Отправной точкой возникновения целостной стратегии решения возникающих проблем являются следующие предпосылки:

- рост наукоемкости услуг;

- повышение инновационной активности в сфере услуг;

- превалирование в данной сфере нетехнологических инноваций.

Для поддержания собственных позиций компаниям из сферы бытовых услуг следует формировать систему управления предприятием с учетом современных управленческих [10] и технологических  способов решения возникающих проблем [3].

Перспективными формами организации бытового обслуживания общества являются сопутствующая и сетевая. К сопутствующей форме относятся компании, для которых бытовые услуги – это аналогичный бизнес, повышающий их конкурентные преимущества (например, сервисное обслуживание и ремонт бытовой техники). По сетевой форме осуществляют работу предприятия, выстраивающие свои сети благодаря внутренним или внешним инвестициям путем строительства филиалов, или применяя франчайзинговые схемы.

Несмотря на многочисленные преграды, в отечественной экономике перспективы развития малого бизнеса достаточно высоки, так как значительная часть населения стремится начать собственное дело, а не работать на государственных и частных предприятиях. В проблемных регионах развитие малого бизнеса может способствовать выходу из кризисной ситуации. Средние предприятия, которые производят товары повседневного спроса, в том числе продовольственные продукты, предоставляют бытовые услуги, обеспечивают рабочие места и тем самым способствуют снижению социальной напряженности в данных субъектах.

Концепция инновационного общества главным образом изменяет представление об экономическом развитии. С возрастанием потока инновационных программ, с распределения инноваций на все сферы жизнедеятельности общества, с формирования особого типа мышления предпринимателей по-новому представляется и реализуется экономическое поведение управленца в сфере услуг. Инновационное развитие сферы услуг в условиях современного финансово-экономического кризиса должно быть нацелено на обеспечение экономической стабилизации и усиление социальной защиты населения, а также на успешное преодоление кризисных проявлений на основе ускорения модернизации отраслей народного хозяйства, эффективных перемен и внедрения ресурсосберегающих инноваций.


Библиографический список
  1. Божина Ю.В., Мельгуй А.Э. Составляющие эффективной системы внутрихозяйственного контроля // Сегодня и завтра Российской экономики – 2009. – №30. – С. 35-39.
  2. Гудкова О.В., Дворецкая Ю.А., Ермакова Л.В. Оптимизация налоговой нагрузки торговой организации В сборнике: Наука и образование в социокультурном пространстве современного общества Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. В 3-х частях. 2016. С. 58-66.
  3. Гудкова О.В., Ермакова Л.В., Мельгуй А.Э. Роль информационных технологий в построении учетно-аналитической системы предприятия Бюллетень науки и практики. 2016. № 5 (6). С. 116-121.
  4. Гудкова О.В., Ермакова Л.В. Учетно-контрольное обеспечение системы управления производственными запасами в организациях хлебопекарной промышленности – Брянск, Федеральное агентство по образованию РФ, Брянский гос. ун-т им. И. Г. Петровского. 2011. – 165 с.
  5. Гудкова О.В. Учетно-аналитические аспекты управления оборотным капиталом В сборнике: Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты сборник статей студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей (29 марта,2016 г.). Пермь, 2016. С. 84-87.
  6. Дворецкая Ю. А., Ковалева Н. Н., Мельгуй А. Э. Расчеты с персоналом по оплате труда: современные подходы и тенденции // Вестник Брянского государственного университета – 2015. – №2. – С. 331–335.
  7. Дедова О.В. Принципы формирования и учета финансовых результатов // Вестник Брянского государственного университета. – 2009. – № 3. – с. 97-102.
  8. Ермакова Л.В., Гудкова О.В. Анализ инвестиционной привлекательности Брянской области // Вестник Брянского государственного университета. 2014. № 3. С. 252-258.
  9. Ермакова Л.В., Дворецкая Ю.А., Мельгуй А.Э. Роль учетной информации в конкурентоспособности бизнеса // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 5 [Электронный ресурс]
  10. Ермакова Л.В. Системный подход к организации управленческого учета в хлебопекарных организациях // Вестник Брянского государственного университета – 2011. – №3. – С. 254–257.
  11. Ковалева Н.Н. Планирование дохода в аграрном секторе // Бухучет в сельском хозяйстве. – 2010. – №10. – с. 44-48.


Все статьи автора «Ермакова Людмила Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация