Экономическое формирование услуг в России – это неминуемый процесс, характерный для всех стран мира, который обусловлен развитием производительных сил, а также повышением эффективности материального производства и изменением системы общественных потребностей, которые на определенной ступени развития выходят за пределы, и удовлетворяют производством вещей. На данный момент в сфере услуг идут активные инновационные процессы, благодаря чему предприниматели получают более высокую прибыль, чем в торговле [7]. Невзирая на проблемы, которые существуют в данной сфере, развитие малого бизнеса в РФ имеет неплохие возможности, так как рыночные отношения требуют новых условий развития экономики, а государственная власть желает создать, подкрепленные соответствующей законодательной базой, благоприятные условия для улучшения среды предпринимательства. Как свидетельствуют статистические данные, в большинстве экономически развитых стран малый бизнес составляет более половины экономики страны, а отечественная экономика пока лишь стремится к таким показателям. Правительство Российской Федерации осуществляет дифференцированные меры поддержки для начинающих предпринимателей, принимает разные меры для содействия частным предпринимателям, желающим начать собственное дело. Осуществляется подготовка специальных региональных программ [8], сосредоточенных на поддержании малого бизнеса. Рынок услуг воспринимается в единстве с товарным рынком как одна из его вариаций, который зависит от общих законов рыночной экономики. Следовательно, рынку услуг характерны такие черты как высокий динамизм, территориальная сегментация и локальный характер, высокая скорость оборота капитала ввиду короткого производственного цикла [5], преимущество малых и средних предприятий. Специфика процесса оказания услуг связана с личным контактом производителя и потребителя, оригинальностью и неординарностью предоставляемых услуг и технологий во многих отраслях, неясностью результата во многих случаях при оказании услуг. Критерием перехода к постиндустриальному этапу развития, начиная со второй половины XX века, специалисты часто называют создание сервисной модели общества, которой соответствует главенствующая роль области услуг в государственном хозяйстве. Постиндустриальное общество можно назвать обществом, в экономике которого в результате научно-технической революции и значительного роста доходов населения сместился приоритет от успешного производства товаров к производству услуг, а господствующим производственным ресурсом становятся информация и знания. Постиндустриальная экономика содержит в себе новые, специфические категории: экономика знаний, сервисная, инновационная и информационная экономика. На смену индустриальному обществу экстенсивного типа приходит постиндустриальное информационно-сервисное общество интенсивного типа развития. Преобразование сферы услуг в доминирующий сектор региональной экономики по доле в валовом региональном продукте и численности занятых получило название сервисной концепции. В настоящее время в развитых странах до 80% валового национального продукта формируется в сфере услуг, где работает 4/5 всего активного населения. В России в сервисе занято примерно 60% населения, и создается более 50% ВНП.
Важной особенностью сервисной экономики является то, что она предполагает предоставление услуг, а значит и прямой контакт между работником и потребителем. Главным образом, изменяются условия производственной работы большинства сотрудников, требования к ним, а, следовательно, и методы организации труда и его оплаты [6].
В Российской Федерации эволюционирование сферы услуг осуществлялось замедленными темпами. Это обуславливается тем фактом, что сфере услуг уделялось значительно меньше внимания по сравнению с материальным производством. Проявлялось это в остаточном принципе ее финансирования. Таким образом, следует отметить, что в XXI веке сфера услуг формируется на совершенно других принципах и положительные тенденции отражаются в реальном осознании значения разных услуг, их важности для качества жизни населения и для всего общества в целом, а также для дальнейшего развития материального производства. Свойственная странам с развитой рыночной экономикой структура собственности складывается в настоящий момент времени и в России, включая и сферу услуг. Существенную роль в сервисных видах деятельности стали играть мелкие и средние представители бизнеса, более гибкие по своей природе, они ближе расположены к потребителям и могут более оперативно реагировать на их запросы и предпочтения. По различным видам платных услуг сформировалась достаточно острая конкурентная среда, результатом появления которой стал более широкий выбор качественных услуг для потребителя [4].
На данный момент времени значительное число отраслевых сфер услуг динамично вписываются в так называемую экономику знаний, улучшают инновационную деятельность. Экономика знаний – это та экономика, которая генерирует инновации, гарантирует бесперебойный процесс трансформации нового знания в технологии, услуги и товары. Для обеспечения этого необходим высокий уровень развития человеческого капитала, и вдобавок наличие национальной инновационной системы (НИС). Инновационная деятельность в сфере услуг включает сферу производства товаров, а также сферу их применения в целом, учитывает нестандартность некоторых категорий потребителей, а это, в конечном итоге, предполагает системный подход к этому процессу, который включает целенаправленность, прогнозирование, рациональность расходования всех типов ресурсов [9]. Принимая к сведению проявившиеся нюансы управления экономической системой, организационные особенности функционирования хозяйствующих субъектов и в целом сферы услуг можно определить и структуру инновационной деятельности в исследуемой сфере. Инновационная деятельность – это организационно-управленческая поддержка реализации всех в совокупности этапов цикла жизни продукта. Значение управления инновационной деятельностью возрастает и предполагает обеспечение маркетинговой поддержки инноваций, организацию инвестирования инновационной деятельности и стимулирование интереса персонала компании в создании инновационной среды на уровне хозяйственной деятельности предприятия. Все это реально воплотить в жизнь путем формирования научно-методологического и теоретического аргументирования внедрения инноваций и создания адекватной среды для нововведений.
Выделяются три группы изменений, которые происходят на предприятиях сферы услуг в результате внедрения инновационной деятельности:
1) эндогенные (изменения, происходящие во внешней среде);
2) экзогенные (связанные с внутренними потребностями предприятия в процессе его работы с преобразованием его функций при оказании услуг);
3) рефлекторные (возникают вследствие функционирования предприятия во внешней среде и способствуют внутренним преобразованиям).
Данные изменения нацелены на обеспечение стойкой и постоянной хозяйственной деятельности. В случае если результат такой деятельности понимать как последовательную цепочку вновь формирующихся ценностей и нужд, то постепенно могут быть реализованы все предполагаемые виды изменений.
Зарубежная практика демонстрирует то, что малое предприятие весьма динамично и не претендует на колоссальные капитальные вложения. В момент проверки новой идеи многочисленные глобальные мировые корпорации на начальной стадии развития, обращались к малым фирмам. Собственно малый бизнес, в большинстве случаев, рискует внедрять в хозяйственную практику новые рисковые проекты. Весьма часто производитель экономического знания превращается в участника перевоплощения идеи в товар. Таким образом, в малом предпринимательстве достигается наикратчайший путь от инновационной идеи к серийному производству.
Переход отечественной экономики к регулируемым рыночным отношениям, оказание поддержки предпринимательству требуют форсированного создания сети малых предприятий, которые способны стимулировать структурные изменения в экономике, обеспечить свободу выбора и создание новых рабочих мест, быструю окупаемость вложений, своевременную реакцию на изменения потребительского спроса [11]. Негативным моментом является то, что начинающий предприниматель встречается с большим количеством проблем, связанных с широким спектром бюрократических преград при развитии своего бизнеса. Сфера услуг сталкивается с трудностями, характерными для большинства предпринимателей, работающих в сфере малого бизнеса:
1) дефицит производственных площадей, которые могли быть использованы предприятиями сферы услуг;
2) трудности в получении займов и кредитов по доступным процентным ставкам;
3) сокращение количества квалифицированных кадров, в особенности рабочих специальностей (портные, закройщики, сапожники, специалисты по ремонту сложной техники);
4) большое число проверок контролирующими органами федерального и регионального значения [1];
5) низкое качество оказываемых услуг, причинами чего являются: устаревшее оборудование, низкая квалификация персонала и заработная плата; расслоение общества, не дающее возможности гражданам со средним и низким достатком пользоваться большинством видов услуг; дефицит в информированности населения о существующих в их регионе малых предприятиях и видах оказываемых услуг;
6) большая налоговая нагрузка на торговую организацию [2].
Впрочем, важно обозначить спорность сложившейся в отечественной экономике ситуации и уточнить, что в сфере услуг, наряду с критическими тенденциями, стали складываться и положительные, к которым можно отнести:
1) повышение уровня значимости сферы услуг в экономической политике государства, а не только в сознании общества, что сопровождается увеличением субсидий, выданных на поддержку малого бизнеса;
2) в сфере услуг ведущую роль стали играть мелкие и средние предприятия, по своей природе являющиеся наиболее гибкими, то есть способные более широко учитывать требования потребителей, стремящихся к индивидуализации своих потребностей;
3) формирование системы широкого индивидуального выбора предлагаемых услуг: в современных условиях малые предприятия вынуждены увеличивать ассортиментную линейку предлагаемых услуг, а это зачастую приводит к расширению сферы бизнеса;
4) по многим видам услуг сформирована оппонентская среда.
Таким образом, спрос на качественные и нацеленные на индивидуального потребителя бытовые услуги по мере насыщения рынка товарами, постоянно растет. Во многих развитых странах сфера услуг опережает производственную сферу по темпам роста и расширению ассортимента предлагаемых услуг, а также по уровню адаптации к потребностям рынка. У российского рынка бытового обслуживания в целом создана устойчивая и постоянно расширяющая категория потребителей, поэтому сохраняются шансы для последующего развития. Отечественному рынку присуща быстрая оборачиваемость оборотных средств и высокая рентабельность предлагаемого продукта. Повышается роль своевременного реагирования предприятия на изменения внешней среды.
Отправной точкой возникновения целостной стратегии решения возникающих проблем являются следующие предпосылки:
- рост наукоемкости услуг;
- повышение инновационной активности в сфере услуг;
- превалирование в данной сфере нетехнологических инноваций.
Для поддержания собственных позиций компаниям из сферы бытовых услуг следует формировать систему управления предприятием с учетом современных управленческих [10] и технологических способов решения возникающих проблем [3].
Перспективными формами организации бытового обслуживания общества являются сопутствующая и сетевая. К сопутствующей форме относятся компании, для которых бытовые услуги – это аналогичный бизнес, повышающий их конкурентные преимущества (например, сервисное обслуживание и ремонт бытовой техники). По сетевой форме осуществляют работу предприятия, выстраивающие свои сети благодаря внутренним или внешним инвестициям путем строительства филиалов, или применяя франчайзинговые схемы.
Несмотря на многочисленные преграды, в отечественной экономике перспективы развития малого бизнеса достаточно высоки, так как значительная часть населения стремится начать собственное дело, а не работать на государственных и частных предприятиях. В проблемных регионах развитие малого бизнеса может способствовать выходу из кризисной ситуации. Средние предприятия, которые производят товары повседневного спроса, в том числе продовольственные продукты, предоставляют бытовые услуги, обеспечивают рабочие места и тем самым способствуют снижению социальной напряженности в данных субъектах.
Концепция инновационного общества главным образом изменяет представление об экономическом развитии. С возрастанием потока инновационных программ, с распределения инноваций на все сферы жизнедеятельности общества, с формирования особого типа мышления предпринимателей по-новому представляется и реализуется экономическое поведение управленца в сфере услуг. Инновационное развитие сферы услуг в условиях современного финансово-экономического кризиса должно быть нацелено на обеспечение экономической стабилизации и усиление социальной защиты населения, а также на успешное преодоление кризисных проявлений на основе ускорения модернизации отраслей народного хозяйства, эффективных перемен и внедрения ресурсосберегающих инноваций.
Библиографический список
- Божина Ю.В., Мельгуй А.Э. Составляющие эффективной системы внутрихозяйственного контроля // Сегодня и завтра Российской экономики – 2009. – №30. – С. 35-39.
- Гудкова О.В., Дворецкая Ю.А., Ермакова Л.В. Оптимизация налоговой нагрузки торговой организации В сборнике: Наука и образование в социокультурном пространстве современного общества Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. В 3-х частях. 2016. С. 58-66.
- Гудкова О.В., Ермакова Л.В., Мельгуй А.Э. Роль информационных технологий в построении учетно-аналитической системы предприятия Бюллетень науки и практики. 2016. № 5 (6). С. 116-121.
- Гудкова О.В., Ермакова Л.В. Учетно-контрольное обеспечение системы управления производственными запасами в организациях хлебопекарной промышленности – Брянск, Федеральное агентство по образованию РФ, Брянский гос. ун-т им. И. Г. Петровского. 2011. – 165 с.
- Гудкова О.В. Учетно-аналитические аспекты управления оборотным капиталом В сборнике: Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты сборник статей студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей (29 марта,2016 г.). Пермь, 2016. С. 84-87.
- Дворецкая Ю. А., Ковалева Н. Н., Мельгуй А. Э. Расчеты с персоналом по оплате труда: современные подходы и тенденции // Вестник Брянского государственного университета – 2015. – №2. – С. 331–335.
- Дедова О.В. Принципы формирования и учета финансовых результатов // Вестник Брянского государственного университета. – 2009. – № 3. – с. 97-102.
- Ермакова Л.В., Гудкова О.В. Анализ инвестиционной привлекательности Брянской области // Вестник Брянского государственного университета. 2014. № 3. С. 252-258.
- Ермакова Л.В., Дворецкая Ю.А., Мельгуй А.Э. Роль учетной информации в конкурентоспособности бизнеса // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 5 [Электронный ресурс]
- Ермакова Л.В. Системный подход к организации управленческого учета в хлебопекарных организациях // Вестник Брянского государственного университета – 2011. – №3. – С. 254–257.
- Ковалева Н.Н. Планирование дохода в аграрном секторе // Бухучет в сельском хозяйстве. – 2010. – №10. – с. 44-48.