УДК 004

ВЫЯВЛЕНИЕ НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИМЫХ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ (ИНФОРМАТИКА И ЭКОНОМИКА)

Предеина Олеся Сергеевна1, Варфоломеева Татьяна Николаевна2
1ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», студентка 2 курса
2ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», кандидат педагогических наук, доцент кафедры Бизнес-информатики и информационных технологий

Аннотация
Данная статья посвящена выявлению наиболее значимых общепрофессиональных и общекультурных компетенций в профессиональной деятельности бакалавров педагогического образования с двумя профилями (информатика и экономика). В статье мы проведем анализ компетенций для выявления наиболее значимых из них по двум признакам: по количеству дисциплин, которые влияют на формирования компетенций и по основным знаниям, умениям и владениям, получаемым при освоении дисциплин, формирующих значимые компетенции.

Ключевые слова: владения, дисциплины, знания, компетентностная модель, общекультурные компетенции, Общепрофессиональные компетенции, умения, формирование компетенций


IDENTIFY THE MOST IMPORTANT GENERAL PROFESSIONAL AND GENERAL CULTURAL COMPETENCES IN PROFESSIONAL ACTIVITY OF BACHELORS OF PEDAGOGICAL EDUCATION WITH TWO PROFILES (INFORMATICS AND ECONOMICS)

Predeina Olesya Sergeevna1, Varfolomeeva Tatiana Nikolaevna2
1Magnitogorsk State Technical University named after G. I. Nosov, 2nd year student
2Magnitogorsk State Technical University named after G. I. Nosov, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, Department of Business Informatics and information technology

Abstract
This article is devoted to identifying the most important General professional and General cultural competences in professional activity of bachelors of pedagogical education with two profiles (Informatics and Economics). In the article we will analyze competencies to identify the most important of them in two ways: by the number of disciplines that affect the formation of competencies and key knowledge, skills, and possessions obtained by the development of disciplines that form significant competences.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Предеина О.С., Варфоломеева Т.Н. Выявление наиболее значимых общепрофессиональных и общекультурных компетенций в профессиональной деятельности бакалавров педагогического образования с двумя профилями (информатика и экономика) // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/05/15013 (дата обращения: 27.05.2017).

Важным фактором достижения прогресса в науке и технике, политике и обществе, экономике и информатике является качественная подготовка профессиональных специалистов. Выпускник ВУЗа должен не только освоить определенный уровень знаний, определяемый государственным образовательным стандартом, но и должен уметь применять на практике полученные знания, самостоятельно добывать дополнительные знания, постоянно совершенствоваться, развиваться и быть компетентным в данной области.

Компетентность является одной из образовательных ценностей. В РФ через государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО; ФГОС 3+) регламентируется компетентностная модель образования. Задача вуза – сформировать в процессе обучения компетентную личность. Для этого необходимо определить качественное и количественное содержание знаний, которыми будет обладать студент при окончании высшего учебного заведения.

В связи с этим актуальной проблемой является выявление наиболее значимых общепрофессиональных и общекультурных компетенций в профессиональной деятельности бакалавров

Рассмотрим компетенции, которые должны быть сформированы у студентов педагогического образования с двумя профилями (информатика и экономика).  Обозначение и суть компетенций соответствуют требованиям ФГОС ВО третьего поколения (Федеральный государственный образовательный стандарт от 9.02.2016, № 91).

Всего насчитывается девять общекультурных компетенций. Мы рассмотрим компетенцию (ОК-3) – способность использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве; компетенцию (ОК-5) – способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия.

Компетенции формируются комплексно посредством воздействия совокупности дисциплин на каждую из компетенций. Проанализируем формирование общекультурных компетенций на примере направления педагогического образования с двумя профилями (информатика и экономика) (рис.1). Большим количеством дисциплин формируется компетенция способность использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве (ОК-3). Такая компетенция формируется под влиянием совокупности восемнадцати дисциплин. В результате освоения дисциплин на высоком уровне обучающийся должен знать современные методики, инновационных технологий и средств управления образовательным процессом, инструкции и нормативно-правовые документы для ориентации в современном информационном пространстве, методы научного познания для формирования путей получения новых знаний в профессиональной области, механизмы, методологии и правила организации процесса разработки управленческого решения, правила межличностной коммуникации в проектной группе. Уметь выполнять и оценивать свою работу в учебной или профессиональной области в соответствии с инструкциями и нормативно-правовой документацией, ориентироваться в условиях обновления целей, содержания, смены технологий в профессиональной среде, принимать самостоятельно решения, генерировать новые идеи и реализовать их в научно-исследовательской и профессиональной деятельности, применять правила межличностной коммуникации, использовать и обосновывать применение методов научного познания в профессиональной области. Владеть методами научного познания для формирования путей получения новых знаний в профессиональной области, навыками оценивания своей работы в профессиональной области, навыками ориентирования в условиях обновления целей, содержания, смены технологий в профессиональной среде, навыками принятия самостоятельных решений, генерирования новых идей и их реализации в научно-исследовательской и профессиональной деятельности, навыками межличностной коммуникации, навыками участия в типовых проектах.

Исходя из выше сказанного, мы можем сделать вывод, что компетенция (ОК-3) является наиболее значимой из всех общекультурных компетенций, так как она формирует большое количество знаний, умений и владений.

 

Рисунок 1. Обеспечение общекультурных компетенций дисциплинами

Наряду с общекультурными компетенциями формируются общепрофессиональные компетенции, всего их шесть. Компетенции способность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся (ОПК-2) и готовностью к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся (ОПК-6) формируются под влиянием наибольшего одинакового количества различных дисциплин (рис.2). Рассмотрим, какие знания, умения и владения обеспечивают эти компетенции. В результате освоения дисциплин на высоком уровне обучающийся должен знать существующие стандарты и нормативные руководящие документы в информационной и образовательной деятельности, роль и место индивидуальной, информационной и общественной безопасности, основные понятия гуманитарных аспектов информационной безопасности. Уметь ориентироваться в системе законодательства и нормативных правовых актов, регламентирующих сферу профессиональной деятельности, понимать и правильно использовать в своей профессиональной деятельности понятийно-терминологическую базу дисциплины, самостоятельно оценивать влияние процесса глобальной информатизации общества на развитие науки, культуры, системы образования, информационных и коммуникационных процессов общества и его индивидов. Владеть навыками разработки организационно-распорядительной документации по вопросам индивидуальной, информационной и общественной безопасности.

Выше перечисленные компетенции формируют большое количество знаний, умений и навыков, из чего мы можем сделать вывод, что компетенции (ОПК-2) и (ОПК-6) являются наиболее значимыми из общепрофессиональных компетенций для педагогического образования с двумя профилями (информатика и экономика).

 

Рисунок 2. Обеспечение общепрофессиональных компетенций дисциплинами

Основной задачей нашего исследования было выявление наиболее значимых общепрофессиональных и общекультурных компетенций в профессиональной деятельности бакалавров педагогического образования с двумя профилями (информатика и экономика). Рассмотрев компетенции по влиянию на них учебных дисциплин и по содержанию знаний, мы можем сделать вывод, что наиболее значимыми и как следствие трудноформируемыми компетенциями являются компетенции ОК-3, ОПК-2 и ОПК-6. Именно усвоение студентом перечисленных компетенций дает нам гарантию получения компетентного специалиста с необходимым для эффективной деятельности количеством знаний, умений и навыков.


Библиографический список
  1. Варфоломеева Т.Н., Иванова Е.В. Формирование компетенций учащихся старших классов в процессе их обучение информатике // Инструменты и механизмы современного инновационного развития: сборник статей Международной научно – практической конференции (25 марта 2016 г., г. Томск). В 3 ч. Ч.2 / – Уфа: АЭТЕРНА, 2016. – 320 с.
  2. Чусавитина Г.Н., Курзаева Л.В. К вопросу о формировании требований к компетенциям личности в области информационной безопасности в системе высшего профессионального образования // Фундаментальные исследования. 2013. № 8-5. С. 1203-1207.
  3. Чусавитина Г.Н., Чусавитин М.О. Модель методики формирования у будущего учителя информатики компетенции в области обеспечения информационной безопасности // Новые информационные технологии в образовании. В книге: Международной научно-практической конференции (11-14 марта 2014 г., г. Екатеринбург). Изд-во: Российский государственный профессионально-педагогический университет. 2014. – С. 527-531.


Все статьи автора «olesyaps»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: