УДК 32.019.5

ОППОЗИЦИОННЫЕ БЛОГИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОЛИТИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА СОЗНАНИЕ ПОТЕНЦИАЛЬНОГО ЭЛЕКТОРАТА В РОССИИ

Тарасова Оксана Олеговна
Псковский Государственный Университет
студентка, факультет русской филологии и иностранных языков, V курс

Аннотация
В представленной статье рассматриваются и анализируются особенности воздействия оппозиционных блогов на сознание своего потенциального электората. Особое внимание в работе уделено процессу формирования различных репрезентативных образов политических событий, основанных на применении современных интернет-технологий и других средств массовых коммуникаций.

Ключевые слова: блоги, блогосфера, оппозиция, политическая коммуникация, электорат.


OPPOSITION BLOGS AS AN INSTRUMENT OF POLITICAL INFLUENCE ON THE MINDS OF POTENTIAL ELECTORATE IN RUSSIA

Tarasova Oksana Olegovna
Pskov State University
5th year student of the Department of Russian philology and foreign languages

Abstract
In this article characteristics of opposition blogs on the minds of potential electorate are analysed. Special attention is paid to the making of different representation images of political events based on use of modern internet technologies and other mass media.

Рубрика: Политология

Библиографическая ссылка на статью:
Тарасова О.О. Оппозиционные блоги как инструмент политического воздействия на сознание потенциального электората в России // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/05/14733 (дата обращения: 28.05.2017).

Современная среда обитания человеческого общества развивается не только в биологическом поле, но и в информационном пространстве. Современные технологии XXI века – основной фактор в формировании такого поля. Информационная среда направлена на человека и формирование в нем современных образов, принципов, знаний.

Составные части информационного пространства могут использоваться как основной инструмент воздействия на человеческое сознание с целью формирования в нем определенного мнения, а, следовательно, могут применяться в качестве манипулятивного рычага.

Информационное поле представляет собой многообразие форм коммуникации, будь то традиционные средства массовой информации (телевидение, радио, газеты, журналы) или новые медиа (социальные сети, интернет-порталы).

Одной из составляющих частей информационного пространства является блогосфера – один из самых площадок интернет-общения. Как пишет руководитель холдинга «Ingate» Никита Андросов «блог – не что иное, как агрегат мыслей и чувств конкретного человека (или группы людей, – тогда это сообщество)». [1]

Блог – это личное пространство его автора, коммуникативная инициатива которого принадлежит исключительно самому создателю, а коммуникация в целом личностно-ориентирована на автора, а не на одного адресата. Основная задача любого блога – передача информации от автора к читателю. Число читателей блога не ограничено, поэтому направленность высказываний в блогах имеет не персонифицированный характер, а адресная сила сообщений выражена слабо. Однако, при правильном использовании блога, он может стать эффективным PR-инструментом в политической сфере.

Во всех развитых странах блоги используются как способ межличностной коммуникации. Именно поэтому среди политиков они используются для отслеживания настроения граждан и в качестве создания, сохранения и укрепления имиджа и репутации.

Блоги позволяют их авторам писать обо всем и ни о чем, предоставляя аудитории возможность взглянуть на политика как на человека, а не как на чиновника, госслужащего или депутата, отдаленного от электората.

Однако существует обратная сторона ведения блога: в блогосфере никогда не будет единого мнения, потому что это неформальный вид общения.

Блог может стать эффективным инструментом PR для политика, поэтому необходимо вести его регулярно и ответственно подходить к выбору тематики блога и проведению исследований и отбора материала.

В современном российском медиапространстве существует не только правовая политика, но и политическая оппозиция, которая, на самом деле, находится на периферии. Оппозиции доступно ограниченное число коммуникационных ресурсов, поэтому на протяжении долгого времени основным ее средством самовыражения и привлечения на свою сторону электората были уличные акции, например, «Марши несогласных», «День гнева», «Стратегия-31». Появление блогосферы внесло значительный вклад в общение оппозиции и потенциальных избирателей.

Оппозиционные активисты, такие как Алексей Навальный, Гарри Каспаров, Эдуард Лимонов, Михаил Касьянов, Михаил Ходорковский, Дмитрий Быков, чаще всего обращаются к помощи блогов для того, чтобы привлечь внимание общественности к проблемам в стране и таким образом повлиять на правящую власть и ее структуры. К числу примеров влияния оппозиции на власть можно отнести «Дело Чайки»: после выхода фильма Алексея Навального о Генеральном прокуроре РФ Юрии Чайке было инициировано расследование Следственным комитетом РФ.

Среди блоггеров-оппозиционеров есть люди, которые пользуются достаточно большим авторитетом среди населения, например, Алексей Навальный или Лев Шлосберг (на региональном уровне – авт.). Они являются лидерами общественного мнения. Заметим, что под лидером мнений в теории коммуникации подразумевают обычно человека, который выступает как посредник между средствами коммуникации и собственной группой, осуществляющий выбор и интерпретацию передаваемой информации [2].

Как мы уже и говорили выше, регулярность ведения блога и ответственный подход к нему является необходимым условием создания положительного образа политика.

Отметим, что в Интернете встречаются «оставленные» вэб-дневники. Например, когда политик «забрасывает» ведение блога, не добавляет новые тексты, игнорирует комментарии месяцами, а то и годами. Это может не только свести на нет усилия по созданию имиджа политика, но и ввести в заблуждение его электорат, что создает лишние сложности при поиске источников актуальной информации о политике. Подобная ситуация с «оставленными» блогами неприятна и неудачна, особенно, если предпринималось политиком и его PR-командой несколько попыток создания блогов, который были заброшены или не удалены и заблокированы.

Яркими примерами «оставленных» блогов оппозиционных активистов являются вэб-дневники Михаила Касьянова и Гарри Каспарова. Так, последняя публикация на странице Михаила Касьянова была сделана 18 декабря 2015 года, с этого дня никаких обновлений не происходило [3]. У Гарри Каспарова последняя публикация была сделана 10 декабря 2013 года [4].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что платформа «Live Journal» этим политикам стала неинтересна, так как оказалась малоэффективной для работы с электоратом, и они предпочли социальную сеть «Facebook», где ежедневно публикуют всевозможные посты.  

О популярности того или иного блога можно сделать вывод исходя из значительного количества комментариев и репостов пользователей.

Самым популярным оппозиционным блогом в России является блог Алексея Навального, который на своем ресурсе размещает актуальную информацию о происходящем в нашей стране, отличную от информации, которую транслируют традиционные средства массовой информации [5]. На его сайте можно свободно оставить комментарий к любой из тем, осуществить подписку через электронную почту, чтобы получать короткий обзор лучших постов недели, поучаствовать во всевозможных проектах А. Навального, таких как «Роспил», «РосЯма», «РосВыборы», «РосЖКХ», «Фонд борьбы с коррупцией», а также оказать финансовую помощь одному или нескольким из представленных проектов через любые платежные системы.

В рамках нашего исследования мы провели миниопрос «Отношение к политическим блогам как к инструменту коммуникации». Данный опрос был направлен на то, чтобы выявить какую роль оказывают оппозиционные блоги на сознание потенциального избирателя на территории Псковского региона. В опросе приняли участие 130 человек, в возрасте от 18 до 35 лет.

В рамках нашего исследования мы задали респондентам 6 вопросов:

  1. Знаете ли Вы что такое блог?
  2. Читаете ли Вы какие-нибудь политические блоги?
  3. С какой целью Вы их читаете?
  4. Влияет ли информация, прочитанная в  блогах на Ваше мнение?
  5. Какой информации Вы доверяете больше: из блогов или телевизионных выпусков новостей?
  6. Не было ли у Вас желания завести свой политический блог?

Проанализировав ответы респондентов мы пришли к следующим выводам:

-  с понятием блог аудитория знакома очень хорошо: 96% опрашиваемых знают, что такое блог и блогосфера;

- большинство респондентов: 73% респондентов ответило, что не читает политические блоги;

- у 50% опрашиваемых не нашлось ответа на вопрос: «с какой целью вы читаете политические блоги?»;

- 76% респондентов ответили отрицательно на вопрос: «изменила ли информация, полученная из прочитанного блога Ваше мнение?»

- 69% респондентов больше доверяют информации, полученной из телевизионных выпусков новостей;

- желания завести свой блог возникло только у 12% респондентов, что указывает на аполитичность жителей Псковской области.

Анализируя итоги нашего небольшого социологического опроса, мы видим, что население Псковского региона достаточно аполитично. Данная тенденция характерна для многих регионов (особенно дотационных – авт.) нашей страны, где люди по-прежнему отдают предпочтение традиционным СМИ. В крупных городах и богатых субъектах РФ население больше интересуется политической ситуацией в стране и мире, ищет информацию, адекватную их интересам и предпочтениям, в том числе в оппозиционных блогах и вэб-дневниках.

В заключение можно сделать вывод, что на сегодняшний день Интернету удалось создать уникальную площадку для непосредственного общения политических игроков и их целевых групп, открыть достаточно широкий доступ к деятельности тех, за кого, по сути, мы идем голосовать. Другими словами, блог уже давно перестал быть просто вэб-дневником и за прошедшее время значительно расширил сферы своего влияния. Именно поэтому блоги играют одну из важных ролей в виртуальном политическом коммуникационном пространстве.


Библиографический список
  1. Андросов Н., Ворошилова И. Интернет-маркетинг на 100% / под ред. С. Сухова. СПб., 2011.С. 142
  2. Кашкин В. Б. Основы теории коммуникации: Краткий курс / В. Б. Кашкин. – Минск, 2007. С.74
  3. Блог Михаила Касьянова [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mkasyanov.livejournal.com/(дата обращения 14.03.2016).
  4. Блог Гарри Каспарова [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://garry-kasparov.livejournal.com/ (дата обращения 14.03.2016).
  5. Официальный блог Алексея Навального [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://navalny.com/p/4782/ (дата обращения 14.03.2016).


Все статьи автора «Тарасова Оксана Олеговна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: