Современная среда обитания человеческого общества развивается не только в биологическом поле, но и в информационном пространстве. Современные технологии XXI века – основной фактор в формировании такого поля. Информационная среда направлена на человека и формирование в нем современных образов, принципов, знаний.
Составные части информационного пространства могут использоваться как основной инструмент воздействия на человеческое сознание с целью формирования в нем определенного мнения, а, следовательно, могут применяться в качестве манипулятивного рычага.
Информационное поле представляет собой многообразие форм коммуникации, будь то традиционные средства массовой информации (телевидение, радио, газеты, журналы) или новые медиа (социальные сети, интернет-порталы).
Одной из составляющих частей информационного пространства является блогосфера – один из самых площадок интернет-общения. Как пишет руководитель холдинга «Ingate» Никита Андросов «блог – не что иное, как агрегат мыслей и чувств конкретного человека (или группы людей, – тогда это сообщество)». [1]
Блог – это личное пространство его автора, коммуникативная инициатива которого принадлежит исключительно самому создателю, а коммуникация в целом личностно-ориентирована на автора, а не на одного адресата. Основная задача любого блога – передача информации от автора к читателю. Число читателей блога не ограничено, поэтому направленность высказываний в блогах имеет не персонифицированный характер, а адресная сила сообщений выражена слабо. Однако, при правильном использовании блога, он может стать эффективным PR-инструментом в политической сфере.
Во всех развитых странах блоги используются как способ межличностной коммуникации. Именно поэтому среди политиков они используются для отслеживания настроения граждан и в качестве создания, сохранения и укрепления имиджа и репутации.
Блоги позволяют их авторам писать обо всем и ни о чем, предоставляя аудитории возможность взглянуть на политика как на человека, а не как на чиновника, госслужащего или депутата, отдаленного от электората.
Однако существует обратная сторона ведения блога: в блогосфере никогда не будет единого мнения, потому что это неформальный вид общения.
Блог может стать эффективным инструментом PR для политика, поэтому необходимо вести его регулярно и ответственно подходить к выбору тематики блога и проведению исследований и отбора материала.
В современном российском медиапространстве существует не только правовая политика, но и политическая оппозиция, которая, на самом деле, находится на периферии. Оппозиции доступно ограниченное число коммуникационных ресурсов, поэтому на протяжении долгого времени основным ее средством самовыражения и привлечения на свою сторону электората были уличные акции, например, «Марши несогласных», «День гнева», «Стратегия-31». Появление блогосферы внесло значительный вклад в общение оппозиции и потенциальных избирателей.
Оппозиционные активисты, такие как Алексей Навальный, Гарри Каспаров, Эдуард Лимонов, Михаил Касьянов, Михаил Ходорковский, Дмитрий Быков, чаще всего обращаются к помощи блогов для того, чтобы привлечь внимание общественности к проблемам в стране и таким образом повлиять на правящую власть и ее структуры. К числу примеров влияния оппозиции на власть можно отнести «Дело Чайки»: после выхода фильма Алексея Навального о Генеральном прокуроре РФ Юрии Чайке было инициировано расследование Следственным комитетом РФ.
Среди блоггеров-оппозиционеров есть люди, которые пользуются достаточно большим авторитетом среди населения, например, Алексей Навальный или Лев Шлосберг (на региональном уровне – авт.). Они являются лидерами общественного мнения. Заметим, что под лидером мнений в теории коммуникации подразумевают обычно человека, который выступает как посредник между средствами коммуникации и собственной группой, осуществляющий выбор и интерпретацию передаваемой информации [2].
Как мы уже и говорили выше, регулярность ведения блога и ответственный подход к нему является необходимым условием создания положительного образа политика.
Отметим, что в Интернете встречаются «оставленные» вэб-дневники. Например, когда политик «забрасывает» ведение блога, не добавляет новые тексты, игнорирует комментарии месяцами, а то и годами. Это может не только свести на нет усилия по созданию имиджа политика, но и ввести в заблуждение его электорат, что создает лишние сложности при поиске источников актуальной информации о политике. Подобная ситуация с «оставленными» блогами неприятна и неудачна, особенно, если предпринималось политиком и его PR-командой несколько попыток создания блогов, который были заброшены или не удалены и заблокированы.
Яркими примерами «оставленных» блогов оппозиционных активистов являются вэб-дневники Михаила Касьянова и Гарри Каспарова. Так, последняя публикация на странице Михаила Касьянова была сделана 18 декабря 2015 года, с этого дня никаких обновлений не происходило [3]. У Гарри Каспарова последняя публикация была сделана 10 декабря 2013 года [4].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что платформа «Live Journal» этим политикам стала неинтересна, так как оказалась малоэффективной для работы с электоратом, и они предпочли социальную сеть «Facebook», где ежедневно публикуют всевозможные посты.
О популярности того или иного блога можно сделать вывод исходя из значительного количества комментариев и репостов пользователей.
Самым популярным оппозиционным блогом в России является блог Алексея Навального, который на своем ресурсе размещает актуальную информацию о происходящем в нашей стране, отличную от информации, которую транслируют традиционные средства массовой информации [5]. На его сайте можно свободно оставить комментарий к любой из тем, осуществить подписку через электронную почту, чтобы получать короткий обзор лучших постов недели, поучаствовать во всевозможных проектах А. Навального, таких как «Роспил», «РосЯма», «РосВыборы», «РосЖКХ», «Фонд борьбы с коррупцией», а также оказать финансовую помощь одному или нескольким из представленных проектов через любые платежные системы.
В рамках нашего исследования мы провели миниопрос «Отношение к политическим блогам как к инструменту коммуникации». Данный опрос был направлен на то, чтобы выявить какую роль оказывают оппозиционные блоги на сознание потенциального избирателя на территории Псковского региона. В опросе приняли участие 130 человек, в возрасте от 18 до 35 лет.
В рамках нашего исследования мы задали респондентам 6 вопросов:
- Знаете ли Вы что такое блог?
- Читаете ли Вы какие-нибудь политические блоги?
- С какой целью Вы их читаете?
- Влияет ли информация, прочитанная в блогах на Ваше мнение?
- Какой информации Вы доверяете больше: из блогов или телевизионных выпусков новостей?
- Не было ли у Вас желания завести свой политический блог?
Проанализировав ответы респондентов мы пришли к следующим выводам:
- с понятием блог аудитория знакома очень хорошо: 96% опрашиваемых знают, что такое блог и блогосфера;
- большинство респондентов: 73% респондентов ответило, что не читает политические блоги;
- у 50% опрашиваемых не нашлось ответа на вопрос: «с какой целью вы читаете политические блоги?»;
- 76% респондентов ответили отрицательно на вопрос: «изменила ли информация, полученная из прочитанного блога Ваше мнение?»
- 69% респондентов больше доверяют информации, полученной из телевизионных выпусков новостей;
- желания завести свой блог возникло только у 12% респондентов, что указывает на аполитичность жителей Псковской области.
Анализируя итоги нашего небольшого социологического опроса, мы видим, что население Псковского региона достаточно аполитично. Данная тенденция характерна для многих регионов (особенно дотационных – авт.) нашей страны, где люди по-прежнему отдают предпочтение традиционным СМИ. В крупных городах и богатых субъектах РФ население больше интересуется политической ситуацией в стране и мире, ищет информацию, адекватную их интересам и предпочтениям, в том числе в оппозиционных блогах и вэб-дневниках.
В заключение можно сделать вывод, что на сегодняшний день Интернету удалось создать уникальную площадку для непосредственного общения политических игроков и их целевых групп, открыть достаточно широкий доступ к деятельности тех, за кого, по сути, мы идем голосовать. Другими словами, блог уже давно перестал быть просто вэб-дневником и за прошедшее время значительно расширил сферы своего влияния. Именно поэтому блоги играют одну из важных ролей в виртуальном политическом коммуникационном пространстве.
Библиографический список
- Андросов Н., Ворошилова И. Интернет-маркетинг на 100% / под ред. С. Сухова. СПб., 2011.С. 142
- Кашкин В. Б. Основы теории коммуникации: Краткий курс / В. Б. Кашкин. – Минск, 2007. С.74
- Блог Михаила Касьянова [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mkasyanov.livejournal.com/(дата обращения 14.03.2016).
- Блог Гарри Каспарова [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://garry-kasparov.livejournal.com/ (дата обращения 14.03.2016).
- Официальный блог Алексея Навального [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://navalny.com/p/4782/ (дата обращения 14.03.2016).