УДК 343.231

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СОВЕРШЕНИЕ ПРЕСТУПНЫХ НАРУШЕНИЙ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Филимонова Ирина Владимировна1, Светашева Светлана Сергеевна2
1Институт сервиса, туризма и дизайна (филиал) Северо-Кавказского федерального университета в г. Пятигорске, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и процесса
2Институт сервиса, туризма и дизайна (филиал) Северо-Кавказского федерального университета в г. Пятигорске, магистрант

Аннотация
Борьба с нарушением правил дорожного движения на сегодняшний день весьма важна. Несмотря на предпринимаемые попытки решения проблемы увеличения дорожно-транспортных происшествий меньше их не становится. По-прежнему встречаются водители, находящиеся за рулем в состоянии алкогольного опьянения; по-прежнему есть невнимательные пешеходы, не соблюдающие элементарных правил дорожной безопасности; имеют место коррупционные отношения между состоятельными водителями и сотрудниками правоохранительных органов и т.п. Перечисленные обстоятельства свидетельствуют об актуальности темы исследования. Кроме того, существуют факторы, не видимые на первый взгляд, но играющие немаловажную роль в возникновении дорожно-транспортных происшествий, которым, тем не менее, не уделяется должного внимания.

Ключевые слова: автомобильный транспорт, безопасность дорожного движения, водитель, дорожно-транспортные происшествия, правила дорожного движения


FACTORS INFLUENCING THE COMMISSION OF CRIMINAL VIOLATIONS OF TRAFFIC RULES AND OPERATION OF VEHICLES

Filimonova Irina Vladimirovna1, Svetasheva Svetlana Sergeevna2
1Institute of service, tourism and design (branch) of North-Caucasian Federal University in Pyatigorsk, candidate of legal Sciences, associate Professor of criminal law and procedure
2Institute of service, tourism and design (branch) of North-Caucasian Federal University in Pyatigorsk, undergraduate

Abstract
The fight against violation of traffic rules, today is a very important. Despite the attempts of solving the problem of increasing road accidents are frequent. There are still drivers who are driving while intoxicated; still there are inattentive pedestrians who don't obey the basic rules of road safety; have a corrupt relationship between wealthy drivers and law enforcement officers, etc. these circumstances indicate the relevance of the research topic. In addition, there are factors not visible at first glance, but play an important role in the occurrence of road accidents, which, however, is not given due attention.

Рубрика: Право

Библиографическая ссылка на статью:
Филимонова И.В., Светашева С.С. Факторы, влияющие на совершение преступных нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/05/14663 (дата обращения: 29.09.2017).

Дорожно-транспортное происшествие – результат стечения многих обстоятельств, образующих соответствующую совокупность причин и следствий. Установление истинных причин и условий нарушений правил безопасности дорожного движения, которые привели к аварии, и обстоятельств, способствующих этим нарушениям, не только одна из важных задач раскрытия преступления, но и неотъемлемая часть обеспечения безопасности движения и эксплуатации автомобильного транспорта.

Преступные нарушения правил дорожного движения отличаются от других, непреступных, значительной распространенностью и повышенной общественной опасностью. Успешное расследование дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и совершенствование деятельности органов предварительного следствия во многом зависят от четкого представления о наиболее типичных условиях и обстоятельствах, при которых чаще всего совершаются нарушения правил безопасности дорожного движения.

Итак, вспомним, что же такое дорожно-транспортное происшествие и чем оно отличается от дорожно-транспортного преступления. Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) – это событие, произошедшее в результате нарушения правил безопасности дорожного движения, в котором обязательно участвовал автомототранспорт, либо городской электротранспорт, и после которого наступили вредные последствия [1, с. 10]. Однако не все, а лишь те дорожно-транспортные происшествия, в результате которых наступили серьезные вредные последствия – причинение тяжкого вреда здоровью либо смерть потерпевшего, именуются дорожно-транспортными преступлениями, то есть деяниями, влекущими уголовную ответственность в соответствии с уголовным законодательством РФ. Остальные случаи дорожно-транспортных происшествий влекут дисциплинарную, административную или гражданско-правовую ответственность.

Основными видами ДТП являются:

а) столкновение транспортных средств;

б) наезд транспортного средства на пешеходов, велосипедистов, гужевой транспорт и животных;

в) опрокидывание транспортного средства;

г) наезд транспортного средства на препятствие;

д) падение пассажиров;

е) прочие ДТП.

Все причины и условия возникновения дорожно-транспортных происшествий можно объединить сгруппировать следующим образом:

1) по вине людей (водителей, пассажиров, лиц, ответственных за техническое состояние транспортных средств и дорог, и др.);

2) в результате действия непреодолимой силы природы (наводнение, обвал, землетрясение и т.п.);

3) в виду случайного стечения обстоятельств.

Другими словами, факторы возникновения ДТП могут быть как субъективными, так и объективными.

В подавляющем большинстве случаев ДТП возникают в результате нарушения правил дорожного движения водителями, пешеходами, пассажирами, велосипедистами, а также вследствие серьезных нарушений работниками транспортных хозяйств правил технической эксплуатации и некачественного контроля за состоянием дорог и недостатков организации регулирования уличного движения [2, с. 2].

Обстановка преступных нарушений правил безопасности включает в себя такие элементы, как место, время и другие обстоятельства. Дорожная обстановка представляет собой сложную исключительную динамичную совокупность объективных и субъективных обстоятельств, которые должны учитываться водителем при управлении транспортным средством. Она включает в себя планировку дорог и уличных магистралей, состояние дорожного покрытия, освещенность проезжей части в темное время суток, состояние средств автоматического и иного регулирования дорожным движением, интенсивность и скорость движения машин и пешеходов, поведение пешеходов, водителей автомобилей и т.д. Чем сложнее дорожная обстановка, тем больше возможностей возникновения аварийных ситуаций. Так, чаще всего дорожно-транспортные происшествия происходят в часы наиболее интенсивного движения транспорта, при неблагоприятных погодных условиях, в ночное время и т.п.

Как отмечает И.А. Гумеров, чаще всего ДТП происходят в пятницу, субботу и понедельник; с 17 до 21 часа [3, с. 12].

Наряду с обстановкой, немаловажное значение имеет также техническое состояние транспортного средства, попавшего в аварию. Судебно-следственная практика свидетельствует о нередких фактах недоброкачественного технического осмотра, ремонта транспортных средств, использование в отдельных автохозяйствах при ремонте нестандартных деталей, некачественных, легко воспламеняющихся смазочных материалов и т.п. [4, с. 127]. Выезд водителей на неисправных автомобилях по указанию должностных лиц нередко приводит к ДТП с тяжелыми последствиями.

Важную роль играют психологические особенности личности нарушителей правил дорожного движения. Как правило, им свойственны авторитарность, жестокость, эгоизм, эгоцентризм, излишняя самоуверенность, безапелляционность, беззаботность, нечестность, ненадежность, легкомысленность, безответственность, склонность к риску, эмоциональная холодность, пренебрежительное отношение к правилам безопасности, недостаточная профессиональная подготовка, отсутствие необходимого опыта, практических навыков недостаточная требовательность к себе и подчиненным в соблюдении требований безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта, правовой и нравственный нигилизм. Все перечисленное выражается в таких формах поведения, как управление транспортным средством в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, лихачество и т.п. Зачастую такие водители – преуспевающие люди. Интересно, что среди автотранспортных преступников 98% – мужчины. Наиболее «опасный» возраст для совершения преступных ДТП – от 18 до 30 лет[3, с. 13, 15, 18]; [5, с. 10].

К сожалению, не все водители могут похвастаться устойчивой нервной системой и невозмутимостью по отношению к различным раздражителям. Как правило, большинство ДТП происходят в «часы пик», когда рабочий день закончен. Каждый водитель должен понимать, что он на дороге не один, что другие участники движения (водители и пешеходы) точно так же устали, тоже хотят домой и у них могут быть свои дела. На какой бы должности человек не трудился, на какой бы машине не передвигался, правила дорожного движения для всех одинаковы; соблюдая их, мы сохраняем жизнь и здоровье себе и окружающим.

Никому из водителей не чужды негативные чувства и эмоции. К сожалению, это приводит к снижению внимания, бдительности, увеличению времени реакции, что существенно увеличивает риск участия в ДТП. Вдобавок к этому водитель получает порцию негатива от таких же участников движения, передаёт ее другим, и риск заметно увеличивается по цепочке. В итоге получается скопление машин и раздраженных водителей, ДТП не избежать.

Л.В. Гридасова предлагает классифицировать негативные личные качества участников дорожного движения следующим образом: социально-демографические (пол, возраст, образование, род занятий, семейное положение и т.д.), социально-правовые (наличие судимости, совершения каких-либо правонарушений), социально-психологические качества (потребности, интересы, взгляды, мотивации, установки и т.д.), психофизиологические качества (дефекты восприятия и переработки информации, решений, действий) [6, с. 7].

С такими проблемами, как плохое дорожное покрытие, отсутствие или неверное расположение дорожных знаков, неработающие светофоры, не оборудованные дорожные развязки могут и должны разбираться соответствующие службы. Однако недостатки наших дорог далеко не всегда являются причинами несчастных случаев и ДТП. Недооценивая влияния психологических и человеческих факторов, можно наделать много ошибок, о которых потом сожалеть, а можно обратить на это внимание и всегда иметь в виду. Таким образом, в деле предупреждения автотранспортных преступлений первоочередное внимание должно уделяться двум группам факторов – социально-экономическим и социально-психологическим. Также не следует забывать и о правовых факторах – значит, совершенствовать уголовно-правовую политику, принимать соответствующие целевые программы, устранять имеющиеся пробелы в законодательстве.


Библиографический список
  1. Белокобыльский H.H., Чучаев А.И. Механизм транспортного преступления. Саратов, 2013.
  2. Анализ обеспечения дорожной безопасности во Франции // Борьба с преступностью за рубежом. 2011. № 2/
  3. Гумеров И.А. Криминологическая характеристика преступного нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств и его предупреждение: Автореф. дис. …канд. юрид. наук. Казань, 2004. 32 с.
  4. Бондарчик О.Н. Преступные нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств и их предупреждение: криминологический и уголовно-правовой аспекты: Дис. канд. юрид. наук. СПб., 2005. 190 с.
  5. Смирнов Д.В. Уголовно-правовая и криминологическая характеристика нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2004. 28 с.
  6. Гридасова Л.В. Криминологическое исследование дорожно-транспортных преступлений, связанных с нарушением Правил дорожного движения: Автореф. дис. …канд. юрид. наук. Омск, 2005. 20 с.


Все статьи автора «Филимонова Ирина Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: