Дорожно-транспортное происшествие – результат стечения многих обстоятельств, образующих соответствующую совокупность причин и следствий. Установление истинных причин и условий нарушений правил безопасности дорожного движения, которые привели к аварии, и обстоятельств, способствующих этим нарушениям, не только одна из важных задач раскрытия преступления, но и неотъемлемая часть обеспечения безопасности движения и эксплуатации автомобильного транспорта.
Преступные нарушения правил дорожного движения отличаются от других, непреступных, значительной распространенностью и повышенной общественной опасностью. Успешное расследование дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и совершенствование деятельности органов предварительного следствия во многом зависят от четкого представления о наиболее типичных условиях и обстоятельствах, при которых чаще всего совершаются нарушения правил безопасности дорожного движения.
Итак, вспомним, что же такое дорожно-транспортное происшествие и чем оно отличается от дорожно-транспортного преступления. Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) – это событие, произошедшее в результате нарушения правил безопасности дорожного движения, в котором обязательно участвовал автомототранспорт, либо городской электротранспорт, и после которого наступили вредные последствия [1, с. 10]. Однако не все, а лишь те дорожно-транспортные происшествия, в результате которых наступили серьезные вредные последствия – причинение тяжкого вреда здоровью либо смерть потерпевшего, именуются дорожно-транспортными преступлениями, то есть деяниями, влекущими уголовную ответственность в соответствии с уголовным законодательством РФ. Остальные случаи дорожно-транспортных происшествий влекут дисциплинарную, административную или гражданско-правовую ответственность.
Основными видами ДТП являются:
а) столкновение транспортных средств;
б) наезд транспортного средства на пешеходов, велосипедистов, гужевой транспорт и животных;
в) опрокидывание транспортного средства;
г) наезд транспортного средства на препятствие;
д) падение пассажиров;
е) прочие ДТП.
Все причины и условия возникновения дорожно-транспортных происшествий можно объединить сгруппировать следующим образом:
1) по вине людей (водителей, пассажиров, лиц, ответственных за техническое состояние транспортных средств и дорог, и др.);
2) в результате действия непреодолимой силы природы (наводнение, обвал, землетрясение и т.п.);
3) в виду случайного стечения обстоятельств.
Другими словами, факторы возникновения ДТП могут быть как субъективными, так и объективными.
В подавляющем большинстве случаев ДТП возникают в результате нарушения правил дорожного движения водителями, пешеходами, пассажирами, велосипедистами, а также вследствие серьезных нарушений работниками транспортных хозяйств правил технической эксплуатации и некачественного контроля за состоянием дорог и недостатков организации регулирования уличного движения [2, с. 2].
Обстановка преступных нарушений правил безопасности включает в себя такие элементы, как место, время и другие обстоятельства. Дорожная обстановка представляет собой сложную исключительную динамичную совокупность объективных и субъективных обстоятельств, которые должны учитываться водителем при управлении транспортным средством. Она включает в себя планировку дорог и уличных магистралей, состояние дорожного покрытия, освещенность проезжей части в темное время суток, состояние средств автоматического и иного регулирования дорожным движением, интенсивность и скорость движения машин и пешеходов, поведение пешеходов, водителей автомобилей и т.д. Чем сложнее дорожная обстановка, тем больше возможностей возникновения аварийных ситуаций. Так, чаще всего дорожно-транспортные происшествия происходят в часы наиболее интенсивного движения транспорта, при неблагоприятных погодных условиях, в ночное время и т.п.
Как отмечает И.А. Гумеров, чаще всего ДТП происходят в пятницу, субботу и понедельник; с 17 до 21 часа [3, с. 12].
Наряду с обстановкой, немаловажное значение имеет также техническое состояние транспортного средства, попавшего в аварию. Судебно-следственная практика свидетельствует о нередких фактах недоброкачественного технического осмотра, ремонта транспортных средств, использование в отдельных автохозяйствах при ремонте нестандартных деталей, некачественных, легко воспламеняющихся смазочных материалов и т.п. [4, с. 127]. Выезд водителей на неисправных автомобилях по указанию должностных лиц нередко приводит к ДТП с тяжелыми последствиями.
Важную роль играют психологические особенности личности нарушителей правил дорожного движения. Как правило, им свойственны авторитарность, жестокость, эгоизм, эгоцентризм, излишняя самоуверенность, безапелляционность, беззаботность, нечестность, ненадежность, легкомысленность, безответственность, склонность к риску, эмоциональная холодность, пренебрежительное отношение к правилам безопасности, недостаточная профессиональная подготовка, отсутствие необходимого опыта, практических навыков недостаточная требовательность к себе и подчиненным в соблюдении требований безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта, правовой и нравственный нигилизм. Все перечисленное выражается в таких формах поведения, как управление транспортным средством в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, лихачество и т.п. Зачастую такие водители – преуспевающие люди. Интересно, что среди автотранспортных преступников 98% – мужчины. Наиболее «опасный» возраст для совершения преступных ДТП – от 18 до 30 лет[3, с. 13, 15, 18]; [5, с. 10].
К сожалению, не все водители могут похвастаться устойчивой нервной системой и невозмутимостью по отношению к различным раздражителям. Как правило, большинство ДТП происходят в «часы пик», когда рабочий день закончен. Каждый водитель должен понимать, что он на дороге не один, что другие участники движения (водители и пешеходы) точно так же устали, тоже хотят домой и у них могут быть свои дела. На какой бы должности человек не трудился, на какой бы машине не передвигался, правила дорожного движения для всех одинаковы; соблюдая их, мы сохраняем жизнь и здоровье себе и окружающим.
Никому из водителей не чужды негативные чувства и эмоции. К сожалению, это приводит к снижению внимания, бдительности, увеличению времени реакции, что существенно увеличивает риск участия в ДТП. Вдобавок к этому водитель получает порцию негатива от таких же участников движения, передаёт ее другим, и риск заметно увеличивается по цепочке. В итоге получается скопление машин и раздраженных водителей, ДТП не избежать.
Л.В. Гридасова предлагает классифицировать негативные личные качества участников дорожного движения следующим образом: социально-демографические (пол, возраст, образование, род занятий, семейное положение и т.д.), социально-правовые (наличие судимости, совершения каких-либо правонарушений), социально-психологические качества (потребности, интересы, взгляды, мотивации, установки и т.д.), психофизиологические качества (дефекты восприятия и переработки информации, решений, действий) [6, с. 7].
С такими проблемами, как плохое дорожное покрытие, отсутствие или неверное расположение дорожных знаков, неработающие светофоры, не оборудованные дорожные развязки могут и должны разбираться соответствующие службы. Однако недостатки наших дорог далеко не всегда являются причинами несчастных случаев и ДТП. Недооценивая влияния психологических и человеческих факторов, можно наделать много ошибок, о которых потом сожалеть, а можно обратить на это внимание и всегда иметь в виду. Таким образом, в деле предупреждения автотранспортных преступлений первоочередное внимание должно уделяться двум группам факторов – социально-экономическим и социально-психологическим. Также не следует забывать и о правовых факторах – значит, совершенствовать уголовно-правовую политику, принимать соответствующие целевые программы, устранять имеющиеся пробелы в законодательстве.
Библиографический список
- Белокобыльский H.H., Чучаев А.И. Механизм транспортного преступления. Саратов, 2013.
- Анализ обеспечения дорожной безопасности во Франции // Борьба с преступностью за рубежом. 2011. № 2/
- Гумеров И.А. Криминологическая характеристика преступного нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств и его предупреждение: Автореф. дис. …канд. юрид. наук. Казань, 2004. 32 с.
- Бондарчик О.Н. Преступные нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств и их предупреждение: криминологический и уголовно-правовой аспекты: Дис. канд. юрид. наук. СПб., 2005. 190 с.
- Смирнов Д.В. Уголовно-правовая и криминологическая характеристика нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2004. 28 с.
- Гридасова Л.В. Криминологическое исследование дорожно-транспортных преступлений, связанных с нарушением Правил дорожного движения: Автореф. дис. …канд. юрид. наук. Омск, 2005. 20 с.