УДК 378.147.88

АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ ВОЕННОЙ КАФЕДРЫ К ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ БОЕВОЙ РАБОТЫ В ВОИНСКИХ ЧАСТЯХ

Родионов Вячеслав Адольфович1, Ролик Владимир Николаевич2, Поршнева Елена Геннадьевна3
1Институт военно-технического образования и безопасности федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого», начальник факультета военного обучения, к.т.н., доцент, факультет военного обучения
2Институт военно-технического образования и безопасности федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого», начальник военной кафедры Военно-воздушных сил, факультет военного обучения
3Институт военно-технического образования и безопасности федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого», доцент военной кафедры Военно-воздушных сил, к.п.н., факультет военного обучения

Аннотация
В статье рассматривается подготовка военных специалистов − офицеров запаса на военной кафедре при проведении групповых и практических занятий с использованием образцов реальной военной техники. Совершенствование практических навыков боевой работы студентов осуществляется в воинских частях - студенты участвуют в организации эксплуатации военной техники, проведении контроля функционирования и тренируются в выполнении нормативов по боевой работе.

Ключевые слова: военная кафедра, военная техника, воинская часть, практические занятия, практические умения и навыки, система военной подготовки


THE ADAPTATION OF STUDENTS OF RESERVE OFFICER TRAINING DEPARTMENT TO EVERYDAY ACTIVITY AND THE IMPROVEMENT OF PRACTICAL SKILLS OF FIGHTING PERFORMANCE IN MILITARY UNITS

Rodionov Vyacheslav Adolfovich1, Rolik Vladimir Nikolaevich2, Porshneva Elena Gennadjevna3
1Institute of Military Engineering and Safety Research of the Federal State-Funded Autonomous Educational Institution of Higher Vocational Education «Peter the Great St.Petersburg Polytechnic University», head of the Military Training Department, candidate of technical sciences, associate professor
2Institute of Military Engineering and Safety Research of the Federal State-Funded Autonomous Educational Institution of Higher Vocational Education «Peter the Great St.Petersburg Polytechnic University», head of the Air Force Military Subfaculty of the Military Training Department
3Institute of Military Engineering and Safety Research of the Federal State-Funded Autonomous Educational Institution of Higher Vocational Education «Peter the Great St.Petersburg Polytechnic University», associate professor at the Air Force Military Subfaculty of the Military Training Department, candidate of pedagogic sciences

Abstract
The present article is devoted to the training of military specialists - reserve officers studying at the reserve officertraining department while holding group and practical lessons with the usageof real military hardware models. The improvement of students’ practical skills is accomplished in military units. Students take part in the organization of exploitation of military hardware , control of functioning and train in thefulfillment of requirementsand guidelines of their fighting performance.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Родионов В.А., Ролик В.Н., Поршнева Е.Г. Адаптация студентов военной кафедры к повседневной деятельности и совершенствование практических навыков боевой работы в воинских частях // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/05/14650 (дата обращения: 29.09.2017).

В условиях непрерывной модернизации военно-профессиональной деятельности существенно повышаются требования к уровню компетентности офицерского состава, а, следовательно, и к качеству профессиональной подготовки военных специалистов на базе гражданского вуза. Развитие науки, вооружения и военной техники, модернизация Вооруженных Сил Российской Федерации (ВС РФ) требуют от профессорско-преподавательского состава постоянной работы по совершенствованию военно-педагогического процесса.

Подготовка военных специалистов − офицеров запаса в федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего образования «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого» (ФГАОУ ВО «СПбПУ») осуществляется на Факультете военного обучения (ФВО), состоящем из трех военных кафедр. Параллельно студенты обучаются по основной образовательной программе в базовом институте в рамках подготовки бакалавра или магистра. На завершающем этапе обучения на ФВО студенты, прошедшие теоретических курс обучения на военной кафедре и сдавшие установленные зачеты и экзамены, проходят учебные военные сборы. Учебные сборы проводятся с целью приобретения студентами практического опыта в исполнении должностных обязанностей. В ходе учебного сбора студенты привлекаются к обслуживанию вооружения и военной техники, а также проходят занятия по тактико-специальной, огневой, военно-специальной, военно-технической, строевой подготовке и общевоинским уставам Вооруженных сил Российской Федерации. По окончании учебных сборов студенты сдают выпускной государственный экзамен в воинской части, к которому допускаются студенты, прошедшие полный курс обучения на военной кафедре и учебные сборы. На каждого студента, прошедшего обучение на военной кафедре, оформляются аттестации, в которых отражается квалификационная характеристика выпускника военной кафедры. По окончании обучения в вузе (получении диплома) по основной образовательной программе аттестационные листы и учетные документы на граждан, представляемых к присвоению воинского звания офицера с одновременным зачислением в запас Вооруженных Сил РФ, направляются в управления кадров органов военного управления отвечающих за подготовку офицеров запаса по соответствующим военно-учетным специальностям. Программы подготовки офицеров запаса являются нормативными документами, которые определяют основное содержание образовательного процесса. Квалификационные требования к уровню подготовки офицера запаса Вооруженных Сил РФ, способного выполнять функциональные обязанности по первичной офицерской должности в соответствии с полученной военно-учетной специальностью, устанавливаются заказчиком от Министерства обороны.

Учебный процесс на военной кафедре Факультета военного обучения осуществляется методом «военного дня», в который включены 6 часов учебных занятий (теоретических и практических), 2 часа самостоятельной подготовки, а также 30-минутные тренировки по общевоенной, военно-технической и военно-специальной подготовкам и воспитательную работу со студентами по плану военной кафедры.

Групповые занятия проводятся по военно-техническим, тактическим и тактико-специальным дисциплинам с целью приобретения студентами практического опыта. На групповом занятии, как правило, студенты действуют в одной и той же роли, выполняя функции определенного должностного лица. Этот вид занятий проводится в целях углубления и закрепления знанийполученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы над учебным материалом, детального изучения отдельных теоретических вопросов, военной техники и вооружения, а также совершенствования практических навыков по применению, эксплуатации, ремонту вооружения и военной техники.

Сущность методов упражнения и тренировки заключается в многократном, сознательном повторении определенных приемов и действий с целью формирования навыков и умений, развития профессионально важных качеств. В учебной практике используются следующие виды упражнений: строевые, физические, стрелковые, технические, тактические и комплексные. В процессе обучения они применяются как вводные, основные и тренировочные.

Практические занятия – форма обучения, нацеленная на выработку практических умений и приобретение навыков в решении задач; отработку упражнений, приемов и нормативов, определенных уставами, наставлениями и руководствами; освоение вооружения и военной техники, овладение методами их применения, эксплуатации и ремонта. В его основе лежит практическая работа каждого обучающегося. Практические занятия проводятся в целях практического освоения вооружения и военной техники, овладения методами их применения, эксплуатации, ремонта и хранения, отработке нормативов и других вопросов в соответствии с программой обучения. Основные методы проведения практического занятия – тренировки, практические работы, контрольные работы, тренинги, военные игры и др. В результате у студентов формируются умения применять в своей деятельности полученные знания, а также навыки выполнения конкретной работы, например настройки блоков дизельной электрической станции, проведения контроля функционирования, подготовки оружия к стрельбе и др. [1].

Групповые и практические занятия проводятся с использованием функциональных и принципиальных схем, стендов и плакатов, учебных компьютерных программ, учебных макетов, блоков и шкафов в специализированных классах, а также с использованием образцов реальной военной техники, находящейся на учебно-тренировочной базе факультета военного обучения. Наличие развитой учебной материально-технической базы является условием и средством повышения качества военной подготовки. Активное формирование военно-профессиональной компетентности происходит в процессе практических занятий, а также при проведении учебных сборов.

Порядок проведения практических занятий на учебно-тренировочной базе факультета военного обучения со студентами заключается в следующем.

  1. Перед практическим занятием подготавливаются рабочие места. На каждом рабочем месте имеется необходимая материальная часть, инструменты, приборы, задания на практическое занятие, журнал инструктажа по технике безопасности.
  2. Дежурный по взводу строит взвод в две шеренги в отведенном для этого месте и докладывает преподавателю о готовности взвода к занятиям. Преподаватель здоровается с взводом, проверяет наличие студентов, их внешний вид и дает указания по устранению замеченных недостатков.
  3. Преподаватель напоминает материал прошлого занятия; осуществляет контрольный опрос пройденного материала с кратким итогом; доводит тему и цели занятия, учебные вопросы, отводимое время; инструктирует по технике безопасности; выдает и объясняет задание на практическую работу; принимает зачет по знанию мер безопасности с обязательной росписью в журнале инструктажа по технике безопасности.
  4. Учебный взвод разделяется на расчеты по рабочим местам, через указанное в практическом задании время производится смена расчетов.
  5. В ходе проведения практического занятия преподаватель на каждом рабочем месте руководит практическими работами студентов; следит за соблюдением дисциплины и правилами техники безопасности; контролирует правильность выполнения практических заданий, проводимых на военной технике; при необходимости показывает правильность и последовательность выполнения практических заданий; отвечает на вопросы, возникающие у студентов в ходе отработки вопросов заданий; следит за правильностью и очередностью подачи команд и получения докладов.
  6. В конце практического занятия на каждом рабочем месте преподаватель принимает у студентов зачеты по вопросам занятия.
  7. По окончанию практической работы преподаватель на рабочих местах контролирует комплектность, исправность аппаратуры и приборов; приведение студентами органов управления в исходное положение; наведение порядка на рабочем месте; сдачу командирами расчетов литературы и заданий на практическое занятие.
  8. Дежурный по взводу строит взвод; преподаватель принимает доклады командиров расчетов о наличии литературы, приборов; подводит итог занятия; дает задание на самоподготовку.

Основные направление совершенствования системы военной подготовки на военных кафедрах факультета военного обучения направлены на интеграцию традиционных и инновационных подходов, методов, средств и технологий осуществления образовательной деятельности студентов и преподавателей [2]. Эффективность подготовки военных специалистов – офицеров запаса можно повысить с помощью организационно-методических условий разработки и реализации учебных курсов с позиций компетентностного подхода на основе комплексного внедрения в учебный процесс современных методов обучения:

– активные и интерактивные методы обучения, активизирующие учебную деятельность учащихся;

– модульный принцип построения учебного курса, обеспечивающий индивидуальную ритмичную и активную работу студентов по ходу освоения курса;

– балльно-рейтинговая система оценивания как одна из современных систем контроля учебных достижений учащихся;

– активная аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа студентов;

– формирующее оценивание как фактор развития навыков осмысления студентами собственной деятельности по достижению целей, способствующее формированию рефлексивного мышления;

– использование информационных технологий обучения, необходимых для реализации компетентностного подхода [3].

Одним из подходов, сочетающих как традиционные, так и инновационные методики, является создание условий индивидуализации обучения [2]. Основой индивидуализации обучения является учет индивидуальных особенностей студентов с целью оптимизации учебного процесса и развития каждого обучающегося [4].

Методика индивидуализированного обучения предполагает совершенствование учебного процесса на военной кафедре. С этой целью, как уже было отмечено, осуществляется активная самостоятельная работа студентов, групповые и практические занятия проводятся на учебно-тренировочной базе факультета военного обучения с использованием реальной военной техники, а также при проведении учебных военных сборов в воинских частях.

Стоит особо отметить, что дополнительно на военной кафедре Военно-воздушных сил осуществляются поездки учебных взводов с кураторами в воинские части. Особенно это актуально для студентов первых семестров обучения, находящихся в начале пути изучения военной техники, а также для студентов последнего семестра обучения, убывающих на учебные сборы. Офицеры воинской части рассказывают и показывают порядок ведения боевой работы на рабочих местах, организацию эксплуатации дизельной электрической станции, распределительно-преобразовательного устройства, пункта боевого управления командного пункта системы, радиолокатора обнаружения, радиолокатора подсвета и наведения, низковысотного обнаружителя и пусковых комплексов. Студенты наблюдают за работой офицеров на командном пункте, а также участвуют в проведении контроля функционирования и тренируются в выполнении нормативов по боевой работе.

Таким образом, важнейшей частью образовательного процесса на факультете военного обучения являются групповые и практические занятия, проводимые не только в стенах учебного заведения, но и в воинских частях, в ходе которых реализуются следующие основные принципы обучения [1].

  1. Принципы связи теории с практикой, практической направленности и наглядности. При проведении занятий используются реальные образцы вооружения и военной техники, приборы, макеты, стенды, схемы, плакаты для изучения взаимодействия частей и механизмов, учебные фильмы, компьютерные обучающие программы и др.
  2. Принципы систематичности, последовательности и прочности в обучении. Закрепление, развитие и совершенствование ранее усвоенных знаний, навыков, умений и на их основе введение новых знаний, формирование новых навыков и умений, а также формирование профессионально-значимых качеств.
  3. Принцип коллективизма и индивидуального подхода. Сочетание групповых и индивидуальных форм, способов и подходов в обучении способствует созданию условий для активной учебной деятельности всех студентов с целью успешного обучения. Осуществляется ориентация на индивидуальные достижения каждого учащегося для выявления пробелов в освоении теоретического и практического материала с целью эффективного их восполнения; а также формирование адекватной самооценки у студентов и осознания путей и способов улучшения собственных результатов.
  4. Принцип сознательности, активности, самостоятельности и мотивации. Усвоение знаний, умений и приобретение навыков осуществляется в процессе активной познавательной и практической деятельности. Необходимо тщательно планировать учебный процесс для поддержания постоянной мотивации и познавательной активности студентов.
  5. Принцип гуманного, воспитывающего и развивающего характера. Обучение и воспитание неразрывно связаны между собой, способствуя развитию профессионально значимых личностных качеств будущих офицеров запаса.
  6. Принцип преобладания самостоятельной работы. Одна из главных задач преподавателя заключается в организации активной самостоятельной работы и получении обратной связи с возможностью корректировки образовательной траектории.

Опрос студентов показал, что формирование, закрепление и развитие знаний, умений и навыков при проведении занятий в воинских частях способствует лучшему пониманию принципов работы военной техники и повышению учебной успешности на последующих занятиях на военной кафедре. Некоторые студенты изъявили желание после окончания обучения в вузе пройти действительную военную службу по контракту. Таким образом, качественно новый подход в обучении и воспитании военных специалистов − офицеров запаса на факультете военного обучения ФГАОУ ВО «СПбПУ» осуществляется с помощью проведения групповых и практических занятий на учебно-тренировочной базе с последующим закреплением знаний, умений и навыков в воинских частях.


Библиографический список
  1. Ефремов О.Ю. Военная педагогика. – СПб., 2008. – 640 с.
  2. Фильков С.М. Система военной подготовки в гражданских вузах: теория и практика функционирования и совершенствования: Монография. – М., 2002. – 229 с.
  3. Поршнева Е.Г. Состояние и тенденции развития системы военной подготовки в гражданских вузах // Гуманитарные научные исследования. – 2014. – № 2 (30) − С. 18.
  4. Поршнева Е.Г., Родионов В.А. Роль куратора на военной кафедре гражданского вуза // Гуманитарные научные исследования. – 2015. – № 7-1 (47) − С. 60-67.


Все статьи автора «Поршнева Елена Геннадьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: