В условиях непрерывной модернизации военно-профессиональной деятельности существенно повышаются требования к уровню компетентности офицерского состава, а, следовательно, и к качеству профессиональной подготовки военных специалистов на базе гражданского вуза. Развитие науки, вооружения и военной техники, модернизация Вооруженных Сил Российской Федерации (ВС РФ) требуют от профессорско-преподавательского состава постоянной работы по совершенствованию военно-педагогического процесса.
Подготовка военных специалистов − офицеров запаса в федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего образования «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого» (ФГАОУ ВО «СПбПУ») осуществляется на Факультете военного обучения (ФВО), состоящем из трех военных кафедр. Параллельно студенты обучаются по основной образовательной программе в базовом институте в рамках подготовки бакалавра или магистра. На завершающем этапе обучения на ФВО студенты, прошедшие теоретических курс обучения на военной кафедре и сдавшие установленные зачеты и экзамены, проходят учебные военные сборы. Учебные сборы проводятся с целью приобретения студентами практического опыта в исполнении должностных обязанностей. В ходе учебного сбора студенты привлекаются к обслуживанию вооружения и военной техники, а также проходят занятия по тактико-специальной, огневой, военно-специальной, военно-технической, строевой подготовке и общевоинским уставам Вооруженных сил Российской Федерации. По окончании учебных сборов студенты сдают выпускной государственный экзамен в воинской части, к которому допускаются студенты, прошедшие полный курс обучения на военной кафедре и учебные сборы. На каждого студента, прошедшего обучение на военной кафедре, оформляются аттестации, в которых отражается квалификационная характеристика выпускника военной кафедры. По окончании обучения в вузе (получении диплома) по основной образовательной программе аттестационные листы и учетные документы на граждан, представляемых к присвоению воинского звания офицера с одновременным зачислением в запас Вооруженных Сил РФ, направляются в управления кадров органов военного управления отвечающих за подготовку офицеров запаса по соответствующим военно-учетным специальностям. Программы подготовки офицеров запаса являются нормативными документами, которые определяют основное содержание образовательного процесса. Квалификационные требования к уровню подготовки офицера запаса Вооруженных Сил РФ, способного выполнять функциональные обязанности по первичной офицерской должности в соответствии с полученной военно-учетной специальностью, устанавливаются заказчиком от Министерства обороны.
Учебный процесс на военной кафедре Факультета военного обучения осуществляется методом «военного дня», в который включены 6 часов учебных занятий (теоретических и практических), 2 часа самостоятельной подготовки, а также 30-минутные тренировки по общевоенной, военно-технической и военно-специальной подготовкам и воспитательную работу со студентами по плану военной кафедры.
Групповые занятия проводятся по военно-техническим, тактическим и тактико-специальным дисциплинам с целью приобретения студентами практического опыта. На групповом занятии, как правило, студенты действуют в одной и той же роли, выполняя функции определенного должностного лица. Этот вид занятий проводится в целях углубления и закрепления знанийполученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы над учебным материалом, детального изучения отдельных теоретических вопросов, военной техники и вооружения, а также совершенствования практических навыков по применению, эксплуатации, ремонту вооружения и военной техники.
Сущность методов упражнения и тренировки заключается в многократном, сознательном повторении определенных приемов и действий с целью формирования навыков и умений, развития профессионально важных качеств. В учебной практике используются следующие виды упражнений: строевые, физические, стрелковые, технические, тактические и комплексные. В процессе обучения они применяются как вводные, основные и тренировочные.
Практические занятия – форма обучения, нацеленная на выработку практических умений и приобретение навыков в решении задач; отработку упражнений, приемов и нормативов, определенных уставами, наставлениями и руководствами; освоение вооружения и военной техники, овладение методами их применения, эксплуатации и ремонта. В его основе лежит практическая работа каждого обучающегося. Практические занятия проводятся в целях практического освоения вооружения и военной техники, овладения методами их применения, эксплуатации, ремонта и хранения, отработке нормативов и других вопросов в соответствии с программой обучения. Основные методы проведения практического занятия – тренировки, практические работы, контрольные работы, тренинги, военные игры и др. В результате у студентов формируются умения применять в своей деятельности полученные знания, а также навыки выполнения конкретной работы, например настройки блоков дизельной электрической станции, проведения контроля функционирования, подготовки оружия к стрельбе и др. [1].
Групповые и практические занятия проводятся с использованием функциональных и принципиальных схем, стендов и плакатов, учебных компьютерных программ, учебных макетов, блоков и шкафов в специализированных классах, а также с использованием образцов реальной военной техники, находящейся на учебно-тренировочной базе факультета военного обучения. Наличие развитой учебной материально-технической базы является условием и средством повышения качества военной подготовки. Активное формирование военно-профессиональной компетентности происходит в процессе практических занятий, а также при проведении учебных сборов.
Порядок проведения практических занятий на учебно-тренировочной базе факультета военного обучения со студентами заключается в следующем.
- Перед практическим занятием подготавливаются рабочие места. На каждом рабочем месте имеется необходимая материальная часть, инструменты, приборы, задания на практическое занятие, журнал инструктажа по технике безопасности.
- Дежурный по взводу строит взвод в две шеренги в отведенном для этого месте и докладывает преподавателю о готовности взвода к занятиям. Преподаватель здоровается с взводом, проверяет наличие студентов, их внешний вид и дает указания по устранению замеченных недостатков.
- Преподаватель напоминает материал прошлого занятия; осуществляет контрольный опрос пройденного материала с кратким итогом; доводит тему и цели занятия, учебные вопросы, отводимое время; инструктирует по технике безопасности; выдает и объясняет задание на практическую работу; принимает зачет по знанию мер безопасности с обязательной росписью в журнале инструктажа по технике безопасности.
- Учебный взвод разделяется на расчеты по рабочим местам, через указанное в практическом задании время производится смена расчетов.
- В ходе проведения практического занятия преподаватель на каждом рабочем месте руководит практическими работами студентов; следит за соблюдением дисциплины и правилами техники безопасности; контролирует правильность выполнения практических заданий, проводимых на военной технике; при необходимости показывает правильность и последовательность выполнения практических заданий; отвечает на вопросы, возникающие у студентов в ходе отработки вопросов заданий; следит за правильностью и очередностью подачи команд и получения докладов.
- В конце практического занятия на каждом рабочем месте преподаватель принимает у студентов зачеты по вопросам занятия.
- По окончанию практической работы преподаватель на рабочих местах контролирует комплектность, исправность аппаратуры и приборов; приведение студентами органов управления в исходное положение; наведение порядка на рабочем месте; сдачу командирами расчетов литературы и заданий на практическое занятие.
- Дежурный по взводу строит взвод; преподаватель принимает доклады командиров расчетов о наличии литературы, приборов; подводит итог занятия; дает задание на самоподготовку.
Основные направление совершенствования системы военной подготовки на военных кафедрах факультета военного обучения направлены на интеграцию традиционных и инновационных подходов, методов, средств и технологий осуществления образовательной деятельности студентов и преподавателей [2]. Эффективность подготовки военных специалистов – офицеров запаса можно повысить с помощью организационно-методических условий разработки и реализации учебных курсов с позиций компетентностного подхода на основе комплексного внедрения в учебный процесс современных методов обучения:
– активные и интерактивные методы обучения, активизирующие учебную деятельность учащихся;
– модульный принцип построения учебного курса, обеспечивающий индивидуальную ритмичную и активную работу студентов по ходу освоения курса;
– балльно-рейтинговая система оценивания как одна из современных систем контроля учебных достижений учащихся;
– активная аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа студентов;
– формирующее оценивание как фактор развития навыков осмысления студентами собственной деятельности по достижению целей, способствующее формированию рефлексивного мышления;
– использование информационных технологий обучения, необходимых для реализации компетентностного подхода [3].
Одним из подходов, сочетающих как традиционные, так и инновационные методики, является создание условий индивидуализации обучения [2]. Основой индивидуализации обучения является учет индивидуальных особенностей студентов с целью оптимизации учебного процесса и развития каждого обучающегося [4].
Методика индивидуализированного обучения предполагает совершенствование учебного процесса на военной кафедре. С этой целью, как уже было отмечено, осуществляется активная самостоятельная работа студентов, групповые и практические занятия проводятся на учебно-тренировочной базе факультета военного обучения с использованием реальной военной техники, а также при проведении учебных военных сборов в воинских частях.
Стоит особо отметить, что дополнительно на военной кафедре Военно-воздушных сил осуществляются поездки учебных взводов с кураторами в воинские части. Особенно это актуально для студентов первых семестров обучения, находящихся в начале пути изучения военной техники, а также для студентов последнего семестра обучения, убывающих на учебные сборы. Офицеры воинской части рассказывают и показывают порядок ведения боевой работы на рабочих местах, организацию эксплуатации дизельной электрической станции, распределительно-преобразовательного устройства, пункта боевого управления командного пункта системы, радиолокатора обнаружения, радиолокатора подсвета и наведения, низковысотного обнаружителя и пусковых комплексов. Студенты наблюдают за работой офицеров на командном пункте, а также участвуют в проведении контроля функционирования и тренируются в выполнении нормативов по боевой работе.
Таким образом, важнейшей частью образовательного процесса на факультете военного обучения являются групповые и практические занятия, проводимые не только в стенах учебного заведения, но и в воинских частях, в ходе которых реализуются следующие основные принципы обучения [1].
- Принципы связи теории с практикой, практической направленности и наглядности. При проведении занятий используются реальные образцы вооружения и военной техники, приборы, макеты, стенды, схемы, плакаты для изучения взаимодействия частей и механизмов, учебные фильмы, компьютерные обучающие программы и др.
- Принципы систематичности, последовательности и прочности в обучении. Закрепление, развитие и совершенствование ранее усвоенных знаний, навыков, умений и на их основе введение новых знаний, формирование новых навыков и умений, а также формирование профессионально-значимых качеств.
- Принцип коллективизма и индивидуального подхода. Сочетание групповых и индивидуальных форм, способов и подходов в обучении способствует созданию условий для активной учебной деятельности всех студентов с целью успешного обучения. Осуществляется ориентация на индивидуальные достижения каждого учащегося для выявления пробелов в освоении теоретического и практического материала с целью эффективного их восполнения; а также формирование адекватной самооценки у студентов и осознания путей и способов улучшения собственных результатов.
- Принцип сознательности, активности, самостоятельности и мотивации. Усвоение знаний, умений и приобретение навыков осуществляется в процессе активной познавательной и практической деятельности. Необходимо тщательно планировать учебный процесс для поддержания постоянной мотивации и познавательной активности студентов.
- Принцип гуманного, воспитывающего и развивающего характера. Обучение и воспитание неразрывно связаны между собой, способствуя развитию профессионально значимых личностных качеств будущих офицеров запаса.
- Принцип преобладания самостоятельной работы. Одна из главных задач преподавателя заключается в организации активной самостоятельной работы и получении обратной связи с возможностью корректировки образовательной траектории.
Опрос студентов показал, что формирование, закрепление и развитие знаний, умений и навыков при проведении занятий в воинских частях способствует лучшему пониманию принципов работы военной техники и повышению учебной успешности на последующих занятиях на военной кафедре. Некоторые студенты изъявили желание после окончания обучения в вузе пройти действительную военную службу по контракту. Таким образом, качественно новый подход в обучении и воспитании военных специалистов − офицеров запаса на факультете военного обучения ФГАОУ ВО «СПбПУ» осуществляется с помощью проведения групповых и практических занятий на учебно-тренировочной базе с последующим закреплением знаний, умений и навыков в воинских частях.
Библиографический список
- Ефремов О.Ю. Военная педагогика. – СПб., 2008. – 640 с.
- Фильков С.М. Система военной подготовки в гражданских вузах: теория и практика функционирования и совершенствования: Монография. – М., 2002. – 229 с.
- Поршнева Е.Г. Состояние и тенденции развития системы военной подготовки в гражданских вузах // Гуманитарные научные исследования. – 2014. – № 2 (30) − С. 18.
- Поршнева Е.Г., Родионов В.А. Роль куратора на военной кафедре гражданского вуза // Гуманитарные научные исследования. – 2015. – № 7-1 (47) − С. 60-67.