УДК 378.14

ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ДОСТИЖЕНИЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТАМИ ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Козлов Павел Геннадьевич1, Федюк Роман Сергеевич2, Мочалов Александр Викторович3, Тимохин Андрей Михайлович4, Муталибов Забур Алаудинович5
1Дальневосточный федеральный университет, Учебный военный центр, преподаватель
2Дальневосточный федеральный университет, Учебный военный центр, старший преподаватель
3Дальневосточный федеральный университет, Учебный военный центр, заместитель начальника
4Дальневосточный федеральный университет, Учебный военный центр, начальник отдела
5Дальневосточный федеральный университет, Учебный военный центр, начальник цикла

Аннотация
В данной статье рассматриваются возможные психологические аспекты достижения студентами учебных военных центров готовности к военно-профессиональной деятельности; показана зависимость между причинами и механизмами такой готовности. Сделан аспект на привитие студентам профессионально важных качеств, способствующих становлению молодого офицера на первичных воинских должностях.

Ключевые слова: военно-профессиональный, готовность, личность, морально-боевые качества, Психология, студент, учебный военный центр.


RESEARCH OF PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF ACHIEVING MILITARY AND PROFESSIONAL READINESS OF STUDENTS OF MILITARY SPECIALTIES

Kozlov Pavel Gennadievich1, Fediuk Roman Sergeevich2, Mochalov Aleksandr Viktorovich3, Timokhin Andrey Mikhailovich4, Mutalibov Zabur Alaudinovich5
1Far Eastern Federal University, Military training center, teacher
2Far Eastern Federal University, Military training center, senior lecturer
3Far Eastern Federal University, Military training center, Deputy head
4Far Eastern Federal University, Military training center, head of Department
5Far Eastern Federal University, Military training center, head-cycle

Abstract
This article discusses the possible psychological aspects of the achievement by students of the educational military centers of readiness for military-professional activity; the dependence between the causes and the mechanisms of that commitment. Made aspect on instilling students of professionally important qualities that contribute to the formation of the young officer primary military positions.

Keywords: military training center, military-professional, morale and fighting quality, personality, psychology, readiness


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Козлов П.Г., Федюк Р.С., Мочалов А.В., Тимохин А.М., Муталибов З.А. Исследование психологических аспектов достижения военно-профессиональной готовности студентами военных специальностей // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/04/14894 (дата обращения: 28.05.2017).

Процесс обучения студентов в учебном военном центре (УВЦ) технического или гуманитарного вуза направлен на формирование навыков своевременного принятия обоснованных и грамотных решений, позволяющих наиболее эффективно использовать психологические возможности подчиненного личного состава при выполнении поставленных задач в установленные сроки в различных условиях обстановки [1]. Известный отечественный психолог С. Л. Рубинштейн писал: «Для организации деятельности человека знание зависимостей и закономерностей, которым они подчиняются, практически особенно важно. Задача их раскрытия падает на психологию. При распространении на психическую деятельность действия физиологических законов высшей нервной деятельности (законов нейродинамики нервных процессов) психические явления выступают как эффект действия физиологических законов» [2].

Процесс формирования психологических свойств личности происходит через создание специфических ситуаций воинской деятельности (таблица 1). Для того чтобы сформировать у студентов (курсантов) психологическую готовность к выполнению обязанностей военной службы, необходимо смоделировать процесс превращения психических состояний в психические свойства личности [1].

Учебная деятельность в учебном военном центре подчинена необходимости выполнения современных требований к ней:

-    быть разносторонне мотивированным процессом (побуждать к лучшему преподаванию и лучшему изучению);

-    иметь гибкую и развитую структуру;

-    осуществляться в разнообразных формах, позволяя преподавателю наиболее полно использовать свой творческий педагогический потенциал, а обучаемым – индивидуальные возможности;

-    выполняться при помощи современных технических средств обучения.

Процесс формирования военно-профессиональной готовности, условно рассматривается в исследовании в несколько этапов:

-      профессиональная готовность до начала обучения по программам подготовки воинских учетных специальностей;

-      профессиональная готовность в период обучения в УВЦ;

-      профессиональная готовность в период офицерской службы после окончания УВЦ.

Таблица 1. Психологические аспекты военно-профессиональной  готовности

Причины военно-профессиональной  готовности

Механизмы её формирования

Необходимость принятия ответственного решения Моделирование специфических ситуаций воинской службы
Психологическая готовность к выполнению задач, связанных с риском для жизни Превращение психологических состояний в психологические свойства (направленность, потребность, мотивы)
Формирование профессионально значимых качеств военнослужащего (воля, характер, и т.д.) Воспитание уверенности в себе, товарищах и оружии

Очень важно заранее увидеть в студенте задатки будущего военнослужащего, для этого, еще на этапе отбора абитуриентов УВЦ, преподаватели проводят работу по определению психологических способностей вчерашних школьников. Большую помощь им в этом оказывает, проводимая военными комиссариатами, оценка степени психологической и профессиональной пригодности человека, поступающего на военную службу и возможности обучения его в военном вузе.

Для поступления в УВЦ в первую очередь отбираются кандидаты с I и II группой по профессиональному психологическому отбору (ППО). Кандидаты с III группой ППО (т.е. менее склонные к обучению в высших учебных заведениях), отбираются только в случае отсутствия кандидатов с более высокими группами. Далее, на основе изучения личных дел производится изучение индивидуально-психологических особенностей поступающего и делаются соответствующие выводы. Преподаватели стараются допустить к участию в конкурсе на поступление наиболее достойных абитуриентов, чтобы в дальнейшем не пришлось кого-либо отчислять за неудовлетворительную учебу.

Следующим этапом выработки психологической готовности студентов к военно-профессиональной деятельности становится непосредственное обучение в УВЦ, направленностью которого является – подготовка выпускника, достойного продолжать традиции офицеров Российской армии.

У личности студента военной специальности  в период обучения формируются профессионально-значимые и профессионально-важные для военнослужащего качества. Условия обучения и профессиональной подготовки, овладение общими и специальными знаниями, навыками и умениями (компетенциями), физическая и психологическая подготовка стимулируют развитие профессионально-ориентированных качеств, которые оказывают влияние на уровень и структуру военно-профессиональной подготовки. Для студента УВЦ играет существенную роль в его будущей профессии: уровень и структура его профессиональных притязаний; оценка значимости избранной военной специальности.

Понимание природы интеллектуального ума в психологии образования невозможно без раскрытия общепсихологических закономерностей функционирования интеллекта и результативности интеллектуальной деятельности в процессе обучения. Базовым психологическим ресурсом, который лежит в основе высокой эффективности учебной деятельности, безусловно, является высокий интеллектуальный потенциал личности. Вместе с тем, учебный материал может быть представлен в разных модальностях сенсорного опыта, что определяет необходимость учитывать средства репрезентации и кодирования учебной информации [5].

Все занятия по военной подготовке проводятся в соответствии с требованиями Уставов ВС РФ [3], «Наставления по организации боевой подготовки в ВС РФ» и «Руководства по учебной и методической работе учебного военного центра ДВФУ» [4]. Необходимо создать такие условия, при которых студенты смогут получить знания о сути воинской службы, её особенностях, её специфике, чтобы лучше понять и представить себе как вести себя при поступлении в воинский коллектив. На всех специальных занятиях преподаватели должны вырабатывать у студентов выносливость, инициативу и настойчивость при выполнении поставленных задач, воспитывать чувство товарищества и взаимной выручки и морально-боевые качества. В ходе занятий следует широко использовать передовой опыт войск.

Для достижения военно-профессиональной готовности очень важно на этапе обучения студентов УВЦ проводить государственно-патриотическое воспитание, призванное сформировать настоящего гражданина готового к защите своего Отечества в мирное и военное время [6].

Отзывы на офицеров – выпускников УВЦ  показывают, что общетеоретическая инженерная подготовка бывших студентов выше, как в начале службы, так и в ее процессе, в отличие от выпускников военных вузов, а вот общевоинская подготовка, командные, методические и практические навыки, умение работать с подчиненными являются ниже на начальном периоде вступления в должность, но уже через год-полтора достигается тот необходимый для становления уровень, при котором выпускник УВЦ становится профессионально успешным. В частности, выпускники УВЦ ДВФУ 2013 года лейтенанты Иван Токарев и Дмитрий Виговский, после выпуска был направлены для прохождения службы в Южный военный округ на должности командиров взводов воздушно-десантных войск, где в первый же год зарекомендовали себя на самом высоком уровне, о чем свидетельствуют государственные награды: медали «За отвагу» и «За воинскую доблесть II степени», которыми они награждены.

Для того чтобы студент УВЦ был психологически готов к военно-профессиональной деятельности, необходима уверенность в себе, своих однокурсниках, в изучаемой военной технике и оружии. Поэтому, нет ничего более важного для формирования военно-профессиональной готовности, чем добросовестная учеба, позитивный настрой на изучение специфики такой важной и нужной профессии как офицер Российской Армии. Признаками этой готовности будут считаться: твердая уверенность в знаниях общевоинских уставов, вооружения и военной техники, смелое принятие решений, безошибочное выполнение приказов и распоряжений во время проведения занятий, хорошее моральное и физиологическое состояние студентов УВЦ.


Библиографический список
  1. Изучение психологии личности студентами военных специальностей // Психология, социология и педагогика. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/01/4375
  2. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. СПб.: Питер, 2012. – 360 с.
  3. Общевоинские уставы ВС РФ. – М.: Воениздат, 2015. – 420 с.
  4. Руководство по учебной и методической работе учебного военного центра / сост. А.В. Мочалов, Ю.Ю. Ильинский, М.А. Струлев, В.В. Куличков, Е.И. Убанкин. – Владивосток: ДВФУ, 2015. – 168 с.
  5. Подготовка студентов военных специальностей к будущей военной службе // Психология, социология и педагогика. 2015. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/03/4700
  6. Томилина С.Н., Манецкая С.В. Государственно-патриотическое воспитание курсантов морского вуза: сущность и определение// Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета,  2015. - № 107. – С. 219-230.


Все статьи автора «Козлов Павел Геннадьевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: