Процесс обучения студентов в учебном военном центре (УВЦ) технического или гуманитарного вуза направлен на формирование навыков своевременного принятия обоснованных и грамотных решений, позволяющих наиболее эффективно использовать психологические возможности подчиненного личного состава при выполнении поставленных задач в установленные сроки в различных условиях обстановки [1]. Известный отечественный психолог С. Л. Рубинштейн писал: «Для организации деятельности человека знание зависимостей и закономерностей, которым они подчиняются, практически особенно важно. Задача их раскрытия падает на психологию. При распространении на психическую деятельность действия физиологических законов высшей нервной деятельности (законов нейродинамики нервных процессов) психические явления выступают как эффект действия физиологических законов» [2].
Процесс формирования психологических свойств личности происходит через создание специфических ситуаций воинской деятельности (таблица 1). Для того чтобы сформировать у студентов (курсантов) психологическую готовность к выполнению обязанностей военной службы, необходимо смоделировать процесс превращения психических состояний в психические свойства личности [1].
Учебная деятельность в учебном военном центре подчинена необходимости выполнения современных требований к ней:
- быть разносторонне мотивированным процессом (побуждать к лучшему преподаванию и лучшему изучению);
- иметь гибкую и развитую структуру;
- осуществляться в разнообразных формах, позволяя преподавателю наиболее полно использовать свой творческий педагогический потенциал, а обучаемым – индивидуальные возможности;
- выполняться при помощи современных технических средств обучения.
Процесс формирования военно-профессиональной готовности, условно рассматривается в исследовании в несколько этапов:
- профессиональная готовность до начала обучения по программам подготовки воинских учетных специальностей;
- профессиональная готовность в период обучения в УВЦ;
- профессиональная готовность в период офицерской службы после окончания УВЦ.
Таблица 1. Психологические аспекты военно-профессиональной готовности
Причины военно-профессиональной готовности |
Механизмы её формирования |
Необходимость принятия ответственного решения | Моделирование специфических ситуаций воинской службы |
Психологическая готовность к выполнению задач, связанных с риском для жизни | Превращение психологических состояний в психологические свойства (направленность, потребность, мотивы) |
Формирование профессионально значимых качеств военнослужащего (воля, характер, и т.д.) | Воспитание уверенности в себе, товарищах и оружии |
Очень важно заранее увидеть в студенте задатки будущего военнослужащего, для этого, еще на этапе отбора абитуриентов УВЦ, преподаватели проводят работу по определению психологических способностей вчерашних школьников. Большую помощь им в этом оказывает, проводимая военными комиссариатами, оценка степени психологической и профессиональной пригодности человека, поступающего на военную службу и возможности обучения его в военном вузе.
Для поступления в УВЦ в первую очередь отбираются кандидаты с I и II группой по профессиональному психологическому отбору (ППО). Кандидаты с III группой ППО (т.е. менее склонные к обучению в высших учебных заведениях), отбираются только в случае отсутствия кандидатов с более высокими группами. Далее, на основе изучения личных дел производится изучение индивидуально-психологических особенностей поступающего и делаются соответствующие выводы. Преподаватели стараются допустить к участию в конкурсе на поступление наиболее достойных абитуриентов, чтобы в дальнейшем не пришлось кого-либо отчислять за неудовлетворительную учебу.
Следующим этапом выработки психологической готовности студентов к военно-профессиональной деятельности становится непосредственное обучение в УВЦ, направленностью которого является – подготовка выпускника, достойного продолжать традиции офицеров Российской армии.
У личности студента военной специальности в период обучения формируются профессионально-значимые и профессионально-важные для военнослужащего качества. Условия обучения и профессиональной подготовки, овладение общими и специальными знаниями, навыками и умениями (компетенциями), физическая и психологическая подготовка стимулируют развитие профессионально-ориентированных качеств, которые оказывают влияние на уровень и структуру военно-профессиональной подготовки. Для студента УВЦ играет существенную роль в его будущей профессии: уровень и структура его профессиональных притязаний; оценка значимости избранной военной специальности.
Понимание природы интеллектуального ума в психологии образования невозможно без раскрытия общепсихологических закономерностей функционирования интеллекта и результативности интеллектуальной деятельности в процессе обучения. Базовым психологическим ресурсом, который лежит в основе высокой эффективности учебной деятельности, безусловно, является высокий интеллектуальный потенциал личности. Вместе с тем, учебный материал может быть представлен в разных модальностях сенсорного опыта, что определяет необходимость учитывать средства репрезентации и кодирования учебной информации [5].
Все занятия по военной подготовке проводятся в соответствии с требованиями Уставов ВС РФ [3], «Наставления по организации боевой подготовки в ВС РФ» и «Руководства по учебной и методической работе учебного военного центра ДВФУ» [4]. Необходимо создать такие условия, при которых студенты смогут получить знания о сути воинской службы, её особенностях, её специфике, чтобы лучше понять и представить себе как вести себя при поступлении в воинский коллектив. На всех специальных занятиях преподаватели должны вырабатывать у студентов выносливость, инициативу и настойчивость при выполнении поставленных задач, воспитывать чувство товарищества и взаимной выручки и морально-боевые качества. В ходе занятий следует широко использовать передовой опыт войск.
Для достижения военно-профессиональной готовности очень важно на этапе обучения студентов УВЦ проводить государственно-патриотическое воспитание, призванное сформировать настоящего гражданина готового к защите своего Отечества в мирное и военное время [6].
Отзывы на офицеров – выпускников УВЦ показывают, что общетеоретическая инженерная подготовка бывших студентов выше, как в начале службы, так и в ее процессе, в отличие от выпускников военных вузов, а вот общевоинская подготовка, командные, методические и практические навыки, умение работать с подчиненными являются ниже на начальном периоде вступления в должность, но уже через год-полтора достигается тот необходимый для становления уровень, при котором выпускник УВЦ становится профессионально успешным. В частности, выпускники УВЦ ДВФУ 2013 года лейтенанты Иван Токарев и Дмитрий Виговский, после выпуска был направлены для прохождения службы в Южный военный округ на должности командиров взводов воздушно-десантных войск, где в первый же год зарекомендовали себя на самом высоком уровне, о чем свидетельствуют государственные награды: медали «За отвагу» и «За воинскую доблесть II степени», которыми они награждены.
Для того чтобы студент УВЦ был психологически готов к военно-профессиональной деятельности, необходима уверенность в себе, своих однокурсниках, в изучаемой военной технике и оружии. Поэтому, нет ничего более важного для формирования военно-профессиональной готовности, чем добросовестная учеба, позитивный настрой на изучение специфики такой важной и нужной профессии как офицер Российской Армии. Признаками этой готовности будут считаться: твердая уверенность в знаниях общевоинских уставов, вооружения и военной техники, смелое принятие решений, безошибочное выполнение приказов и распоряжений во время проведения занятий, хорошее моральное и физиологическое состояние студентов УВЦ.
Библиографический список
- Изучение психологии личности студентами военных специальностей // Психология, социология и педагогика. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/01/4375
- Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. СПб.: Питер, 2012. – 360 с.
- Общевоинские уставы ВС РФ. – М.: Воениздат, 2015. – 420 с.
- Руководство по учебной и методической работе учебного военного центра / сост. А.В. Мочалов, Ю.Ю. Ильинский, М.А. Струлев, В.В. Куличков, Е.И. Убанкин. – Владивосток: ДВФУ, 2015. – 168 с.
- Подготовка студентов военных специальностей к будущей военной службе // Психология, социология и педагогика. 2015. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/03/4700
- Томилина С.Н., Манецкая С.В. Государственно-патриотическое воспитание курсантов морского вуза: сущность и определение// Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета, 2015. - № 107. – С. 219-230.