УДК 379.85

ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ ПАЛОМНИЧЕСКОГО ТУРИЗМА ЗА РУБЕЖОМ

Андреева Александра Евгеньевна1, Самыловская Екатерина Анатольевна2
1Санкт-Петербургский государственный университет, студентка Института наук о Земле
2Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, ассистент

Аннотация
В статье рассматриваются основные направления, тенденции и факторы развития паломнического туризма за рубежом на основе анализа работ иностранных авторов по данной тематике. Показаны возможные методы направления изучения паломнического туризма как научного феномена. Особый акцент авторы делают на разграничении терминов паломнического и религиозного туризма, а также определении понятия паломника как туриста. В статье приводятся примеры формирования зарубежного паломнического турпродукта с учетом ресурсной базы региона. Изучается актуальность и важность использования сети Интернет как рекламного инструмента в продвижении паломнического турпродукта, а также в целях сбора информации статистического характера, для определения потребностей и выявления предпочтений паломников. На основе проведенного библиографического исследования авторами сформулированы выводы, позволяющие представить основные тенденции развития паломнического туризма за рубежом.

Ключевые слова: методы изучения паломнического туризма, паломник, паломнический туризм, паломнический туристический продукт, паломничество, религиозный туризм, туристическая индустрия.


PRACTICE OF PILGRIMAGE TOURISM ABROAD

Andreeva Aleksandra Evgenevna1, Samylovskaya Ekaterina   Anatol'evna2
1St.Petersburg State University, Student of Institute of Earth Sciences
2Peter the Great St.Petersburg Polytechnic University, Assistant

Abstract
The article considers the main directions, trends and factors of development of pilgrimage tourism abroad which is based on the works of foreign authors’ analysis on the subject. There have been the possible methods for the study of pilgrimage tourism destinations showed as a scientific phenomenon. Particular attention is paid to the distinction between the terms of the pilgrimage and religious tourism, as well as the definition of pilgrim tourists. Examples are given in the article provide information about forming foreign pilgrimage tourism products with it established on the resource base of the region. The relevance and importance of the Internet like an advertising tool for promoting pilgrimage tourism products as well as collecting information of a statistical nature in order to identify needs and the preferences of pilgrims were examined. Based on a bibliographic study authors formulates conclusions, allowing to present the main trends in the development of pilgrimage tourism abroad.

Рубрика: География

Библиографическая ссылка на статью:
Андреева А.Е., Самыловская Е.А. Практика развития паломнического туризма за рубежом // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/04/14554 (дата обращения: 26.05.2017).

Наблюдаемая за последние годы положительная динамика развития паломнического туризма за рубежом подтверждает его религиозную, экономическую и туристическую значимость [1, с. 326]. Несмотря на то, что зарубежный опыт не является универсальным образцом для развития отечественного туризма, определенные достижения зарубежного туризма, уже ушедшие в прошлое, в России еще только обозначаются. Знакомство с накопленными знаниями и опытом зарубежных стран могут быть полезны в прогностических целях, для сосредоточения усилий на решение базовых проблем отечественного туризма, а также для преодоления сложившихся стереотипов в области организации паломнического туризма в эпоху технического прогресса и глобализации.

Паломнический туризм является религиозным феноменом, существующим по сей день во всех основных религиях мира. Этот вид путешествий представляет собой часть глобальной религиозной истории [15, с. 562], поэтому авторы статьи рассматривают паломничество безотносительно его конфессиональной принадлежности. Целью статьи является анализ практики паломнического туризма за рубежом для возможностей диверсификации национального туристического продукта.

Не редко в зарубежными учеными высказывается мнение о том, что накопленные знания в области паломничества и религиозного туризма до сих пор остаются фрагментарными и не объединены целостной концепцией, а понятийный аппарат является дискуссионным [5, с. 440]. Тем не менее, проведенный терминологический анализ позволил дать рабочие определения базовым понятиям: паломнический туризм – это­ путешествия туристов к святым местам и религиозным центрам, находящимся за пределами обычной для них среды проживания. Паломники – это путешественники, сильно мотивированные внутренним духовным чувством, и в меньшей степени желанием участвовать в познавательно – развлекательных мероприятиях.

Одним из главных вопросов в  изучении феномена паломничества за рубежом является определение различий между религиозным и паломническим туризмом. Начав свое существование в период средневековья, паломнический туризм претерпел большие изменения. Современный религиозный туризм и средневековое паломничество, по образному сравнению Г. Холдернесса (G. Holderness), соотносятся друг с другом «как предмет и отбрасываемая им тень» [14, с. 345].

Ряд авторов, таких как  П. Луис-Гонсалес (Р. Lois-González ) Кс. Сантос ( X.Santos), Дж. Насш (J. Nash), С. Сиарси (S.Searcy), Х.Тукер (H.Tucker), Е. Виллиямс  (E. Williams), основываясь на проведенных исследованиях, отмечают потенциальную двойственность паломнического и туристического поведения, указывая на несоответствие между традиционной сакральностью акта паломничества и наблюдаемым светским поведением современных паломников (поиск ландшафтов, потребность расслабиться, на время уйти от давления повседневной жизни), что говорит о постепенной секуляризации паломничества. Религиозный туризм паломнического типа призван расширить потенциальную аудиторию посетителей святых мест за счет лиц, не в полной мере готовых к паломничеству, но при этом  испытывающих к нему определенный интерес [20, 22, 28, 32, 34].

В своем диссертационном исследовании П. Арсео (P. Arceo) определяет туризм как путешествие из одного места в другое с определенной целью, с последующим возвращением к постоянному месту жительства. Согласно этому определению, туризм может включать паломничество, деловые поездки, рекреационные каникулы, поездки с научными целями, или комбинацию всего перечисленного. Данное определение свидетельствует о размытости границ между паломничеством и туризмом, образовании их «гибрида» [2, с. 107].

Истинного паломника характеризуют преднамеренные самоограничения в пище, бытовых условиях, комфорте окружающей среды и т.п. Основополагающей характеристикой паломника является спонтанное ощущение взаимного единства, которое стирает любые социальные границы [6, с. 250]. Во время путешествия, паломники обращаются к традиционным религиозным практикам, таким как чтение молитв, духовное песнопение, поклонение святым мощам и т.п. [3, 26]. Они, как правило, останавливаться при храмах, у родственников, а иногда у совершенно незнакомых людей. Хозяева с удовольствием принимают путешественников, поскольку это дает им повод приобщиться к священному действию [27, 33].

Если путешественникам предстоит проживать в отеле, то ассортимент предоставляемых услуг и рейтинг отеля являются для них второстепенными. Наиболее важными факторами, влияющими на потребительское решение о покупке туристского продукта, оказываются график, программа паломнической поездки и гид. Решающую роль при выборе турагентства играет его репутация по организации паломнических поездок. Цена тура менее важна для паломника, чем его результаты [29, с. 60]. Туристические агентства и компании, желающие продвигать паломнический туризм, должны принять во внимание эти факторы, чтобы разработать эффективные маркетинговые стратегии.

Ритуалы, торжественные мероприятия, культовые здания и другие религиозные достопримечательности, которые имеют как духовное, так и светское значение, привлекают не только верующих людей, но и простых туристов, чьи мотивы и ожидания часто не совпадают. Лица, работающие в индустрии туризма,  должны иметь представление о религиозных чувствах верующих и помогать светским туристам корректировать свое поведение, не пренебрегая трудностями достижения консенсуса [24 с. 203].

Европа характеризуется богатой сетью святых мест, которые в средние века были популярны у паломников. В Италии, Словакии, Польше власти прилагают большие усилия по продвижению паломнических маршрутов, богатых историей и духовностью [4, 10, 30]. Для Европейского Союза поддержание направлений, по которым путешествуют как паломники, так и туристы, имеет решающее значение для устойчивого развития культурного туризма, что находит подтверждение в многочисленных разрабатываемых проектах [7, с. 28].

В Словакии, несмотря на то, что страна не наделена высоким статусом для религиозного туризма, особенно актуальным является изучение и классификация религиозных памятников и достопримечательностей, связанных со спецификой и историческим развитием территории [4, с. 32]. Польские исследователи также считают, что религиозный туризм является особым видом туризма, который во многих провинциях Польши имеет большой потенциал для развития. К сожалению, всего лишь единицы из числа представителей местного самоуправления эффективно используют этот потенциал, который может принести выгоду для развития регионов за счет налаживания сотрудничества между небольшими центрами по увеличению числа паломников.

Каждый центр может внести свой уникальный вклад в развитие паломнического туризма путем создания совместного туристического продукта. Сочетание достопримечательностей и одновременного продвижения региона будет способствовать увеличению интереса со стороны туристов –  паломников. Развитие этой формы туризма послужит импульсом для экономического восстановления и развития необходимой инфраструктуры туризма в регионе [30, с. 210].

Большой размах в научных исследованиях за рубежом получила типизация религиозных туристов на основе изучения мотивов их путешествий. Мотивационные и поведенческие аспекты паломничества изучаются с помощью социологических методов – анкетирования и интервьюирования [18, с. 201], метода включенного наблюдения посредством участия в священных ритуалах и церемониях [8, с. 316], метода самоидентификации (самостоятельного определения своего статуса) [23, с. 348]. Площадками для проведения таких исследований часто служат культовые учреждения [16, 21, 33]. Предпринимаются попытки изучения мотивационных установок с помощью анализа интервью, публикуемых в СМИ, рассказов паломников, размещенных в интернет-блогах [19], а также используя описательные модели паломников, приведенные в научной литературе [12, с. 160]. Большинство исследователей отмечают трудности и ограничения при сборе данных, объясняемые спецификой изучаемого объекта.

Основные мотивы религиозных паломников, посещающих святые места, связаны с духовным совершенствованием, обновлением, просьбами о Божьей благодати, о здоровье. Классификация мотивов помогает найти возможности взаимодействия между религиозными и светскими элементами туристических поездок, и разрабатывать стратегию привлечения каждого типа путешественников [12, с. 162].

Интересным представляется тот факт, что изучению подвергаются не только мотивы самих паломников, но и мотивация инвесторов, участвующих в создании религиозных туристических продуктов. Изучается также мнение постоянных обитателей святых мест, например, буддийских монахов, представителей исламского мира, по поводу вторжения многочисленных приезжих и связанных с этим возможных изменений в инфраструктуре, качестве жизни и духовных практиках. Высказывается мнение, что социально-культурные последствия паломнического туризма воспринимаются в целом положительно [35, 36].

В память о совершенном путешествии религиозные туристы приобретают различные материальные объекты – сувениры, которые необходимо воспринимать как товары с определенным значением, выявлять и материализовывать те особенности, которыми туристы их наделяют [17, 25].

Исследование, проведенное израильским ученым Н. Коллинс-Креинером  (N.Collins-Kreiner) на основе географических, демографических и психологических характеристик посетителей еврейских священных мест показало, что паломнические святыни привлекают чрезвычайно разнообразный контингент –  от истинных паломников, религиозных путешественников, до светских туристов, что превращает их из чисто паломнических объектов в религиозно-туристические места [5, с. 439].

Зачастую религиозные святыни интересуют туристов как универсальные ценности. Например, Гереме – музей под открытым небом, пещерные поселения исторической области Каппадокия в Турции, входящие в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Исследователи обеспокоены напряженностью, связанной с неиконографической природой ислама и попытками преднамеренного повреждения фресок. Они приходят к выводу о необходимости обсуждения этой проблемы под эгидой объединяющих идеалов ЮНЕСКО [31, с. 229].

Совершенно очевидно, что путешествия, связанные с религиозными местами и паломническими фестивалями должны приносить доход не только разработчикам самого туристического продукта, но и тем местам, по которым проходят паломнические маршруты. Однако проведенные подсчеты показывают, что в результате аскетизма структуры потребления паломников, экономический эффект от их присутствия является минимальными [11, с. 87].

В зарубежной профессиональной литературе обсуждается также вопрос об использовании интернет в рекламе религиозного и паломнического туризма. Изучение было проведено в Индии с использованием социологических методов – анкетирования и интервьюирования паломников и членов Правления святынь. Также анализировались контенты сайтов Правлений религиозных объектов.

Результаты показали, что использование коммуникационных технологий обеспечивает удобство и комфорт для паломников, предоставляет доступ к информации и, соответственно, высокий уровень осведомленности [13, с. 510].

Общеизвестно, что включение интернета в состав рекламных инструментов является неотъемлемой частью современной маркетинговой стратегии компаний, фирм и организаций. Анализ их использования в области пропаганды памятников культурного наследия и паломнических мест с учетом всех целевых групп представляется чрезвычайно важным, но малоизученным.

Особый акцент авторы делают на коммуникациях в социальных сетях. Сегодня, в условиях, когда население массово превращается в удаленных пользователей, организаторам религиозного туризма необходимо найти новую модель взаимодействия с пользователями, активно продвигать памятники культурного наследия и места паломничества на различных социальных медиа-площадках [10, с. 224].

Таким образом, изучение развития паломнического туризма за рубежом, позволило сделать следующие выводы: во-первых, паломнический туризм воспринимается как важная часть туристической индустрии, в cвязи с чем, государство и местные органы власти активно участвуют в разработке новых проектов.

Во-вторых, мотивы и поведенческие характеристики паломников активно изучаются, что позволяет проводить обоснованную сегментацию рынка туристических услуг. В то же время методы их изучения достаточно разнообразны и представляют особый интерес для заимствования.

В- третьих, в зарубежной практике, паломничество, сохранив свои исконные корни, становится более светским и сближается с религиозным туризмом. Это обстоятельство обусловило появление в национальном туристическом продукте зарубежных стран обособленной ниши – религиозный туризм паломнического типа, расширяющий потенциальную аудиторию туристов и требующий вдумчивого подхода. Реклама и пропаганда, основанная на электронных коммуникациях, помогают активизировать процессы паломнического туризма.


Библиографический список
  1. Apostol  M.S. The pilgrimage at Santiago of Compostela between tradition and modernity – a statistical approach // Quality – Access to Success. 2013. № 14. (SUPPL.2). Р. 326-329.
  2. Arceo Peon A.M. New modes of experiencing pilgrimage: devotional tourism in Yucatan, Mexico: dis… doctor of philosophy. Florid. 2009. 259 p.
  3. Buzinde C. N.a. Emic understandings of Kumbh Mela pilgrimage experiences / C. N.a Buzinde, J. M.b Kalavar, N. c. Kohli, D. a. Manuel-Navarrete // Annals of Tourism Research. 2014. № 49. Р. 1-18.
  4. Černá J. Religiousness and religious tourism in Slovakia case study // European Journal of Science and Theology. 2014. № 10. Р. 29-37.
  5. Collins-Kreiner Noga Geographers and pilgrimages: changing concepts in pilgrimage tourism research // Economische en Sociale Geografie. 2010. Vol. 101. №. 4. P. 437–448.
  6. Di Giovine M.A. Pilgrimage: Communitas and contestation, unity and difference – An introduction // Tourism. 2011. №59 (3). Р. 247-269.
  7. Diti I., Torreggiani D., Tassinari P. Rural landscape and cultural routes: A multicriteria spatial classification method tested on an italian case study // Journal of Agricultural Engineering. 2015. № 46 (1). Р. 23-29.
  8. Ebadi M. Typologies of the visitors at Khaled Nabi shrine, Iran: Tourists or pilgrims? // International Journal of Culture, Tourism, and Hospitality Research. 2014. № 8 (3). Р. 310-321.
  9. Ebadi M. Typologies of the visitors at Khaled Nabi shrine, Iran: Tourists or pilgrims? // International Journal of Culture, Tourism, and Hospitality Research. 2014. № 8 (3). Р. 310-321.
  10. Ferencová M.a, Mišenčíková V.b , Kot S. c. An analytical view of using e-communication tools in promoting of selected pilgrim tourism sites in Slovak Republic // Journal of Environmental Management and Tourism. 2014. № 5 (2-10). Р. 223-229.
  11. Fernandes C. A new research approach for religious tourism: The case study of the Portuguese route to Santiago / C. Fernandes E. Pimenta F. Gonçalves, S. Rachão // International Journal of Tourism Policy. 2012. № 4 (2) Р. 83-94.
  12. Finney R.Z.a , Orwig R.A.b., Spake D.F.a Lotus-eaters, pilgrims, seekers, and accidental tourists: How different travelers consume the sacred and the profane // Services Marketing Quarterly. 2009. № 30 (2). Р. 148-173.
  13. Gupta K., Gulla A. Internet deployment in the spiritual tourism industry: The case of Vaishno Devi Shrine // Worldwide Hospitality and Tourism Themes. 2010. № 2 (5). Р. 507-519.
  14. Holderness G. Rome: multiversal city: The material and the immaterial in religious tourism // Cross Currents. 2009. Stptember. Р. 342-348.
  15. Hosseini R.S.a b, Zainal A.a Religious tourism: Shiite shrines a powerful tool for regional development for Mashhad City, Iran // Current Issues in Hospitality and Tourism Research and Innovations: Proceedings of the International Hospitality and Tourism Conference (IHTC). 2012. Р. 561-565.
  16. Hughes K., Bond N.,  Ballantyne R. Designing and managing interpretive experiences at religious sites: Visitors’ perceptions of Canterbury Cathedral  // Tourism Management. 2013. № 36. Р. 210-220.
  17. Kovacs C.L. Pompeii and its material reproductions: The rise of a tourist site in the nineteenth century // Journal of Tourism History. 2013. № 5 (1).  Р. 25-49.
  18. Liutikas D. In search of miracles: Pilgrimage to the miraculous places // Tourism Review. 2015. № 70 (3). P. 197-213.
  19. Lloyd S. Jungian foundations for managing and performing secular pilgrimages // International Journal of Culture, Tourism, and Hospitality Research. 2013. № 7 (4) Р. 375-393.
  20. Lois-González R.C., Santos X.M. Tourists and pilgrims on their way to Santiago. Motives, Caminos and final destinations // Journal of Tourism and Cultural Change. 2015. №13 (2). P. 149-164.
  21. Matheson C.M a. Spiritual attitudes and visitor motivations at the Beltane Fire Festival / C.M.a Matheson, R.b c Rimmer, R.b Tinsley // Edinburgh Tourism Management. 2014. № 44. Р. 16-33.
  22. Nash J. Re-examining ecological aspects of Vrindavan pilgrimage // Flows of Faith: Religious Reach and Community in Asia and the Pacific. 2012. Р. 105-121. (Book Chapter).
  23. Nyaupane G.P., Timothy D.J., Poudel S. Understanding tourists in religious destinations: A social distance perspective Tourism Management. 2015. № 48 (1). Р. 343-353.
  24. Okhovat H. A study on religious tourism industry management case study: Islamic republic of Iran // International journal of academic research. 2010. Vol. 2. №. 5. September. Р. 302-306.
  25. Paraskevaidis P.a, Andriotis K.b. Values of souvenirs as commodities // Tourism Management. 2015. № 48. Р. 1-10.
  26. Raj R. Religious tourist’s motivation for visiting religious sites // International Journal of Tourism Policy. 2012. № 4 (2). Р. 95-105.
  27. Saayman A.a., Saayman M.b, Gyekye A.c  Perspectives on the Regional Economic Value of a Pilgrimage // International Journal of Tourism Research. 2014. №16 (4). Р. 407-414.
  28. Searcy S. Tourism, pilgrimage and development in Bodhgaya, Bihar, India: Thes…. degree master of arts /. East Carolina University. 2012. 76 р.
  29. Shinde K.A. Managing Hindu festivals in pilgrimage sites: Emerging trends, opportunities, and challenges // Event Management. 2010 № 14 (1). Р. 53-67.
  30. Stefko R.a., Nowak S.b Cooperation shrines of europe in regional management and development [Współpraca sanktuariów europy w zarządzaniu i rozwoju regionalnym] // Polish Journal of Management Studies. 2014. № 10. (2). Р. 209-215.
  31. Svoboda J., Salgovicova J., Polakovic A. Religion and tourism in Slovakia // Europian Journal of  Scince and Theology. 2013.№.  9. (6). P. 125-132.
  32. Tucker H. a, Carnegie E. b c. World heritage and the contradictions of ‘universal value’ // Annals of Tourism Research. 2014. № 47. Р. 63-76.
  33. Wichasin P. Stupa worship: the early form of tai religious tourism // Contemporary Buddhism. 2009. Vol. 10. № 1. May. Р.185-191 .
  34. Williams E.a. Visitor experiences of St Davids Cathedral: The two worlds of pilgrims and secular tourist / E.a Williams, M.a Robbins, L.J.b Francis, J.c Annis // Rural Life and Rural Church: Theological and Empirical Perspectives. 2012. Р. 201-214. (Book Chapter).
  35. Winter C. Battlefield Visitor motivations: Explorations in the Great War town of Ieper, Belgium // International Journal of Tourism Research. 2011. № 13 (2). Р. 164-176.
  36. Wong C. U. I a., McIntosh A. b., Ryan C. b. Buddhism and tourism. Perceptions of the monastic community at pu-tuo-shan, Сhina // Annals of Tourism Research. 2013. № 40 (1). Р. 213-234.
  37. Zamani-Farahani H.a.b., Musa G.a. The relationship between Islamic religiosity and residents’ perceptions of socio-cultural impacts of tourism in Iran: Case studies of Sare’in and Masooleh // Tourism Management. 2012. № 33 (4). Р. 802-814.


Все статьи автора «Самыловская Екатерина Анатольевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: