УДК 378.1.096 (045)

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ НА ВОЕННЫХ КАФЕДРАХ

Поршнева Елена Геннадьевна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»
кандидат педагогических наук, доцент военной кафедры Военно-воздушных сил факультета военного обучения Института военно-технического образования и безопасности

Аннотация
В статье рассматривается формирование профессионально значимых личностных характеристик студентов военных кафедр – будущих офицеров запаса. Указана важность роли куратора учебного взвода, приведены методы и критерии эффективности воспитания.

Ключевые слова: военная кафедра, воспитательная работа студентов на военных кафедрах, куратор, личностные качества, личный состав учебного взвода, методы воспитания, самостоятельная работа студентов, система военной подготовки, эффективность системы воспитания.


EDUCATIONAL WORK WITH STUDENTS OF MILITARY DEPARTMENTS

Porshneva Elena Gennadjevna
Peter the Great St.Petersburg Polytechnic University
candidate of pedagogic sciences, associate professor at the Air Force Military Subfaculty of the Military Training Department of the Institute of Military Engineering and Safety Research

Abstract
The article considers the formation of professionally relevant personal traits of military departments’ students to become reserve officers. It emphasizes the importance of the trainees platoon tutor's role and lists methods and criteria of training efficiency.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Поршнева Е.Г. Воспитательная работа студентов на военных кафедрах // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/01/13809 (дата обращения: 02.10.2017).

Основные образовательные программы подготовки военных специалистов должны обеспечивать реализацию квалификационных требований к уровню военно-профессиональной подготовки выпускников и требований Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования к содержанию обучения по конкретной специальности.

Целью и результатом обучения является формирование готовности выпускников военных кафедр к профессиональной деятельности, т.е. целостного комплекса свойств личности на основе профессиональных знаний, умений и навыков, которые в нужный момент и в разных условиях преобразуются обучающимися в соответствии с задачами учебной (или далее профессиональной) деятельности в уверенные действия, приводящие к профессиональной самореализации, личностному самосовершенствованию и саморазвитию [1]. Следовательно, на основе профессионально важных знаний, умений и навыков формируется личность, способная к решению практических учебных и профессиональных задач.

Особенности современного этапа развития Вооруженных Сил Российской Федерации характеризуются возрастание роли индивидуально-воспитательной работы среди личного состава. В этой связи одним из перспективных направлений совершенствования учебного процесса является кураторское сопровождение студентов. Куратор – организатор учебного коллектива, постоянный консультант студентов по проблемам учебной деятельности, профориентации, взаимоотношений с преподавателями и другими студентами. Особое значение в условиях военной кафедры приобретает такой объект как воинский коллектив, а именно – учебный взвод. Следовательно, воспитание военнослужащих с помощью кураторов – одно из приоритетных направлений служебной деятельности профессорско-преподавательского состава военной кафедры гражданского вуза [2].

Для качественного выполнения профессиональных обязанностей у офицера запаса должны быть сформированы профессионально значимые личностные характеристики [1]:

− порядочность, нравственность;

− организаторские способности, склонность к лидерству;

− коммуникативность, коммуникабельность;

− сильная мотивация, стремление к самосовершенствованию и личностному росту;

− технические и аналитические особенности;

− исполнительность, ответственность и дисциплинированность;

− инициативность и способность к творчеству;

− уравновешенность, стрессоустойчивость;

− эрудированность, память, быстрота реакции, внимательность;

− энергичность, физическая выносливость.

Неотъемлемой частью образовательного процесса является разработка и реализация комплекса учебно-методических мероприятий с учетом индивидуальных особенностей студентов. Развитие (в том числе, саморазвитие) личности учащегося как субъекта образовательного процесса, приоритет индивидуальности, приоритет инициативности и самостоятельности в обучении, учет индивидуально-психологических и возрастных особенностей составляют основные положения личностно-ориентированного подхода [3]. Куратору следует прививать студентам навыки самовоспитания, самообучению, саморазвития, самосовершенствования для постоянного и всестороннего развития личности. Эффективность самостоятельной работы достигается путем систематического ее проведения, поскольку является одним из основных элементов учебного процесса, внесенного в распорядок дня на военной кафедре гражданского вуза. И в будущем постепенно управление самостоятельной работой студентов преподавателем перерастет в самоконтроль процесса обучения со способностью инициировать свою познавательную деятельность на основе внутренней положительной мотивации.

Благодаря куратору достигается активное взаимодействие преподавателей военной кафедры и студентов курируемого взвода, а также с руководящим составом факультета военного обучения. Для формирования культуры служебных отношений у студентов военных кафедр куратор обязан быть личным примером воинской дисциплины, выполнения служебного и воинского долга, выбора эффективного подхода к обучению и воспитанию с учетом индивидуально-личностных особенностей студентов. Кураторская работа должна осуществляться систематично и последовательно.

На студентов куратор оказывает индивидуальное и коллективное воздействие. При воспитательной деятельности учебного взвода как коллектива необходимо учитывать личные особенности, морально-нравственные и деловые качества, состояние здоровья каждого студента, нацеливаясь на создание атмосферы взаимопонимания, взаимопомощи, взаимовыручки, войскового товарищества и дружбы между студентами. Безусловно, методов воспитательной работы множество, поэтому педагогическое творчество куратора состоит в выборе оптимальной и эффективной системы воспитания для конкретного учебного взвода. Куратор, взаимодействуя с каждым студентом по отдельности, способствует развитию воинского коллектива в целом. К индивидуальным методам воспитания относят: убеждение, переубеждение, упражнение, просьбу, доверие, пример, авансирование личности, требование, эмоциональное воздействие, создание воспитывающих ситуаций, ситуации успеха, критику (самокритику), поощрение и др. [4]. Коллективные методы включают соревнование, общественное мнение и др. [4]. Куратор должен быстро реагировать на поведение студентов в различных ситуациях, при этом демонстрируя личный, образцовый пример. Благодаря систематической и целенаправленной индивидуальной работе куратора и студента формируются профессионально значимые личностные качества. Следовательно, формирование и развитие профессионально значимых личностных характеристик студентов военной кафедры можно свести в табл.1.

Таблица 1. Формирование личностных качеств студентов военной кафедры

№ п/п

Личностные характеристики

Индивидуальные методы воспитания

1.

Порядочность, нравственность Метод убеждения словом и/или делом; метод переубеждения; метод поощрения; метод принуждения; метод доверия; метода «реконструкции характера»; метод «взрыва»; метод критики и самокритики и др.

2.

Организаторские способности, склонность к лидерству Метод убеждения словом и/или делом; метод упражнения; метод поощрения; метод принуждения; метод соревнования; метод создания ситуации успеха; метод доверия;  метода «реконструкции характера»; метод «взрыва»; метод критики и самокритики и др.

3.

Коммуникативность, коммуникабельность Метод убеждения словом и/или делом; метод переубеждения; метод упражнения; метод поощрения; метод принуждения; метод создания ситуации успеха; метод доверия; метода «реконструкции характера»; метод «взрыва»; метод критики и самокритики и др.

4.

Сильная мотивация, стремление к самосовершенствованию и личностному росту Метод убеждения словом и/или делом; метод переубеждения; метод упражнения; метод поощрения; метод принуждения; метод соревнования; метод создания ситуации успеха; метод доверия; метода «реконструкции характера»; метод «взрыва»; метод критики и самокритики и др.

5.

Технические и аналитические особенности Метод упражнения; метод поощрения;  метод принуждения; метод соревнования; метод создания ситуации успеха; метод доверия; метод критики и самокритики и др.

6.

Исполнительность, ответственность и дисциплинированность Метод убеждения словом и/или делом; метод переубеждения; метод упражнения; метод поощрения; метод принуждения; метод соревнования; метод создания ситуации успеха; метод доверия; метода «реконструкции характера»; метод «взрыва»; метод критики и самокритики и др.

7.

Инициативность и способность к творчеству Метод убеждения словом и/или делом; метод переубеждения; метод упражнения; метод поощрения; метод создания ситуации успеха; метод доверия; метод критики и самокритики и др.

8.

Уравновешенность, стрессоустойчивость Метод убеждения словом и/или делом; метод переубеждения; метод упражнения; метод поощрения; метод доверия; метода «реконструкции характера»; метод «взрыва»; метод критики и самокритики и др.

9.

Эрудированность, память, быстрота реакции, внимательность Метод упражнения; метод поощрения;  метод принуждения; метод соревнования; метод создания ситуации успеха; метод доверия; метод «взрыва»; метод критики и самокритики и др.

10.

Энергичность, физическая выносливость Метод убеждения словом и/или делом; метод упражнения; метод поощрения; метод принуждения; метод соревнования; метод создания ситуации успеха; метод доверия; метод «взрыва»; метод критики и самокритики и др.

При проведении самостоятельной подготовки, тренажей и занятий по учебным дисциплинам преподаватель воспитывает студентов в духе дружбы народов; показывает личный пример в выполнении воинского долга; использует систему воинских традиций и ритуалов; разъясняет требования со стороны общества к их профессиональному и нравственному облику; стимулирует потребности в моральном самосовершенствовании; пропагандирует здоровый образ жизни и др. Воспитание через коллектив способствует созданию атмосферы взаимопонимания, дружбы, войскового товарищества. Изучению военно-технических дисциплин сопутствует активное формирование личностных качеств и общекультурных компетенций. Формирование личностных качеств осуществляется при проведении каждого занятия, где от студентов требуется исполнительность, ответственность, дисциплинированность, порядочность, эрудированность др.

Ефремов О.Ю. [4] выделяет следующие критерии эффективности воспитания: степень обеспечения целенаправленности воспитательного процесса; умение ставить конкретные воспитательные задачи на основе целей и добиваться желаемого результата; степень развития личностных качеств и педагогического мастерства куратора; степень обеспечения единства процесса обучения и воспитания; степень дифференциации и индивидуализации воспитательной деятельности; степень развития коллективистских начал; степень сплочения воинских коллективов; степень взаимосвязи и взаимодействия субъектов воспитания в воспитательном процессе (осуществление планирования, исключающего формализм в воспитательной деятельности и др.); степень взаимоотношения объектов и субъектов системы воспитания (соотношение в воспитательной работе мер поощрения и принуждения и др.); уважение к личному и коллективному мнению; степень вовлечения всех студентов в коллективную деятельность; степень взаимопомощи в коллективе; степень рационального использования времени, отводимого на воспитание и др.

Таким образом, необходимо четкое понимание и студентами, и их кураторами целей воспитания, их достижения и оценки для возможности внесения коррективов в формирование целей воспитания, а соответственно и путей их достижения.

Повышению эффективности системы воспитания студентов на военных кафедрах способствуют: систематическое изучение морально-психологического состояния личного состава; повседневное выявление и активное предупреждение негативных явлений и тенденций во взаимоотношениях студентов учебного взвода; повышение личной ответственности кураторов учебных взводов за воспитание подчиненных, совершенствование стиля их педагогической деятельности; определение оптимальных средств, приемов, методов и форм решения воспитательных задач, а также внедрение новых методов воспитания; закрепление положительного опыта; оценка состояния и действенности воспитательной работы; систематический контроль и корректировка воспитательных воздействий и др. [4].

Таким образом, необходимо использовать в совокупности, в единстве различные методы воспитательной деятельности, позволяющие наиболее объективно и достоверно оценить особенности военно-педагогического процесса на военной кафедре, индивидуальные и групповые особенности студентов учебных взводов.


Библиографический список
  1. Булат Р.Е. Управление качеством профессиональной подготовки в военно-технических вузах: автореф. дис. … доктора пед. наук (13.00.08). – Санкт-Петербург, 2010. – 46 с.
  2. Поршнева Е.Г., Родионов В.А. Роль куратора на военной кафедре гражданского вуза // Гуманитарные научные исследования. – 2015. – № 7-1 (47) − С. 60-67.
  3. Акопова М.А. Теория и методология реализации личностно-ориентированного подхода в условиях выбора дополнительных образовательных программ: автореф. дис. … доктора пед. наук (13.00.08). – Санкт-Петербург, 2004. – 42 с.
  4. Ефремов О.Ю. Военная педагогика. – СПб., 2008. – 640 с.


Все статьи автора «Поршнева Елена Геннадьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: