Основные образовательные программы подготовки военных специалистов должны обеспечивать реализацию квалификационных требований к уровню военно-профессиональной подготовки выпускников и требований Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования к содержанию обучения по конкретной специальности.
Целью и результатом обучения является формирование готовности выпускников военных кафедр к профессиональной деятельности, т.е. целостного комплекса свойств личности на основе профессиональных знаний, умений и навыков, которые в нужный момент и в разных условиях преобразуются обучающимися в соответствии с задачами учебной (или далее профессиональной) деятельности в уверенные действия, приводящие к профессиональной самореализации, личностному самосовершенствованию и саморазвитию [1]. Следовательно, на основе профессионально важных знаний, умений и навыков формируется личность, способная к решению практических учебных и профессиональных задач.
Особенности современного этапа развития Вооруженных Сил Российской Федерации характеризуются возрастание роли индивидуально-воспитательной работы среди личного состава. В этой связи одним из перспективных направлений совершенствования учебного процесса является кураторское сопровождение студентов. Куратор – организатор учебного коллектива, постоянный консультант студентов по проблемам учебной деятельности, профориентации, взаимоотношений с преподавателями и другими студентами. Особое значение в условиях военной кафедры приобретает такой объект как воинский коллектив, а именно – учебный взвод. Следовательно, воспитание военнослужащих с помощью кураторов – одно из приоритетных направлений служебной деятельности профессорско-преподавательского состава военной кафедры гражданского вуза [2].
Для качественного выполнения профессиональных обязанностей у офицера запаса должны быть сформированы профессионально значимые личностные характеристики [1]:
− порядочность, нравственность;
− организаторские способности, склонность к лидерству;
− коммуникативность, коммуникабельность;
− сильная мотивация, стремление к самосовершенствованию и личностному росту;
− технические и аналитические особенности;
− исполнительность, ответственность и дисциплинированность;
− инициативность и способность к творчеству;
− уравновешенность, стрессоустойчивость;
− эрудированность, память, быстрота реакции, внимательность;
− энергичность, физическая выносливость.
Неотъемлемой частью образовательного процесса является разработка и реализация комплекса учебно-методических мероприятий с учетом индивидуальных особенностей студентов. Развитие (в том числе, саморазвитие) личности учащегося как субъекта образовательного процесса, приоритет индивидуальности, приоритет инициативности и самостоятельности в обучении, учет индивидуально-психологических и возрастных особенностей составляют основные положения личностно-ориентированного подхода [3]. Куратору следует прививать студентам навыки самовоспитания, самообучению, саморазвития, самосовершенствования для постоянного и всестороннего развития личности. Эффективность самостоятельной работы достигается путем систематического ее проведения, поскольку является одним из основных элементов учебного процесса, внесенного в распорядок дня на военной кафедре гражданского вуза. И в будущем постепенно управление самостоятельной работой студентов преподавателем перерастет в самоконтроль процесса обучения со способностью инициировать свою познавательную деятельность на основе внутренней положительной мотивации.
Благодаря куратору достигается активное взаимодействие преподавателей военной кафедры и студентов курируемого взвода, а также с руководящим составом факультета военного обучения. Для формирования культуры служебных отношений у студентов военных кафедр куратор обязан быть личным примером воинской дисциплины, выполнения служебного и воинского долга, выбора эффективного подхода к обучению и воспитанию с учетом индивидуально-личностных особенностей студентов. Кураторская работа должна осуществляться систематично и последовательно.
На студентов куратор оказывает индивидуальное и коллективное воздействие. При воспитательной деятельности учебного взвода как коллектива необходимо учитывать личные особенности, морально-нравственные и деловые качества, состояние здоровья каждого студента, нацеливаясь на создание атмосферы взаимопонимания, взаимопомощи, взаимовыручки, войскового товарищества и дружбы между студентами. Безусловно, методов воспитательной работы множество, поэтому педагогическое творчество куратора состоит в выборе оптимальной и эффективной системы воспитания для конкретного учебного взвода. Куратор, взаимодействуя с каждым студентом по отдельности, способствует развитию воинского коллектива в целом. К индивидуальным методам воспитания относят: убеждение, переубеждение, упражнение, просьбу, доверие, пример, авансирование личности, требование, эмоциональное воздействие, создание воспитывающих ситуаций, ситуации успеха, критику (самокритику), поощрение и др. [4]. Коллективные методы включают соревнование, общественное мнение и др. [4]. Куратор должен быстро реагировать на поведение студентов в различных ситуациях, при этом демонстрируя личный, образцовый пример. Благодаря систематической и целенаправленной индивидуальной работе куратора и студента формируются профессионально значимые личностные качества. Следовательно, формирование и развитие профессионально значимых личностных характеристик студентов военной кафедры можно свести в табл.1.
Таблица 1. Формирование личностных качеств студентов военной кафедры
№ п/п |
Личностные характеристики |
Индивидуальные методы воспитания |
1. |
Порядочность, нравственность | Метод убеждения словом и/или делом; метод переубеждения; метод поощрения; метод принуждения; метод доверия; метода «реконструкции характера»; метод «взрыва»; метод критики и самокритики и др. |
2. |
Организаторские способности, склонность к лидерству | Метод убеждения словом и/или делом; метод упражнения; метод поощрения; метод принуждения; метод соревнования; метод создания ситуации успеха; метод доверия; метода «реконструкции характера»; метод «взрыва»; метод критики и самокритики и др. |
3. |
Коммуникативность, коммуникабельность | Метод убеждения словом и/или делом; метод переубеждения; метод упражнения; метод поощрения; метод принуждения; метод создания ситуации успеха; метод доверия; метода «реконструкции характера»; метод «взрыва»; метод критики и самокритики и др. |
4. |
Сильная мотивация, стремление к самосовершенствованию и личностному росту | Метод убеждения словом и/или делом; метод переубеждения; метод упражнения; метод поощрения; метод принуждения; метод соревнования; метод создания ситуации успеха; метод доверия; метода «реконструкции характера»; метод «взрыва»; метод критики и самокритики и др. |
5. |
Технические и аналитические особенности | Метод упражнения; метод поощрения; метод принуждения; метод соревнования; метод создания ситуации успеха; метод доверия; метод критики и самокритики и др. |
6. |
Исполнительность, ответственность и дисциплинированность | Метод убеждения словом и/или делом; метод переубеждения; метод упражнения; метод поощрения; метод принуждения; метод соревнования; метод создания ситуации успеха; метод доверия; метода «реконструкции характера»; метод «взрыва»; метод критики и самокритики и др. |
7. |
Инициативность и способность к творчеству | Метод убеждения словом и/или делом; метод переубеждения; метод упражнения; метод поощрения; метод создания ситуации успеха; метод доверия; метод критики и самокритики и др. |
8. |
Уравновешенность, стрессоустойчивость | Метод убеждения словом и/или делом; метод переубеждения; метод упражнения; метод поощрения; метод доверия; метода «реконструкции характера»; метод «взрыва»; метод критики и самокритики и др. |
9. |
Эрудированность, память, быстрота реакции, внимательность | Метод упражнения; метод поощрения; метод принуждения; метод соревнования; метод создания ситуации успеха; метод доверия; метод «взрыва»; метод критики и самокритики и др. |
10. |
Энергичность, физическая выносливость | Метод убеждения словом и/или делом; метод упражнения; метод поощрения; метод принуждения; метод соревнования; метод создания ситуации успеха; метод доверия; метод «взрыва»; метод критики и самокритики и др. |
При проведении самостоятельной подготовки, тренажей и занятий по учебным дисциплинам преподаватель воспитывает студентов в духе дружбы народов; показывает личный пример в выполнении воинского долга; использует систему воинских традиций и ритуалов; разъясняет требования со стороны общества к их профессиональному и нравственному облику; стимулирует потребности в моральном самосовершенствовании; пропагандирует здоровый образ жизни и др. Воспитание через коллектив способствует созданию атмосферы взаимопонимания, дружбы, войскового товарищества. Изучению военно-технических дисциплин сопутствует активное формирование личностных качеств и общекультурных компетенций. Формирование личностных качеств осуществляется при проведении каждого занятия, где от студентов требуется исполнительность, ответственность, дисциплинированность, порядочность, эрудированность др.
Ефремов О.Ю. [4] выделяет следующие критерии эффективности воспитания: степень обеспечения целенаправленности воспитательного процесса; умение ставить конкретные воспитательные задачи на основе целей и добиваться желаемого результата; степень развития личностных качеств и педагогического мастерства куратора; степень обеспечения единства процесса обучения и воспитания; степень дифференциации и индивидуализации воспитательной деятельности; степень развития коллективистских начал; степень сплочения воинских коллективов; степень взаимосвязи и взаимодействия субъектов воспитания в воспитательном процессе (осуществление планирования, исключающего формализм в воспитательной деятельности и др.); степень взаимоотношения объектов и субъектов системы воспитания (соотношение в воспитательной работе мер поощрения и принуждения и др.); уважение к личному и коллективному мнению; степень вовлечения всех студентов в коллективную деятельность; степень взаимопомощи в коллективе; степень рационального использования времени, отводимого на воспитание и др.
Таким образом, необходимо четкое понимание и студентами, и их кураторами целей воспитания, их достижения и оценки для возможности внесения коррективов в формирование целей воспитания, а соответственно и путей их достижения.
Повышению эффективности системы воспитания студентов на военных кафедрах способствуют: систематическое изучение морально-психологического состояния личного состава; повседневное выявление и активное предупреждение негативных явлений и тенденций во взаимоотношениях студентов учебного взвода; повышение личной ответственности кураторов учебных взводов за воспитание подчиненных, совершенствование стиля их педагогической деятельности; определение оптимальных средств, приемов, методов и форм решения воспитательных задач, а также внедрение новых методов воспитания; закрепление положительного опыта; оценка состояния и действенности воспитательной работы; систематический контроль и корректировка воспитательных воздействий и др. [4].
Таким образом, необходимо использовать в совокупности, в единстве различные методы воспитательной деятельности, позволяющие наиболее объективно и достоверно оценить особенности военно-педагогического процесса на военной кафедре, индивидуальные и групповые особенности студентов учебных взводов.
Библиографический список
- Булат Р.Е. Управление качеством профессиональной подготовки в военно-технических вузах: автореф. дис. … доктора пед. наук (13.00.08). – Санкт-Петербург, 2010. – 46 с.
- Поршнева Е.Г., Родионов В.А. Роль куратора на военной кафедре гражданского вуза // Гуманитарные научные исследования. – 2015. – № 7-1 (47) − С. 60-67.
- Акопова М.А. Теория и методология реализации личностно-ориентированного подхода в условиях выбора дополнительных образовательных программ: автореф. дис. … доктора пед. наук (13.00.08). – Санкт-Петербург, 2004. – 42 с.
- Ефремов О.Ю. Военная педагогика. – СПб., 2008. – 640 с.