УДК 821.111 (73)

НОВЕЛЛИСТИКА ДЖОНА СТЕЙНБЕКА В КРИТИКЕ А.С. МУЛЯРЧИКА

Степанова Ольга Викторовна
Удмуртский государственный университет
преподаватель английского языка, соискатель

Аннотация
Статья рассматривает критические труды А.С. Мулярчика, посвященные жанру новеллы в творческой биографии Джона Стейнбека и раскрывающие мастерство Стейнбека-новеллиста. Исследование способствует уяснению специфики новеллистической формы, ее социальной и психологической тональности, поэтики цикла новелл в творчестве Стейнбека.

Ключевые слова: А. Мулярчик, Джон Стейнбек, литературная критика, новелла ХХ века, новеллистический цикл, психологизм, социальный фон


JOHN STEINBECK’S SHORT STORY GENRE IN THE CRITICISM BY A.S. MULYARCHIK

Stepanova Olga Viktorovna
Udmurt State University
lecturer of English, Applicant

Abstract
The article considers A.S. Mulyarchik’s critical works, devoted to the short stories in the creative biography of John Steinbeck and opening Steinbeck’s skill in short story writing. The research promotes the explanation of a short story form specifics, its social and psychological tonality, and stories’ cycle poetics in Steinbeck’s creativity.

Keywords: John Steinbeck, literary criticism, psychologism, short story cycle, social background, XX century short story


Рубрика: Литературоведение

Библиографическая ссылка на статью:
Степанова О.В. Новеллистика Джона Стейнбека в критике А.С. Мулярчика // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/12/13616 (дата обращения: 05.10.2017).

А.С. Мулярчик – автор первого отечественного монографического труда, посвященного творческой деятельности Джона Стейнбека [1]. Исследователь освещает художественный путь писателя, акцентируя внимание, главным образом, на романной форме, и сопоставляет динамику успеха писательского мастерства с социально-историческими периодами Америки ХХ века. Новеллы, по усмотрению критика, неравноценны по художественным достоинствам, но «они дают яркое представление о различных сторонах исключительно богатой и многообразной писательской индивидуальности Стейнбека» [1, с. 26]. В них критик находит воссоздание всего творческого пути писателя в 1930-е годы, повторение мотивов важнейших романов. Мулярчик отмечает [2], что новеллистические произведения 1930-х гг. сыграли важную роль в эволюции поэтики и эстетических взглядов Стейнбека, обусловивших появление на исходе десятилетия национального эпоса, «Гроздьев гнева» (1939). Новеллы Стейнбека, как и все его творчество, по заключению литературоведа, «пронизаны глубокой любовью писателя к родной земле и людям, ее населяющим, к трудовой, демократической Америке» [3, с. 17].

Трилогия «Рыжий пони», вошедшая в сборник новелл «Долгая долина» (1938), традиционно воспринимается как новеллистический цикл, что подтверждается и нами: «…<мотив смерти> является циклообразующим элементом “Рыжего пони” и способствует целостному подходу в восприятии новеллистической трилогии» [4, с. 182]. Однако в монографии А.С. Мулярчика  «Рыжий пони» объявляется автобиографической повестью, обнаруживающей «большую глубину в психологической обрисовке характеров, лиризм и теплоту повествования» [1, с. 27]. Герой трилогии – мальчик Джоди, воспитывающийся на ферме своих родителей, познает жизнь, смерть и страдание как следствие непреложных законов, равно справедливых как для мира животных и растений, так и для мира человека. О новелле «Святая Кэтти, девственница» Мулярчик отзывается как о явлении, в какой-то мере случайном в творчестве молодого Стейнбека. Писатель излагает невероятную историю о свинье, обратившейся в христианство и ставшей патронессой мужского монастыря во Франции: «Стейнбек делает остроумные выпады в адрес невежественных монахов, иронизирует по поводу их “ученого” спора о способах изгнания злых духов из человека и в комичной острогротескной форме высмеивает христианские легенды о сотворении чудес» [1, с. 26 – 27].

Более подробно сказано о “жемчужине” сборника – новелле «Хризантемы». Мулярчик называет «Хризантемы» лучшей из новелл: именно в ней, по мнению критика, художественный гений писателя раскрывается во всей полноте. Эта новелла о нескольких часах  из жизни двух людей – Элизы Аллен и ее мужа, калифорнийского фермера Генри Аллена. Стейнбек приоткрывает завесу над их взаимоотношениями, показывает их противоположными друг другу по своим житейским привычкам и внутренним убеждениям. Мулярчик подчеркивает силу и исключительность таланта Стейнбека, состоящую в том, что Стейнбек «способен несколькими сценами, двумя-тремя характерными деталями выразить всю сущность излагаемого драматического конфликта, совершенно незаметно и ненавязчиво обнажить перед читателем внутренний мир своих героев, проследить тончайшие изменения и оттенки их чувств, мыслей и настроений» [1, с. 28].

В отдельную группу внутри собрания новелл критик помещает новеллы с выраженным социальным фоном – «Налет» и «Виджилянт». Психологизм и социальный фон стали предметом нашего изучения в этих произведениях [5, 6], где основной па­фос – осуждение американской жизни в годы “красного десятилетия”, именно так называли эпоху тридцатых в США. «Обращаясь к социальным проблемам США 30-х годов, “Виджилянт” рассматривает их в расширенном психологическом ракурсе» [6, с. 4].

А.С. Мулярчик – автор еще одной работы [2], связанной с изучением непосредственно новеллистики Джона Стейнбека. Во вступительной статье к сборнику «”Райские пастбища” и другие рассказы» он исследует некоторые главы новеллистического цикла «Райские пастбища», который Мулярчик определяет “романом в рассказах”, и часть новелл из новеллистического сборника «Долгая долина». Заметим, что в американской критике до сих пор спорят по поводу жанра «Райских пастбищ» Джона Стейнбека: роман или цикл новелл, объединенных общими характерами и сквозной темой подобно «Непобежденным» Уильяма Фолкнера или «Уайнсбургу, Огайо» Шервуда Андерсона. Мы разделяем позицию отечественных критиков А. Абрамова и С. Иванько, и склонны относить «Райские пастбища» к жанру новеллистического цикла: «”Райские пастбища” – <…> это не роман, а сборник новелл, объединенных одним замыслом, одной определенной идеей» [7, с. 222]. С. Иванько пишет об этом сочинении: «Это был не роман, а сборник рассказов» [8, с. 398]. «Райские пастбища» – цикл новелл еще и потому, что их существование не является «немыслимым вне романа; <…> Новелла как самостоятельный жанр есть законченное произведение. Внутри романа это только более или менее обособленная сюжетная часть произведения и законченностью может не обладать» [9, с. 248 – 249].

Новеллы «Райских пастбищ», по мнению Мулярчика, прежде всего, о горестях и разочарованиях, о недостижимости мечты: «Большинство сцен книги проникнуто настроением эле­гической грусти и созерцательности. Стейнбек ведет счет несбывшимся надеждам, утраченным иллю­зиям, заглушенным душевным порывам» [2, с. 11]. О новеллах сборника «Долгая долина» литературовед заключает: «Обладая самостоятельной идейно-эстетической ценностью, они служат своеобразным автокомментарием ко всему литературному развитию художника на протяжении десятилетия» [2, с. 16]. Определена идейная и тематическая близость новелл «Сбруя», «Убийство», «Змея» в новеллистическом сборнике.

В статье «Новелла в литературе США ХХ века» [3] Мулярчик пишет  об “органическом гуманизме”, присущем Стейнбеку, особенно проявившемся в сборнике новелл «Долгая долина». Изученные нами «Налет» и «Виджилянт» подчеркивают близость писателя к группе “пролетарских романистов”, тогда как последующие произведения обнаруживают традиции психологического реализма. Так, о новелле «Хризантемы» литературный критик дает следующий отзыв: «Стейнбек тонко и органично соотносит жизнь природы и движения человеческого сердца: переживания Элизы Аллен словно бы “вписаны” в пейзаж бесснежной, сумеречной калифорнийской зимы» [3, с. 17].

Имя Стейнбека упоминается и в других работах критика [10, 11, 12], где в общих чертах вырисовывается оценка А. Мулярчиком реалистического метода писателя, имеющего выраженную социальную и психологическую окрашенность.


Библиографический список
  1. Мулярчик, А.С. Творчество Джона Стейнбека. – М.: Изд-во Московского университета, 1963. – 70 с.
  2. Мулярчик, А.С. «Малая проза» Джона Стейнбека // Стейнбек, Дж. The Pastures of Heaven and Other Stories. – М.: Радуга, 1984. – С. 7 – 27.
  3. Мулярчик, А.С. Новелла в литературе США ХХ века // Американская новелла ХХ века. – М.: Художественная литература, 1978. – С. 5 – 24.
  4. Степанова, О.В. Мотив смерти в новеллистическом цикле Джона Стейнбека «Рыжий пони» как циклообразующий элемент // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Русская филология». – М.: Изд-во МГОУ, 2011. – № 3. – С. 178 – 182.
  5. Степанова, О.В. Поэтика психологизма в рассказе Джона Стейнбека «Налет» // «Филология в пространстве культуры»: Материалы III международной научно-практической конференции. – Тобольск: Тобольская гос. социально-педагогическая академия им. Менделеева, 2011. – С. 38 – 40.
  6. Степанова, О.В. Психология “человека толпы” в рассказе Джона Стейнбека «Виджилянт» // «Вопросы филологии и журналистики»: Сборник научных статей. – Омск: Омская гум. академия, 2012. – Вып. 6. – С. 4 – 8.
  7. Абрамов, А. Джон Стейнбек // Интернациональная литература. – 1940. – № 3 – 4. – С. 222 – 232.
  8. Иванько, С.С. Историко-литературная справка // Стейнбек, Дж. Собрание сочинений: В 6 т. – Т. 1. – М.: Правда, 1989. – С. 398 – 399.
  9. Томашевский, Б.В. Теория литературы. Поэтика. – М.: Аспект Пресс, 1999. – 334 с.
  10. Мулярчик, А.С. Путь Джона Стейнбека к «Гроздьям гнева» (Творчество Стейнбека 20-х – 30-х годов): Дис. …канд. филол. наук. – М., 1964.
  11. Мулярчик, А.С. От конформизма к обеспокоенности // Мулярчик, А.С. Спор идет о человеке: Монография. – М.: Советский писатель, 1985. – С. 60 – 92.
  12. Мулярчик, А.С. Творческий путь Джона Стейнбека // Стейнбек, Дж. Квартал Тортилья-Флэт. Гроздья гнева. Жемчужина. – М.: Художественная литература, 1977. – С. 5 – 20.


Все статьи автора «Степанова Ольга Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: