А.С. Мулярчик – автор первого отечественного монографического труда, посвященного творческой деятельности Джона Стейнбека [1]. Исследователь освещает художественный путь писателя, акцентируя внимание, главным образом, на романной форме, и сопоставляет динамику успеха писательского мастерства с социально-историческими периодами Америки ХХ века. Новеллы, по усмотрению критика, неравноценны по художественным достоинствам, но «они дают яркое представление о различных сторонах исключительно богатой и многообразной писательской индивидуальности Стейнбека» [1, с. 26]. В них критик находит воссоздание всего творческого пути писателя в 1930-е годы, повторение мотивов важнейших романов. Мулярчик отмечает [2], что новеллистические произведения 1930-х гг. сыграли важную роль в эволюции поэтики и эстетических взглядов Стейнбека, обусловивших появление на исходе десятилетия национального эпоса, «Гроздьев гнева» (1939). Новеллы Стейнбека, как и все его творчество, по заключению литературоведа, «пронизаны глубокой любовью писателя к родной земле и людям, ее населяющим, к трудовой, демократической Америке» [3, с. 17].
Трилогия «Рыжий пони», вошедшая в сборник новелл «Долгая долина» (1938), традиционно воспринимается как новеллистический цикл, что подтверждается и нами: «…<мотив смерти> является циклообразующим элементом “Рыжего пони” и способствует целостному подходу в восприятии новеллистической трилогии» [4, с. 182]. Однако в монографии А.С. Мулярчика «Рыжий пони» объявляется автобиографической повестью, обнаруживающей «большую глубину в психологической обрисовке характеров, лиризм и теплоту повествования» [1, с. 27]. Герой трилогии – мальчик Джоди, воспитывающийся на ферме своих родителей, познает жизнь, смерть и страдание как следствие непреложных законов, равно справедливых как для мира животных и растений, так и для мира человека. О новелле «Святая Кэтти, девственница» Мулярчик отзывается как о явлении, в какой-то мере случайном в творчестве молодого Стейнбека. Писатель излагает невероятную историю о свинье, обратившейся в христианство и ставшей патронессой мужского монастыря во Франции: «Стейнбек делает остроумные выпады в адрес невежественных монахов, иронизирует по поводу их “ученого” спора о способах изгнания злых духов из человека и в комичной острогротескной форме высмеивает христианские легенды о сотворении чудес» [1, с. 26 – 27].
Более подробно сказано о “жемчужине” сборника – новелле «Хризантемы». Мулярчик называет «Хризантемы» лучшей из новелл: именно в ней, по мнению критика, художественный гений писателя раскрывается во всей полноте. Эта новелла о нескольких часах из жизни двух людей – Элизы Аллен и ее мужа, калифорнийского фермера Генри Аллена. Стейнбек приоткрывает завесу над их взаимоотношениями, показывает их противоположными друг другу по своим житейским привычкам и внутренним убеждениям. Мулярчик подчеркивает силу и исключительность таланта Стейнбека, состоящую в том, что Стейнбек «способен несколькими сценами, двумя-тремя характерными деталями выразить всю сущность излагаемого драматического конфликта, совершенно незаметно и ненавязчиво обнажить перед читателем внутренний мир своих героев, проследить тончайшие изменения и оттенки их чувств, мыслей и настроений» [1, с. 28].
В отдельную группу внутри собрания новелл критик помещает новеллы с выраженным социальным фоном – «Налет» и «Виджилянт». Психологизм и социальный фон стали предметом нашего изучения в этих произведениях [5, 6], где основной пафос – осуждение американской жизни в годы “красного десятилетия”, именно так называли эпоху тридцатых в США. «Обращаясь к социальным проблемам США 30-х годов, “Виджилянт” рассматривает их в расширенном психологическом ракурсе» [6, с. 4].
А.С. Мулярчик – автор еще одной работы [2], связанной с изучением непосредственно новеллистики Джона Стейнбека. Во вступительной статье к сборнику «”Райские пастбища” и другие рассказы» он исследует некоторые главы новеллистического цикла «Райские пастбища», который Мулярчик определяет “романом в рассказах”, и часть новелл из новеллистического сборника «Долгая долина». Заметим, что в американской критике до сих пор спорят по поводу жанра «Райских пастбищ» Джона Стейнбека: роман или цикл новелл, объединенных общими характерами и сквозной темой подобно «Непобежденным» Уильяма Фолкнера или «Уайнсбургу, Огайо» Шервуда Андерсона. Мы разделяем позицию отечественных критиков А. Абрамова и С. Иванько, и склонны относить «Райские пастбища» к жанру новеллистического цикла: «”Райские пастбища” – <…> это не роман, а сборник новелл, объединенных одним замыслом, одной определенной идеей» [7, с. 222]. С. Иванько пишет об этом сочинении: «Это был не роман, а сборник рассказов» [8, с. 398]. «Райские пастбища» – цикл новелл еще и потому, что их существование не является «немыслимым вне романа; <…> Новелла как самостоятельный жанр есть законченное произведение. Внутри романа это только более или менее обособленная сюжетная часть произведения и законченностью может не обладать» [9, с. 248 – 249].
Новеллы «Райских пастбищ», по мнению Мулярчика, прежде всего, о горестях и разочарованиях, о недостижимости мечты: «Большинство сцен книги проникнуто настроением элегической грусти и созерцательности. Стейнбек ведет счет несбывшимся надеждам, утраченным иллюзиям, заглушенным душевным порывам» [2, с. 11]. О новеллах сборника «Долгая долина» литературовед заключает: «Обладая самостоятельной идейно-эстетической ценностью, они служат своеобразным автокомментарием ко всему литературному развитию художника на протяжении десятилетия» [2, с. 16]. Определена идейная и тематическая близость новелл «Сбруя», «Убийство», «Змея» в новеллистическом сборнике.
В статье «Новелла в литературе США ХХ века» [3] Мулярчик пишет об “органическом гуманизме”, присущем Стейнбеку, особенно проявившемся в сборнике новелл «Долгая долина». Изученные нами «Налет» и «Виджилянт» подчеркивают близость писателя к группе “пролетарских романистов”, тогда как последующие произведения обнаруживают традиции психологического реализма. Так, о новелле «Хризантемы» литературный критик дает следующий отзыв: «Стейнбек тонко и органично соотносит жизнь природы и движения человеческого сердца: переживания Элизы Аллен словно бы “вписаны” в пейзаж бесснежной, сумеречной калифорнийской зимы» [3, с. 17].
Имя Стейнбека упоминается и в других работах критика [10, 11, 12], где в общих чертах вырисовывается оценка А. Мулярчиком реалистического метода писателя, имеющего выраженную социальную и психологическую окрашенность.
Библиографический список
- Мулярчик, А.С. Творчество Джона Стейнбека. – М.: Изд-во Московского университета, 1963. – 70 с.
- Мулярчик, А.С. «Малая проза» Джона Стейнбека // Стейнбек, Дж. The Pastures of Heaven and Other Stories. – М.: Радуга, 1984. – С. 7 – 27.
- Мулярчик, А.С. Новелла в литературе США ХХ века // Американская новелла ХХ века. – М.: Художественная литература, 1978. – С. 5 – 24.
- Степанова, О.В. Мотив смерти в новеллистическом цикле Джона Стейнбека «Рыжий пони» как циклообразующий элемент // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Русская филология». – М.: Изд-во МГОУ, 2011. – № 3. – С. 178 – 182.
- Степанова, О.В. Поэтика психологизма в рассказе Джона Стейнбека «Налет» // «Филология в пространстве культуры»: Материалы III международной научно-практической конференции. – Тобольск: Тобольская гос. социально-педагогическая академия им. Менделеева, 2011. – С. 38 – 40.
- Степанова, О.В. Психология “человека толпы” в рассказе Джона Стейнбека «Виджилянт» // «Вопросы филологии и журналистики»: Сборник научных статей. – Омск: Омская гум. академия, 2012. – Вып. 6. – С. 4 – 8.
- Абрамов, А. Джон Стейнбек // Интернациональная литература. – 1940. – № 3 – 4. – С. 222 – 232.
- Иванько, С.С. Историко-литературная справка // Стейнбек, Дж. Собрание сочинений: В 6 т. – Т. 1. – М.: Правда, 1989. – С. 398 – 399.
- Томашевский, Б.В. Теория литературы. Поэтика. – М.: Аспект Пресс, 1999. – 334 с.
- Мулярчик, А.С. Путь Джона Стейнбека к «Гроздьям гнева» (Творчество Стейнбека 20-х – 30-х годов): Дис. …канд. филол. наук. – М., 1964.
- Мулярчик, А.С. От конформизма к обеспокоенности // Мулярчик, А.С. Спор идет о человеке: Монография. – М.: Советский писатель, 1985. – С. 60 – 92.
- Мулярчик, А.С. Творческий путь Джона Стейнбека // Стейнбек, Дж. Квартал Тортилья-Флэт. Гроздья гнева. Жемчужина. – М.: Художественная литература, 1977. – С. 5 – 20.