УДК 378.1; 371.3

ПЕДАГОГИКА НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК МОДЕЛЬ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

Козырева Ольга Анатольевна1, Козырев Николай Анатольевич2
1Сибирский государственный индустриальный университет, г. Новокузнецк, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», кандидат педагогических наук, доцент
2Сибирский государственный индустриальный университет, г. Новокузнецк, доктор технических наук, профессор

Аннотация
В статье рассматривается система непрерывного профессионального образования как гарант стабильного развития личности, определяющей условия и возможности сохранения норм культуры и этики. Система принципов современного саморазвития и социализации, самореализации и самосовершенствования в непрерывном профессиональном образовании представляет собой иерархию формируемых смыслов, мотивов, целей, практики самоутверждения. Качество постановки и решения задачи развития личности определяет и качество современного образования. Продукты профессионального становления обучающегося представляют интерес не только с позиции профессиональной педагогики, но и с позиции педагогики и психологии развития, гарантирующих успешность и продуктивность личности обучающегося в модели ведущей деятельности и общения, досуга и хобби. Все традиционные и инновационные ресурсы непрерывного профессионального образования являются объектом пристального изучения педагогов-исследователей, определяющих перспективные формы и модели развития личности обучающегося и системы образования.

Ключевые слова: воспитание, культура самостоятельной работы, образование, обучение, педагогическая методология, педагогическое моделирование, самореализация, самосовершенствование, система принципов, социализация


PEDAGOGY OF CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION AS A MODEL OF MODERN CULTURE

Kozyreva Olga Anatolievna1, Kozyrev Nikolay Anatolievich2
1Siberian state Industrial University, Novokuznetsk, Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, candidate of pedagogical sciences, associate Professor
2Siberian state Industrial University, Novokuznetsk, doctor of technical sciences, professor

Abstract
In the article the system of continuing professional education as a guarantor of stable development of the individual, determining the conditions and the possibility of preserving cultural norms and ethics. The system of self-development and modern principles of socialization, self-fulfillment and self-improvement in continuing professional education is a hierarchy generated meanings, motives, goals, practice self-affirmation. The quality setting and solving the problem of the individual determines the quality and modern education. Products of professional formation of the student are of interest not only from the standpoint of professional pedagogy, but also from the standpoint of pedagogy and developmental psychology to ensure the success and efficiency of the individual learner model leading activity and communication, leisure and hobbies. All traditional and innovative resources of continuing professional education are subject to scrutiny of teachers and researchers, defining perspective forms and models of personality student and the educational system.

Keywords: education, self-actualization, self-improvement, self-study culture teacher (culture of self-dependent work or culture of self-dependent living activities), socialization, system of principles, teacher modeling, teaching methodology, training, upbringing


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Козырева О.А., Козырев Н.А. Педагогика непрерывного профессионального образования как модель современной культуры // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/12/13555 (дата обращения: 28.05.2017).

Подготовка будущего педагога к профессионально-педагогической деятельности – одна из наиинтереснейших практик современного непрерывного профессионального образования. Включенность личности в непрерывное образование – уникальный, персонифицированный процесс, особенности принятия идеи «Образование через всю жизнь» – неподдельная ценность самоопределения и саморазвития личности, определяющей для себя ориентиры и продукты научно-педагогической практики как контекст и ресурс оптимально реализуемых условий продуктивной социализации и самореализации, образования и культуры.

Для педагога возможность развития и саморазвития является объектом, визуализирующим особенности и результативность постановки и решения задач и противоречий современной культуры и образования. Искомые педагогические условия воспроизводства потребности личности обучающегося и педагога в развитии и саморазвитии, самореализации и самообразовании, самоутверждении и самоидентификации могут быть детерминированы в рамках различных подходов современной педагогической методологии, фасилитирующей продуктивный поиск ресурсов и резервов научного исследования в педагогике, обеспечивающих личность педагога и обучающегося персонифицированными или адаптированными традиционными и инновационными формами организации педагогического взаимодействия в модели современного непрерывного образования.

Система непрерывного профессионального образования определяется как гарант стабильного развития личности, определяющей условия и возможности сохранения норм культуры и этики, потребности в труде и развитии, общении и здоровом образе жизни. Педагогическая деятельность в многообразии функций и резервов синергетической верификации возможностей развития личности обучающегося в модели акмеверифицированного и адаптивного знания детально проводят разграничение практики развития обучающегося в системе получаемого образования, с одной стороны, повышение качества современного образования происходит за счет повышения роли самостоятельной работы и акмеверификации профессиональной подготовки, с другой стороны, обеспечение гарантированной педагогической поддержки личности, имеющей потребности в фасилитации учебной практики и адаптации дидактического материала, используемого в учебном процессе, обеспечивает учет потребностей и возможностей обучающихся в модели нормального распределения способностей, являющейся базовой моделью детерминации возможностей современного развития личности в ресурсах культуры и образования.

Компетентностная модель современного профессионального образования – сложное новообразование современной культуры. Система среднего профессионального образования определяет через две группы компетенций (общие компетенции и профессиональные компетенции) возможности развития личности обучающегося в мире профессиональных отношений и способов решения профессионально-трудовых задач.

Система высшего образования имеет структуру, определяемую в совокупности видов компетенций, как иерархическую модель унифицированного поиска оптимальных условий и возможностей развития личности обучающегося. В ресурсах подготовки педагогов в направлении подготовки 44.03.01 Педагогическое образование – набор ограничивается тремя группами (ОК – общекультурные компетенции; ОПК – общепрофессиональные компетенций; ПК – профессиональные компетенции), в ресурсах подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению подготовки кадров высшей квалификации 44.06.01 Образование и педагогические науки также тремя группами компетенций (универсальные компетенции, общепрофессиональные компетенции, профессиональные компетенции). В структуре направления подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование видовое количество формируемых компетенций больше, нежели в модели подготовки 44.03.01 Педагогическое образование и 44.06.01 Образование и педагогические науки. Причем, ясно, что направление подготовки 44.06.01 Образование и педагогические науки – это направление подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, а направление подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование – направление подготовки бакалавров.

В структуре компетентностного подхода можно определить и систему принципов современного саморазвития и социализации, самореализации и самосовершенствования в непрерывном профессиональном образовании, которая представляет собой иерархию формируемых смыслов, мотивов, целей, практики самоутверждения личности:

I. Принцип научного формирования совокупности детерминированных ФГОС 3 (+) компетенций как продуктов современного образования и культуры:

- принцип объективности в постановке цели современного образования и реализации продуктивных условий развития личности обучающегося в уточняемой модели развития (адаптивная или акмеверифицированная);

- принцип последовательности, системности, систематичности, прочности и культуросообразности определяемых и реализуемых условий развития и саморазвития, социализации и самореализации личности;

- принцип единства смыслов, целей, ценностей и формируемых групп компетенций;

- принцип закономерного, педагогически обусловленного обновления и модернизации функциональных и процессуальных единиц современного образования;

- принцип доступности, единоличного и коллективного развития поисковых способностей в модели получения профессионального-педагогического образования;

- принцип сотрудничества и сотворчества в поиске оптимальных условий развития и самоутверждения, продуцирования и использования новейших достижений в области инновационной педагогики;

- принцип единства теории и практики в решении определяемых и модифицируемых профессионально-педагогических задач;

- принцип единства сознания и деятельности в модели развития личности как ценности и продукте современной культуры и образования.

II. Принцип формирование потребности в самостоятельном, продуктивном развитии и культуре самостоятельной работы личности:

- принцип формирования социального и образовательного пространства личности обучающегося как условия успешного развития и самоутверждения;

- принцип пролонгированной помощи в формировании культуры самостоятельной работы и гуманизма обучающихся, имеющих отклонения в развитии и здоровье;

- принцип акмеверификации качества формирования культуры самостоятельной работы личности, включенной в систему непрерывного профессионального образования;

- принцип единства всех категорий современной педагогики;

- принцип объективного контроля и субъектных форм оценки качества развития личности в модели учебной и профессионально-трудовой деятельности;

- принцип повышения роли научного мировоззрения и профессионального мастерства в единстве осознания уникальности развития личности и общества как полифункциональной, синергетически корректируемой системы;

- принцип достаточности, гибкости, пополняемости и состоятельности практики развития личности в модели профессиональной подготовки и профессионального обучения, профессионального образования и профессионального становления.

III. Принцип формирования профессиональной культуры личности в системе здоровьесберегающих идей традиционной и инновационной педагогики:

- принцип формирования потребности в здоровом образе жизни как ценности и продукте современной культуры и образования, гарантирующих личности и обществу оптимальные условия развития и самосохранения;

- принцип рационального питания и интеллектуального развития, сбалансированного режима тренировки и релаксации в модели единства трех видов нагрузок – духовных, интеллектуальных, физических;

- принцип формирования профессиональной культуры в модели компетентностного отображения усвоенного социально-профессионального опыта и норм, самоанализа (рефлексии) и самопрограммирования в системе инновационного обеспечения современного образования;

- принцип детерминации культуры как высшей формы развития антропологически обусловленных функций личности и общества;

- принцип единства традиционного и инновационного потенциала развития личности в педагогике и культуре, образовании и самоутверждении, самореализации и социализации;

- принцип единства всех видов культур.

IV. Принцип гуманизации в образовании как условие синергетической и диалектической практики решения задач развития личности и оптимизации научно-педагогических задач:

- принцип формирования идей гуманизма в модели поликультурного образования;

- принцип повышения качества образования за счет практико ориентированной подготовки к решению задач развития личности в модели непрерывного образования и конкурентоспособности личности;

- принцип реализации условий продуктивности в развитии личности.

Качество постановки и решения задачи развития личности определяет и качество современного образования, в таком контексте была выделена система принципов современного саморазвития и социализации, самореализации и самосовершенствования в непрерывном профессиональном образовании.

Продукты профессионального становления обучающегося представляют интерес не только с позиции профессиональной педагогики, но и с позиции педагогики и психологии развития, гарантирующих успешность и продуктивность личности обучающегося в модели ведущей деятельности и общения, досуга и хобби. Для этого можно использовать портфолио обучающегося и профессионально-педагогический кейс, определяющие особенности самоанализа результатов ведущей деятельности и хобби.

Все традиционные и инновационные ресурсы непрерывного профессионального образования в структуре детерминированной возможности профессионально-педагогической подготовки личности в НФИ КемГУ [1-20] являются объектом пристального изучения педагогов-исследователей, определяющих перспективные формы и модели развития личности обучающегося и системы образования. Не исключение и работы, определившие возможность развития компетенций у обучающихся в системе среднего профессионального образования [21-32]. Единство требований и практики решения задач развития личности в системе непрерывного образования является закономерностью современной культуры, определившей за образованием функцию самосохранения, развития и страховки в реализации идей гуманизма и толерантности, продуктивности и конкурентоспособности, устойчивости и гибкости как основ и практики здоровьесбережения.


Библиографический список
  1. Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.
  2. Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
  3. Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов : теоретический аспект // European Social Science Journal. 2014. № 4-1. С. 136-142.
  4. Козырева О. А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу // Вестник КемГУ. 2015. № 2-3(62).С.63-67.
  5. Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
  6. Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы доп. профессионального образования. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
  7. Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Подготовка бакалавров к организации научного исследования в модели современного образования // Вестник КемГУ. 2015. № 4-2 (64). С. 91-95.
  8. Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическое моделирование как продукт и метод научно-педагогического исследования // Современная педагогика. 2015. № 8. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/08/4791
  9. Козырева О.А., Козырев Н.А. Некоторые возможности определения понятий «педагогическое проектирование» и «педагогическое моделирование» в структуре подготовки педагогов // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 8. URL: http://human.snauka.ru/2015/08/12213
  10. Козырева О.А., Козырев Н.А. Педагогическая рефлексия в модели детерминации, оптимизации и исследования качества профессионально-педагогической подготовки // Психология, социология и педагогика. 2015. № 8. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/08/5658
  11. Козырев Н.А., Козырева О.А. Специфика и возможности педагогического моделирования в процессе использования технологии системно-педагогического моделирования в вузе // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61223
  12. Козырев Н.А., Козырева О.А. Специфика и возможности педагогического моделирования в процессе изучения педагогами-аспирантами курса по выбору «Педагогическое моделирование в высшем образовании» // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61222
  13. Козырев Н.А., Козырева О.А., Свинаренко В.Г. Изучение факультатива «Инновационная педагогика» в модели адаптивного знания в подготовке обучающихся по направлению 44.06.01 Образование и педагогические науки, направленности (профиля) подготовки – 13.00.08 Теория и методика профессионального образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61189
  14. Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
  15. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 64 с. ISBN 978-5-906808-68-4; ISBN 978-5-906808-65-3 Ч.1.
  16. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 62 с. ISBN 978-5-906808-68-4; ISBN 978-5-906808-66-0 Ч. 2.
  17. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 63 с. ISBN 978-5-906808-68-4; ISBN 978-5-906808-67-7 Ч. 3.
  18. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 48 с. ISBN 978-5-906808-64-6 ; ISBN 978-5-906808-61-5 Ч. 1.
  19. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 40 с.  ISBN 978-5-906808-64-6 ; ISBN 978-5-906808-62-2 Ч.2.
  20. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика: контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 46 с. ISBN 978-5-906808-64-6 ; ISBN 978-5-906808-63-9 Ч.3.
  21. Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : адаптивное учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч. 1. Введение в педагогическую деятельность / под общ. и научн. ред. к. п. н., доцента О. А. Козыревой. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 52 с. ISBN 978-5-906806-27-7 ; ISBN 978-5-906806-21-5 ч.1.
  22. Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч. 1. Введение в педагогическую деятельность / под общ. и научн. ред. к. п. н., доцента О. А. Козыревой. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 80 с. ISBN 978-5-906806-34-4 ; ISBN 978-5-906806-28-4 ч.1.
  23. Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : адаптивное учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч. 2. Общие основы педагогики / под общ. и научн. ред. к. п. н., доцента О. А. Козыревой. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 40 с. ISBN 978-5-906806-27-7; ISBN 978-5-906806-22-2 ч.2.
  24. Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч. 2. Общие основы педагогики / под общ. и научн. ред. к. п. н., доцента О. А. Козыревой. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 76 с. ISBN 978-5-906806-34-4 ; ISBN 978-5-906806-29-1 ч.2.
  25. Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : адаптивное учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч. 3. Теория воспитания / под общ. и научн. ред. к. п. н., доцента О. А. Козыревой. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 32 с. ISBN 978-5-906806-27-7 ; ISBN 978-5-906806-23-9 ч.3.
  26. Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч. 3. Теория воспитания / под общ. и научн. ред. к. п. н., доцента О. А. Козыревой. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 72 с. ISBN 978-5-906806-34-4 ; ISBN 978-5-906806-230-7 ч.3.
  27. Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : адаптивное учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч. 4. Теория обучения / под общ. и научн. ред. к. п. н., доцента О. А. Козыревой. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 40 с. ISBN 978-5-906806-27-7 ; ISBN 978-5-906806-25-3 ч.4.
  28. Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч. 4. Теория обучения / под общ. и научн. ред. к. п. н., доцента О. А. Козыревой. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 68 с. ISBN 978-5-906806-34-4 ; ISBN 978-5-906806-31-4 ч.4.
  29. Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : адаптивное учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч.5. Социальная педагогика / под общ. и научн. ред. к. п. н., доцента О. А. Козыревой. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 48 с. ISBN 978-5-906806-27-7 ; ISBN 978-5-906806-24-6 ч.5.
  30. Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч.5. Социальная педагогика / под общ. и научн. ред. к. п. н., доцента О. А. Козыревой. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 72 с. ISBN 978-5-906806-34-4 ; ISBN 978-5-906806-32-1 ч.5.
  31. Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : адаптивное учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч.6. Педагогика физической культуры и спорта / под общ. и научн. ред. к. п. н., доцента О. А. Козыревой. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 56 с. ISBN 978-5-906806-27-7 ; ISBN 978-5-906806-26-0 ч.6.
  32. Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч.6. Педагогика физической культуры и спорта / под общ. и научн. ред. к. п. н., доцента О. А. Козыревой. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 76 с. ISBN 978-5-906806-34-4 ; ISBN 978-5-906806-33-8 ч.6.


Все статьи автора «Козырева Ольга Анатольевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: