Подготовка будущего педагога к профессионально-педагогической деятельности – одна из наиинтереснейших практик современного непрерывного профессионального образования. Включенность личности в непрерывное образование – уникальный, персонифицированный процесс, особенности принятия идеи «Образование через всю жизнь» – неподдельная ценность самоопределения и саморазвития личности, определяющей для себя ориентиры и продукты научно-педагогической практики как контекст и ресурс оптимально реализуемых условий продуктивной социализации и самореализации, образования и культуры.
Для педагога возможность развития и саморазвития является объектом, визуализирующим особенности и результативность постановки и решения задач и противоречий современной культуры и образования. Искомые педагогические условия воспроизводства потребности личности обучающегося и педагога в развитии и саморазвитии, самореализации и самообразовании, самоутверждении и самоидентификации могут быть детерминированы в рамках различных подходов современной педагогической методологии, фасилитирующей продуктивный поиск ресурсов и резервов научного исследования в педагогике, обеспечивающих личность педагога и обучающегося персонифицированными или адаптированными традиционными и инновационными формами организации педагогического взаимодействия в модели современного непрерывного образования.
Система непрерывного профессионального образования определяется как гарант стабильного развития личности, определяющей условия и возможности сохранения норм культуры и этики, потребности в труде и развитии, общении и здоровом образе жизни. Педагогическая деятельность в многообразии функций и резервов синергетической верификации возможностей развития личности обучающегося в модели акмеверифицированного и адаптивного знания детально проводят разграничение практики развития обучающегося в системе получаемого образования, с одной стороны, повышение качества современного образования происходит за счет повышения роли самостоятельной работы и акмеверификации профессиональной подготовки, с другой стороны, обеспечение гарантированной педагогической поддержки личности, имеющей потребности в фасилитации учебной практики и адаптации дидактического материала, используемого в учебном процессе, обеспечивает учет потребностей и возможностей обучающихся в модели нормального распределения способностей, являющейся базовой моделью детерминации возможностей современного развития личности в ресурсах культуры и образования.
Компетентностная модель современного профессионального образования – сложное новообразование современной культуры. Система среднего профессионального образования определяет через две группы компетенций (общие компетенции и профессиональные компетенции) возможности развития личности обучающегося в мире профессиональных отношений и способов решения профессионально-трудовых задач.
Система высшего образования имеет структуру, определяемую в совокупности видов компетенций, как иерархическую модель унифицированного поиска оптимальных условий и возможностей развития личности обучающегося. В ресурсах подготовки педагогов в направлении подготовки 44.03.01 Педагогическое образование – набор ограничивается тремя группами (ОК – общекультурные компетенции; ОПК – общепрофессиональные компетенций; ПК – профессиональные компетенции), в ресурсах подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению подготовки кадров высшей квалификации 44.06.01 Образование и педагогические науки также тремя группами компетенций (универсальные компетенции, общепрофессиональные компетенции, профессиональные компетенции). В структуре направления подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование видовое количество формируемых компетенций больше, нежели в модели подготовки 44.03.01 Педагогическое образование и 44.06.01 Образование и педагогические науки. Причем, ясно, что направление подготовки 44.06.01 Образование и педагогические науки – это направление подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, а направление подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование – направление подготовки бакалавров.
В структуре компетентностного подхода можно определить и систему принципов современного саморазвития и социализации, самореализации и самосовершенствования в непрерывном профессиональном образовании, которая представляет собой иерархию формируемых смыслов, мотивов, целей, практики самоутверждения личности:
I. Принцип научного формирования совокупности детерминированных ФГОС 3 (+) компетенций как продуктов современного образования и культуры:
- принцип объективности в постановке цели современного образования и реализации продуктивных условий развития личности обучающегося в уточняемой модели развития (адаптивная или акмеверифицированная);
- принцип последовательности, системности, систематичности, прочности и культуросообразности определяемых и реализуемых условий развития и саморазвития, социализации и самореализации личности;
- принцип единства смыслов, целей, ценностей и формируемых групп компетенций;
- принцип закономерного, педагогически обусловленного обновления и модернизации функциональных и процессуальных единиц современного образования;
- принцип доступности, единоличного и коллективного развития поисковых способностей в модели получения профессионального-педагогического образования;
- принцип сотрудничества и сотворчества в поиске оптимальных условий развития и самоутверждения, продуцирования и использования новейших достижений в области инновационной педагогики;
- принцип единства теории и практики в решении определяемых и модифицируемых профессионально-педагогических задач;
- принцип единства сознания и деятельности в модели развития личности как ценности и продукте современной культуры и образования.
II. Принцип формирование потребности в самостоятельном, продуктивном развитии и культуре самостоятельной работы личности:
- принцип формирования социального и образовательного пространства личности обучающегося как условия успешного развития и самоутверждения;
- принцип пролонгированной помощи в формировании культуры самостоятельной работы и гуманизма обучающихся, имеющих отклонения в развитии и здоровье;
- принцип акмеверификации качества формирования культуры самостоятельной работы личности, включенной в систему непрерывного профессионального образования;
- принцип единства всех категорий современной педагогики;
- принцип объективного контроля и субъектных форм оценки качества развития личности в модели учебной и профессионально-трудовой деятельности;
- принцип повышения роли научного мировоззрения и профессионального мастерства в единстве осознания уникальности развития личности и общества как полифункциональной, синергетически корректируемой системы;
- принцип достаточности, гибкости, пополняемости и состоятельности практики развития личности в модели профессиональной подготовки и профессионального обучения, профессионального образования и профессионального становления.
III. Принцип формирования профессиональной культуры личности в системе здоровьесберегающих идей традиционной и инновационной педагогики:
- принцип формирования потребности в здоровом образе жизни как ценности и продукте современной культуры и образования, гарантирующих личности и обществу оптимальные условия развития и самосохранения;
- принцип рационального питания и интеллектуального развития, сбалансированного режима тренировки и релаксации в модели единства трех видов нагрузок – духовных, интеллектуальных, физических;
- принцип формирования профессиональной культуры в модели компетентностного отображения усвоенного социально-профессионального опыта и норм, самоанализа (рефлексии) и самопрограммирования в системе инновационного обеспечения современного образования;
- принцип детерминации культуры как высшей формы развития антропологически обусловленных функций личности и общества;
- принцип единства традиционного и инновационного потенциала развития личности в педагогике и культуре, образовании и самоутверждении, самореализации и социализации;
- принцип единства всех видов культур.
IV. Принцип гуманизации в образовании как условие синергетической и диалектической практики решения задач развития личности и оптимизации научно-педагогических задач:
- принцип формирования идей гуманизма в модели поликультурного образования;
- принцип повышения качества образования за счет практико ориентированной подготовки к решению задач развития личности в модели непрерывного образования и конкурентоспособности личности;
- принцип реализации условий продуктивности в развитии личности.
Качество постановки и решения задачи развития личности определяет и качество современного образования, в таком контексте была выделена система принципов современного саморазвития и социализации, самореализации и самосовершенствования в непрерывном профессиональном образовании.
Продукты профессионального становления обучающегося представляют интерес не только с позиции профессиональной педагогики, но и с позиции педагогики и психологии развития, гарантирующих успешность и продуктивность личности обучающегося в модели ведущей деятельности и общения, досуга и хобби. Для этого можно использовать портфолио обучающегося и профессионально-педагогический кейс, определяющие особенности самоанализа результатов ведущей деятельности и хобби.
Все традиционные и инновационные ресурсы непрерывного профессионального образования в структуре детерминированной возможности профессионально-педагогической подготовки личности в НФИ КемГУ [1-20] являются объектом пристального изучения педагогов-исследователей, определяющих перспективные формы и модели развития личности обучающегося и системы образования. Не исключение и работы, определившие возможность развития компетенций у обучающихся в системе среднего профессионального образования [21-32]. Единство требований и практики решения задач развития личности в системе непрерывного образования является закономерностью современной культуры, определившей за образованием функцию самосохранения, развития и страховки в реализации идей гуманизма и толерантности, продуктивности и конкурентоспособности, устойчивости и гибкости как основ и практики здоровьесбережения.
Библиографический список
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.
- Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
- Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов : теоретический аспект // European Social Science Journal. 2014. № 4-1. С. 136-142.
- Козырева О. А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу // Вестник КемГУ. 2015. № 2-3(62).С.63-67.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
- Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы доп. профессионального образования. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
- Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Подготовка бакалавров к организации научного исследования в модели современного образования // Вестник КемГУ. 2015. № 4-2 (64). С. 91-95.
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическое моделирование как продукт и метод научно-педагогического исследования // Современная педагогика. 2015. № 8. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/08/4791
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Некоторые возможности определения понятий «педагогическое проектирование» и «педагогическое моделирование» в структуре подготовки педагогов // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 8. URL: http://human.snauka.ru/2015/08/12213
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Педагогическая рефлексия в модели детерминации, оптимизации и исследования качества профессионально-педагогической подготовки // Психология, социология и педагогика. 2015. № 8. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/08/5658
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Специфика и возможности педагогического моделирования в процессе использования технологии системно-педагогического моделирования в вузе // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61223
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Специфика и возможности педагогического моделирования в процессе изучения педагогами-аспирантами курса по выбору «Педагогическое моделирование в высшем образовании» // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61222
- Козырев Н.А., Козырева О.А., Свинаренко В.Г. Изучение факультатива «Инновационная педагогика» в модели адаптивного знания в подготовке обучающихся по направлению 44.06.01 Образование и педагогические науки, направленности (профиля) подготовки – 13.00.08 Теория и методика профессионального образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61189
- Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 64 с. ISBN 978-5-906808-68-4; ISBN 978-5-906808-65-3 Ч.1.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 62 с. ISBN 978-5-906808-68-4; ISBN 978-5-906808-66-0 Ч. 2.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 63 с. ISBN 978-5-906808-68-4; ISBN 978-5-906808-67-7 Ч. 3.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 48 с. ISBN 978-5-906808-64-6 ; ISBN 978-5-906808-61-5 Ч. 1.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 40 с. ISBN 978-5-906808-64-6 ; ISBN 978-5-906808-62-2 Ч.2.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика: контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 46 с. ISBN 978-5-906808-64-6 ; ISBN 978-5-906808-63-9 Ч.3.
- Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : адаптивное учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч. 1. Введение в педагогическую деятельность / под общ. и научн. ред. к. п. н., доцента О. А. Козыревой. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 52 с. ISBN 978-5-906806-27-7 ; ISBN 978-5-906806-21-5 ч.1.
- Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч. 1. Введение в педагогическую деятельность / под общ. и научн. ред. к. п. н., доцента О. А. Козыревой. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 80 с. ISBN 978-5-906806-34-4 ; ISBN 978-5-906806-28-4 ч.1.
- Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : адаптивное учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч. 2. Общие основы педагогики / под общ. и научн. ред. к. п. н., доцента О. А. Козыревой. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 40 с. ISBN 978-5-906806-27-7; ISBN 978-5-906806-22-2 ч.2.
- Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч. 2. Общие основы педагогики / под общ. и научн. ред. к. п. н., доцента О. А. Козыревой. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 76 с. ISBN 978-5-906806-34-4 ; ISBN 978-5-906806-29-1 ч.2.
- Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : адаптивное учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч. 3. Теория воспитания / под общ. и научн. ред. к. п. н., доцента О. А. Козыревой. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 32 с. ISBN 978-5-906806-27-7 ; ISBN 978-5-906806-23-9 ч.3.
- Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч. 3. Теория воспитания / под общ. и научн. ред. к. п. н., доцента О. А. Козыревой. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 72 с. ISBN 978-5-906806-34-4 ; ISBN 978-5-906806-230-7 ч.3.
- Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : адаптивное учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч. 4. Теория обучения / под общ. и научн. ред. к. п. н., доцента О. А. Козыревой. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 40 с. ISBN 978-5-906806-27-7 ; ISBN 978-5-906806-25-3 ч.4.
- Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч. 4. Теория обучения / под общ. и научн. ред. к. п. н., доцента О. А. Козыревой. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 68 с. ISBN 978-5-906806-34-4 ; ISBN 978-5-906806-31-4 ч.4.
- Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : адаптивное учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч.5. Социальная педагогика / под общ. и научн. ред. к. п. н., доцента О. А. Козыревой. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 48 с. ISBN 978-5-906806-27-7 ; ISBN 978-5-906806-24-6 ч.5.
- Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч.5. Социальная педагогика / под общ. и научн. ред. к. п. н., доцента О. А. Козыревой. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 72 с. ISBN 978-5-906806-34-4 ; ISBN 978-5-906806-32-1 ч.5.
- Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : адаптивное учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч.6. Педагогика физической культуры и спорта / под общ. и научн. ред. к. п. н., доцента О. А. Козыревой. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 56 с. ISBN 978-5-906806-27-7 ; ISBN 978-5-906806-26-0 ч.6.
- Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч.6. Педагогика физической культуры и спорта / под общ. и научн. ред. к. п. н., доцента О. А. Козыревой. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 76 с. ISBN 978-5-906806-34-4 ; ISBN 978-5-906806-33-8 ч.6.
Количество просмотров публикации: Please wait