ИНТЕГРАЦИЯ КОНЦЕПТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В СИСТЕМУ ПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Носачева Елена Анатольевна
Южный федеральный университет
кандидат педагогических наук, доцент кафедры немецкой филологии

Аннотация
В статье представлено авторское видение проблемы совершенствования системы подготовки и повышения квалификации преподавателей иностранных языков. В статье анализируется важность интеграции концепта педагогического консультирования (технологий педагогического консультирования) в систему подготовки и повышения квалификации преподавателей иностранных языков. Автор считает, что это способствует развитию профессиональной автономии преподавателей.

Ключевые слова: педагогическое консультирование, профессиональная автономия преподавателя, рrofessional autonomy of the teacher, система подготовки и повышения квалификации преподавателей иностранных языков


INTEGRATION OF THE CONCEPT OF PEDAGOGICAL CONSULTING INTO THE SYSTEM OF TRAINING AND IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL SKILL OF TEACHERS OF FOREIGN LANGUAGES

Nossatcheva Elena Anatolievna
Southern Federal University

Abstract
In the article are described some ideas of the author for the phases of training and improvement of professional skill of teachers of foreign languages. The article analyses the significance of integtation of pedagogical conculting (technologies of pedagogical consulting) into the system of training teachers and improvement of professional skill of teachers of foreign languages. The author stresses that it promotes to the development of professional autonomy of the teachers.

Keywords: pedagogical consulting, the system of training teachers of foreign languages


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Носачева Е.А. Интеграция концепта педагогического консультирования в систему подготовки и повышения квалификации преподавателей иностранных языков // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2015/11/13257 (дата обращения: 23.02.2024).

В современном образовании происходят процессы глобализации, интеграции, модернизации, развития, в результате которых возрастает роль профессионализма в организации мыслительной деятельности всякого специалиста, и педагога в особенности. В настоящее время возникает потребность в специалистах, способных к независимым и самостоятельным действиям, к критической рефлексии и принятию решений, проявлению личной ответственности за свой выбор. Именно поэтому подготовка специалистов, способных к профессиональной автономии, – одна из важнейших проблем современного профессионального образования России.

Понять сущность концепции профессиональной автономии и возможности ее интеграции в отечественную систему подготовки преподавателей иностранных языков поможет обращение к концепции автономии учащегося и автономного/самоуправляемого обучения (learner autonomy and autonomous/self-directed learning) [1]. Суть данной концепции, возникшей в контексте личностно-ориентированного подхода к обучению иностранным языкам в зарубежной теории и практике в 80-е гг. ХХв., заключается в овладении учащимся стратегиями и приемами учебной деятельности и самостоятельном управлении учебной деятельностью от постановки цели до оценки результата. В этой связи изменяется функция современного преподавателя, который выступает не как транслятор «готовых» знаний, а как помощник, советчик, консультант по учебе, обучающий ключу поиска знаний.

Осуществляя педагогическое сопровождение студента-лингвиста в процессе его самореализации и выступая при этом в роли консультанта, академического консультанта, тьютора, модератора образовательного процесса, преподаватель преследует цель научить студента учиться, то есть способствует развитию его учебной и автономии и готовности к профессиональной автономии.

Поэтому способность выступать в качестве консультанта является важным показателем развития профессиональной автономии современного преподавателя. Выдвигая данное положение, мы опираемся на исследование немецких ученых К.Клеппин и В.Тюнсхоффа (K.Kleppin, W.Tönshoff): «Наиболее значимой компетенцией профессионально автономного преподавателя (преподавателя иностранных языков) является его способность выступать в качестве консультанта» [2, c.116].

Традиционно педагогическое консультирование рассматривается как «область педагогического знания», сущность которого заключается в сопровождении учащегося в образовательном процессе и «оказании ему консультационной помощи в разрешении проблем, связанных с учебно-познавательной деятельностью и личностным развитием в целом» [3, с. 11].

Исследуя педагогическое консультирование в контексте подготовки преподавателей иностранных языков, мы рассматриваем его как процесс оказания консультативной помощи студенту педагогического вуза в овладении им стратегиями профессиональной деятельности и в преодолении проблем личностного развития. Овладение стратегиями профессиональной деятельности (общими умениями автономной профессиональной деятельности) происходит в рамках профессиональной подготовки преподавателей и организуется как процесс развития у студентов способности вырабатывать индивидуальные стратегии достижения самостоятельно поставленных целей обучения.

Как свидетельствуют результаты проведенного исследования, задача подготовки будущего преподавателя как консультанта не в полной мере реализуется в рамках университетского обучения, поэтому на помощь должна прийти система повышения квалификации преподавателей.

Опираясь на проделанный анализ научной литературы по теме исследования, представим основные требования к квалификационной характеристике преподавателя иностранных языков как профессионально автономного консультанта. Эти требования включают в себя перечень общих умений автономной профессиональной деятельности преподавателя иностранных языков. Выделим аспекты, которые, по нашему мнению, составляют основу квалификации профессионально автономного преподавателя иностранных языков как консультанта и могут быть положены в основу разработки моделей повышения квалификации преподавателей иностранных языков.

1. Гуманная позиция преподавателя по отношению к учащемуся. Деятельность педагога не должна противоречить принципам гуманного и ответственного отношения к обучаемому. Преподаватель должен находиться в сторонней позиции, наблюдая как бы со стороны за тем, как обучаемый избирает индивидуальный образовательный маршрут, учится критически оценивать ситуацию, принимать решения и решать проблемы, осуществлять выбор, быть ответственным по отношению к процессу своего образования.

2. Способность преподавателя к осуществлению рефлексии и принятию решений. Развитие этой способности предполагает умение критически анализировать возникшие проблемы и принимать компетентные решения. Преподавателю следует уметь анализировать свои ошибки, что является путем к собственному профессиональному самосовершенствованию.

3. Способность преподавателя к осуществлению кооперации с коллегами (с другими преподавателями, педагогами дополнительного образования, психологами, медиками).

4. Способность педагога к реализации новых способов деятельности: участие в определении целей, содержания и стратегий профессиональной деятельности (самоопределение); готовность к пересмотру целей и методологии педагогического образования; организация групповых дискуссий и рефлективных обсуждений; моделирование образовательных ситуаций, использование активных методов обучения иностранным языкам, различных игр с элементами тренингов, способствующих приобретению новых знаний о себе и способов «распознавания» и решения проблем; проведение тестовых методик; организация консультаций; ознакомление с новейшей литературой по педагогике, психологии, педагогической антропологии, теории обучения иностранным языкам.

5. Оказание педагогической поддержки учащимся. Деятельность преподавателя должна быть оперативной, направленной на своевременную поддержку учащегося.

6. Прогностический, опережающий характер и профилактический характер деятельности преподавателя (стремление педагога предупредить появление нежелательных проблем). Это предполагает знание психологии, в частности возрастной психологии, причем эти знания должны соотноситься с анализом конкретных ситуаций.

7. Стремление к развитию учебной автономии учащихся. Преподавателю следует через коллективно-творческую деятельность и групповую работу создавать условия для самоопределения и самореализации учащихся, предоставлять им вариативные возможности для проявления учебной автономии.

Система дополнительного профессионального образования, которая предоставляет педагогам вариативные возможности для повышения квалификации (профессиональной переподготовки) и выбора индивидуальных траекторий профессионального самосовершенствования в контексте непрерывного педагогического образования, имеет значительные возможности решить проблему развития профессиональной автономии преподавателя на этапе последипломного образования.


Библиографический список
  1. Коряковцева Н.Ф. Автономия учащегося в учебной деятельности по овладению иностранным языком как образовательная цель // Иностранные языки в школе. 2004. № 9. – С. 9 – 14.
  2. Sprachlehrforschung im Wandel. Beiträge zur Erforschung des Lehrens und Lernens von Fremdsprachen. Festschrift von K.-R.Bausch zum 60. Geburtstag / Hrsg. von B. Helbig. –  Tübingen: Stauffenburg, 2000.
  3. Педагогическое консультирование: учеб. пособие для студ. вузов / М.Н. Певзнер [и др.]; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М., 2006.


Все статьи автора «Носачева Елена Анатольевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: