В современном образовании происходят процессы глобализации, интеграции, модернизации, развития, в результате которых возрастает роль профессионализма в организации мыслительной деятельности всякого специалиста, и педагога в особенности. В настоящее время возникает потребность в специалистах, способных к независимым и самостоятельным действиям, к критической рефлексии и принятию решений, проявлению личной ответственности за свой выбор. Именно поэтому подготовка специалистов, способных к профессиональной автономии, – одна из важнейших проблем современного профессионального образования России.
Понять сущность концепции профессиональной автономии и возможности ее интеграции в отечественную систему подготовки преподавателей иностранных языков поможет обращение к концепции автономии учащегося и автономного/самоуправляемого обучения (learner autonomy and autonomous/self-directed learning) [1]. Суть данной концепции, возникшей в контексте личностно-ориентированного подхода к обучению иностранным языкам в зарубежной теории и практике в 80-е гг. ХХв., заключается в овладении учащимся стратегиями и приемами учебной деятельности и самостоятельном управлении учебной деятельностью от постановки цели до оценки результата. В этой связи изменяется функция современного преподавателя, который выступает не как транслятор «готовых» знаний, а как помощник, советчик, консультант по учебе, обучающий ключу поиска знаний.
Осуществляя педагогическое сопровождение студента-лингвиста в процессе его самореализации и выступая при этом в роли консультанта, академического консультанта, тьютора, модератора образовательного процесса, преподаватель преследует цель научить студента учиться, то есть способствует развитию его учебной и автономии и готовности к профессиональной автономии.
Поэтому способность выступать в качестве консультанта является важным показателем развития профессиональной автономии современного преподавателя. Выдвигая данное положение, мы опираемся на исследование немецких ученых К.Клеппин и В.Тюнсхоффа (K.Kleppin, W.Tönshoff): «Наиболее значимой компетенцией профессионально автономного преподавателя (преподавателя иностранных языков) является его способность выступать в качестве консультанта» [2, c.116].
Традиционно педагогическое консультирование рассматривается как «область педагогического знания», сущность которого заключается в сопровождении учащегося в образовательном процессе и «оказании ему консультационной помощи в разрешении проблем, связанных с учебно-познавательной деятельностью и личностным развитием в целом» [3, с. 11].
Исследуя педагогическое консультирование в контексте подготовки преподавателей иностранных языков, мы рассматриваем его как процесс оказания консультативной помощи студенту педагогического вуза в овладении им стратегиями профессиональной деятельности и в преодолении проблем личностного развития. Овладение стратегиями профессиональной деятельности (общими умениями автономной профессиональной деятельности) происходит в рамках профессиональной подготовки преподавателей и организуется как процесс развития у студентов способности вырабатывать индивидуальные стратегии достижения самостоятельно поставленных целей обучения.
Как свидетельствуют результаты проведенного исследования, задача подготовки будущего преподавателя как консультанта не в полной мере реализуется в рамках университетского обучения, поэтому на помощь должна прийти система повышения квалификации преподавателей.
Опираясь на проделанный анализ научной литературы по теме исследования, представим основные требования к квалификационной характеристике преподавателя иностранных языков как профессионально автономного консультанта. Эти требования включают в себя перечень общих умений автономной профессиональной деятельности преподавателя иностранных языков. Выделим аспекты, которые, по нашему мнению, составляют основу квалификации профессионально автономного преподавателя иностранных языков как консультанта и могут быть положены в основу разработки моделей повышения квалификации преподавателей иностранных языков.
1. Гуманная позиция преподавателя по отношению к учащемуся. Деятельность педагога не должна противоречить принципам гуманного и ответственного отношения к обучаемому. Преподаватель должен находиться в сторонней позиции, наблюдая как бы со стороны за тем, как обучаемый избирает индивидуальный образовательный маршрут, учится критически оценивать ситуацию, принимать решения и решать проблемы, осуществлять выбор, быть ответственным по отношению к процессу своего образования.
2. Способность преподавателя к осуществлению рефлексии и принятию решений. Развитие этой способности предполагает умение критически анализировать возникшие проблемы и принимать компетентные решения. Преподавателю следует уметь анализировать свои ошибки, что является путем к собственному профессиональному самосовершенствованию.
3. Способность преподавателя к осуществлению кооперации с коллегами (с другими преподавателями, педагогами дополнительного образования, психологами, медиками).
4. Способность педагога к реализации новых способов деятельности: участие в определении целей, содержания и стратегий профессиональной деятельности (самоопределение); готовность к пересмотру целей и методологии педагогического образования; организация групповых дискуссий и рефлективных обсуждений; моделирование образовательных ситуаций, использование активных методов обучения иностранным языкам, различных игр с элементами тренингов, способствующих приобретению новых знаний о себе и способов «распознавания» и решения проблем; проведение тестовых методик; организация консультаций; ознакомление с новейшей литературой по педагогике, психологии, педагогической антропологии, теории обучения иностранным языкам.
5. Оказание педагогической поддержки учащимся. Деятельность преподавателя должна быть оперативной, направленной на своевременную поддержку учащегося.
6. Прогностический, опережающий характер и профилактический характер деятельности преподавателя (стремление педагога предупредить появление нежелательных проблем). Это предполагает знание психологии, в частности возрастной психологии, причем эти знания должны соотноситься с анализом конкретных ситуаций.
7. Стремление к развитию учебной автономии учащихся. Преподавателю следует через коллективно-творческую деятельность и групповую работу создавать условия для самоопределения и самореализации учащихся, предоставлять им вариативные возможности для проявления учебной автономии.
Система дополнительного профессионального образования, которая предоставляет педагогам вариативные возможности для повышения квалификации (профессиональной переподготовки) и выбора индивидуальных траекторий профессионального самосовершенствования в контексте непрерывного педагогического образования, имеет значительные возможности решить проблему развития профессиональной автономии преподавателя на этапе последипломного образования.
Библиографический список
- Коряковцева Н.Ф. Автономия учащегося в учебной деятельности по овладению иностранным языком как образовательная цель // Иностранные языки в школе. 2004. № 9. – С. 9 – 14.
- Sprachlehrforschung im Wandel. Beiträge zur Erforschung des Lehrens und Lernens von Fremdsprachen. Festschrift von K.-R.Bausch zum 60. Geburtstag / Hrsg. von B. Helbig. – Tübingen: Stauffenburg, 2000.
- Педагогическое консультирование: учеб. пособие для студ. вузов / М.Н. Певзнер [и др.]; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М., 2006.