УДК 378.1; 371.3

РАЗНОУРОВНЕВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ … В СТРУКТУРЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Козырев Николай Анатольевич1, Козырева Ольга Анатольевна2
1Сибирский государственный индустриальный университет, г. Новокузнецк, доктор технических наук, профессор
2Сибирский государственный индустриальный университет, г. Новокузнецк, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк, кандидат педагогических наук, доцент

Аннотация
В статье рассматривается специфика и возможности моделирования разноуровневого обучения обучающихся, которое строится на основе разработки разноуровневой технологии изучения определенной темы. Для оптимизации подготовки будущим педагогам предлагается возможность выбора темы из структуры разделов современной теории обучения (дидактики), особенности выбора обусловлены постановкой и реализуемой возможностью качественно решать задачи, определяемые в структуре изучения курса «Практическая педагогика».

Ключевые слова: культура самостоятельной работы, педагогическая методология, педагогическая технология, педагогическое моделирование, разноуровневое обучение, самореализация, самосовершенствование, социализация


MULTI-LEVEL TECHNOLOGY RESEARCH TOPICS ... IN THE STRUCTURE OF TRAINING OF FUTURE TEACHERS

Kozyrev Nikolay Anatolievich1, Kozyreva Olga Anatolievna2
1Siberian state industrial University, Novokuznetsk, doctor of technical sciences, professor
2Siberian state Industrial University, Novokuznetsk, Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, Novokuznetsk, candidate of pedagogical sciences, associate Professor

Abstract
In the article the specificity and simulation, multi-level training of students, which is based on the development of multi-level technologies of study of a specific topic. To optimize the training of future teachers is offered a choice of topics from the structure of sections of the modern theory of education (didactics), the particular choice is due to the production and sold the opportunity to solve the problems defined in the structure of the study course "Practical pedagogy".

Keywords: multi-level training, pedagogical technology, self-actualization, self-improvement, self-study culture teacher (culture of self-dependent work or culture of self-dependent living activities), socialization, teacher modelling, teaching methodology


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Козырев Н.А., Козырева О.А. Разноуровневая технология изучения темы ... в структуре подготовки будущих педагогов // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/11/13079 (дата обращения: 28.05.2017).

Подготовке педагогов в модели современного образования уделяется немаловажное значение. Приоритеты и последовательность формирования компетенций в структуре среднего профессионального образования (СПО), высшего профессионального образования (ВПО) и подготовки кадров высшей квалификации (44.06.01 Образование и педагогические науки, уровень подготовки кадров высшей квалификации) определяются качеством постановки и решения задач развития и саморазвития личности обучающегося. Качество формирования общих, общекультурных и универсальных компетенций являются фундаментом для развития и формирования личности обучающегося, выключенного в систему непрерывного профессионального образования. В такой практике организация продуктивной самостоятельной работы [1] и формирование культуры самостоятельной работы [2-4] представляют интерес с различных компонентов детализации учебного процесса в образовательном учреждении. Одной из форм повышения качества организации продуктивной самостоятельной работы является научно-педагогическое исследование [5], системно определяющее проблемы и возможность их решения в различных плоскостях профессионального знания. В таком понимании важность использования метода педагогического моделирования [6-7] и педагогической рефлексии [8] в моделировании педагогической технологии [9-16, 19, 21, 24-25] представляет комбинированное задание, фасилитирующее возможность продуктивного поиска условий и возможностей продуктивного становления обучающегося в модели учета нормального распределения способностей, потребностей и здоровья.

Специфика подготовки педагогов в модели специалитета и бакалавриата содержит общие элементы формирования продуктивного усвоения профессионально-педагогического знания. Одной из форм формирования потребности в качественном решении задач развития и саморазвития личности является модель формирования культуры самостоятельной работы, определяемой через сформированные условия и ресурсы личности, способной определять, модифицировать и решать своевременно и точно задачи профессионально-педагогического и внутриличностного генеза.

Разработанное программно-педагогического обеспечение курсов современной педагогики [16-27] для организации занятий с использованием технологии системно-педагогического моделирования содержит задачу разработки разноуровневой технологии изучения определенной темы из раздела «Теория обучения». Данное направление подготовки широко апробировано и в структуре изучения курса «Теория обучения» (специалитет), и в структуре изучения курсов «Теоретическая педагогика», «Практическая педагогика» (бакалавриат), определяющих возможность решения данной задачи в структуре организации как семинарских занятий, так и в структуре выполнения лабораторных работ по педагогике [21-27].

Определим возможности и нюансы изучения темы «Разноуровневая технология изучения темы <<…>>» в подготовке учителей.

Выбор темы определяется способностями и особенностями развития личности будущего педагога. Наиболее целесообразными в моделировании разноуровневой технологии изучения темы являются следующие темы:

  1. Дидактика и ее категории.
  2. Процесс обучения: сущность и исторические особенности организации построения процесса обучения.
  3. Движущие силы процесса обучения (противоречия) и его закономерности.
  4. Дидактические принципы: историческое становление и развитие.
  5. Моделирование системы дидактических принципов в структуре подготовки учителей.
  6. Цель обучения и образования. Таксономия целей обучения.
  7. Виды и модели обучения: сущность, принципы, методы и их взаимосвязь в учебном процессе.
  8. Репродуктивное обучение в структуре современного профессионально-педагогического знания.
  9. Проблемное обучение в подготовке будущего педагога.
  10. Развивающее обучение.
  11. Модульное обучение.
  12. Компьютерное обучение.
  13. Суггестивное обучение.
  14. Адаптивное обучение.
  15. Игровое обучение.
  16. Дистанционное обучение.
  17. Урок – основная форма организации обучения.
  18. Стандартные уроки.
  19. Нестандартные уроки.
  20. Формы обучения: сущность, виды, историческая и экономическая обусловленность выбора.
  21. Формы обучения в высших и средних профессиональных учебных заведениях.
  22. Общие требования к современному уроку.
  23. Общие требования, предъявляемые к современным формам организации занятий.
  24. Самостоятельная работа: виды и формы самостоятельной работы.
  25. Методы обучения: определение, классификации.
  26. Средства обучения. Классификация средств обучения.
  27. Контроль: понятие, функции контроля, принципы, методы, виды и формы.
  28. Понятие и функции контроля.
  29. Принципы контроля.
  30. Методы контроля.
  31. Формы контроля.
  32. Виды контроля (письменный, устный, компьютерный; диагностический, предупреждающий (предварительный), текущий, тематический, итоговый и поститоговый контроль).
  33. Дидактическое тестирование: основные понятия, методика составления тестовых заданий.
  34. Понятия «оценка» и «отметка». Способы оценивания знаний, умений, навыков.
  35. Неуспеваемость учащихся: причины, средства и методы преодоления.
  36. Обученность и обучаемость: сущность, способы определения и изменения.
  37. Содержание образования: понятие, основные компоненты (базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования).
  38. Теории формирования содержания образования.
  39. Государственный образовательный стандарт. Основы законодательства о труде и школе.
  40. Учебные планы, программы, учебно-методические комплекты, пособия, учебники.
  41. Общение: сущность, принципы, стили и модели, виды, методы.
  42. Педагогическая культура.
  43. Педагогическое общение.
  44. Типология и многообразие образовательных учреждений.
  45. Авторские школы.
  46. Конфликты: определение, причины возникновения, классификации, принципы, методы и технологии устранения.
  47. Модели обучения.
  48. Концепции обучения.
  49. Технологии обучения. Классификации технологий обучения.
  50. Проектирование технологий обучения.

Самой популярной темой является тема «Методы обучения», при сложностях организации самостоятельной работы у будущих педагогов рекомендуется выбирать именно данную тему, выполнение всех уровней необходимо осуществлять во фронтальном режиме изучения, т.к. продуктивное знание может быть сформировано только при достаточном уровень сформированности потребности в самостоятельной работе.

Первый уровень технологии можно назвать репродуктивным, т.е. в готовом виде обучающийся должен получать знания от педагога, а педагог должен уметь грамотно преподносить репродуктивный материал для обучающегося. Для качественного усвоения возможностей моделирования репродуктивного уровня предлагается будущим педагогам создать опорный конспект и по готовому опорному конспекту составить контрольные вопросы. В структуре изучения темы «Методы обучения» опорный конспект и контрольные вопросы легко определяются в своем оформлении и качественном самовыражении будущих педагогов, кроме того, использование ресурсов традиционной и электронных библиотек, доступ к сети Интернет позволяет качественно решить поставленные задачи перед будущим педагогом.

В системе моделирования уровневой технологии изучения темы «Методы обучения» необходимо провести систематизацию данных об использовании средств и возможностей оценивания знаний обучающихся. В такой практике легко усваивается модель, что в каждом последующем уровне оценка должна быть выше по балльному определению, нежели в предыдущем. Самым легким вариантом является модель (1):

Qi+1=2* Qi.                                                                                                                                       (1)

Qi.- оценка i-того уровня технологии.

Для облегчения моделирования можно заложить 10-15 контрольных вопросов, за каждый правильный из которых дается 1 балл.

Если количество контрольных вопросов принять равным 10, то и будет равным 10, т.е. Q1=10. Тогда Q2=20, Q3=40, Q4=80.

На втором уровне моделирования разноуровневой технологии изучения темы <<…>> будущие педагоги моделируют дидактический тест, оценка тестовых заданий осуществляется в соответствии с предлагаемыми вариантами оценки, налагается в такой работе ограничение общего количества баллов, т.е. Q2=20.

На втором уровне (репродуктивно-вариативном) будущие педагоги могут использовать конструктор оценки, определяемый в следующей форме:

1 балл: Один вариант ответа верен из списка предлагаемых ответов.

……………………… – уточнение реализуемой деятельности или процедуры, определения или функции, объекта или предмета исследования.

А.        Детализация

В.        Оптимизация

С.        Коррекция

D.        Адаптация

Правильный ответ: А.

2 балла: «Выберите два и более правильных ответов».

Выделите типы шкал, используемые в структуре дидактического тестирования.

А.        наименований

В.        порядковая

С.        отношений

D.        интервальная

Правильные ответы: В, С, D.

3 балла: «Установите соответствие между элементами двух множеств (двух колонок)»

А. деятельность педагога, относящая к профессиональной, обеспечивающая развивающейся личности (обучающемуся) усвоение всех возможностей воспитательно-образовательных, учебно-образовательных, учебно-тренировочных занятий, направленных на оптимизацию и верификации задачи развития личности в  модели нормального распределения способностей и здоровья. 1. педагогическая технология
В. совокупность педагогических методов и средств, фасилитирующих повышение качества современных педагогически обусловленных процессов и процедур (обучение, развитие, социализация и пр.). 2. педагогическая рефлексия
С. ресурс современного образования, обеспечивающий педагогу качественный самоанализ деятельности. 3. педагогическая культура
D. соблюдение всех норм и правил взаимоотношений и деятельности при выполнении трудовых функций педагога в поликультурном пространстве. 4. педагогическая деятельность

Правильные ответы: А – 4, В – 1, С – 2, D – 3.

В структуре решения задачи педагогического моделирования необходимо ограничить будущих педагогов, что они должны использовать по одному из трех групп, а все остальные задания – по их усмотрению, но не надо забывать, что общее количество баллов должно быть 20, т.к. справедлива формула (1).

Третий уровень (поисковый уровень) определяется практикой моделирования тематики рефератов и тематики докладов. Необходимо акцентировать внимание студентов-педагогов на качестве оценки рефератов и докладов, на отличии доклада от реферата. И еще раз уточнить, что формула (1) справедлива и на третьем уровне моделирования педагогической технологии.

Четвертый уровень (творческий уровень) определяется заданиями «занимательные задачи». Все составляемый занимательные задачи по выбранной теме должны лежать в плоскости профессиональных интересов учителя-предметника. На 4-м уровне необходимо напомнить студентам, что справедлива формула (1).

Специфика моделирования разноуровневой технологии изучения темы <<…>> обеспечивает связь различных дидактических единиц курсов «Теоретическая педагогика» и «Практическая педагогика», определяет целостность профессионально-педагогического знания, обеспечивает формирование заявленных ФГОС компетенций, а также впоследствии качественного выполнения трудовых функций.


Библиографический список
  1. Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
  2. Козырева О.А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу //Вестник КемГУ. 2015.№2(62). Вып.3. С.63-67.
  3. Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов : теоретический аспект // European Social Science Journal. 2014. № 4-1. С. 136-142.
  4. Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
  5. Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы доп. профессионального образования. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
  6. Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическое моделирование как продукт и метод научно-педагогического исследования // Современная педагогика. 2015. № 8. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/08/4791
  7. Козырева О.А., Козырев Н.А. Некоторые возможности определения понятий «педагогическое проектирование» и «педагогическое моделирование» в структуре подготовки педагогов // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 8. URL: http://human.snauka.ru/2015/08/12213
  8. Козырева О.А., Козырев Н.А. Педагогическая рефлексия в модели детерминации, оптимизации и исследования качества профессионально-педагогической подготовки // Психология, социология и педагогика. 2015. № 8. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/08/5658
  9. Козырева О. А. Обучение как феномен моделирования и практики : монография. Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2011.  363 с.  ISBN 978–5–7148–0360–4.
  10. Козырева О. А. Обучение как категория педагогики : учебное пособие. – Новокузнецк : КузГПА, 2007.  91 с. [ + приложение на CD].  ISBN 978–5–85117–302–8.
  11. Козырева О. А. Обучение как категория педагогики : учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008.  111 с. [+приложение на CD].  ISBN 978–5–85117–355–4.
  12. Козырева О. А. Теория и практика уровневого обучения : учебно-методическое пособие для студентов, аспирантов, учителей и слушателей ИПК. Новокузнецк : КузГПА, 2005.  207 с. ISBN 5–85117–088–3.
  13. Козырева О. А. Теория обучения. Педагогические технологии : программа и контрольно-измерительные материалы : курс занятий для студентов пед. специальностей. – Новокузнецк : КузГПА, 2007. 359 с. [+приложение на CD]. ISBN 978–5–85117–270–0.
  14. Козырева О. А. Теория обучения. Педагогические технологии: программа и контрольно-измерительные материалы: курс занятий для студентов педагогических специальностей заочной формы обучения. Новокузнецк : КузГПА, 2007. 209 с. [+приложение на CD].  ISBN 978–5–85117–309–7.
  15. Козырева О. А. Уровневое обучение : теория и практика в современной системе образования : учебно-методическое пособие. Новокузнецк : МОУ ДПО ИПК, 2007.  427 с. [+приложение на CD].  ISBN 5–7291–0418–9.
  16. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013.  53 с.  ISBN 978–5–85117–742–2.
  17. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Нормативно-правовое обеспечение образования» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014.  52 с. ISBN 978–5–7262–2025–3.
  18. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Общие основы педагогики» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014.  48 с. ISBN 978–5–7262–2022–2.
  19. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Теория обучения» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014.  44 с. ISBN 978–5–7262–2023–9.
  20. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Управление образовательными системами» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. 56 с. ISBN 978–5–7262–2024–6.
  21. Свинаренко В. Г., Бойкова И. В., Кононцова Я. С. Практическая педагогика: лабораторные работы : учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «44.03.01 – Педагогическое образование» / под ред. к.п.н., доцента О. А. Козыревой. М. : МИФИ, 2015. 80 с. ISBN 978–5–7262–2156–4.
  22. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 64 с. ISBN 978-5-906808-68-4; ISBN 978-5-906808-65-3 Ч.1.
  23. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 62 с. ISBN 978-5-906808-68-4; ISBN 978-5-906808-66-0 Ч. 2.
  24. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 63 с. ISBN 978-5-906808-68-4; ISBN 978-5-906808-67-7 Ч. 3.
  25. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 48 с. ISBN 978-5-906808-64-6 ; ISBN 978-5-906808-61-5 Ч. 1.
  26. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 40 с.  ISBN 978-5-906808-64-6 ; ISBN 978-5-906808-62-2 Ч.2.
  27. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика: контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 46 с. ISBN 978-5-906808-64-6 ; ISBN 978-5-906808-63-9 Ч.3.


Все статьи автора «Козырева Ольга Анатольевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: