ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ВОЕННОЙ КАФЕДРЕ ГРАЖДАНСКОГО ВУЗА

Поршнева Елена Геннадьевна1, Полозов Павел Юрьевич2
1Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого», кандидат педагогических наук, доцент военной кафедры Военно-воздушных сил факультета военного обучения Института военно-технического образования и безопасности
2Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого», старший преподаватель военной кафедры Военно-воздушных сил факультета военного обучения Института военно-технического образования и безопасности

Аннотация
В статье рассматривается использование дистанционных образовательных технологий в качестве поддержки традиционного обучения студентов на военных кафедрах в гражданских вузах с позиций компетентностного подхода.

Ключевые слова: балльно-рейтинговая система, военная кафедра, дистанционные образовательные технологии, компетентностный подход, модуль, система военной подготовки


DISTANT EDUCATIONAL TECHNOLOGIES OF MILITARY SUB-FACULTIES IN CIVILIAN INSTITUTES OF HIGHER EDUCATION

Porshneva Elena Gennadjevna1, Polozov Pavel Yurevich2
1Federal State-Funded Autonomous Educational Institution of Higher Vocational Education «Peter the Great St.Petersburg Polytechnic University», candidate of pedagogic sciences, associate professor at the Air Force Military Subfaculty of the Military Training Department of the Institute of Military Engineering and Safety Research
2Federal State-Funded Autonomous Educational Institution of Higher Vocational Education «Peter the Great St.Petersburg Polytechnic University», senior lecturer at the Air Force Military Subfaculty of the Military Training Department of the Institute of Military Engineering and Safety Research

Abstract
The use of distant educational technologies for supporting traditional training of students of military sub-faculties in civilian institutes of higher education from the position of competent approach is examined in the article.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Поршнева Е.Г., Полозов П.Ю. Технологии дистанционного образования на военной кафедре гражданского вуза // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2015/11/13058 (дата обращения: 23.02.2024).

За последние 10 лет в Вооруженных Силах Российской Федерации (ВС РФ) произошли существенные изменения в структуре, образовании и воспитании военнослужащих. В рамках перехода к новому облику Вооруженных Сил РФ особую актуальность приобретают проблемы подготовки кадровых офицеров и совершенствование подготовки офицеров запаса в гражданских вузах.

Реформирование Вооруженных Сил РФ направлено на достижение необходимого уровня профессиональной компетентности военных специалистов и обеспечение высокого уровня их профессиональной подготовки в системе профессионального образования. В газете «Красная звезда» [1.] написано: «Требование нашего времени – борьба за повышение результативности военных вузов, факультетов и кафедр. Необходимо постоянно внедрять в образовательный процесс педагогические инновации, эффективно использовать имеющиеся средства вычислительной техники, информационные технологии, повышать качество практической направленности проводимых педагогических экспериментов».

Военные кафедры являются структурными подразделениями гражданских вузов и сформированы для обучения граждан по программам подготовки офицера запаса, формирования мобилизационного ресурса младших офицеров на период военного времени.

Современный этап научно-технического прогресса характеризуется стремительным внедрением и использованием средств информационных технологий в условиях учебного процесса по программам подготовки офицеров запаса, так как способствует увеличению объема учебной информации, повышению интереса обучающихся к изучению военных дисциплин, применению индивидуального подхода, созданию сред дистанционной поддержки обучения [1, 2]. Решение этих задач возлагается на современные дистанционные образовательные технологии обучения (ДОТ), рассматриваемые в качестве одного из перспективных направлений совершенствования процесса подготовки выпускников военных кафедр гражданского вуза.

До сих пор очная форма с непосредственным взаимодействием преподавателя и группы студентов являлась самой эффективной формой обучения, а использование только дистанционных технологий не рассматривалось как приемлемая форма подготовки военных специалистов. При этом упускается из виду, что речь не идет о дистанционном обучении как об основной форме обучения, речь идет об использования дистанционных технологий для эффективной поддержки традиционного обучения [4, 5]. Дистанционное обучение должно не заменять традиционные занятия, а органично и эффективно дополнять их.

Проблема объективной оценки уровня знаний существует во всех областях образования, но наибольшую актуальность она имеет при использовании дистанционных образовательных технологий. В этой связи для учебного процесса особенно важна хорошо разработанная и отлаженная контрольно-диагностическая деятельность. Одной из перспективной и отвечающей современным требованиям системой контроля учебных достижений является балльно-рейтинговая система (БРС). Традиционные формы обучения в совокупности с рейтинговой системой организации и контроля процесса обучения стимулируют обучающихся к активной аудиторной деятельности и самостоятельной внеаудиторной работе.

Оценивание не должно просто тестировать умственные способности студентов и фиксировать результаты учебной деятельности, а способствовать повышению качества учебного процесса. Именно формирующее оценивание (ФО) ориентировано на индивидуальные достижения каждого учащегося; призвано выявить пробелы в освоении теоретического и практического материала с целью эффективного их восполнения; а также нацелено на формирование адекватной самооценки у студентов и способов улучшения собственных результатов. Формирующее оценивание основано на приоритетности учения с регулярным обеспечением обратной связи и позволяет осуществлять оценку не результата, а процесса обучения; не только знаний, а умений (в том числе и умения оценивать самого себя); не всего курса, а отдельных модулей с возможностью корректировки. Результатами применения ФО является формирование знаний, умений и навыков всеми учащимися в наиболее комфортных для каждого условиях, а также максимальное приближение каждого учащегося к запланированному им результату.

Дистанционные образовательные технологии в совокупности с балльно-рейтинговой системой и формирующим оцениванием целесообразно рассматривать как эффективный инструмент реализации компетентностного подхода на военных кафедрах. С позиций компетентностного подхода выпускник военной кафедры не только приобретает профессиональную квалификацию в соответствии с полученной военно-учетной специальностью, но и способен принимать решения в различных служебных и жизненных ситуациях [6, 7]. Введение дистанционных образовательных технологий в учебный процесс, позволяющих расширить возможности системы военного образования в области подготовки офицеров запаса, способствует формированию компетентностей, необходимых для будущего офицера запаса.

Мы предлагаем использовать пакет Moodle – Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment (Модульная объектно-ориентированная динамическая среда обучения) – система дистанционного обучения для создания учебных курсов преподавателями, обеспечивающая размещение в сети электронных учебных материалов, тестов, опросов, заданий с обратной связью, анкет и т.д. Информационно-коммуникационная среда Moodle специально создана разработчиками под модульную структуру, а также позволяет преподавателю с помощью контролирующих и коммуникационных элементов обнаружить пробелы в усвоении материала и разъяснить студентам наиболее сложные вопросы. Благодаря среде дистанционной поддержки обучения Moodle студенты не просто получают готовые знания, но и учатся их находить и занимать активную позицию в учебно-познавательной деятельности [8]. Среда Moodle ориентирована разработчиками и на максимально возможное использование активных методов обучения, позволяя организовывать занятия путем проведения дискуссий, бесед, консультаций, деловых игр и др.

На наш взгляд, важной особенностью сочетания очного и дистанционного обучения является наличие систематического «живого» контакта с преподавателем для эффективного информационно-мотивационного воздействия на учащихся. Внедрение дистанционных образовательных технологий повышает наглядность и качество представляемых учебных материалов, а также стимулирует к самостоятельной работе над теоретической частью дисциплины. Закрепление полученных знаний происходит при организации практических занятий на военной технике, способствуя более интенсивному усвоению теоретического курса.

Информационные технологии предлагают огромные дополнительные возможности в системе образования по размещению и обработке информации. Дистанционные технологии выгодно дополняют, развивают и расширяют традиционные формы занятий. С помощью дистанционных образовательных технологий осуществляется постоянный доступ обучающихся к учебному материалу, а со стороны преподавателя – проведение тестирований знаний, консультаций, обмен материалами и заданиями. Преимущества использования дистанционного обучения в качестве поддержки традиционных занятий очевидны. Благодаря ДОТ осуществляется переход от пассивного обучения к активному; от бумажного представления информации – к электронному; от группового подхода – к индивидуальному. Возникает новый источник информации – мировой Интернет-ресурс. Дистанционные образовательные технологии – это эффективный инструмент поддержки традиционных занятий. Совершенствование образовательных технологий и педагогических методик с позиций компетентностного подхода способствует повышению эффективности учебного процесса.

Таким образом, качество подготовки офицеров запаса на военных кафедрах в гражданских вузах может быть повышено за счет разработки и реализации модели дистанционной поддержки учебных курсов с помощью использования балльно-рейтинговой системы и формирующего оценивания на основе компетентностного подхода.


Библиографический список
  1. С днем знаний! // Красная звезда. – 30 августа 2014. – № 157 − С. 1.
  2. Поршнева Е.Г. Состояние и тенденции развития системы военной подготовки в гражданских вузах // Гуманитарные научные исследования. – 2014. – № 2 (30). − С. 18.
  3. Поршнева Е.Г., Родионов В.А. Роль куратора на военной кафедре гражданского вуза // Гуманитарные научные исследования. – 2015. – № 7-1 (47) − С. 60-67.
  4. Мордвинов Е.Ф. Технологии дистанционного обучения в системе военного образования: возможности и перспективы // Открытое образование. – 2006. – № 41 – С. 77-82.
  5. Хватов Ю.А., Речинский А.В., Кетов Д.В. Технологии дистанционного обучения в очном образовании при изучении курса «Математика» // Строительство уникальных зданий и сооружений. – 2013. – № 3(8). – С. 60-67.
  6. Добрицкий В.Я. Подготовка военных специалистов на военных кафедрах в многоуровневой системе высшего профессионального образования на основе компетентностного подхода: Автореф. дис. канд. пед. наук. – Санкт – Петербург, 2007. – 28 с.
  7. Шульдешов Л.С., Родионов В.А. Психолого-педагогические аспекты воспитания студентов на военных кафедрах // Научный форум с международным участием «Неделя науки в СПбПУ»: материалы научно-практической конференции. –  Санкт-Петербург, 2015. – С. 136-140.
  8. Поршнева Е.Г. Учебный курс на основе компетентностного подхода для подготовки офицеров запаса на военной кафедре гражданского вуза // Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта». — 2011. — № 3 (73) — С. 166-169.


Все статьи автора «Поршнева Елена Геннадьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: