За последние 10 лет в Вооруженных Силах Российской Федерации (ВС РФ) произошли существенные изменения в структуре, образовании и воспитании военнослужащих. В рамках перехода к новому облику Вооруженных Сил РФ особую актуальность приобретают проблемы подготовки кадровых офицеров и совершенствование подготовки офицеров запаса в гражданских вузах.
Реформирование Вооруженных Сил РФ направлено на достижение необходимого уровня профессиональной компетентности военных специалистов и обеспечение высокого уровня их профессиональной подготовки в системе профессионального образования. В газете «Красная звезда» [1.] написано: «Требование нашего времени – борьба за повышение результативности военных вузов, факультетов и кафедр. Необходимо постоянно внедрять в образовательный процесс педагогические инновации, эффективно использовать имеющиеся средства вычислительной техники, информационные технологии, повышать качество практической направленности проводимых педагогических экспериментов».
Военные кафедры являются структурными подразделениями гражданских вузов и сформированы для обучения граждан по программам подготовки офицера запаса, формирования мобилизационного ресурса младших офицеров на период военного времени.
Современный этап научно-технического прогресса характеризуется стремительным внедрением и использованием средств информационных технологий в условиях учебного процесса по программам подготовки офицеров запаса, так как способствует увеличению объема учебной информации, повышению интереса обучающихся к изучению военных дисциплин, применению индивидуального подхода, созданию сред дистанционной поддержки обучения [1, 2]. Решение этих задач возлагается на современные дистанционные образовательные технологии обучения (ДОТ), рассматриваемые в качестве одного из перспективных направлений совершенствования процесса подготовки выпускников военных кафедр гражданского вуза.
До сих пор очная форма с непосредственным взаимодействием преподавателя и группы студентов являлась самой эффективной формой обучения, а использование только дистанционных технологий не рассматривалось как приемлемая форма подготовки военных специалистов. При этом упускается из виду, что речь не идет о дистанционном обучении как об основной форме обучения, речь идет об использования дистанционных технологий для эффективной поддержки традиционного обучения [4, 5]. Дистанционное обучение должно не заменять традиционные занятия, а органично и эффективно дополнять их.
Проблема объективной оценки уровня знаний существует во всех областях образования, но наибольшую актуальность она имеет при использовании дистанционных образовательных технологий. В этой связи для учебного процесса особенно важна хорошо разработанная и отлаженная контрольно-диагностическая деятельность. Одной из перспективной и отвечающей современным требованиям системой контроля учебных достижений является балльно-рейтинговая система (БРС). Традиционные формы обучения в совокупности с рейтинговой системой организации и контроля процесса обучения стимулируют обучающихся к активной аудиторной деятельности и самостоятельной внеаудиторной работе.
Оценивание не должно просто тестировать умственные способности студентов и фиксировать результаты учебной деятельности, а способствовать повышению качества учебного процесса. Именно формирующее оценивание (ФО) ориентировано на индивидуальные достижения каждого учащегося; призвано выявить пробелы в освоении теоретического и практического материала с целью эффективного их восполнения; а также нацелено на формирование адекватной самооценки у студентов и способов улучшения собственных результатов. Формирующее оценивание основано на приоритетности учения с регулярным обеспечением обратной связи и позволяет осуществлять оценку не результата, а процесса обучения; не только знаний, а умений (в том числе и умения оценивать самого себя); не всего курса, а отдельных модулей с возможностью корректировки. Результатами применения ФО является формирование знаний, умений и навыков всеми учащимися в наиболее комфортных для каждого условиях, а также максимальное приближение каждого учащегося к запланированному им результату.
Дистанционные образовательные технологии в совокупности с балльно-рейтинговой системой и формирующим оцениванием целесообразно рассматривать как эффективный инструмент реализации компетентностного подхода на военных кафедрах. С позиций компетентностного подхода выпускник военной кафедры не только приобретает профессиональную квалификацию в соответствии с полученной военно-учетной специальностью, но и способен принимать решения в различных служебных и жизненных ситуациях [6, 7]. Введение дистанционных образовательных технологий в учебный процесс, позволяющих расширить возможности системы военного образования в области подготовки офицеров запаса, способствует формированию компетентностей, необходимых для будущего офицера запаса.
Мы предлагаем использовать пакет Moodle – Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment (Модульная объектно-ориентированная динамическая среда обучения) – система дистанционного обучения для создания учебных курсов преподавателями, обеспечивающая размещение в сети электронных учебных материалов, тестов, опросов, заданий с обратной связью, анкет и т.д. Информационно-коммуникационная среда Moodle специально создана разработчиками под модульную структуру, а также позволяет преподавателю с помощью контролирующих и коммуникационных элементов обнаружить пробелы в усвоении материала и разъяснить студентам наиболее сложные вопросы. Благодаря среде дистанционной поддержки обучения Moodle студенты не просто получают готовые знания, но и учатся их находить и занимать активную позицию в учебно-познавательной деятельности [8]. Среда Moodle ориентирована разработчиками и на максимально возможное использование активных методов обучения, позволяя организовывать занятия путем проведения дискуссий, бесед, консультаций, деловых игр и др.
На наш взгляд, важной особенностью сочетания очного и дистанционного обучения является наличие систематического «живого» контакта с преподавателем для эффективного информационно-мотивационного воздействия на учащихся. Внедрение дистанционных образовательных технологий повышает наглядность и качество представляемых учебных материалов, а также стимулирует к самостоятельной работе над теоретической частью дисциплины. Закрепление полученных знаний происходит при организации практических занятий на военной технике, способствуя более интенсивному усвоению теоретического курса.
Информационные технологии предлагают огромные дополнительные возможности в системе образования по размещению и обработке информации. Дистанционные технологии выгодно дополняют, развивают и расширяют традиционные формы занятий. С помощью дистанционных образовательных технологий осуществляется постоянный доступ обучающихся к учебному материалу, а со стороны преподавателя – проведение тестирований знаний, консультаций, обмен материалами и заданиями. Преимущества использования дистанционного обучения в качестве поддержки традиционных занятий очевидны. Благодаря ДОТ осуществляется переход от пассивного обучения к активному; от бумажного представления информации – к электронному; от группового подхода – к индивидуальному. Возникает новый источник информации – мировой Интернет-ресурс. Дистанционные образовательные технологии – это эффективный инструмент поддержки традиционных занятий. Совершенствование образовательных технологий и педагогических методик с позиций компетентностного подхода способствует повышению эффективности учебного процесса.
Таким образом, качество подготовки офицеров запаса на военных кафедрах в гражданских вузах может быть повышено за счет разработки и реализации модели дистанционной поддержки учебных курсов с помощью использования балльно-рейтинговой системы и формирующего оценивания на основе компетентностного подхода.
Библиографический список
- С днем знаний! // Красная звезда. – 30 августа 2014. – № 157 − С. 1.
- Поршнева Е.Г. Состояние и тенденции развития системы военной подготовки в гражданских вузах // Гуманитарные научные исследования. – 2014. – № 2 (30). − С. 18.
- Поршнева Е.Г., Родионов В.А. Роль куратора на военной кафедре гражданского вуза // Гуманитарные научные исследования. – 2015. – № 7-1 (47) − С. 60-67.
- Мордвинов Е.Ф. Технологии дистанционного обучения в системе военного образования: возможности и перспективы // Открытое образование. – 2006. – № 41 – С. 77-82.
- Хватов Ю.А., Речинский А.В., Кетов Д.В. Технологии дистанционного обучения в очном образовании при изучении курса «Математика» // Строительство уникальных зданий и сооружений. – 2013. – № 3(8). – С. 60-67.
- Добрицкий В.Я. Подготовка военных специалистов на военных кафедрах в многоуровневой системе высшего профессионального образования на основе компетентностного подхода: Автореф. дис. канд. пед. наук. – Санкт – Петербург, 2007. – 28 с.
- Шульдешов Л.С., Родионов В.А. Психолого-педагогические аспекты воспитания студентов на военных кафедрах // Научный форум с международным участием «Неделя науки в СПбПУ»: материалы научно-практической конференции. – Санкт-Петербург, 2015. – С. 136-140.
- Поршнева Е.Г. Учебный курс на основе компетентностного подхода для подготовки офицеров запаса на военной кафедре гражданского вуза // Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта». — 2011. — № 3 (73) — С. 166-169.