УДК 314.8

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕОРЕТИКО – МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

Аркузин Михаил Геннадьевич
Кемеровский государственный университет
ассистент кафедры социальной работы и менеджмента социальной сферы

Аннотация
Данная статья посвящена анализу основных теоретико – методологических подходов к разработке и реализации демографической политики. На примере Индии, Китая и стран ЕС дается обзор особенностей демографической политики ориентированной на сокращение рождаемости или увеличение численности населения. Подробно рассматриваются меры государственной поддержки семей с детьми во Франции и Германии.

Ключевые слова: Германия, демографическая политика, депопуляция, популяционистская демографическая политика, популяция, пронаталисткий подход, социальное обеспечение, Франция


THE COMPARATIVE CHARACTERISTIC OF THE THEORIST – METHODOLOGICAL APPROACHES TO DEVELOPMENT AND REALIZATION OF POPULATION POLICY

Arkuzin Mikhail Gennadevich
Kemerovo State University
Assistant, chair of social work

Abstract
This article is devoted to the analysis of the main of the theorist – methodological approaches to development and realization of population policy. On the example of India, China and EU countries the review of features of population policy of the birth rate focused on reduction or increase in population is given. In detail measures of the state support of families with children in France and Germany are considered.

Keywords: depopulation of the person, France, Germany, human population, population policy, social security expenses


Рубрика: Демография

Библиографическая ссылка на статью:
Аркузин М.Г. Сравнительная характеристика теоретико – методологических подходов к разработке и реализации демографической политики // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/10/12913 (дата обращения: 29.09.2017).

С самого начала своего становления  и развития все государства столкнулись  с  необходимостью вести демографическую политику.  Тогда же выделились  два основных подхода к данной политике: стимулирование прироста народонаселение или его ограничение, в связи с нехваткой природных ресурсов.

Так в IV-V вв. до н.э. ощущалось перенаселение в древнегреческих городах-государствах, расположенных на небольшом полуострове Пелопоннес и прибрежных островах. Рост численности населения вынуждал к стимулированию рассредоточения населения, это и основания колоний и принудительная эмиграция.  Иной подход к демографической политике имелся в странах обладающей большой территорией. Во времена растущей Римской империи, правителями первой династии Клавдиев была установлена привилегия трехдетным римским семьям.

На протяжении длительного времени отношение к численности населения  определялось высоким уровнем смертности, эпидемиями, длительными войнами и циклическими изменениями климата. В экономике преобладание традиционное крестьянское хозяйство, которое стимулировало многодетность, а в социальном плане – большую семью. С началом промышленной революции, охватившей Европу с середины XVII  в. возрос спрос на рабочую силу. Это поддерживало дальнейшее распространение идей желательного роста населения. Но одновременно с идеей прироста в европейском обществе стал подниматься вопрос о политике сдерживания  рождаемости. Идеологом данного взгляда на демографическую политику стал Томас Роберт Мальтус, английский теолог и экономист. В конце  XVIII он утверждал, что неконтролируемый рост народонаселения должен привести к голоду на Земле («Очерки о законе народонаселения») [1, с. 163]. Теории Мальтуса имели большой успех среди английского истеблишмента на протяжении всего XIX и XX вв.  Некоторые идеи  Р. Мальтуса взяли за основу в своих работах  представители теории социал-дарвинизма [2 ].

В течении XIX в. сторонники двух противоположных теорий демографической политики обосновывали научность своих взглядов. Так в1841 г. немецким теологом Карлом Бернулли, в книге  «Справочник популяционистики» был применен термин «популяционизм», получивший широкое распространение как идея поощрения роста народонаселения. Сторонники теории контроля рождаемости стали называть себя антипопуляционистами. Термин «контроль рождаемости», или регулирование рождаемости, был введен в оборот Маргарет Сэнджер, открывшей в1916 г. в Нью-Йорке первую в Америке клинику по предупреждению беременности.

С начала  XX в.  на развитие взглядов на демографическую политику активно влияла господствующая политическая идеология в той или иной стране. Идея «демографической мощи» была провозглашена итальянским дуче Муссолини еще в1927 г. Политика высокого уровня рождаемости проводилась в Гитлеровской Германии. Были запрещены противозачаточные средства и аборты, рекламировалась и поощрялась внебрачная рождаемость. Фашизм и нацизм на долгие годы скомпрометировали демографическую политику. И в настоящее время сторонники антипопуляционизма  нередко связывают  идею повышения рождаемости с тоталитаризмом (фашизмом или коммунизмом), с его агрессивностью, нуждающейся в миллионных армиях для утверждения своих идеологий. Но при этом умалчивают о примере демократических государств. Так Франция на рубеже ХIХ-ХХ веков переживала депопуляцию (превышение смертности над рождаемостью).  Французское общество в целом осознало необходимость увеличения рождаемости и роста населения страны. На тот период приходится:  создание Национального союза в поддержку роста населения (1896г.), возникновение Высшего государственного совета по проблемам рождаемости (1920г.), Федерации союзов больших семей (1921г.), Высшего государственного комитета по проблемам населения (1939г.), образование по инициативе и под руководством президента де Голля Высшего консультативного комитета по проблемам населения и семьи (1945г.) и др. Вслед за Францией аналогичные шаги были предприняты Бельгией, Данией, чуть позже –Швецией и т.д.

Во второй половине 40-х годов  XX века дискуссионные споры о характере демографической политики стали набирать новые силы. Этому способствовало многое. В Европе   из-за наступившего демографического кризиса, связанного с последствиями 2-й Мировой войны к вопросу активной демографической политики стали подходить с особым вниманием. Программы и меры материального стимулирования, миграционная политика привели к увеличению рождаемости уже в начале следующего десятилетия. Семьи с четырьмя – пятью детьми вновь стали нормой, как это было еще в  XIX веке. На этом фоне обострились дискуссии вокруг  регулированием рождаемости, особенно в странах третьего мира. Сторонники теории Мальтуса и Маргарет Сэнджер  стали активно использовать международные организации. В  коллективном труде «Кризис народонаселения и использование мировых ресурсов»  (Гаага,1964 г.), для противостояния росту населения и возрастающему давлению населения на имеющиеся ресурсы предлагалось принимать на государственном уровне решения, связанные с регулированием рождаемости.

Во всё большем числе развивающихся стран, озабоченных высокими темпами роста населения, с 60-х гг. XX в. получает признание и поддержку политика контроля рождаемости. С1967 г. Международный Фонд ООН и Всемирная организация здравоохранения  активно финансируют государства, где осуществляется политика планирования семьи.

В настоящее время в двух самых многочисленных странах мира государственными институтами власти активно ограничивается рост рождаемости. В Индии  принята национальная программа планирования семьи; повышен возраст вступления в брак (мужчины – 21 год, женщины – 18 лет); производится массовая добровольная стерилизация населения; пропагандируется политический девиз: «Нас двое – нам двоих». В Китае создан комитет по планированию деторождения; установлен поздний возраст для вступления в брак (мужчины – 22 года, женщины – 20 лет); за одного ребенка в семье государство ежемесячно доплачивает; политический девиз: «Одна семья – один ребенок».

А вот правительства большинства развитых стран с конца 80-х г. XX в. осознали серьезность проблемы депопуляции и необходимость ее решения. В целом, есть четыре основных способа преодоления депопуляции: первый,  повышение уровня рождаемости; второй -  снижение уровня смертности; третий – присоединение иных территорий с его населением; четвертый -  замещающая миграция. Последний способ, однако, имеет ряд серьезных и во многом нежелательных последствий для принимающей страны, главным из которых считается изменение этнического и религиозного состава страны. Именно поэтому увеличение уровня рождаемости коренного населения страны часто рассматривается как более подходящий (иногда, как единственно правильный) путь решения проблемы депопуляции. Однако это требует государственного вмешательства и рассматривается многими как мера, не приводящая к реальному повышению уровня рождаемости [3, с.22].

Опыт Франции, показывает, что государственный пронаталистский подход (практика широкой системы денежных выплат семьям) популяционистской демографической политики,   кажется, работает. По крайней мере, со времени начала его проведения уровень рождаемости действительно повысился.

Рассмотрим более подробно пронаталисткий подход во Франции и Германии. В этих странах сходная с Российской Федерацией демографическая ситуация,

Франция первая из европейских стран столкнулась с депопуляцией населения на рубеже ХIХ-ХХ в.в.  и на протяжении ХХ века разрабатывала систему мер по ее преодолению и увеличению численности населения. Динамика численности населения Франции была следующая:  1901 – 40,7 млн. человек, 2002 – 59,8 млн. человек [4]. В начале XX в. началось резкое снижение естественного прироста населения и рождаемости во Франции, которое  многие исследователи объясняли стремлением многочисленных мелких буржуа ограничивать число детей в семье, чтобы не распылять небольшие семейные капиталы. Несмотря на постоянное снижение смертности, темп снижения рождаемости был выше. Активная государственная демографическая политика, направленная на повышение рождаемости, стала проводиться во Франции с начала 20-х годов XX в., этому способствовали последствия 1-й Мировой войны. Причем до1967 г. была запрещена продажа контрацептивов, до 1975 года – запрещены аборты. С1946 г.  была введена в практику широкая система денежных выплат и налоговых льгот семьям, направленная на поощрение рождения первого, второго и особенно третьего ребенка [5]. В результате среди стран Западной Европы в середине 80-х годов Франция имела один из самых высоких суммарных коэффициентов рождаемости  (среднее число детей на 1 женщину) – 1,8-1,9. Население увеличивалось ежегодно на 0,3 – 0,4 %.

Одновременно с конца XIX в.  Правительство Франции начинает  стимулировать миграцию иностранных рабочих и принимать меры по повышению рождаемости. До 30-х годов XX века миграционный прирост населения Франции составил 3,2 млн. человек, что обеспечило 3/4 общего прироста числа жителей. В1931 г.  во Франции было 2,7 млн. иностранцев и 0,4 млн. натурализовавшихся. В1931 г.  рабочие-иностранцы составляли свыше 40% шахтеров, 1/3 металлургов, 1/4 строителей и 1/3 сельскохозяйственных рабочих. Во второй половине XX века, за 1946-1974 годы население Франции увеличивалось на 12,1 млн. человек, в том числе на 8,5 млн. человек – за счет естественного прироста населения, на 2,4 млн. человек – за счет иммиграции и на 1,2 млн. человек – за счет репатриации французов из бывших колоний [6].

В настоящее время современные меры пронаталисткой демографической политики Франции оказывают существенное влияние на материальное положение семей с детьми.

Базовое пособие на ребенка назначается всем лицам, проживающим во Франции и имеющим не менее двух детей, независимо от гражданства, на их детей в возрасте до 20 лет, проживающих в стране. Размер пособия дифференцирован в зависимости от числа: на двоих детей – 107 евро в месяц, на троих – 244, на четверых – 382, на пятерых – 519, на шестерых – 656 евро. На каждого последующего ребенка выплачивается надбавка в размере 137 евро. Предусмотрены надбавки детям старше 11 лет – 30 евро и старше 16 лет – 54 евро. Такая надбавка не выплачивается на первого ребенка семьям с двумя детьми (по данным на2009 г.). Доход семьи не влияет на размер этого пособия.  В зависимости от дохода семьи выплачиваются следующие дополнительные пособия:

  • пособие на каждого ребенка в возрасте до 3-х лет в зависимости от дохода с четырех месяцев беременности в размере 154 евро;
  • пособие одиноким родителям 502 евро в месяц плюс надбавка на каждого ребенка 167 евро в месяц;
  • пособие к новому учебному году на детей с 6 лет до 18 лет, которые учатся в размере 67 евро;
  • семейная доплата семьям или одиноким родителям с низкими доходами, имеющими трех и более детей в возрасте от 3 до 21 года в размере 139 евро в месяц [7, с. 73].

Помимо этого еще установлены пособия на учебу на детей-инвалидов (107 евро в месяц), жилищные пособия семьям с детьми. Выплачиваются также пособия по уходу за ребенком до 6 лет, проживающим дома. Размер пособия зависит от дохода семьи. Максимальный размер пособия составляет 1500 евро в квартал семьям, чей годовой доход не превышает 33658 евро, а возраст детей – до 3 лет. Пособия на детей от 3 до 6 лет не превышают 500 евро в квартал. Выплачиваются также пособия семьям, нанимающим нянь для детей младше 6 лет. Пособия родительского присутствия выплачиваются родителям вынужденным прекратить или сократить свое присутствие на работе из-за тяжелой болезни ребенка. Размер пособия зависит от оставшегося дохода. Предусмотрены надбавки для одиноких родителей. Детям-сиротам назначается ежемесячное пособие 100 евро. Введены также единовременные пособия на рождение ребенка в сумме 260 % базовой зарплаты на первого и 717 % на каждого последующего ребенка, а отпуск по беременности стал оплачиваться в размере 90 % заработка [8, с. 75-76].

Активная демографическая политика принесла свои ощутимые плоды. Уровень рождаемости в2014 г. выше, чем в среднем в развитых странах, и является самым высоким в Европе (12,72 рожденных на 1000 человек). Хотя, как обращают внимание эксперты, данный показатель поддерживается выходцами из стран Африки и Ближнего Востока. Для коренных французских семей характерен низкий показатель детородности у женщин.  Это грозит к2030 г. безвозвратно изменить этнический состав французов.

Особенность французской системы социальной защиты – очень сложная организационная структура, а также высокая доля расходов на социальные программы, которая превышает средний по ЕС уровень. В 1970-2013 гг. расходы на социальную защиту во Франции выросли с 17,5 до 30,9% ВВП. По данному показателю Франция занимает в ЕС третье место после Швеции и Дании [9].

В своей демографической стратегии федеральное правительство Германии формулирует цели своей политики, направленной на преодоление последствий демографических изменений. С2003 г. в Германии сокращается народонаселение. По мнению ведущего эксперта Берлинского института демографии д-ра Райнера Клингхольца, этому способствовало два фактора:  во–первых, начиная с середины 1970-х годов в  ФРГ  рождается примерно 1,4 ребенка на одну женщину; второе, старение нации, люди стали жить дольше  чем раньше – и у них меньше детей.

Сегодня германское общество в примерно равных долях на одну пятую состоит из детей и молодых людей в возрасте до 20 лет и еще на одну пятую из людей в возрасте 65 лет и старше. Однако уже в2060 г. возраст каждого третьего жителя Германии может составить, как минимум, 50 лет. По сравнению с сегодняшним днем численность населения Германии сократится примерно на 17 млн. человек, сейчас оно составляет около 82 млн. человек.

По мнению руководства страны, миграция тоже не решает полностью проблемы. По подсчетам исследователей (2013 года), даже если в Германию в год будет приезжать 200 тысяч иностранцев, численность населения будет сокращаться [10].  С 70-х годов в ФРГ наблюдается снижение общего коэффициента рождаемости, которое, возможно, связано с изменением представлений об идеальном числе детей в семье. И в этом случае никакое пособие не способно изменить ситуацию. А, между тем, в современной Германии существует целый ряд способов помочь семьям, среди которых различные видов пособий, большая часть которых не зависит от дохода семьи; увеличивающиеся с ростом размера семьи налоговые привилегии; кроме того, проводится борьба с дискриминацией женщин работодателями.

В ФРГ существует обширная сеть консультация для беременных как на уровне муниципалитетов, так  и на уровне благотворительных обществ, семейных ассоциаций, религиозных организаций. Обратившиеся получат всю необходимую медицинскую, социальную и юридическую информацию. Во время беременности и после родов у женщин есть право пользоваться консультацией врача или патронажной сестры. Как только женщина узнает  о своей беременности, она должна каждые 4 недели ходить к врачу, начиная с 32 недели беременности – каждые 2 недели. Расходы на консультации врача перенимают больничные кассы.

Работающие беременные женщины получают особую защиту – так называемую защиту материнства (Mutterschutz)  [11].

Она начинается за 6 недель до родов и заканчивается через 8 недель после родов.  Защита материнства закреплена в Германии законом. В это время женщины не имеют права работать. За ними закрепляется право на рабочее место, они могут вернуться на работу по истечении этого срока. Кроме этого, беременные не имеют права работать больше 8,5 часов в день и выполнять тяжелую физическую работу.  Декретный отпуск дает возможность растить ребенка и, в то же время, не потерять рабочее место. Работающие по контракту родители имеют право находиться в декретном отпуске до третьего года рождения ребенка. Все это время родители имеют право не работать, их рабочее место сохраняется за ними, они не имеют права быть уволенными. Декретный отпуск могут взять матери, отцы или оба родителя вместе. Бабушки и дедушки также имеют право на декретный отпуск, если один из родителей несовершеннолетний или находится на предпоследнем или последнем году профессионального образования, которое началось еще во время его несовершеннолетия. После окончания декретного отпуска работодатель обязан предоставить  рабочее место, равноценное прежнему.

В ФРГ как в большинстве экономически развитых странах активно применяются меры пронаталисткой демографической политики. Родительское пособие, под которым подразумевается  -  государственная поддержка родителей, растящих своих детей и, поэтому, не имеющих возможности работать или работать в полную силу. Родительское пособие получают также родители, не работавшие до рождения ребенка. Оно составляет две трети прежнего дохода, минимум 300 и максимум 1800 евро. Если декретный отпуск берут и мать и отец, то вместе они получают пособие 14 месяцев. Если отпуск берет только один родитель, пособие платится 12 месяцев.  Матери или отцы одиночки получают пособие полные 14 месяцев. Даже если перед родами человек не работал, он  все равно получаете пособие. Родители могут получать до 18 дня рождения ребенка пособие на ребенка, при условии, что он живет в Германии. Если ребенок получает профессиональное образование или учится в университете, право на получение пособия продлевается до 25 лет. Величина пособия на ребенка рассчитывается по следующей схеме: на двух первых детей в месяц выплачивается 184 евро, на третьего ребенка – 190 евро, на каждого следующего – 215 евро. Также родители имеют право на налоговый вычет, списание так называемых «свободных средств на детей» (Kinderfreibeträge) с налога на зарплату или на доход. Дополнительно к пособию, дотацию на ребенка от немецкого государства могут получать родители с низким доходом: если их дети не состоят в браке и живут с ними в одной квартире и если доход или средства могут обеспечить существование родителей, но не детей. Величина дотации зависит от доходов или состояния родителей, но не превышает 140 евро на ребенка в месяц, при этом родители не имеют права на получение пособия по безработице и социальной  помощи [11].

В целом в странах Западной Европы система мер демографической политики в общем сходная, хотя, конечно, различается размерами разного рода выплат и других льгот.


Библиографический список
  1. Платонов Ю.П.. Народы мира в зеркале геополитики. (структура, динамика, поведение). Учебное пособие. М.: Юнити-Дана. 2007.
  2. Дугин А. Философия политики: словарь персоналий. М.: Аркогея. 2004.
  3. Вишневский А.Г. Россия в мировом демографическом контексте//Экономика региона. 2008. № S2.
  4. Официальный сайт Государственной Думы РФ. Информационно – аналитические материалы.  URL: http://iam.duma.gov.ru (дата обращения: 05.07.2015).
  5. Официальный сайт премьер-министра Франции. URL: http://www.gouvernement.fr (дата обращения 23.10.2014).
  6. Официальный сайт премьер-министра Франции. URL: http://www.gouvernement.fr (дата обращения 10.10.214).
  7. Зубченко Л.А. Семейная политика Франции.  Актуальные проблемы Европы. Сборник научных трудов / РАН ИНИОН. Ред. Кол.: Т.Г. Пархалина (гл. ред.) и др. -М.: ИНИОН, 2009. №2.
  8. Зубченко. Л.А. Семейная политика Франции.  Актуальные проблемы Европы. Сборник научных трудов / РАН ИНИОН. Ред. Кол.: Т.Г. Пархалина (гл. ред.) и др. -М.: ИНИОН, 2009. №2.
  9. Официальный сайт премьер-министра Франции. URL: http://www.gouvernement.fr (дата обращения 22.03.2014).
  10. Солонарь Ольга. Германия расплачивается за промахи в демографической политике.//Deutsche Welle/ Статья от 28.08.2013. URL: http://www.dw.de (дата обращения 30.11.2014).
  11. Официальный сайт Федерального кабинета министров ФГ. URL:  http://www.bundesregierung.de (дата обращения 01.02.2015).


Все статьи автора «Аркузин Михаил Геннадьевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: