Устойчивость личности, выражающаяся в особенностях индивидуального проявления различных ее компонентов (нравственно-ценностного, познавательно-содержательного, структурно-процессуального (деятельностного), личностного) и поведения в разнообразных ситуациях является важным качеством ее жизнедеятельности. Одним из компонентов устойчивой личности учеными признается успешность [1].
Анализ понятия «успех», основанное на изучении толкований различных словарей (социологического, экономического и др.), позволило выделить многообразие смыслов исследуемого содержания [2].
Успешный человек – это человек, достигнувший высоких результатов в какой-либо деятельности (общественной, профессиональной, учебной и др.), приложив для этого волевые усилия и получивший заслуженное признание и одобрение со стороны окружения (социального, профессионального, личного). Успешный человек испытывает состояние радости, уверенности, желание постигать и реализовывать новые вершины, вновь испытать торжество своих усилий и побед.
Понятие «успех» тесно связано с карьерой человека, являясь показателем его статуса, достижений в профессии и повышении уровня и качества жизни в целом. Не случайно, в современных бизнес-организациях основные модели развития карьеры основываются на показателе успешности специалистов, реализующих карьеру: «успешные профессионалы», «растущие профессионалы», «рядовые специалисты». Именно успешные профессионалы востребованы на рынке труда, так как воспринимают свою работу как процесс постоянного самосовершенствования, настроены на динамичную и позитивную профессиональную и должностную карьеру, наиболее полно соответствуют современным взглядам на оптимальное карьерное продвижение [3].
Способность быть успешным в профессии и жизни зависит от личностных качества и характеристик личности, среди которых мы выделяем:
- готовность учиться и развиваться самому (учить себя) непрерывно;
- умение управлять своим временем;
- здоровый образ жизни;
- уверенность, способность вдумчиво и спокойно принимать решения, быть лидером;
- устойчивость к неудачам и поражениям (психологическая устойчивость), умение воспринимать ту или иную ситуацию позитивно, преодолевать трудности;
- ответственность и осмысленность в поступках, ясность речи, умение мыслить быстро и четко;
- восприимчивость к чувствам другого человека, заботливость, умение оказать помощь, поддержку, проявление уважения;
- нацеленность на результат, его последовательную реализацию (умение ставить цель, планировать деятельность и качественно ее выполнять, при необходимости – корректировать);
- установка на сотрудничество;
- умение держать слово, честность и порядочность и др.
Сформированность данных качеств для личности рассматривается нами и как показатель ее успешности, и как необходимое условие ее устойчивости, обеспечивающее сохранение и развитие [4].
Объективная оценка качеств, способствующих/мешающих состоянию успеха, зависит от развития рефлексивных способностей [5]. Важно постоянно осознавать, что радует, к чему хочется возвращаться, какие трудности возникают, какими способами необходимо их преодолевать, и формулировать конкретные задачи собственного совершенствования: «Я буду работать над…», «Начну тогда-то…», «Первый мой шаг будет…» и т.д.
Понимание своих достоинств, придает человеку чувство внутренней свободы и уверенности в своих силах, усиливает стремление к позитивным преобразованиям. Не менее важно понимание профессионально положительных качеств, которые необходимо развивать в себе с целью создания будущей ситуации успеха и получения общественного признания.
Для человека осознание своего личного успеха во многом определяется его мировоззрением, образованностью и воспитанностью. Важно не то, что и сколько человек знает, а умение эффективно развивать свои способности (компетенции). В этой связи следует отметить, что развитие профессиональной и, прежде всего, карьерной компетентности личности является необходимым условием достижения положительных результатов в профессиональной деятельности, в умении определять перспективу своего самосовершенствования и саморазвития. Направленность развития придает осмысленность поступкам, действиям, понимание того, что и зачем необходимо сделать для достижения успешного результата. Успешный человек не спрашивает «Почему», успешный человек спрашивает «Как?», ставит цели, продумывает план и делает. Именно успешность действий в процессе достижения цели определяет успешность личности [6, 7, 8, 9].
Библиографический список
- Николаева Т.П., Бичева И.Б. Устойчивое личностно-профессиональное развитие студентов в вузе // Вестник Мининского университета. 2015. № 1 (9). С. 19. URL: http://mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik. (дата обращения: 10.10.2015).
- Бичева И.Б. Использование «Древа понятия» как средства познания и самостоятельного поиска знаний студентами // «Экономика и социум». 2014. №4-6(13). С. 141-148. URL: http: // http://www.iupr.ru (дата обращения: 10.10.2015).
- Куликова Т.С., Неделькина Ю.А., Бичева И.Б. Особенности карьерного продвижения в современных бизнес-организациях. В сборнике: Инновационные технологии управления Всероссийская научно-практическая конференция. 2014. С. 25-27.
- Николаева Т.П., Бичева И.Б. Образование как необходимое условие достижения устойчивого развития и основа будущего прогресса // Вестник Мининского университета. 2014. № 4 (8). С. 34. URL: http://mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik. (дата обращения: 10.10.2015).
- Бичева И.Б., Царева О.С. Рефлексия как условие развития личностных и профессиональных качеств обучающихся. // Роль науки в развитии общества: сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Сукиасян А.А., Уфа, 2015. С. 112-114.
- Бичева И.Б. Формирование образованности обучающихся как способ вхождения в мир науки, культуры и будущей профессии // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 12-3 (44). С. 174-178. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/12/40883 (дата обращения: 26.09.2015).
- Бичева И.Б. Роль профессиональной культуры в формировании карьерных устремлений менеджера сервисного предприятия // Успехи современного естествознания. 2015. № 8. С. 71-73. URL: http://www.rae.ru/use/?section=content&op=show_article&article_id=10004351 (дата обращения: 30.09.2015).
- Козлов Н.И. Формула успеха, или Философия жизни эффективного человека. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2003. – 304 с.
- Бичева И.Б. Формирование карьерной компетентности бакалавров экономики // «Вестник Мининского университета». 2014. № 2 (6). С. 11. URL: http: // http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik/archive/4(дата обращения: 10.10.2015).