УСПЕШНОСТЬ ЛИЧНОСТИ В УСТОЙЧИВОМ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ

Бичева Ирина Борисовна1, Нуреева Марьям Алексеевна2
1ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина», кандидат педагогических наук, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента
2ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина», студентка факультета управления и социально-технических сервисов

Аннотация
На основании содержания понятия «успех» делается вывод о важности успешности личности в профессии и ее карьерном продвижении. Показано, что успешный человек востребован на рынке труда, так как стремится к постоянному самосовершенствованию, настроен на динамичную и позитивную профессиональную и должностную карьеру. Успешность личности рассматривается как необходимый компонент ее устойчивости. Выделены личностные качества и характеристики личности, обеспечивающие ее успешность в профессии.

Ключевые слова: карьера, образованность, Успех, успешность, устойчивое личностно-профессиональное развитие


SUCCESS OF THE PERSONALITY IN SUSTAINABLE PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Bicheva Irina Borisovna1, Nureeva Mar'jam Alekseevna2
1Nizhniy Novgorod State Pedagogical University (Minin University), candidate of pedagogical sciences, an assistant professor of innovation technology the management
2Nizhniy Novgorod State Pedagogical University (Minin University), student of faculty of management and social and technical services

Abstract
On the basis of the content of the concept "success" the conclusion about importance of success of the personality in a profession and its career advance is drawn. It is shown that the successful person is demanded in labor market as seeks for continuous self-improvement, is adjusted on dynamic and positive professional and official career. Success of the personality is considered as a necessary component of her stability. The personal qualities and characteristics of the personality providing her success in a profession are marked out.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Бичева И.Б., Нуреева М.А. Успешность личности в устойчивом личностно-профессиональном развитии // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2015/10/12820 (дата обращения: 22.02.2024).

Устойчивость личности, выражающаяся в особенностях индивидуального проявления различных ее компонентов (нравственно-ценностного, познавательно-содержательного, структурно-процессуального (деятельностного), личностного) и поведения в разнообразных ситуациях является важным качеством ее жизнедеятельности. Одним из компонентов устойчивой личности учеными признается успешность [1].

Анализ понятия «успех», основанное на изучении толкований различных словарей (социологического, экономического и др.), позволило выделить многообразие смыслов исследуемого содержания [2].

Успешный человек – это человек, достигнувший высоких результатов в какой-либо деятельности (общественной, профессиональной, учебной и др.), приложив для этого волевые усилия и получивший заслуженное признание и одобрение со стороны окружения (социального, профессионального, личного). Успешный человек испытывает состояние радости, уверенности, желание постигать и реализовывать новые вершины, вновь испытать торжество своих усилий и побед.

Понятие «успех» тесно связано с карьерой человека, являясь показателем его статуса, достижений в профессии и повышении уровня и качества жизни в целом. Не случайно, в современных бизнес-организациях основные модели развития карьеры основываются на показателе успешности специалистов, реализующих карьеру: «успешные профессионалы», «растущие профессионалы», «рядовые специалисты». Именно успешные профессионалы востребованы на рынке труда, так как воспринимают свою работу как процесс постоянного самосовершенствования, настроены на динамичную и позитивную профессиональную и должностную карьеру, наиболее полно соответствуют современным взглядам на оптимальное карьерное продвижение [3].

Способность быть успешным в профессии и жизни зависит от личностных качества и характеристик личности, среди которых мы выделяем:

- готовность учиться и развиваться самому (учить себя) непрерывно;

- умение управлять своим временем;

- здоровый образ жизни;

- уверенность, способность вдумчиво и спокойно принимать решения, быть лидером;

- устойчивость к неудачам и поражениям (психологическая устойчивость), умение воспринимать ту или иную ситуацию позитивно, преодолевать трудности;

- ответственность и осмысленность в поступках, ясность речи, умение мыслить быстро и четко;

- восприимчивость к чувствам другого человека, заботливость, умение оказать помощь, поддержку, проявление уважения;

- нацеленность на результат, его последовательную реализацию  (умение ставить цель, планировать деятельность и качественно ее выполнять, при необходимости – корректировать);

- установка на сотрудничество;

- умение держать слово, честность и порядочность и др.

Сформированность данных качеств для личности рассматривается нами и как показатель ее успешности, и как необходимое условие ее устойчивости, обеспечивающее сохранение и развитие [4].

Объективная оценка качеств, способствующих/мешающих состоянию успеха, зависит от развития рефлексивных способностей [5]. Важно постоянно осознавать, что радует, к чему хочется возвращаться, какие трудности возникают, какими способами необходимо их преодолевать, и формулировать конкретные задачи собственного совершенствования: «Я буду работать над…», «Начну тогда-то…», «Первый мой шаг будет…» и т.д.

Понимание своих достоинств, придает человеку чувство внутренней свободы и уверенности в своих силах, усиливает стремление к позитивным преобразованиям. Не менее важно понимание профессионально положительных качеств, которые необходимо развивать в себе с целью создания будущей ситуации успеха и получения общественного признания.

Для человека осознание своего личного успеха во многом определяется его мировоззрением, образованностью и воспитанностью. Важно не то, что и сколько человек знает, а умение эффективно развивать свои способности (компетенции). В этой связи следует отметить, что развитие профессиональной и, прежде всего, карьерной компетентности личности является необходимым условием достижения положительных результатов в профессиональной деятельности, в умении определять перспективу своего самосовершенствования и саморазвития. Направленность развития придает осмысленность поступкам, действиям, понимание того, что и зачем необходимо сделать для достижения успешного результата. Успешный человек не спрашивает «Почему», успешный человек спрашивает «Как?», ставит цели, продумывает план и делает. Именно успешность действий в процессе достижения цели определяет успешность личности [6, 7, 8, 9].


Библиографический список
  1. Николаева Т.П., Бичева И.Б. Устойчивое личностно-профессиональное развитие студентов в вузе // Вестник Мининского университета. 2015. № 1 (9). С. 19. URL: http://mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik. (дата обращения: 10.10.2015).
  2. Бичева И.Б. Использование «Древа понятия» как средства познания и самостоятельного поиска знаний студентами // «Экономика и социум». 2014. №4-6(13). С. 141-148. URL: http: // http://www.iupr.ru  (дата обращения: 10.10.2015).
  3. Куликова Т.С., Неделькина Ю.А., Бичева И.Б. Особенности карьерного продвижения в современных бизнес-организациях. В сборнике: Инновационные технологии управления Всероссийская научно-практическая конференция. 2014. С. 25-27.
  4. Николаева Т.П., Бичева И.Б. Образование как необходимое условие достижения устойчивого развития и основа будущего прогресса // Вестник Мининского университета. 2014. № 4 (8). С. 34. URL: http://mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik. (дата обращения: 10.10.2015).
  5. Бичева И.Б., Царева О.С. Рефлексия как условие развития личностных и профессиональных качеств обучающихся. // Роль науки в развитии общества: сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Сукиасян А.А., Уфа, 2015. С. 112-114.
  6. Бичева И.Б. Формирование образованности обучающихся как способ вхождения в мир науки, культуры и будущей профессии // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 12-3 (44). С. 174-178. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/12/40883 (дата обращения: 26.09.2015).
  7. Бичева И.Б. Роль профессиональной культуры в формировании карьерных устремлений менеджера сервисного предприятия // Успехи современного естествознания. 2015. № 8. С. 71-73. URL: http://www.rae.ru/use/?section=content&op=show_article&article_id=10004351 (дата обращения: 30.09.2015).
  8. Козлов Н.И.  Формула успеха, или Философия жизни эффективного человека. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2003. –  304 с.
  9. Бичева И.Б. Формирование карьерной компетентности бакалавров экономики // «Вестник Мининского университета». 2014. № 2 (6). С. 11. URL: http: // http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik/archive/4(дата обращения: 10.10.2015).


Все статьи автора «olgatsareva»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: