Модернизация системы образования, переход к компетентностному подходу определили широкий и всесторонний интерес к проектному обучению. Развитие проектной деятельности как эффективной технологии вовлечения молодых людей в социально значимую деятельность актуализируется в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года» [1], где представлены ориентиры современной молодежной политики. Согласно «Стратегии развития молодежи РФ на период до 2025 года» [2] необходимо увеличение числа молодых людей, обладающих набором таких востребованных компетенций как проектное мышление, умение управлять проектами. Готовность молодежи к активным действиям в социальной среде определяется не только наличием профессиональных знаний, но, в первую очередь, опыта успешной реализации конкретных проектов. Использование проектных технологий является основой для развития практико-ориентированного обучения и выстраивания индивидуальных траекторий развития будущих специалистов.
Арзамасский филиал ННГУ имеет богатый опыт научной и методической работы в системе образования, подготовки квалифицированных педагогических кадров, поддержки молодежных инновационных проектов в различных сферах. [3, с.67-69] В образовательном процессе филиала не просто реализуются технологии проектного обучения, сложилась целостная система внутри которой можно выделить направления:
1. Научно-исследовательские проекты. Уже традиционными стали Неделя студенческой науки, научно-практическая конференция «Наука молодых», проводимые ежегодно в апреле в стенах филиала, где студенты демонстрируют высокий уровень научной культуры и представляют опыт своей исследовательской работы.
Из года в год растёт публикационная активность студентов. Опубликовано в 2012 г. – 194 статьи, в 2013 г. – 385 статей, в 2014 г. – более 300, из них: ВАК – 2, РИНЦ – 126. Студенты всё чаще принимают участие в конкурсах научно-исследовательских проектов. В 2014г. приняли участие в конкурсах различного уровня со 133 проектами, из которых: международных- 4 (дипломы I и II степени, диплом лауреата (2); всероссийских – 30 (дипломы I и III степени (12), диплом лауреата (3), почетная грамота (10); региональных – 5 (диплом I степени (2), диплом III степени, диплом лауреата); филиала – 90. Закономерно становятся призёрами различных научных конкурсов всероссийского и регионального масштабов (например, на III Всероссийском конкурсе молодых ученых «Фемида» (2 и 3 место).
Растёт популярность и география Регионального студенческого конкурса научно-исследовательских проектов «Наша новая школа», организуемого членами кафедры общей педагогики в рамках деятельности Научно-методического центра имени
В.П. Вахтерова при поддержке самого директора филиала. Задачами конкурса являются: развитие у студентов интереса к научному творчеству, творческого мышления и самостоятельности при решении научно-педагогических задач; формирование у студентов положительного отношения к педагогической профессии; выявление наиболее одаренных и талантливых студентов, использования их творческого и интеллектуального потенциала для решения актуальных проблем психолого-педагогических наук; подготовка из числа наиболее способных студентов научно-педагогических и научных кадров; вовлечение студентов в научно-исследовательскую деятельность.
В 2015 г. для участия в конкурсе поступило 19 проектов по направлениям: «Образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе современной школы в условиях реализации ФГОС»; «Гражданско-патриотическое воспитание молодежи»; «Технологические приёмы медиаобразования как средства формирования медиаграмотности обучающихся»; «Инклюзивное образование»; «Педагогика чтения».
Неоценимую роль в развитии проектной и научно-исследовательской деятельности студентов играет «Центр менеджмента научно-исследовательской работы», созданный на базе филиала в 2014 году. Ежемесячно им проводятся обучающие научно-практические семинары в рамках работы «Школы молодого учёного». Лучшие проекты представляются к участию в конкурсах на гранты организаций различного уровня.
Следует отметить, что студенты также помогают и преподавателям осуществлять работу в рамках проведения Нижегородского регионального тура Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского, ежегодно проводимого на базе АФ ННГУ.
2. Учебные проекты (в рамках изучения дисциплин и выполнения курсовых и дипломных проектов) предполагают использование совокупности исследовательских, поисковых, проблемных методов обучения, творческих по своей сути, благоприятствующих формированию соответствующих компетенций у будущих выпускников. Новой формой мотивации современных студентов к обучению является привлечение их к работам над реальными задачами, путем организации соответствующих тематических проектов по изучаемым дисциплинам, формирования проектных групп для их выполнения. Результаты проектирования традиционно представляются на открытых и зачётных мероприятиях по предмету, а также в виде публикаций и докладов на семинарах и конференциях. На кафедре общей педагогики действует «Научно-методический Центр им. В.П. Вахтерова», одной из главных задач которого является изучение, обобщение и распространение передового опыта в области профессиональной подготовки педагогических кадров для научно-инновационной деятельности. Ежегодно под руководством членов Центра совместно со студентами филиала разрабатываются учебно-педагогические проекты, которые реализуются в их профессиональной деятельности в период прохождения производственной и учебной практик в рамках проекта «Практика в системе профессионального образования и личностного роста студента-бакалавра». [4, с.142]
3. Воспитательные проекты. В 2015 г. филиал принимал участие во Всероссийском проекте «Бессмертный полк» в рамках 70-летия Победы в Великой отечественной войне. Студентами проведена большая работа по поиску информации, её обработке, а также её презентации; оформлены и представлены фотографии родных – участников войны, тружеников тыла на параде 9 мая.
Активное участие приняли в 2015 г. студенты 1 курса факультета дошкольного и начального образования во Всероссийском конкурсе молодежных проектов в г. Москва в номинациях «Молодежь, нуждающаяся в особой заботе государства» и «Толерантность, профилактика экстремизма и межнациональных отношений».
Выигран грант на Всероссийском конкурсе «Доброволец России – 2014», в результате чего была проведена презентация деятельности ОО «Российский Союз Молодёжи».
4. Социально-педагогические и экономические проекты. Студенты психолого-педагогического факультета постоянно вовлечены в социально-ориентированную профессиональную деятельность, что позволяет им успешно участвовать в соответствующих проектах различного формата. Так, в 2013-2014 уч.г. антинаркотический проект «Остановись и подумай» во Всероссийском конкурсе молодёжных авторских проектов, направленных на социально-экономическое развитие российских территорий «Моя страна – моя Россия» (г. Санкт Петербург) занял 2 место; подготовлен проект «Волонтёром быть здорово».
Студенты психолого-педагогического факультета работают по проекту «Безопасное детство – успешное будущее», который реализует Общественная организация «Педагогическое общество» г. Арзамаса совместно с АФ ННГУ им. Н.И. Лобачевского. Проект поддержан грантом Министерства образования и науки НО.
Традиционно студенты Арзамасского филиала посещают обучающие семинары (например, в рамках этнокультурного проекта «Я городом моим живу!» совместно с корпорацией РОСТ (г. Н. Новгород)).
Благодаря этому многие студенты Арзамасского филиала ННГУ обладают высоким уровнем гражданской культуры, входят в МОО «Наше Время», являются активными участниками социально-политических проектов, реализуемыми совместно с Молодежной палатой при Арзамасской городской Думе Нижегородской области. [5, c.80-84]По итогам участия и защиты проекта на Селигере в 2013-2014 уч.г. студент историко-филологического факультета был избран на должность руководителя регионального отделения Общероссийской общественной организации «РОССИЙСКИЙ СТУДЕНЧЕСКИЙ СОЮЗ».
Особо следует отметить, что филиал активно содействует развитию бизнес-идей студентов, создаёт условия не только для разработки бизнес-проектов, но и для их дальнейшей реализации, т.к. одним из ключевых направлений стратегии развития Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского является коммерциализация научных разработок.
Студенты проходят обучение по Федеральной программе «Ты – предприниматель» Нижегородской области в «Школе молодого предпринимателя», посещают научно-методические семинары в «Школе карьеры», принимают участие в различных мастер-классах, квестах, тренингах по планированию бизнес-карьеры («Перспектива – только вперед!», «С кем создавать бизнес?», «Думай по-крупному!», «Секреты инвестирования: презентация проекта» и др.), форумах (Всероссийский молодежный форум «Карьера ННГУ», «Дни МЕГА карьеры»), симпозиумах. Для этого привлекаются ведущие специалисты и бизнес-тренеры Н.Новгорода и России. Под руководством молодого, опытного, талантливого преподавателя филиала студенты прияли участие в VIII Областном конкурсе молодежных инновационных команд «РОСТ», в фестивале молодёжных инноваций «ИННОФЭСТ» для нижегородских вузов и научных организаций, в «Школе лидеров-инноваторов» (г. Н. Новгород).
На базе филиала в 2015 г. впервые проводился конкурс молодёжных инновационных проектов «Уникальные Научные Исследования Комплексного Обучения Молодёжи – 2015» («УНИКОМ-2015»), в котором приняли участие более 45 студентов и аспирантов, а его победители в каждой номинации подали заявки на предоставление гранта Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере по программе «УМНИК – «Весна – 15». Целью конкурса является выявление, популяризации и поддержка молодёжных инновационных проектов, повышение конкурентоспособности российской молодёжи посредством увеличения числа молодых людей, обладающих набором важнейших компетенций: способность генерировать инновации, наличие предпринимательских навыков, осознанное и ответственное социальное поведение, активное гражданское участие в общественной жизни, умение управлять проектами и заниматься научно-исследовательской деятельностью. Проекты представлены по нескольким направлениям: информационные технологии; медицина будущего; современные материалы и технологии их создания; новые приборы и аппаратные комплексы; биотехнологии; социальная инноватика, образование; торговля, услуги, туризм и гостиничный бизнес. [6, с.31]
5. Творческие проекты. В 2015 году филиал совместно с Центром карьеры ННГУ и Медиа-центром ННГУ подготовил уникальный для нижегородского рынка труда продукт – видео-резюме лучших выпускников ННГУ-2015, которое иллюстрирует профессиональный выбор, профессиональную мотивацию и широту профессиональных интересов студента, фиксирует оценку выпускником качества своей профессиональной подготовки и видения своего будущего.
Делегация студентов филиала принимала участие во всероссийском молодежном Форуме «Роль молодежных организаций в модернизации образования». Организатором является Федеральное агентство по делам молодежи Росмолодёжь при Правительстве РФ, которое проводит всероссийский конкурс молодёжных проектов, направленный на вовлечение молодёжи в творческую деятельность, повышение её гражданской активности и формирование здорового образа жизни молодого поколения.
Использование проектных технологий на сегодняшний день является перспективной инновационной организацией учебного процесса, позволяет повысить его эффективность. Получаемые студентами в ходе проектного обучения навыки позволяют им в дальнейшем определять важную для себя цель, искать и коллективно реализовать пути её достижения, в том числе и в своей будущей профессиональной деятельности. Учебный процесс при этом становится творческим, насыщенным, увлекательным, а самое главное, эффективным.
Библиографический список
- Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года; Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134 (дата обращения: 05.10.2015).
- Стратегии развития молодежи РФ на период до 2025 года; Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/39133.html (дата обращения: 05.10.2015).
- Лёвкина Е.В., Иванцова Е.С. Игровые технологии в обучении будущих педагогов// Alma mater (Вестник высшей школы). – 2015. – № 3. – С. 67-69.
- Миронычева В.Ф., Кузина И.В., Марина А.В. Технологии профессионального самообразования и личностного роста студента-бакалавра при организации практики в опыте деятельности Арзамасского филиала ННГУ //Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2014. – № 3. – С. 142.
- Лёвкина Е.В. Оценка эффективности организации гражданского воспитания студентов педагогического вуза// Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2013. – № 33. – С. 80-84.
- Левкина Е.В., Иванцова Е.С. Формирование лидерских качеств будущих педагогов// Электронный научно-практический журнал Культура и образование. – 2014. - № 12 (16). – С. 31.