УДК 378.14

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ

Лёвкина Елена Викторовна
Арзамасский филиал, Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии педагогического образования

Аннотация
Данная статья посвящена описанию опыта реализации технологии проектного обучения в Арзамасском филиале ННГУ по пяти направлениям: научно-исследовательские проекты, учебные проекты, воспитательные проекты, социально-педагогические и экономические проекты, творческие проекты, где особое внимание уделяется поддержке молодежных инновационных проектов. Проектное обучение рассматривается как перспективная инновационная организация учебного процесса, позволяющая повысить его эффективность.

Ключевые слова: воспитательные проекты, инновационные проекты, научно-исследовательские проекты, проектное обучение, социально-педагогические и экономические проекты, творческие проекты, учебные проекты


THE USE OF TECHNOLOGY PROJECT-BASED LEARNING

Levkina Elena Viktorovna
Arzamas Branch of Nizhny Novgorod State University
Candidate of pedagogic sciences, associate Professor of education and psychology teacher education

Abstract
This article describes the experience of implementation of project learning technology in Arzamas branch of Nizhny Novgorod state University in five areas: research projects, educational projects, educational projects, socio-educational and economic projects, creative projects, with particular emphasis on supporting youth innovation projects. Project-based learning is seen as a promising innovative organization of the educational process, allowing to increase its effectiveness.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Лёвкина Е.В. Использование технологий проектного обучения // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/10/12732 (дата обращения: 29.09.2017).

Модернизация системы образования, переход к компетентностному подходу определили широкий и всесторонний интерес к проектному обучению. Развитие проектной деятельности как эффективной технологии вовлечения молодых людей в социально значимую деятельность актуализируется в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года» [1], где представлены ориентиры современной молодежной политики. Согласно «Стратегии развития молодежи РФ на период до 2025 года» [2] необходимо увеличение числа молодых людей, обладающих набором таких востребованных компетенций как проектное мышление, умение управлять проектами. Готовность молодежи к активным действиям в социальной среде определяется не только наличием профессиональных знаний, но, в первую очередь, опыта успешной реализации конкретных проектов. Использование проектных технологий является основой для развития практико-ориентированного обучения и  выстраивания индивидуальных траекторий развития будущих специалистов.

Арзамасский филиал ННГУ имеет богатый опыт научной и методической работы в системе образования, подготовки квалифицированных педагогических кадров, поддержки молодежных инновационных проектов в различных сферах. [3, с.67-69] В образовательном процессе филиала не просто реализуются технологии проектного обучения, сложилась целостная система внутри которой можно выделить направления:

1. Научно-исследовательские проекты. Уже традиционными стали Неделя студенческой науки, научно-практическая конференция «Наука молодых», проводимые ежегодно в апреле в стенах филиала, где студенты демонстрируют высокий уровень научной культуры и представляют опыт своей исследовательской работы.

Из года в год растёт публикационная активность студентов. Опубликовано в 2012 г. – 194 статьи, в 2013 г. – 385 статей, в 2014 г. – более 300, из них: ВАК – 2, РИНЦ – 126. Студенты всё чаще принимают участие в конкурсах научно-исследовательских проектов. В 2014г. приняли участие в конкурсах различного уровня  со 133 проектами, из которых: международных- 4 (дипломы I  и II степени, диплом лауреата (2); всероссийских – 30 (дипломы I  и III степени (12), диплом лауреата (3), почетная грамота (10); региональных – 5 (диплом I степени (2), диплом III степени, диплом лауреата); филиала – 90. Закономерно становятся призёрами различных научных конкурсов всероссийского и регионального масштабов (например, на III Всероссийском конкурсе молодых ученых «Фемида» (2 и 3 место).

Растёт популярность и география Регионального студенческого конкурса научно-исследовательских проектов «Наша новая школа», организуемого членами кафедры общей педагогики в рамках деятельности Научно-методического центра имени
В.П. Вахтерова при поддержке самого директора филиала. Задачами конкурса являются: развитие у студентов интереса к научному творчеству, творческого мышления и самостоятельности при решении научно-­педагогических задач; формирование у студентов положительного отношения к педагогической профессии; выявление наиболее одаренных и талантливых студентов, использования их творческого и интеллектуального потенциала для решения актуальных проблем психолого-педагогических наук; подготовка из числа наиболее способных студентов научно-­педагогических и научных кадров; вовлечение студентов в научно-исследовательскую деятельность.

В 2015 г. для участия в конкурсе поступило 19 проектов по направлениям: «Образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе современной школы в условиях реализации ФГОС»; «Гражданско-патриотическое воспитание молодежи»; «Технологические приёмы медиаобразования как средства формирования медиаграмотности обучающихся»; «Инклюзивное образование»; «Педагогика чтения».

Неоценимую роль в развитии проектной и научно-исследовательской деятельности студентов играет «Центр менеджмента научно-исследовательской работы», созданный на базе филиала в 2014 году. Ежемесячно им проводятся обучающие научно-практические семинары в рамках работы «Школы молодого учёного». Лучшие проекты представляются к участию в конкурсах на гранты организаций различного уровня.

Следует отметить, что студенты также помогают и преподавателям осуществлять работу в рамках проведения Нижегородского регионального тура Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского, ежегодно проводимого на базе АФ ННГУ.

2. Учебные проекты (в рамках изучения дисциплин и выполнения курсовых и дипломных проектов) предполагают использование совокупности исследовательских, поисковых, проблемных методов обучения, творческих по своей сути, благоприятствующих формированию соответствующих компетенций у будущих выпускников. Новой формой мотивации современных студентов к обучению является привлечение их к работам над реальными задачами, путем организации соответствующих тематических проектов по изучаемым дисциплинам, формирования проектных групп для их выполнения. Результаты проектирования традиционно представляются на открытых и зачётных мероприятиях по предмету, а также в виде публикаций и докладов на семинарах и конференциях. На кафедре общей педагогики действует «Научно-методический Центр им. В.П. Вахтерова», одной из главных задач которого является изучение, обобщение и распространение передового опыта в области профессиональной подготовки педагогических кадров для научно-инновационной деятельности. Ежегодно под руководством членов Центра совместно со студентами филиала разрабатываются учебно-педагогические проекты, которые реализуются в их профессиональной деятельности в период прохождения производственной и учебной практик в рамках проекта «Практика в системе профессионального образования и личностного роста студента-бакалавра». [4, с.142]

3. Воспитательные проекты. В 2015 г. филиал принимал участие во Всероссийском проекте «Бессмертный полк» в рамках 70-летия Победы в Великой отечественной войне. Студентами проведена большая работа по поиску информации, её обработке, а также её презентации; оформлены и представлены фотографии родных – участников войны, тружеников тыла на параде 9 мая.

Активное участие приняли в 2015 г. студенты 1 курса факультета дошкольного и начального образования во Всероссийском конкурсе молодежных проектов в г. Москва в номинациях «Молодежь, нуждающаяся в особой заботе государства» и «Толерантность, профилактика экстремизма и межнациональных отношений».

Выигран грант на Всероссийском конкурсе «Доброволец России – 2014», в результате чего была проведена презентация деятельности ОО «Российский Союз Молодёжи».

4. Социально-педагогические и экономические проекты. Студенты психолого-педагогического факультета постоянно вовлечены в социально-ориентированную профессиональную деятельность, что позволяет им успешно участвовать в соответствующих проектах различного формата. Так, в 2013-2014 уч.г. антинаркотический проект «Остановись и подумай» во Всероссийском конкурсе молодёжных авторских проектов, направленных на социально-экономическое развитие российских территорий «Моя страна – моя Россия» (г. Санкт Петербург) занял 2 место; подготовлен проект «Волонтёром быть здорово».

Студенты психолого-педагогического факультета работают по проекту «Безопасное детство – успешное будущее», который реализует Общественная организация «Педагогическое общество» г. Арзамаса совместно с АФ ННГУ им. Н.И. Лобачевского. Проект поддержан грантом Министерства образования и науки НО.

Традиционно студенты Арзамасского филиала посещают обучающие семинары (например, в рамках этнокультурного проекта «Я городом моим живу!» совместно с корпорацией РОСТ (г. Н. Новгород)).

Благодаря этому многие студенты Арзамасского филиала ННГУ обладают высоким уровнем  гражданской культуры, входят в МОО «Наше Время», являются активными участниками социально-политических проектов, реализуемыми совместно с Молодежной палатой при Арзамасской городской Думе Нижегородской области. [5, c.80-84]По итогам участия и защиты проекта на Селигере в 2013-2014 уч.г. студент историко-филологического факультета был избран на должность  руководителя регионального отделения  Общероссийской  общественной  организации  «РОССИЙСКИЙ СТУДЕНЧЕСКИЙ СОЮЗ».

Особо следует отметить, что филиал активно содействует развитию бизнес-идей студентов, создаёт условия не только для разработки бизнес-проектов, но и для их дальнейшей реализации, т.к. одним из ключевых направлений стратегии развития Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского является коммерциализация научных разработок.

Студенты проходят обучение по Федеральной программе «Ты – предприниматель» Нижегородской области в «Школе молодого предпринимателя», посещают научно-методические семинары в «Школе карьеры», принимают участие в различных мастер-классах, квестах, тренингах по планированию бизнес-карьеры («Перспектива – только вперед!», «С кем создавать бизнес?», «Думай по-крупному!», «Секреты инвестирования: презентация проекта» и др.), форумах (Всероссийский молодежный форум «Карьера ННГУ», «Дни МЕГА карьеры»), симпозиумах. Для этого привлекаются ведущие специалисты и бизнес-тренеры Н.Новгорода  и России. Под руководством молодого, опытного, талантливого преподавателя филиала студенты прияли участие в VIII Областном конкурсе молодежных инновационных команд «РОСТ», в фестивале молодёжных инноваций «ИННОФЭСТ» для нижегородских вузов и научных организаций, в «Школе лидеров-инноваторов» (г. Н. Новгород).

На базе филиала в 2015 г. впервые проводился конкурс молодёжных инновационных проектов «Уникальные Научные Исследования Комплексного Обучения Молодёжи – 2015» («УНИКОМ-2015»), в котором приняли участие более 45 студентов и аспирантов, а его победители в каждой номинации подали заявки на предоставление гранта Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере по программе «УМНИК – «Весна – 15». Целью конкурса является выявление, популяризации и поддержка молодёжных инновационных проектов,  повышение конкурентоспособности российской молодёжи посредством увеличения числа молодых людей, обладающих набором важнейших компетенций: способность генерировать инновации, наличие предпринимательских навыков, осознанное и ответственное социальное поведение, активное гражданское участие в общественной жизни, умение управлять проектами и заниматься научно-исследовательской деятельностью. Проекты представлены по нескольким направлениям: информационные технологии; медицина будущего; современные материалы и технологии их создания; новые приборы и аппаратные комплексы; биотехнологии; социальная инноватика, образование; торговля, услуги, туризм и гостиничный бизнес. [6, с.31]

5. Творческие проекты. В 2015 году филиал совместно с Центром карьеры ННГУ и Медиа-центром ННГУ подготовил уникальный для нижегородского рынка труда продукт – видео-резюме лучших выпускников ННГУ-2015, которое иллюстрирует профессиональный выбор, профессиональную мотивацию и широту профессиональных интересов студента, фиксирует оценку выпускником качества своей профессиональной подготовки и видения своего будущего.

Делегация студентов филиала принимала участие во всероссийском молодежном Форуме «Роль  молодежных организаций в модернизации образования». Организатором является Федеральное агентство по делам молодежи Росмолодёжь при Правительстве РФ, которое проводит всероссийский конкурс молодёжных проектов, направленный на вовлечение молодёжи в творческую деятельность, повышение её гражданской активности и формирование здорового образа жизни молодого поколения.

Использование проектных технологий на сегодняшний день является перспективной инновационной организацией учебного процесса, позволяет повысить его эффективность. Получаемые студентами в ходе проектного обучения навыки позволяют им в дальнейшем определять важную для себя цель, искать и коллективно реализовать пути её достижения, в том числе и в своей будущей профессиональной деятельности. Учебный процесс при этом становится творческим, насыщенным, увлекательным, а самое главное, эффективным.


Библиографический список
  1. Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года; Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134 (дата обращения: 05.10.2015).
  2. Стратегии развития молодежи РФ на период до 2025 года; Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/39133.html (дата обращения: 05.10.2015).
  3. Лёвкина Е.В., Иванцова Е.С. Игровые технологии в обучении будущих педагогов// Alma mater (Вестник высшей школы). – 2015. – № 3. – С. 67-69.
  4. Миронычева В.Ф., Кузина И.В., Марина А.В. Технологии профессионального самообразования и личностного роста студента-бакалавра при организации практики в опыте деятельности Арзамасского филиала ННГУ //Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2014. – № 3. – С. 142.
  5. Лёвкина Е.В. Оценка эффективности организации гражданского воспитания студентов педагогического вуза// Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2013. – № 33. – С. 80-84.
  6. Левкина Е.В., Иванцова Е.С. Формирование лидерских качеств будущих педагогов// Электронный научно-практический журнал Культура и образование. – 2014. - № 12 (16). – С. 31.


Все статьи автора «Лёвкина Елена Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: