Актуальность формирования интеллектуальной культуры личности как фактора профессиональной деятельности обусловлена социокультурными изменениями, которые показывают, что существующее образование не удовлетворяет актуальным запросам общества. В период перехода на двухуровневую систему высшего профессионального обучения существует потребность в интеллектуально развитой личности, обладающей ключевыми компетенциями.
В современном мире происходит постоянное обновление информации, поэтому постоянное самосовершенствование, стремление к успеху является необходимым условием не только для выпускников вузов, но и для специалистов с большим опытом. Чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда, необходимо постоянно учиться. Согласимся с мнением ряда авторов, что основополагающим в современном образовании «является постоянное развитие человека как субъекта деятельности на всём протяжении его жизни, освоение им новых экономических условий, повышение настоящей и будущей жизнеспособности» [1, с.19].
В информационном обществе уровень развития его членов становится главным стратегическим ресурсом, важным фактором развития экономики, что значительно повышает статус образования, предъявляет новые требования к его уровню и качеству [2, с 9].
Н.А. Эмих выделяет основные признаки инновационной парадигмы образования: «человек, способный к саморазвитию и самообразованию через всю жизнь, содержание образования – опыт саморазвития, формы – индивидуальное самообразование» [3, с. 94].
Н.Б. Крылова [4, с.14] определяет следующие составляющие культуры специалиста, которые можно отнести к выпускнику любого направления подготовки: системы знаний и интересов, определяющих кругозор личности; системы убеждений, образующих мировоззренческий уровень; систему умений и развитых на их основе, проявляющихся в практической деятельности; системы индивидуальных норм поведения и освоенных методов деятельности; системы социальных чувств, образующих уровень эмоциональной культуры.
Культура личности – это комплекс характеристик (знаний, качеств, привычек, способов достижения задуманного, ценностных ориентаций, творческих успехов), который позволяет ей жить в гармонии с общечеловеческой, национальной культурой, развивать и общество, и индивидуальное своеобразие своей личности [5, с.5].
Культура личности, по мнению О.С. Газмана, включает в себя несколько сторон развития: духовно нравственная, культура общения, интеллектуальная (познавательная) культура, эстетическая, экономическая, экологическая, политическая, информационная, правовая культура, культура труда и т.д. Интеллектуальная культура является одной из составных частей базовой культуры личности.
В связи с перестройкой системы высшего профессионального образования в Российском образовании вводится компетентностный подход, в задачи которого входит овладение выпускниками общекультурными и профессиональными компетенциями, разработкой которых занимаются многие учёные и специалисты [6; 7; 8; 9]. Востребованными являются не только дипломы о высшем образовании, а «их подтверждение в виде конкретных компетентностей, включающих практические умения, навыки, готовность их реализовывать» [10, с.3].
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом третьего поколения (ФГОС ВПО – 3), мы можем утверждать, что овладение общекультурными и профессиональными компетенциями – это не только сумма знаний, умений и навыков, но и способы действий в определённой ситуации.
Элементы интеллектуальной культуры и её формирование в целом обеспечивают личностную и профессиональную самостоятельность будущих экономистов. Востребованность будущих экономистов, обладающих интеллектуальной культурой, обусловлено требованиями рынка.
По мнению Д. Халперн «образование, рассчитанное на перспективу, должно строится на основе двух неразлучных принципов: умения быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации и находить нужное, и умения осмыслить и применить полученную информацию» [11, с.20].
Будущий экономист должен осваивать постоянно растущий поток информации, связанный с его непосредственной деятельностью, с другой – творчество, умение находить новые, нестандартные решения, требует широкой эрудиции и обладания сведениями из смежных областей знания.
Интеллектуальная культура может способствовать не только личностному, но и профессиональному росту будущих экономистов по следующим критериям: компетентность, активность, ответственность, конкурентоспособность, креативность, мобильность. Интеллектуальная культура – важный фактор личностного и профессионального роста выпускника. Важно, чтобы каждый выпускник эффективно использовал свой интеллектуальный потенциал, «а это в значительной степени определяется общей его культурой» [12, с.258].
И. С. Ладенко ставит вопрос о том, насколько необходимо выделять интеллектуальную культуру отдельных специалистов, «рассматривать её в различных условиях пространства и времени» [13, с. 15]. Автор также утверждает, что такой подход даёт возможность изучать структуру и динамику интеллектуальной культуры, её виды, их взаимоотношения и взаимодействия или изменения с течением времени. Также И.С. Ладенко акцентирует внимание на условиях деятельности, содержании и частоте появления качественно новых проблем и задач.
По нашему мнению, в формировании интеллектуальной культуры будущих экономистов необходимо учитывать как интеллектуальную среду, так и характер вуза, в котором реализуется интеллектуальная деятельность.
Феноменом интеллектуальной культуры будущего экономиста, по нашему предположению являются: знания в области экономики; умения эффективно решать модели экономических проблем в процессе обучения; осознание значимости интеллектуальных умений; владение интеллектуальными умениями.
Интеллектуальная культура будущего экономиста формируется в процессе интеллектуальной деятельности. Согласимся с мнением В. П. Ивановой, что «в условиях стихийного развития интеллектуальная культура остаётся уделом избранных, в специально организованных условиях она может стать среднестатистической нормой» [14, с.137].
В связи с присоединением России к Болонскому процессу и переходом на двухуровневое образование, интерес к изучению иностранного языка возрастает. Так как «в широком смысле слова Болонский процесс – это часть общего сценария, в котором люди, идеи и информация свободно перемещаются через границы государств» [15, с.19].
Обучение иностранному языку играет важную роль в формировании интеллектуальной культуры будущих экономистов в процессе профессиональной подготовки. Происходит развитие интеллектуальных умений, мыслительных операций: анализ, синтез, сопоставление, интерпретация, развитие памяти. «Иностранный язык» как предмет, также повышает общую культуру студентов, расширяет кругозор, повышает интерес к дальнейшему изучению языка.
Мы провели контент-анализ УМК, учебных программ и учебных пособий и установили межпредметные связи на основе общей идеи, концепций, понятий, способствующих формированию интеллектуальной культуры будущих экономистов.
На первом курсе экономического факультета со студентами проводятся интегрированные занятия по иностранному языку. Занятия включают в себя темы дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла. Предметы «Деловая этика» и «Деловое общение» включены в курс дисциплины «Иностранный язык» «Деловой немецкий». Целью данного курса является обучение студентов деловой лексике, умению составлять автобиографию, резюме, написанию делового письма, ведению деловых и телефонных переговоров. Знания, полученные студентами-экономистами при изучении данных предметов, оказывают большое влияние на формирование интеллектуальной культуры личности, на готовность к дальнейшему овладению профессиональных знаний.
Также, на занятиях со студентами-экономистами второго курса по иностранному языку рассматриваются такие основные экономические понятия, как экономика, труд, валюта, деньги, рынок, рыночная экономика, кредит, банк, предприятие, спрос, предложение.
Таким образом, усвоенные понятия в курсе изучения иностранного языка, являются необходимой предпосылкой для активизации познавательной деятельности при изучении дисциплин социального и экономического циклов («Деловая этика», «Деловое общение», «Микроэкономика», «Макроэкономика»). Знания же, полученные в курсах дисциплин социального и экономического циклов, способствуют актуализации экономических понятий в рамках дисциплины «Иностранный язык», более глубокому их осознанию и сохранению в памяти.
В контексте нашего исследования под понятием «интеллектуальная культура будущих экономистов» мы понимаем организацию умственного труда, позволяющую ставить цели, самостоятельно и самоорганизованно планировать деятельность, владеть различными мыслительными приёмами, работать с источниками экономической информации, уметь решать модели экономических проблем, иметь навыки работы с компьютером, как средством управления информацией, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях.
Интеграция специальных дисциплин и иностранного языка является важным условием формирования интеллектуальной культуры в процессе профессиональной подготовки. Интегрированным результатом этого процесса следует назвать: умения анализировать новые ситуации и применять для их анализа уже имеющиеся знания; умение интерпретировать экономические знания; умения обобщать, систематизировать и классифицировать полученную информацию; умения выделять главное; умения сравнивать полученные результаты.
Библиографический список
- Поляков, В. Н. Психология предпринимательства и бизнес-консультирование [Текст] / В. П. Поляков // Психология в бизнесе: Ежеквартальный практический журнал. – 1997. – июль-декабрь, – С.122 – 126.
- Информационные и коммуникационные технологии в образовании : учебно-методическое пособие / И. В. Роберт, С. В. Панюкова, А. А. Кузнецов, А. Ю. Кравцова; под ред. И. В. Роберт. – М.: Дрофа, 2008. – 312 с.
- Эмих, Н. А. Культурная парадигма современного образования: Философско-антропологические основания. – М.: Логос, 2012. – 175 с.
- Крылова, Н. Б. Формирование культуры будущего специалиста: Методическое пособие. – М.: Высшая школа, 1990. – 142 с.
- Базовая культура личности: теоретические и методические проблемы. Сб.науч.тр. Под ред. О. С. Газмана. – М.: Изд. АПН СССР, 1989. – 150 с.
- Голуб, Г. Б., Коган Е. Я., Фишман, И. С. Оценка уровня сформированности ключевых профессиональных компетентностей выпускников УНПО: подходы и процедуры / Вопросы образования №2, 2008. С. 161-185
- Ефремова, Н. Ф. Компетенции в образовании: формирование и оценивание / Н. Ф. Ефремова. – Москва, Издательство «Национальное образование», 2012. – 416 с.
- Зимняя, И. А. Компетентностный подход: каково его место в системе современных подходов к проблеме образования? (теоретико-методологический аспект) // Высшее образование сегодня №8, 2006. С.20 – 26.
- Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы // Народное образование. – 2003. – № 2. – с. 58-64.
- Панфилова, А. П. Инновационные педагогические технологии : Активное обучение : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / А. П. Панфилова. – 3-е изд., испр. – М. : Издательский центр «Академия», 2012. – 192 с.
- Халперн, Д. Психология критического мышления – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 512 с.
- Трощенко, Г. Я. О программе работ по повышению эффективности использования интеллектуальной культуры специалистов // Интеллектуальная культура специалиста. – Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1988. – с.258-267
- Ладенко, И. С. Интеллектуальная культура специалистов и средства её формирования // Интеллектуальная культура специалиста. – Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1988. – С.14-27
- Иванова, В. П., Феноменология интеллектуальной культуры: общие характеристики // Вестник Томского государственного университета. 2010.- №134. С.132-137.
- Болонский процесс и его значение для России. Интеграция высшего образования в Европе – М.: РЕЦЭП, 2005. – 199 с.